Напоминание

"Музыкальные конкурсы: плюсы и минусы."


Автор: Воробьёва Ирина Георгиевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №1 им. Ю. А. Розума"
Населённый пункт: город Сатка, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные конкурсы: плюсы и минусы."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель Воробьева И.Г.

МБОУ ДО «ДШИ №1» имени Ю.А. Розума г. Сатка

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ….

В увлечении триумфами наших лауреатов, не следует закрывать глаза на некоторые тене-

вые стороны конкурсов, обнаружившиеся уже достаточно явственно и внушающие с каждым

годом все большие опасения за дальнейшее развитие этого дела и его влияние на судьбы музы-

кально-исполнительского искусства. И, конечно, результаты участия в конкурсах учащихся не

могут рассматриваться, как объективные, достоверные показатели их таланта, их артистических

качеств.

Во-первых, конкурсы проходят по однотипной для всех участвующих программе. Состав-

лена программа, как правило, из произведений всех основных стилей музыкальной литературы,

а, нередко, включающей еще исполнение, так называемой, обязательной пьесы — одной и той

же для всех соревнующихся. Предполагается, что это ставит их в равные условия и тем способ-

ствует наиболее объективному сравнению, наиболее справедливой оценке состязающихся.

Между тем это далеко не так. Художественный талант всегда индивидуальность, а индивиду-

альность — это обычно нечто резко очерченное, то есть от чего-то отграниченное, не всеядное.

Среди больших пианистов, скрипачей, певцов не столь уж часто встречаются такие, которые

исполняли бы всё одинаково хорошо; и у них, как у актеров, имеются свои амплуа. Шаляпин

был гениален в Мусоргском, но ему не давались Вагнер и почти весь Чайковский; Бузони был

недосягаем в Бахе и Листе, но не любил и не играл Шумана, да и Шопена трактовал настолько

своеобразно и спорно, что вызывал недоумение и даже возмущение многих слушателей.

Искусство требует иного подхода, иных критериев, чем спорт.

Основное назначение конкурсов — выделить из числа соревнующихся лучших, наиболее

талантливых и перспективных, будущих орлов исполнительского искусства. Но, как известно,

«орлам случается и ниже кур спускаться, а курам никогда до облаков не подняться».

Например, в 1890 году в Петербурге на первом «рубинштейновском» конкурсе пианистов

первое место было присуждено посредственному пианисту Дубасову, а гениальный Бузони

остался без премии; что в 1910 году на последнем таком же конкурсе не получил премии заме-

чательный пианист Артур Рубинштейн, намного превосходивший получившего ее малозначи-

тельного пианиста Гена.

Впрочем, дело здесь не только в программе, но и в трудности угодить одновременно

разным членам жюри с их по неизбежности разными вкусами. В этом отношении шансы на-

брать большее количество очков, также, скорее, на стороне исполнения корректного, более или

менее безличного и, потому приемлемого для всех «судей», чем у интерпретации ярко индиви-

дуальной и, стало быть, спорной, способной, быть может, восхитить одного-двух членов жюри,

крайне раздражив, зато остальных.

Положение усугубляется еще тем, что большую часть жюри составляют обычно музы-

канты-педагоги, самой своей профессией приученные быть придирчиво требовательными к

«правильности» исполнения, особенно нетерпимыми ко всякого рода артистическим вольно-

стям, отступлениям от школьных «канонов».

Все сказанное естественно приводит к тому, что на конкурсах в наиболее выгодном поло-

жении оказываются не столько талантливые артисты, сколько хорошие ученики.

В этом, может быть, и не было бы большой беды, если бы не разгоревшийся вокруг кон-

курсов нездоровый ажиотаж.

Вот, например, что говорил профессор Московской консерватории Яков Флиэр: «…Моло-

дежь заразилась конкурсной горячкой, и многие из них даже не представляют себе нормального

процесса обучения с определенными учебными, да и моральными, если хотите, нормами.… В

жизни молодого музыканта бывают периоды, когда ему нужно углубленно работать над тем

или иным стилем, автором. Вместо этого молодой человек учит, как правило, довольно стан-

дартную конкурсную программу. Все это приводит порой к узости репертуара, к узости музы-

кального развития, да к тому же вырабатывает какое-то спортивное отношение к музыке…»

Какие реформы нужны в конкурсном деле?

Во-первых, если не отказаться вовсе от конкурсов, то сделать такое участие в конкурсных

соревнованиях гораздо более редким — например, не чаще, чем раз в пять лет по каждой специ-

альности.

Во-вторых, не вводить в жюри преподавателей соревнующихся; сделать более свободной

(в идеале — совсем свободной) конкурсную программу; резко сократить количество премий.

В-третьих, проводить более частые (не периодические) конкурсы специального назначе-

ния, например — на исполнение произведений определенного автора.

Вероятно, эти предложения не бесспорны и не единственно возможные.

Что дают РЕБЕНКУ конкурсы в рамках музыкального образования?

В наше время этот вопрос не менее актуален.

Заинтересовавшись ответом на этот вопрос, стала искать информацию в разных источни-

ках.

На глаза попался интересный вопрос мамы первоклассника ДМШ, которая утверждает,

что не имеет ни малейшего отношения к музыкальному образованию: «Зачем участие в конкур-

сах нужно ребенку в процессе его образования? Не учителю (здесь все ясно: аттестация, разря-

ды, репутация), не школе (рейтинг и престиж), не родителям (вполне понятные амбиции), а

самому ребенку? Что ему конкурсы дают? Спрашиваю, потому что с большим скепсисом отно-

шусь, например, к всевозможным олимпиадам по общеобразовательным предметам»

Один из ответов, который заинтересовал автора доклада:

«Очень много они дают ребенку. Говорю по себе. Это какая радость, когда ты побежда-

ешь, достигаешь вполне определенных результатов. Стимул развиваться дальше, идти к новым

победам. К тому же, участие в конкурсах делает ребенка психологически устойчивым к стрес-

совым ситуациям, дисциплинирует (ибо нужно больше и чаще заниматься). Тем более, когда

есть определенная цель, то есть, подготовить программу к определенному конкурсному дню,

мне кажется, это огромный толчок и шаг вперед. Тем более, соревнование для ребенка – всегда

интересно. Скучно бывает играть, и нигде не выступать…..»

Так все-таки, нужны ли музыкальные конкурсы? Вредны ли они или полезны?

Народный

артист

СССР,

председатель

жюри

конкурса

виолончелистов

имени

П.И.Чайковского, Шафран Д. Б., высказывает свое мнение: «Уже много лет обсуждаются эти

вопросы. Очевидно, что простого и однозначного ответа на них найти невозможно. Как мне

представляется, несмотря на несомненные недостатки, конкурсы более полезны, чем вредны.

Главный позитивный аспект, который несут в себе конкурсы, — это то, что они открывают ис-

тинные таланты и дают им возможность приобрести известность, быстро влиться в когорту ис-

полнителей-концертантов.

Негативные аспекты конкурсов я вижу в следующем: во время подготовки к соревнова-

нию — а непосредственно подготовительный период длится обычно весьма долго — молодые

музыканты искусственно сужают свои музыкальные горизонты, ограничивая себя штудирова-

нием только конкурсного репертуара. Они сосредоточиваются на сравнительно небольшом ко-

личестве произведений, причем работа над ними порой превращается в зубрежку, а контакт с

педагогом — в натаскивание. Между тем в это же самое время они как музыканты могли бы

больше двигаться вперед, как в совершенствовании сугубо исполнительского мастерства, так и

в расширении своего кругозора.

Кстати сказать, одна из главных трудностей, которую испытываем мы — члены жюри:

ведь на деле нам приходится судить конкурсанта не по его потенциальным возможностям, а со-

гласно тому, что он смог показать во время конкурсных прослушиваний. Это ужасная дилемма.

Искусство — это не спорт, где критериями оценки служат объективные показатели — метры,

секунды и т. д. На конкурсах мы сталкиваемся с музыкантами совершенно разных индивиду-

альностей, порой, абсолютно несравнимых.

Сегодня перед нашими глазами множество самых разных судеб победителей конкурсов;

одни, получив в свое время премии, постепенно стали выдающимися артистами, другие не

смогли удержаться на уровне своих высоких наград и не оставили какого бы то ни было следа в

современном исполнительстве. Поэтому важно понять следующее; победа на конкурсе — это

только старт. А дальше жизнь сама выносит окончательные оценки — самые правильные, прав-

дивые и объективные….»

Детские исполнительные конкурсы повсеместно играют большую роль в деле выявления

молодых талантов. Но по отношению к конкурсам и их постоянно растущей численности суще-

ствуют разные мнения.

Попробуем рассмотреть плюсы и минусы участия в конкурсах.

Сторонники считают, что это:

Повышение профессионального уровня;

Совершенствование музыкальных навыков;

Возможность показать себя;

Преодоление скованности и зажатости;

Выявление роста в профессиональном уровне;

Выявление недочетов;

Возможность контролировать свои эмоции;

Знакомство с творчеством других исполнителей.

Противники утверждают, что конкурсы это:

Чрезмерная нервная нагрузка;

Необъективность членов жюри;

Не дают сосредоточиться на той или иной проблеме, улучшить ту или иную сторону

игры;

Расширить репертуарный кругозор.

При этом обе стороны, несомненно, правы: природа конкурсов действительно противоре-

чива. Они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки.

Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той

поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу близких. Выявление и

поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые возможно впоследствии продол-

жат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, – безусловно, является од-

ной из основных задач конкурсов!

Ни для кого не секрет, что в наше время с талантливыми учениками дело обстоит не так

хорошо как, допустим, 15-20 лет назад. И дело не столько в природной музыкальной одарённо-

сти детей, сколько в отсутствии комплекса: одарённый и трудоспособный ребёнок – заинтере-

сованные и строгие помощники-родители – и, наконец, грамотный и не менее одарённый педа-

гог. К сожалению, все три звена этой цепочки, которые бы работали на 100% – большая ред-

кость. И поэтому будем исходить из того, что имеем: основная масса учащихся – дети со сред-

ними данными. Но и работа с такими детьми может дать прекрасный результат, который зави-

сит, прежде всего, от профессиональных качеств педагога.

Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности соревновать-

ся. Но чтобы победить – надо потрудиться. Поэтому возможность участия в конкурсе должна

являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте. Все мы знаем: современ-

ные дети, в общем, мало занимаются по разным причинам: большая загруженность в школе,

лень, плохая организация домашних занятий и т.д. Участие же в конкурсе ставит перед детьми

конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состяза-

нии и постараться победить, а для этого необходимо найти силы, время и, конечно, побороть

свою лень!

Каковы же отрицательные стороны конкурсов?

Безусловно, конкурсы, проводимые ежегодно, и в которых участвуют одни и те же дети,

не полезны. Ведь жизнь юного музыканта состоит не только из конкурсов; порой бывает необ-

ходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, улучшить ту или иную сторону

игры, разучить определенный репертуар, заполнить репертуарные пробелы и т.д. Для всего это-

го не хватает времени при подготовке к конкурсу, и конкурс, который должен быть стимулом,

стал для них тормозом.

Итак, конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к

дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. Нельзя придавать конкурсам то значе-

ние, какое им придают тщеславные взрослые. Нельзя гонять детей от одного конкурса к друго-

му. И никогда не следует забывать, что участие в конкурсе – больше, чем какая-либо другая де-

ятельность преподавателя-специалиста, является мерилом его воспитательских способностей –

не только чисто профессиональных, но, прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять под-

тверждение того, что детские конкурсы – испытание не только для детей, но возможно в пер-

вую очередь для преподавателей.

В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем, чрезвычайно полезны.

Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической шко-

лой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар

учащихся, укрепляют их сценическую выносливость.

И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только становятся цени-

телями и любителями высокого искусства, но и учатся исполнительству профессионально, что

является основной актуальной задачей новых образовательных программ предпрофессиональ-

ного обучения детей.



В раздел образования