Автор: Воробьёва Ирина Георгиевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №1 им. Ю. А. Розума"
Населённый пункт: город Сатка, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные конкурсы: плюсы и минусы."
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель Воробьева И.Г.
МБОУ ДО «ДШИ №1» имени Ю.А. Розума г. Сатка
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ….
В увлечении триумфами наших лауреатов, не следует закрывать глаза на некоторые тене-
вые стороны конкурсов, обнаружившиеся уже достаточно явственно и внушающие с каждым
годом все большие опасения за дальнейшее развитие этого дела и его влияние на судьбы музы-
кально-исполнительского искусства. И, конечно, результаты участия в конкурсах учащихся не
могут рассматриваться, как объективные, достоверные показатели их таланта, их артистических
качеств.
Во-первых, конкурсы проходят по однотипной для всех участвующих программе. Состав-
лена программа, как правило, из произведений всех основных стилей музыкальной литературы,
а, нередко, включающей еще исполнение, так называемой, обязательной пьесы — одной и той
же для всех соревнующихся. Предполагается, что это ставит их в равные условия и тем способ-
ствует наиболее объективному сравнению, наиболее справедливой оценке состязающихся.
Между тем это далеко не так. Художественный талант всегда индивидуальность, а индивиду-
альность — это обычно нечто резко очерченное, то есть от чего-то отграниченное, не всеядное.
Среди больших пианистов, скрипачей, певцов не столь уж часто встречаются такие, которые
исполняли бы всё одинаково хорошо; и у них, как у актеров, имеются свои амплуа. Шаляпин
был гениален в Мусоргском, но ему не давались Вагнер и почти весь Чайковский; Бузони был
недосягаем в Бахе и Листе, но не любил и не играл Шумана, да и Шопена трактовал настолько
своеобразно и спорно, что вызывал недоумение и даже возмущение многих слушателей.
Искусство требует иного подхода, иных критериев, чем спорт.
Основное назначение конкурсов — выделить из числа соревнующихся лучших, наиболее
талантливых и перспективных, будущих орлов исполнительского искусства. Но, как известно,
«орлам случается и ниже кур спускаться, а курам никогда до облаков не подняться».
Например, в 1890 году в Петербурге на первом «рубинштейновском» конкурсе пианистов
первое место было присуждено посредственному пианисту Дубасову, а гениальный Бузони
остался без премии; что в 1910 году на последнем таком же конкурсе не получил премии заме-
чательный пианист Артур Рубинштейн, намного превосходивший получившего ее малозначи-
тельного пианиста Гена.
Впрочем, дело здесь не только в программе, но и в трудности угодить одновременно
разным членам жюри с их по неизбежности разными вкусами. В этом отношении шансы на-
брать большее количество очков, также, скорее, на стороне исполнения корректного, более или
менее безличного и, потому приемлемого для всех «судей», чем у интерпретации ярко индиви-
дуальной и, стало быть, спорной, способной, быть может, восхитить одного-двух членов жюри,
крайне раздражив, зато остальных.
Положение усугубляется еще тем, что большую часть жюри составляют обычно музы-
канты-педагоги, самой своей профессией приученные быть придирчиво требовательными к
«правильности» исполнения, особенно нетерпимыми ко всякого рода артистическим вольно-
стям, отступлениям от школьных «канонов».
Все сказанное естественно приводит к тому, что на конкурсах в наиболее выгодном поло-
жении оказываются не столько талантливые артисты, сколько хорошие ученики.
В этом, может быть, и не было бы большой беды, если бы не разгоревшийся вокруг кон-
курсов нездоровый ажиотаж.
Вот, например, что говорил профессор Московской консерватории Яков Флиэр: «…Моло-
дежь заразилась конкурсной горячкой, и многие из них даже не представляют себе нормального
процесса обучения с определенными учебными, да и моральными, если хотите, нормами.… В
жизни молодого музыканта бывают периоды, когда ему нужно углубленно работать над тем
или иным стилем, автором. Вместо этого молодой человек учит, как правило, довольно стан-
дартную конкурсную программу. Все это приводит порой к узости репертуара, к узости музы-
кального развития, да к тому же вырабатывает какое-то спортивное отношение к музыке…»
Какие реформы нужны в конкурсном деле?
Во-первых, если не отказаться вовсе от конкурсов, то сделать такое участие в конкурсных
соревнованиях гораздо более редким — например, не чаще, чем раз в пять лет по каждой специ-
альности.
Во-вторых, не вводить в жюри преподавателей соревнующихся; сделать более свободной
(в идеале — совсем свободной) конкурсную программу; резко сократить количество премий.
В-третьих, проводить более частые (не периодические) конкурсы специального назначе-
ния, например — на исполнение произведений определенного автора.
Вероятно, эти предложения не бесспорны и не единственно возможные.
Что дают РЕБЕНКУ конкурсы в рамках музыкального образования?
В наше время этот вопрос не менее актуален.
Заинтересовавшись ответом на этот вопрос, стала искать информацию в разных источни-
ках.
На глаза попался интересный вопрос мамы первоклассника ДМШ, которая утверждает,
что не имеет ни малейшего отношения к музыкальному образованию: «Зачем участие в конкур-
сах нужно ребенку в процессе его образования? Не учителю (здесь все ясно: аттестация, разря-
ды, репутация), не школе (рейтинг и престиж), не родителям (вполне понятные амбиции), а
самому ребенку? Что ему конкурсы дают? Спрашиваю, потому что с большим скепсисом отно-
шусь, например, к всевозможным олимпиадам по общеобразовательным предметам»
Один из ответов, который заинтересовал автора доклада:
«Очень много они дают ребенку. Говорю по себе. Это какая радость, когда ты побежда-
ешь, достигаешь вполне определенных результатов. Стимул развиваться дальше, идти к новым
победам. К тому же, участие в конкурсах делает ребенка психологически устойчивым к стрес-
совым ситуациям, дисциплинирует (ибо нужно больше и чаще заниматься). Тем более, когда
есть определенная цель, то есть, подготовить программу к определенному конкурсному дню,
мне кажется, это огромный толчок и шаг вперед. Тем более, соревнование для ребенка – всегда
интересно. Скучно бывает играть, и нигде не выступать…..»
Так все-таки, нужны ли музыкальные конкурсы? Вредны ли они или полезны?
Народный
артист
СССР,
председатель
жюри
конкурса
виолончелистов
имени
П.И.Чайковского, Шафран Д. Б., высказывает свое мнение: «Уже много лет обсуждаются эти
вопросы. Очевидно, что простого и однозначного ответа на них найти невозможно. Как мне
представляется, несмотря на несомненные недостатки, конкурсы более полезны, чем вредны.
Главный позитивный аспект, который несут в себе конкурсы, — это то, что они открывают ис-
тинные таланты и дают им возможность приобрести известность, быстро влиться в когорту ис-
полнителей-концертантов.
Негативные аспекты конкурсов я вижу в следующем: во время подготовки к соревнова-
нию — а непосредственно подготовительный период длится обычно весьма долго — молодые
музыканты искусственно сужают свои музыкальные горизонты, ограничивая себя штудирова-
нием только конкурсного репертуара. Они сосредоточиваются на сравнительно небольшом ко-
личестве произведений, причем работа над ними порой превращается в зубрежку, а контакт с
педагогом — в натаскивание. Между тем в это же самое время они как музыканты могли бы
больше двигаться вперед, как в совершенствовании сугубо исполнительского мастерства, так и
в расширении своего кругозора.
Кстати сказать, одна из главных трудностей, которую испытываем мы — члены жюри:
ведь на деле нам приходится судить конкурсанта не по его потенциальным возможностям, а со-
гласно тому, что он смог показать во время конкурсных прослушиваний. Это ужасная дилемма.
Искусство — это не спорт, где критериями оценки служат объективные показатели — метры,
секунды и т. д. На конкурсах мы сталкиваемся с музыкантами совершенно разных индивиду-
альностей, порой, абсолютно несравнимых.
Сегодня перед нашими глазами множество самых разных судеб победителей конкурсов;
одни, получив в свое время премии, постепенно стали выдающимися артистами, другие не
смогли удержаться на уровне своих высоких наград и не оставили какого бы то ни было следа в
современном исполнительстве. Поэтому важно понять следующее; победа на конкурсе — это
только старт. А дальше жизнь сама выносит окончательные оценки — самые правильные, прав-
дивые и объективные….»
Детские исполнительные конкурсы повсеместно играют большую роль в деле выявления
молодых талантов. Но по отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности суще-
ствуют разные мнения.
Попробуем рассмотреть плюсы и минусы участия в конкурсах.
Сторонники считают, что это:
Повышение профессионального уровня;
Совершенствование музыкальных навыков;
Возможность показать себя;
Преодоление скованности и зажатости;
Выявление роста в профессиональном уровне;
Выявление недочетов;
Возможность контролировать свои эмоции;
Знакомство с творчеством других исполнителей.
Противники утверждают, что конкурсы это:
Чрезмерная нервная нагрузка;
Необъективность членов жюри;
Не дают сосредоточиться на той или иной проблеме, улучшить ту или иную сторону
игры;
Расширить репертуарный кругозор.
При этом обе стороны, несомненно, правы: природа конкурсов действительно противоре-
чива. Они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.
Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той
поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу близких. Выявление и
поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые возможно впоследствии продол-
жат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, – безусловно, является од-
ной из основных задач конкурсов!
Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками дело обстоит не так
хорошо как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной музыкальной одарённо-
сти детей, сколько в отсутствии комплекса: одарённый и трудоспособный ребёнок – заинтере-
сованные и строгие помощники-родители – и, наконец, грамотный и не менее одарённый педа-
гог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на 100% – большая ред-
кость. И поэтому будем исходить из того, что имеем: основная масса учащихся – дети со сред-
ними данными. Но и работа с такими детьми может дать прекрасный результат, который зави-
сит, прежде всего, от профессиональных качеств педагога.
Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревновать-
ся. Но чтобы победить – надо потрудиться. Поэтому возможность участия в конкурсе должна
являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте. Все мы знаем: современ-
ные дети, в общем, мало занимаются по разным причинам: большая загруженность в школе,
лень, плохая организация домашних занятий и т.д. Участие же в конкурсе ставит перед детьми
конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состяза-
нии и постараться победить, а для этого необходимо найти силы, время и, конечно, побороть
свою лень!
Каковы же отрицательные стороны конкурсов?
Безусловно, конкурсы, проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети,
не полезны. Ведь жизнь юного музыканта состоит не только из конкурсов; порой бывает необ-
ходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, улучшить ту или иную сторону
игры, разучить определенный репертуар, заполнить репертуарные пробелы и т.д. Для всего это-
го не хватает времени при подготовке к конкурсу, и конкурс, который должен быть стимулом,
стал для них тормозом.
Итак, конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к
дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. Нельзя придавать конкурсам то значе-
ние, какое им придают тщеславные взрослые. Нельзя гонять детей от одного конкурса к друго-
му. И никогда не следует забывать, что участие в конкурсе – больше, чем какая-либо другая де-
ятельность преподавателя-специалиста, является мерилом его воспитательских способностей –
не только чисто профессиональных, но, прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять под-
тверждение того, что детские конкурсы – испытание не только для детей, но возможно в пер-
вую очередь для преподавателей.
В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно полезны.
Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической шко-
лой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар
учащихся, укрепляют их сценическую выносливость.
И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся цени-
телями и любителями высокого искусства, но и учатся исполнительству профессионально, что
является основной актуальной задачей новых образовательных программ предпрофессиональ-
ного обучения детей.