Автор: Булатова Альбина Ринатовна
Должность: преподаватель отделения народных инструментов
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДМШ №1 им.Р.Нагимова"
Населённый пункт: город Альметьевск, РТ
Наименование материала: статья
Тема: К проблеме подбора репертуара для оркестра народных инструментов в ДМШ. На примере работы оркестра "ДМШ №1 им.Р.Нагимова"
Раздел: дополнительное образование
К ПРОБЛЕМЕ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА
ДЛЯ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ДМШ.
НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ОРКЕСТРА «ДМШ № 1 им. Р.НАГИМОВА»
МБОУ ДО «ДМШ №1» им.Р.Нагимова
город Альметьевск РТ
преподаватель отделения народных инструментов
Булатова Альбина Ринатовна
Не преуменьшая важности воспитания учащихся в ДМШ как музыканта-
исполнителя,
очень
большое
внимание
в
работе
отделения
народных
инструментов АДМШ № 1 им. Р. Нагимова занимает вопрос воспитания
оркестровых и ансамблевых исполнителей. С самых первых лет создания
отделения народных инструментов и по настоящее время очень популярно
оркестровое
и
ансамблевое
исполнительство.
Это
и
ученические,
и
педагогические
коллективы,
отличающиеся
по
составу
инструментов
(однородные и смешанные), но настоящей гордостью не только отделения, но и
всей школы можно назвать оркестр народных инструментов. История оркестра
началась в 1964 году. За это время оркестр многократно становился
победителем Республиканских, Всероссийских и Международных конкурсов.
В разные годы оркестром руководили: В.Ахметов, З. Нагимова, Н. Шестаков.
Для достижения результатов главным вопросом в работе каждого дирижера
является подбор соответствующего репертуара.
В
связи
с
этим
актуальной
является
проблема
правильно
подобранного репертуар для развития музыкального и эстетического вкуса
молодого поколения музыкантов, обучающихся в детских музыкальных школах
и школах искусств. Под репертуаром музыкального коллектива мы понимаем
организованную
совокупность
музыкальных
произведений,
которые
составляют основу художественной деятельности коллектива, способствуют
воспитанию
художественного
вкуса,
развитию
творческой
активности
участников.
При подборе репертуара руководитель коллектива в первую очередь
обращает внимание на требования к уровню сложности произведений, которые
утверждены в учебным планом и рабочей программой учебного заведения.
Далее в программе могут быть «тематические» произведения, которые могли
бы исполняться на концертах, тематических вечерах. Например, произведения
ко дню Матери, дню пожилого человека, Дню Победы, Дню защитника
Отчества или году литературы, году кино и т.д. И еще один пункт при подборе
репертуара, который тоже нужно учитывать – это требования для выступления
на конкурсах и фестивалях. Так в течение года учебный оркестр исполняет от
3-х до 10-ти произведений (в зависимости от возможностей коллектива), в
которые включаются пьесы для оркестра и аккомпанементы с солистами (вокал
или инструмент).
Основной сложностью в подборе репертуара для оркестра народных
инструментов в ДМШ является уровень подготовки исполнителей. Участники
коллектива
находятся на начальной
ступени овладения игровыми
навыками на инструменте, развития себя как музыканта и только
познают азы, а дело это не простое и требует кропотливой работы не
только учащихся, но в первую очередь и руководителя. Каждый коллектив
располагает
присущими
только
ему
техническими
и
художественными
возможностями, в соответствии с которыми приходится выбирать пьесы. Тем
не менее, даже длительная и кропотливая работа оркестра над неправильно
подобранным
по
уровню
сложности
произведением
может
не
дать
положительного результата.
Большую группу пьес в репертуаре профессиональных оркестров
народных
инструментов
составляют
переложения
и
инструментовки
композиторов-классиков, таких как: Гайдн, Бетховен, Моцарт, Шуберт,
Римского-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Кюи, Рахманинов, Кабалевский и
многих других. Однако инструментальный состав и техническая подготовка
оркестра в ДМШ не дают возможности сыграть, например,
знаменитую
«Пляску скоморохов»
Римского-Корсакова или финал «Симфонии № 4»
Чайковского. Но с большим успехом в детском коллективе могут прозвучать
пьесы из цикла «Детский альбом», «Времена года» того же Чайковского. Так
же можно исполнить: «Танец девушек» А.Хачатуряна, «Итальянскую польку»
С.Рахманинова, «Романс» Д.Шостаковича, «Романс» и «Тройку » Г.Свиридова,
«Славянские танцы» А.Дворжака и многие другие. Классика- это проверенная
временем, лучшая школа воспитания подрастающего поколения. Но в выборе
таких пьес дирижеру нужно особенно внимательно изучать характер и качество
инструментовки. Часто состав оркестров в ДМШ отличается от традиционно
сложившегося. Так в народных оркестрах можно увидеть аккордеон, которым
заменяют баян (из-за отсутствия музыкантов, которые могли бы исполнить
солирующую партию баяна); гитару - подкрепляющая партии балалаек секунд
и альтов в аккомпанементе, синтезатор-заменяющий духовые инструменты.
Это конечно возможно, но в таком случае многие дирижеры вынуждены
переделывать имеющиеся произведения под свой состав. Случается, к
сожалению, что после небрежной или неудовлетворительной инструментовки
пьесы теряют свои художественные достоинства, музыка с трудом узнается на
слух. Поэтому уровень инструментовки, ее соответствие стилю и характеру
первоисточника,
сохранение
особенностей
в
оркестровом
изложении
–
важнейшее условие при выборе этих пьес.
Значительное
место
в
репертуаре
народного
оркестра
занимают
народные песни и танцы в виде обработок, переложений или же оригинальные
сочинения, созданные на их основе. Современная молодежь не интересуется
историей своего народа, как жили их предки, во что верили, чему учили своих
потомков. А народные песни являются именно той историей народа, его душой,
составляют его духовное богатство. Поэтому их место в репертуаре учебного
детского коллектива неоспоримо. Произведения В. Андреева, Н. Фомина, Ф.
Нимана,
П. Барчунова, А. Холминова, П. Куликова, Ю. Шишакова, Н.
Будашкина стали по праву классикой для русских народных оркестров. Можно
назвать много произведений который подойдут для исполнения оркестром в
ДМШ. Среди них: Будашкин «Лирическая сюита» (4часть); Бояшов «Сюита
«Конек-горбунок»; Андреев «Как под яблонькой», «Светит месяц»; Н.Фомин
«Уж ты сад»; А. Холминов «Песня»; Г. Шендерев «Полька», «Хоровод»,
«Вальс», «Провожания» из сюиты «Узоры луговые», «Русский танец»; Ю.
Шишаков «обработки песен Красноярского края», Купревич «Тульский
самовар», «Путешествие в Мосальск» и др. Особое
место в репертуаре
оркестров именно ДМШ сейчас занимают произведения Е.Дербенко. Народные
мотивы изложенные современным языком, в современных ритмах находят
положительные отклики не только у слушателей, но так же вызывают живой
интерес у самих исполнителей.
Издревле музыку относили к величайшему средству воспитания
личности. В условиях современности, когда молодежь, особенно в городских
условиях не имеет возможности для полного национально-культурного
самовыражения и саморазвития, возникает необходимость формирования у
детей чувства этнического самосознания и привязанности к своему народу.
Правильно подобранный репертуар в силе помочь воспитанию этничского
самосознания у молодежи в нашей многонациональной стране и в частности в
республике Татарстан. Интонационно татарская, башкирская, чувашская,
марийская, удмуртская музыка при всех различиях имеет много сходных черт.
Речь идет о пентатонной зоне. Чистота пентатонного строя, красочность
гармонического языка, искусство орнаментирования, вариационный метод
развития – все это прекрасное средство расширения слухового кругозора
учащихся, привития им любви к музыке разных народов, совершенствования
музыкального вкуса, воспитания чувств.
К сожалению, композиторов и аранжировщиков татарской музыки для
оркестра народных инструментов очень мало. Среди переложений оркестровой
музыки стоит упомянуть работы А.И. Шутикова: Ф. Яруллин «Свадебный
танец» и «Танец огненной ведьмы и шайтана» из балета «Шурале»; обр.
А.Ключарева «Залида» для балалайки с оркестром; Миргородский-Сайдашев
«Увертюра-фантазия»; С.Сайдашев «Танец» из музыки к драме «Наемщик»;
Ф.Белялов «Танец джигитов»; Р.Белялов «Фольклор сюита» и др. Однако, эти
переложения сделаны для профессионального оркестра; а в музыкальной школе
они вызывают сложности в исполнении, которые связанны с недостаточно
развитой технической подготовкой детей, а так же
сложности
метро-
ритмического изложения произведений.
Огромный вклад в пополнение национального, татарского репертуара
сделал Рафаил Бакиров. Долгие годы композитор работал в Магнитогорске, но
это не мешало ему с успехом писать обработки и оригинальные сочинения на
фольклорной основе как для солистов, так и для оркестра. Такие произведения
как: «Концерт для баяна с оркестром», «Концертино для домры с оркестром»,
«Фантазия для домры с оркестром», «Туй җыры», «Юмореска» и многие
другие,
с
успехом
исполняются
профессиональными
коллективами
и
студентами консерватории. Но есть обработки, которые с интересом играют
оркестры народных инструментов в ДМШ. Среди них: «Драматическая сюита»
в 4-х частях, «Тафтиляу», «Ай был-былым», «Плясовая» для балалйки с
оркестром», «Берлегән» и мн.др. С сочинениями композитора можно подробно
познакомиться в свободном доступе на его странице в социальной сети
«Вконтакте». Свое место в репертуаре для ДМШ заняли произведения
башкирского композитова Нура Даутова: «Фатима», «Одиночество», «Девичий
хоровод».Проблема отсутствия национального татарского репертуара часто
наталкивает руководителей коллективов на то, чтобы самим аранжировать или
перекладывать имеющийся материал для оркестра народных инструментов.
Репертуар воспитывает художественный вкус музыкантов, расширяет
общеобразовательный и культурный диапазон. Только правильно подобранный
репертуар как в художественном, так и в техническом отношении способствует
творческому росту коллектива, повышению его исполнительского мастерства.
Репертуар должен быть идейно содержательным и ценным в художественном
отношении, разнообразен по своему содержанию. Он накапливается и
совершенствуется одновременно в зависимости от развития всех участников
творческого коллектива.
На основе изучения музыкальных произведений
участник коллектива овладевает спецификой исполнения
музыкальных
произведений различных стилей, жанров и форм, познает особенности
интерпретации стиля того или иного композитора, овладевает большим и
разнообразным музыкальным материалом, расширяет багаж музыкально-
теоретических и музыкально-исторических сведений.
В процессе занятий на уроках коллективного музицирования учащимся
прививаются следующие качества: стремление постоянно обогащать свои
знания
в
различных
областях
искусства;
стремление
к
выработке
художественных
вкусов;
стремление
развивать
свои
художественные
способности и совершенствоваться в исполнительском мастерстве. Состояние
работы
над
репертуаром
-
одним
из
наиболее
эффективных
средств
формирования художественных вкусов учащихся ДМШ.
Список литературы:
1.
Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное
воспитание важно»
2.
Андреев В.В. «Великорусский оркестр и его значение для народа» / В.В.
Андреев// Музыкальная жизнь-1960.-№23-с.11.
3.
Колычева З.И. «Ноосферная педагогика как новая образовательная
парадигма.» СПб., 2004. С. 176
4.
Подуровский
В.М.,
Суслова
Н.В.
«Психологическая
коррекция
музыкально – педагогической деятельности» Москва «Владос» 2001 г.
5.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М. 2007.