Напоминание

Особенности воспитания и обучения пассивных студентов


Автор: Ольхович Наталья Николаевна
Должность: заведующий отделением базового обучения
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "КМК им.Е.И. Смирнова"
Населённый пункт: город Ковров, Владимирская область
Наименование материала: Методические рекомендации для преподавателей
Тема: Особенности воспитания и обучения пассивных студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Ковровский медицинский колледж им. Е.И. Смирнова»

Методические рекомендации

для преподавателей

«Особенности воспитания и обучения

пассивных студентов»

Разработал:

Заведующий отделением базового обучения

Ольхович Наталья Николаевна

Ковров, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Особенности воспитания и обучения пассивных студентов

1.1 Виды и причины лени

1.2 Роль педагога в преодолении лени

1.3 Методы преодоления лени

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Литература

Введение

В настоящее время на первый план выходит среднее профессиональное

образование в сфере медицинской деятельности. Так, в современным

условиях,

среднее специальное медицинское образование - ведущий

производитель кадров младшего медицинского персонала.

От

выпускников

медицинских

колледжей

требуются

хорошо

отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, точность

и быстрота выполнения действий,

ответственность и способность к

самоконтролю.

Важнейшей

целью

учебного

процесса

является

подготовка

самостоятельно мыслящего специалиста, способного к быстрой адаптации в

современном, быстро меняющемся мире.

Для

достижения

этого

результата

необходима

собственная

деятельность обучаемого. Индивидуальные усилия по овладению знаниями,

навыками

и

умениями

способствуют

творческой

самореализации,

креативному росту.

Поэтому, каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а

преподаватели должны помогать студентам,

т.е. активно работать с

неуспевающими студентами.

Актуальность проблемы работы с пассивными, неуспевающими и

отстающими студентами объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность

многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в

поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает

существовать и по сей день.

Целью методической разработки является определение способов

выявления

пассивных

студентов,

описание

методов

использования

современных

технических

и

информационных

средств

обучения

для

повышения успеваемости студентов.

1.

Особенности воспитания и обучения пассивных студентов

1.1 Виды и причины лени

В человеке на протяжении всего его жизненного пути борются две

противоположности – стремление к активности, которая необходима для

достижения цели, и бездеятельность, как показатель низкой мотивации и

отсутствие потребности в чем-то. Эти качества проявляются как у взрослого

человека, так и у подростка.

В педагогической науке нежелание ученика действовать, особенно в

ситуации, когда это необходимо, относят к проявлению слабости воли, а в

быту называют ленью.

Слово «лень» в переводе с латинского означает «спокойный», «вялый».

Именно так, медлительно и уныло, ведет себя ленивый студент.

В психологии «ученическую лень» чаще всего изучается с точки зрения

волевой сферы. Воля рассматривается как психический процесс, в основе

которого лежит целенаправленная регуляция личностью своего поведения,

действия и деятельности. Все это является необходимым для достижения

поставленных целей. Но так как есть воля, всегда будет существовать и ее

противоположность – безволие, которое находит свое проявление во всех

сферах человеческой жизни, в физических и умственных действиях

личности. Именно к безволию относят «ученическую лень», которая мешает

активизации физических и психических сил для достижения желаемого

результата.

Таким образом, под ленью нужно понимать негативное качество

воли, которое чаще всего описывают как отсутствие трудолюбия и

активности

для

достижения

цели,

нежелание

повышения

результативности трудовой деятельности, а также предпочтения

свободного времени и отдыха.

Ленью

также

называют

стремление

к

отказу

от

преодоления

возникающих трудностей и стойкое отсутствие желания прилагать волевые

усилия для совершения активных действий.

Лень толкуется, как:

вредная привычка;

отсутствие мотивации;

недостаток или отсутствие трудолюбия;

предпочтение отдыха труду;

естественная потребность в отдыхе;

потребность в экономии энергии;

стремление отказаться от преодоления трудностей;

устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Рассмотрим виды лени, которые встречаются у подростков.

Мыслительная лень: отказ от размышления над результатом, который

студент должен получить в ходе учебной деятельности или же постоянное

бездумное выполнение неэффективных действий.

Физическая лень: отказ от физических действий, желание отдохнуть,

подобный вид лени может носить временный характер или постоянный,

часто проявляется на уроках физической культуры.

Эмоциональная

лень:

низкая

эмоциональность,

отсутствие

эмоциональных реакций, проявление апатии.

Творческая

лень:

нежелание

студентов

выполнять

задания

творческого характера; часто проявляется у творческих личностей как

усталость от избыточной деятельности.

Патологическая лень: лень, которая целиком поглощает студента,

охватывая все сферы его жизни. Может быть симптомом серьезного

заболевания.

Философская лень:

определенные убеждения студента являются

основной причиной его бездеятельности: он не может ответить на вопросы:

Зачем учиться? Зачем трудиться?

Интеллектуальная

лень:

леность

разума,

когда

у

человека

проявляется

нежелание

мыслить,

прилагать

умственные

усилия

в

выполняемом деле, анализировать и критически оценивать поступки,

события, исчезает любознательность.

Педагогам следует помнить, что лень – это не всегда плохо. Например,

врачи считают, что лень в определенных ситуациях – это полезный защитный

механизм.

Кроме понятия «лень», существует понятие «пассивный». Понятие

«пассивный» в словаре Ожегова С.И. раскрывается как «не проявляющий

деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также

«зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности».

В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как

противоположный

активному,

активный

с

отрицательным

знаком.

У

пассивных

учеников

отсутствие

познавательного

отношения

к

действительности,

недостаточная

сформированность

интеллектуальных

умений

и

навыков,

отрицательное

отношение

к

интеллектуальной

деятельности.

Психологи

выделяют

следующие

причины

проявления

лени

и

пассивности студентов в учебном процессе:

недостатки в воспитании действенных мотивов учения;

усложнение учебного материала;

нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи с завышенной

самооценкой и легкостью овладения знаниями в предыдущем месте обучения

(школе), или с заниженной самооценкой, возникшей из-за постоянной

неуспеваемости;

переключение внимания многих подростков на общение в сети

Интернет;

отрицательное влияние родителей, которое ранее, во время учебы в

школе, проявлялось в стремлении оградить ребенка от любого труда,

выполняющие все желания и капризы ребенка;

ослабление

контроля

родителей

за

поведением

подростка

или,

наоборот, слишком мелочный контроль;

особенности темперамента, характера (застенчивость, уязвимость и

неуверенность в себе).

Можно

выделить

четыре

группы

«интеллектуально

пассивных

студентов »:

1)

Группа

с

«мотивационной»

интеллектуальной

пассивностью.

Студенты

данной

группы

выбирают

преимущественно

легкие

пути

достижения цели, не заинтересованы в работе, стремятся получить быстрый

результат

без

достаточного

осмысления,

испытывают

состояние

эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения.

Одной из основных причин этого вида пассивности является наличие

избыточной развлекательной информации в семье, субъективно-пассивная

роль подростка при ее получении.

2) Группа подростков с «операционно-технической» интеллектуальной

пассивностью. Подобная интеллектуальная пассивность проявляется в

шаблонности

умственной

деятельности,

избыточных

операционных

действиях

и

наличии

несущественных

вопросов

по

ходу

работы;

использовании

обходных

путей

в

выполнении

учебных

задач

или

применении нерациональных и даже неуместных при выполнении данного

задания приемов; предпочтении репродуктивной деятельности и знакомых,

простых заданий.

В основе данного вида пассивности лежат следующие причины:

пробелы в знаниях;

неумение применять знания в новой ситуации;

отсутствие умения организовывать учебную работу (усвоить условие

задачи, правильно сформулировать вопрос, самостоятельно работать с

учебником);

отсутствием умения самостоятельно выполнять задания.

3)

Группа

студентов

с

«частичной»

или

избирательной

интеллектуальной пассивностью. Студенты, относящиеся к этой группе

пассивны лишь в отдельных видах работы или в некоторых учебных

дисциплинах.

4) Группа студентов с «разлитой» или общей интеллектуальной

пассивностью. Такие пассивные студенты не стремятся к получению новых

знаний, они нелюбознательны, избегают напряженной умственной работы.

Интеллектуальная пассивность проявляется у них не только в учебе, но и в

жизни.

Данная классификация не является жесткой, так как границы между

группами подвижны, один и тот же подросток может входить в несколько

групп.

К наиболее эффективным методам выявления пассивных студентов, по

моему мнению, относится тестирование/ анкетирование.

1.2 Роль педагога в выявлении лени

С ленью у подростков надо начинать борьбу при первом ее

проявлении, пока она не превратилась в привычку, иначе, искоренять ее

будет значительно труднее.

Педагог должен видеть зачатки лени у студента. Чтобы помочь

студенту справиться с ленью, педагог в первую очередь, должен понять её

«природу» и определить ее основную причину. В этом помогут скрытые

сигналы лени, которые кроются и распознаются по фразам - индикаторам

лени:

Лень, характерная для подростков, выражается в следующих фразах:

«Я просто живу далеко», «Я уже взрослый, сам решу…», «Мне мешают вот

эти обстоятельства».

Лень активная. «Я так занят», «У меня не хватит времени».

Лень агрессивная. «Не верю!», «Так не бывает! Это невозможно!»,

«Что вы мне ерунду рассказываете!», «Сомневаюсь я в правде сказанного»,

«Только ненормальные учат уроки!», «Мне плохо объясняют, учат…!

Лень пассивная. «Я завтра сделаю». «Да-да, вы правы, начну с

понедельника». «Со следующей недели начинаю хорошо учиться...».

Лень умная. «Вы понимаете, у меня такой характер». «Я в книжке

прочитал, что у моего знака зодиака несчастливый день сегодня». «У меня

синдромом усталости». «У меня слабая воля, я не смогу это выучить…». «Я

не понимаю. Я в это не верю». «А некоторые врачи считают, что бегать по

утрам вредно».

Лень высокомерная. «Хотел бы – сделал, мне просто не надо. Если я

захочу, я сделаю». «Я и так все умею. Не лезьте со своими советами – у меня

и так все в порядке».

Лень оправдательная. «У меня живот заболел». «Я сегодня просто не

выспался». «Так сложились обстоятельства: были соревнования, потом делал

уроки, поздно лег и проспал». «Я вчера бегал - сегодня можно зарядку не

делать».

Лень

ситуативная.

Характеризуется

и

вызывается

отсутствием

настроения,

скукой,

усталостью,

болезнью,

сонливостью,

голодом,

неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом,

перегрузками, внешним давлением, недостатком возможностей.

1.3 Методы преодоления лени

Определившись с видами и причинами лени, педагог может строить

работу по преодолению лени студентов.

Основным путем преодоления лени является воспитание потребности в

получении новых знаний, повышение уровня мотивации к обучению. Без

такой потребности бесполезно укорять ленивого студента за несделанные

дела: педагогу не на что опереться в этих условиях. Напомним, что

трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности, прежде всего

учебной, радостном переживании этого успеха и желании все чаще

включаться в процесс труда и учебы.

Рассмотрим пути формирования у студентов таких черт характера, как

прилежание, добросовестность, старательность и обязательность.

1)

Правильный выбор методов:

- использование метода убеждения и разъяснения

Воспитательное

воздействие

на

ленивых

учащихся

следует

предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Педагог должен использовать методы и приемы, требующих активной

мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

видеть

проблему,

формировать

гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

- правильное применение методов поощрения и наказания.

Применяя

награды,

надо

стремиться,

чтобы

студент

получал

наибольшее удовлетворение от самой учебной и трудовой деятельности и ее

результатов. Упорное сохранение лени не должно остаться без наказания. В

качестве такового используются лишение награды, замечание. Однако

наказание не должно быть устрашающим и принижающим достоинство

подростка. Исключается, как недопустимое, физическое воздействие на

студента. Насильственное побуждение к учебе и труду вызывает обратный

эффект: отвращение от деятельности, безрадостность существования, резкое

падение работоспособности.

2)

Правильная позиция педагога также является эффективным средством

борьбы с ленью.

Педагог

из информатора знаний должен стать

стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами

познания, создавать условия для проявления познавательной активности,

атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе. Это атмосфера

искренности, терпимости, заинтересованного поиска истины, уважения

любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. В

такой атмосфере подростку легче понять самого себя, разобраться в своих

чувствах, уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о

чем-либо. И в то же время ему легче научиться прислушиваться к чужому

мнению, уважать точку зрения каждого одногруппника и взрослых.

3)

Создание ситуации успеха для каждого студента. Успех в учении –

единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для

преодоления трудностей, желания учиться. Успех – понятие неоднозначное,

сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех –

это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к

которому стремился в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями,

надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются

новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки,

самоуважения, исчезает лень как таковая.

4)

Учет личностных особенностей учащегося. Особое значение на этапе

включения студента в активную познавательную деятельность имеет

ориентировочно-исследовательский

рефлекс,

представляющий

собой

реакцию

организма

на

необычные

изменения

во

внешней

среде.

Возбуждение исследовательского рефлекса является необходимым условием

познавательной активной деятельности, тормозит развитие пассивного

состояния ученика.

5)

Использование различных дидактических средств, возбуждающих

интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению, а также

пример из деятельности педагога. Обеспечивается яркостью изложения

учебного

материала,

привлечением

интересных

фактов,

ситуаций,

использованием

хорошо

организованного

демонстрационного

и

иллюстративного

материала,

художественной

литературы,

музыки

и

изобразительных средств.

6)

Создание проблемных ситуаций. Педагогу следует поставить перед

студентами такое практическое или теоретическое задание, выполнение

которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.

Здесь

может

идти

речь

об

общей

закономерности,

общем

способе

деятельности или общих условиях реализации деятельности. Задание должно

соответствовать

интеллектуальным

возможностям

учащегося.

Степень

трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала

преподавания и от степени его обобщения. Проблемное задание дается до

объяснения усваиваемого материала.

7)

Проведение бинарных уроков. Бинарные уроки являются одним из

вариантов проведения нетрадиционных уроков и часто используются в

педагогической деятельности и направлены на совмещение смежных

предметов в рамках одного урока, например, физики и биологии, математики

и физики, математики и химии, химии и биологии. Бинарный урок это –

учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла в

одном уроке. Бинарный урок дает возможность формировать знания об

окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев разбивку

научных знаний по профилю предметов, а также усилить восприятие

учебного материала.

Методы, используемые педагогом регулярно и системно, дают

возможность

получить

намеченный

результат:

искоренение

лени

и

пассивности учащихся. Для этого обучение должно быть устроено не

традиционным образом, а преобразовано в специфический вид деятельности,

составленной из множества единичных актов деятельности, организованных

в единое целое и направленных к достижению общей цели.

Диагностика учебной мотивации студентов.

Описание теста: Это коммуникативные, профессиональные, учебно-

познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой

самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция к тесту: Оцените по 5-балльной системе приведенные

мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует

минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Бланк для ответов в Приложении 1.

Тест

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2.

Чтобы

обеспечить

успешность

будущей

профессиональной

деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере

будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки,

способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние

знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в

институте.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего

необходимого.

12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось

мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди

отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной

обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать

ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по

специальности.

24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28.

Чтобы

дать

ответы

на

проблемы

развития

общества,

жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное

положение.

34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь

преимущество перед другими.

Обработка и интерпретация результатов теста

• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

При количестве баллов менее 10, требуется корректировка поведения

по развитию коммуникативных мотивов.

• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

При количестве баллов более 13, требуется корректировка поведения

по развитию учебной мотивации.

• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

При количестве баллов менее 13, требуется работа, направленная на

повышение престижа выбранной профессии.

• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

При количестве баллов менее 5, требуется работа, направленная на

повышение креативности и творческого мышления (правополушарное

рисование).

• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

При количестве баллов менее 17, требуется работа, направленная на

повышение познавательных способностей.

• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При количестве баллов менее 12, требуется работа, направленная на

повышение морально- нравственных качеств.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать

средний показатель по каждой шкале опросника.

В явлении интеллектуальной лени студентов необходимо различать две

стороны: мотивационную — отношение к интеллектуальной деятельности, и

операционно-техническую—

отсутствие

соответствующих

интеллектуальных

знаний,

навыков

и

умений,

необходимых

для

осуществления данной интеллектуальной деятельности.

Обучение интеллектуально ленивого студента отсутствующим у него

знаниям и умениям не может быть достигнуто путём обычного обучения, а

требует применения специальной методики и выше описанных методов и

приемов. Кроме того, преодоление подростковой лени возможно только при

совместной работе педагогов и родителей, даже если подросток достиг

возраста 18-ти лет.

Как бы банально не звучало, но студент, особенно 1 курса обучения,

зависит не только от похвалы педагога, но и от внимания родителей. Педагог

должен работать в тесном контакте с родителями.

Есть несколько рекомендации для родителей (Памятка для родителей –

Приложение 2), которые могут помочь студенту преодолеть «порог лености»,

стать более успешным и самостоятельным:

1)

Организуйте рабочее место, соберите всё необходимое: ручки, тетради,

карандаши, линейки, калькулятор, таблицы и словари и прочее.

2)

Узнайте требования педагогов по разным дисциплинам, а также даты

итогового контроля по каждому предмету.

3)

Установите

распорядок

повторения

пройденного

материала

в

колледже:

сразу

после

колледжа,

перед

ужином,

после

ужина

и

придерживайтесь его.

4)

Объясните

подростку,

что

повторение

пройденного

материала

обязательно и других вариантов нет. С самого начала требуйте и

поддерживайте серьезное и внимательное отношение к обучению.

5)

Предлагайте

помощь

подростку

только

тогда,

когда

она

ему

действительно необходима. Если ему становится трудно, помогите ему,

смоделировав аналогичную задачу и показывая, как по частям её выполнить.

6)

Разбейте задание на части, если подростку трудно сконцентрироваться

на задании и которые теряются от большого объема заданного.

Заключение

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные

качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание

студента на том, что он действительно может.

Работа с пассивными, ленивыми студентами необходима и требует от

преподавателя не меньших усилий. Эта работа не приносит больших лавров,

но велико моральное удовлетворение от того, что высокий процент студентов

успешно освоил дисциплину и допущен к сессии.

Главной стратегической задачей в работе с пассивными студентами

является недопущение у студентов отставания по большому количеству тем

дисциплины.

Ликвидация

глубокой

задолженности,

накопившейся

у

студентов к концу семестра, часто становится для них непосильной задачей.

А при большом количестве таких студентов эта задача становится физически

невыполнимой и для самого преподавателя.

Отличный рабочий способ, которого следует придерживаться и

педагогам, и родителям, - это усилить учебную мотивацию, связать учебу и

труд с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. В

дальнейшем мозг подростка сам наладит внутренний распорядок, логистику,

систему поощрений и стимулов.

И тогда лень уйдет, а жизнь студента станет не тяжким трудом, а

рабочим пространством возможностей и радостных находок!

Приложение 1

ТЕСТ

Диагностика учебной мотивации студентов.

Фамилия Имя Отчество

Группа

Оцените

по

5-балльной

системе

приведенные

мотивы

учебной

деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной

значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

1

2

3

4

5

1

Учусь, потому что мне нравится избранная

профессия

2

Чтобы обеспечить успешность будущей

профессиональной деятельности.

3

Хочу стать специалистом

4

Чтобы дать ответы на актуальные вопросы,

относящиеся

к

сфере

будущей

профессиональной деятельности

5

Хочу

в

полной

мере

использовать

имеющиеся у меня задатки, способности и

склонности к выбранной профессии

6

Чтобы не отставать от друзей

7

Чтобы работать с людьми, надо иметь

глубокие и всесторонние знания

8

Потому что хочу быть в числе лучших

студентов

9

Потому что хочу, чтобы наша учебная

группа стала лучшей в институте

10

Чтобы заводить знакомства и общаться с

интересными людьми

11

Потому что полученные знания позволят

мне добиться всего необходимого

12

Необходимо окончить институт, чтобы у

знакомых не изменилось мнение обо мне,

как способном, перспективном человеке

13

Чтобы избежать осуждения и наказания за

плохую учебу

14

Хочу

быть

уважаемым

человеком

учебного коллектива

15

Не хочу отставать от сокурсников, не

желаю оказаться среди отстающих

16

Потому что от успехов в учебе зависит

уровень

моей

материальной

обеспеченности в будущем

17

Успешно учиться, сдавать экзамены на «4»

и «5»

18

Просто нравится учиться

19

Попав в институт, вынужден учиться,

чтобы окончить его

20

Быть постоянно готовым к очередным

занятиям

21

Успешно

продолжить

обучение

на

последующих курсах, чтобы дать ответы

на конкретные учебные вопросы

22

Чтобы приобрести глубокие и прочные

знания

23

Потому что в будущем думаю заняться

научной деятельностью по специальности

24

Любые знания пригодятся в будущей

профессии

25

Потому что хочу принести больше пользы

обществу

26

Стать

высококвалифицированным

специалистом

27

Чтобы

узнавать

новое,

заниматься

творческой деятельностью

28

Чтобы дать ответы на проблемы развития

общества, жизнедеятельности людей

29

Быть на хорошем счету у преподавателей

30

Добиться

одобрения

родителей

и

окружающих

31

Учусь

ради

исполнения

долга

перед

родителями, школой

32

Потому

что

знания

придают

мне

уверенность в себе

33

Потому что от успехов в учебе зависит мое

будущее служебное положение

34

Хочу

получить

диплом

с

хорошими

оценками,

чтобы

иметь

преимущество

перед другими.

Обработка и интерпретация результатов теста

• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

При

количестве

баллов

менее

10,

требуется

корректировка

поведения

по

развитию

коммуникативных мотивов.

• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

При количестве баллов более 13, требуется корректировка поведения по развитию учебной

мотивации.

• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

При количестве баллов менее 13, требуется работа, направленная на повышение престижа

выбранной профессии.

• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

При количестве баллов менее 5, требуется работа, направленная на повышение креативности и

творческого мышления (правополушарное рисование).

• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

При количестве баллов менее 17, требуется работа, направленная на повышение познавательных

способностей.

• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При количестве баллов менее 12, требуется работа, направленная на повышение морально-

нравственных качеств.

Приложение 2

Памятка для родителей

«Как помочь студенту преодолеть «порог лености»,

стать более успешным и самостоятельным»:

1)

Организуйте рабочее место, соберите всё необходимое: ручки,

тетради, карандаши, линейки, калькулятор, таблицы , словари и прочее.

2)

Узнайте требования педагогов по разным дисциплинам, а также

даты итогового контроля по каждому предмету.

3)

Установите распорядок повторения пройденного материала в

колледже:

сразу

после

колледжа,

перед

ужином,

после

ужина

и

придерживайтесь его.

4)

Объясните подростку, что повторение пройденного материала

обязательно и других вариантов нет. С самого начала требуйте и

поддерживайте серьезное и внимательное отношение к обучению.

5)

Предлагайте помощь подростку только тогда, когда она ему

действительно необходима. Если ему становится трудно, помогите ему,

смоделировав аналогичную задачу и показывая, как по частям её выполнить.

6)

Разбейте

задание

на

части,

если

подростку

трудно

сконцентрироваться на задании и которые теряются от большого объема

заданного.

Отличный рабочий способ, которого следует придерживаться не только

педагогам, но и родителям, - это усилить учебную мотивацию, связать учебу

и труд с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. В

дальнейшем мозг подростка сам наладит внутренний распорядок, логистику,

систему поощрений и стимулов.

И тогда лень уйдет, а жизнь студента станет не тяжким трудом, а

рабочим пространством возможностей и радостных находок!

Приложение 3

Памятка для педагогов

Индикаторы лени.

Педагоги легко могут определить «пассивного» студента. В этом

помогут скрытые сигналы лени, которые кроются и распознаются по фразам

- индикаторам лени:

Лень, характерная для подростков, выражается в следующих

фразах: «Я просто живу далеко», «Я уже взрослый, сам решу…», «Мне

мешают вот эти обстоятельства».

Лень активная. «Я так занят», «У меня не хватит времени».

Лень

агрессивная.

«Не

верю!»,

«Так

не

бывает!

Это

невозможно!», «Что вы мне ерунду рассказываете!», «Сомневаюсь я в правде

сказанного», «Только ненормальные учат уроки!», «Мне плохо объясняют,

учат…!

Лень пассивная. «Я завтра сделаю». «Да-да, вы правы, начну с

понедельника». «Со следующей недели начинаю хорошо учиться...».

Лень умная.

«Вы понимаете, у меня такой характер». «Я в

книжке прочитал, что у моего знака зодиака несчастливый день сегодня». «У

меня синдромом усталости». «У меня слабая воля, я не смогу это

выучить…». «Я не понимаю. Я в это не верю». «А некоторые врачи считают,

что бегать по утрам вредно».

Лень высокомерная. «Хотел бы – сделал, мне просто не надо.

Если я захочу, я сделаю». «Я и так все умею. Не лезьте со своими советами –

у меня и так все в порядке».

Лень оправдательная.

«У меня живот заболел». «Я сегодня

просто не выспался». «Так сложились обстоятельства: были соревнования,

потом делал уроки, поздно лег и проспал». «Я вчера бегал - сегодня можно

зарядку не делать».

Лень ситуативная. Характеризуется и вызывается отсутствием

настроения,

скукой,

усталостью,

болезнью,

сонливостью,

голодом,

неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом,

перегрузками, внешним давлением, недостатком возможностей.

Приложение 4

Памятка для педагогов

Пути формирования у студентов прилежания, добросовестности,

старательности и обязательности.

Чтобы

сформировать

у

студентов

такие

черты

характера,

как

прилежание, добросовестность, старательность и обязательность, педагоги

должны знать пути.

Пути формирования:

1)

Правильный выбор методов:

- использование метода убеждения и разъяснения

Воспитательное

воздействие

на

ленивых

учащихся

следует

предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Педагог должен использовать методы и приемы, требующих активной

мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

видеть

проблему,

формировать

гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

- правильное применение методов поощрения и наказания.

Применяя

награды,

надо

стремиться,

чтобы

студент

получал

наибольшее удовлетворение от самой учебной и трудовой деятельности и ее

результатов. Упорное сохранение лени не должно остаться без наказания. В

качестве такового используются лишение награды, замечание. Однако

наказание не должно быть устрашающим и принижающим достоинство

подростка. Исключается, как недопустимое, физическое воздействие на

студента. Насильственное побуждение к учебе и труду вызывает обратный

эффект: отвращение от деятельности, безрадостность существования, резкое

падение работоспособности.

2)

Правильная позиция педагога

также является эффективным

средством борьбы с ленью. Педагог из информатора знаний должен стать

стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами

познания, создавать условия для проявления познавательной активности,

атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе. Это атмосфера

искренности, терпимости, заинтересованного поиска истины, уважения

любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. В

такой атмосфере подростку легче понять самого себя, разобраться в своих

чувствах, уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о

чем-либо. И в то же время ему легче научиться прислушиваться к чужому

мнению, уважать точку зрения каждого одногруппника и взрослых.

3)

Создание ситуации успеха для каждого студента.

Успех в

учении – единственный источник внутренних сил подростка, рождающий

энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех – понятие

неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки

зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого,

что результат, к которому стремился в своей деятельности, либо совпал с ее

ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния

формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни

самооценки, самоуважения, исчезает лень как таковая.

4)

Учет личностных особенностей учащегося. Особое значение на

этапе включения студента в активную познавательную деятельность имеет

ориентировочно-исследовательский

рефлекс,

представляющий

собой

реакцию

организма

на

необычные

изменения

во

внешней

среде.

Возбуждение исследовательского рефлекса является необходимым условием

познавательной активной деятельности, тормозит развитие пассивного

состояния ученика.

5)

Использование

различных

дидактических

средств,

возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к

учению, а также пример из деятельности педагога. Обеспечивается яркостью

изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций,

использованием

хорошо

организованного

демонстрационного

и

иллюстративного

материала,

художественной

литературы,

музыки

и

изобразительных средств.

6)

Создание проблемных ситуаций. Педагогу следует поставить

перед

студентами

такое

практическое

или

теоретическое

задание,

выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми

умениями. Здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе

деятельности или общих условиях реализации деятельности. Задание должно

соответствовать

интеллектуальным

возможностям

учащегося.

Степень

трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала

преподавания и от степени его обобщения. Проблемное задание дается до

объяснения усваиваемого материала.

7)

Проведение бинарных уроков. Бинарные уроки являются одним

из вариантов проведения нетрадиционных уроков и часто используются в

педагогической деятельности и направлены на совмещение смежных

предметов в рамках одного урока, например, физики и биологии, математики

и физики, математики и химии, химии и биологии. Бинарный урок это –

учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла в

одном уроке. Бинарный урок дает возможность формировать знания об

окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев разбивку

научных знаний по профилю предметов, а также усилить восприятие

учебного материала.

Методы, используемые педагогом регулярно и системно, дают

возможность

получить

намеченный

результат:

искоренение

лени

и

пассивности учащихся. Для этого обучение должно быть устроено не

традиционным образом, а преобразовано в специфический вид деятельности,

составленной из множества единичных актов деятельности, организованных

в единое целое и направленных к достижению общей цели.

Литература

1.

Бех

И.Д.

Личностно

ориентированное

воспитание:

пути

реализации. 2000. М.:

2.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -

М., 1968.

3.

Липкина А.И. К вопросу о методах выявлению самооценки как

личностного параметра умственной деятельности. М.: 2000 г.

4.

Орлова Л.В. Что такое интеллектуальная пассивность? М.:1996.

5.

Славина Л.С. Трудные дети. М., Воронеж, 1998.

6.

Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной

потребности школьника. М.: 2005.

7.

Борба М. Нет плохому поведению. Диалектика, 2006.

8. Гареева С.М. Сопровождение профессиональной адаптации

обучающихся профессиональных организаций. Методические рекомендации,

Уфа, 2019

10. Презентация Столичного университета «Особенности воспитания и

обучения ленивых и пассивных детей», Москва, 2021



В раздел образования