Напоминание

Рабочая программа по музыке


Автор: Михайлова Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Буденновск, Ставропольский край
Наименование материала: рабочая программа и ктп
Тема: Рабочая программа по музыке
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа

по музыке

(1 класс – 33 часа)

2021 - 2022 учебный год

1

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Музыка является неотъемлемой частью культурного насле

дия,

универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для

становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт

самовыражения и естественного радост

ного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образо

вания

необходимо заложить основы будущей музыкальной

культуры личности,

сформировать представления о многообра

зии проявлений музыкального

искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в

содержании образования должны быть представлены различные пласты

музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в

том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной

культуры

(джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной

формой освоения музыкального искусства является практическое

музицирование — пение, игра на до

ступных музыкальных инструментах,

различные формы музы

кального движения. В ходе активной музыкальной

деятельно

сти происходит постепенное освоение элементов музыкального

языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм

развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым

количеством явлений, фактов музыкальной культуры

(знание музыкальных

произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной

терминологии и т. п.). Однако этот

уровень содержания обучения не

является главным. Значи

тельно более важным является формирование

эстетических по

требностей, проживание и осознание тех особых мыслей и

чувств, состояний, отношений к жизни, самому

себе, другим людям,

которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В.

Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим

героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным

психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка

опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при

составлении программы является отбор репертуара, который должен

сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный

уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания

является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт

чувственного восприятия и художественного исполнения музыки

формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка

личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников

принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются

как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих

самому искусству — от традиционных фольклорных игр и

театрализованных представлений к звуковым импровизациям,

направленным на освоение жанровых особенностей, элементов

музыкального языка, композиционных принципов.

2

Примерная рабочая программа разработана с целью оказания

методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по

учебному предмету «Музыка». Она позволит учителю:

1)

реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы

к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов

обучения, сформулированных в Федеральном государственном

образовательном стандарте основного общего образования;

2)

определить и структурировать планируемые результаты обучения и

содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в

соответствии с ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и

науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от

29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной

основной образовательной программой основного общего образования (в

редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-

методического объединения по общему образованию); Примерной

программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-

методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня

2020 г. № 2/20);

3)

разработать календарно-тематическое планирование с учётом

особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса,

используя рекомендованное в рабочей программе примерное

распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы,

а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения

учебного материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших

школьников. Основная цель реализации программы — воспитание

музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.

Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является

личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического

комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями

эстетического восприятия (постижение мира через переживание,

самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,

воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт

сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется

по следующим направлениям:

1)

становление системы ценностей обучающихся в единстве

эмоциональной и познавательной сферы;

2)

развитие потребности в общении с произведениями искусства,

осознание значения музыкального искусства как универсального языка

общения, художественного отражения многообразия жизни;

3)

формирование творческих способностей ребёнка, развитие

внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

1.

Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на

прекрасное в жизни и в искусстве.

2.

Формирование позитивного взгляда на окружающий мир,

гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через

доступные формы музицирования.

3

3.

Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных

образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через

собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4.

Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими

познавательными и регулятивными универсальными учебными

действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного

воображения.

5.

Овладение предметными умениями и навыками в различных видах

практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через

разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,

двигательное моделирование и др.);

д) Исследовательские и творческие проекты.

6.

Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная

и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы

музыкального языка.

7.

Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;

присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной

культуры.

8.

Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к

музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»

входит в предметную область «Искусство», является обязательным для

изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.

Программа составлена на основе модульного принципа построения

учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности

изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов

освоения содержания.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных

учреждений РФ всего на изучение музыки в первом классе 33 ч (1 ч в

неделю, 33 учебные недели). Логика изложения и содержание авторской

программы полностью соответствуют требованиям Федерального

государственного образовательного стандарта начального образования,

поэтому в программу не внесено изменений.

4

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью

модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с

образовательной программой дошкольного и основного общего

образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области

«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;

модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка

театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Вариант № 1

1-я четверть

(8 часов)

2-я четверть

(7 часов)

3-я четверть

(9 часов)

4-я четверть

(8 часов)+1 резерв

Музыка в жизни

человека (А, Б)

Народная

музыка России

(Б, В, Г)

Музыкальная

грамота (А, Б,

Г, Д)

Классическая

музыка (Б, В,

Д)

Духовная

музыка (Б)

Народная

музыка

России (А, Б)

Музыка в жизни

человека (Б, В, Г,

Е)

Музыкальная

грамота (З)

Музыка народов

мира (А)

Классическая

музыка (Б, Г,

Е)

Музыка театра

и кино (А)

Народная музыка России (Б, В, Г) Музыкальная грамота (А, Б, Г, Д)

Классическая музыка (Б, В, Д)

Духовная музыка (Б)

Народная музыка России (А, Б)

Музыка в жизни человека (Б, В, Г, Е)

Музыкальная грамота (З)

Музыка народов мира (А)

Классическая музыка (Б, Г, Е)

Музыка театра и кино (А)

Тематическое наполнение модулей также допускает перекомпоновку,

исключение отдельных блоков, изменение по количеству учебного

времени, отводимого на изучение того или иного блока с учётом

возможностей региона, образовательной организации, возможностей

дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего

и музыкального развития обучающихся.

5

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает

тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов:

личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для

начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и

воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны

отражать готовность обучающихся руководствоваться системой

позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и

традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций

республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению

музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов

России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;

стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,

республики.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление

сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность

придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества

в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям

и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни,

наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах

искусства.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной

и научной картины мира; познавательные интересы, активность,

инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)

образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к

физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-

исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух,

голос); профилактика умственного и физического утомления с

использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и

искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

6

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной

программы, формируемые при изучении предмета

«Музыка»:

1.

Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

—сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,

жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы

музыкального звучания по определённому признаку;

—определять существенный признак для классификации,

классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты,

элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и

др.);

—находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях

музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим

музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

—выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической

для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного

алгоритма;

—устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального

восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

—на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между

реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в

отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;

—с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и

слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей

музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

—сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской

задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных

критериев);

—проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по

установлению особенностей предмета изучения и связей между

музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина —

следствие);

—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного

моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения,

исследования);

—прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции

культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

—выбирать источник получения информации;

—согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике

информацию, представленную в явном виде;

—распознавать достоверную и недостоверную информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её

проверки;

7

—соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных

представителей) обучающихся) правила информационной безопасности

при поиске информации в сети Интернет;

—анализировать текстовую, видео-,графическую, звуковую, информацию

в соответствии с учебной задачей;

—анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по

предложенному учителем алгоритму;

—самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления

информации.

2.

Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

—воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,

стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального

высказывания;

—выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в

коллективе);

—передавать в собственном исполнении музыки художественное

содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к

исполняемому произведению;

—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной

речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном

общении.

Вербальная коммуникация:

—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалога и дискуссии;

—признавать возможность существования разных точек зрения;

—корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,

повествование);

—готовить небольшие публичные выступления;

—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту

выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):

—стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в

ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

—переключаться между различными формами коллективной, групповой и

индивидуальной работы при решении конкретной

проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при

решении поставленной задачи;

—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с

учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации

на основе предложенного формата планирования, распределения

промежуточных шагов и сроков;

—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия

по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс

8

и результат совместной работы; проявлять готовность руководить,

выполнять поручения, подчиняться;

—ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в

общий результат;

—выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на

предложенные образцы.

3.

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

—планировать действия по решению учебной задачи для получения

результата;

—выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

—устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

—корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий

обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя

позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,

самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного

равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у

обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к

музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с

музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке

как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по

предмету «Музыка»:

—с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных

музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают

правила поведения в театре, концертном зале;

—сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

—осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства,

могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей,

которые им нравятся, аргументировать свой выбор;

—имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой

деятельности в различных смежных видах искусства;

—с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной

культуры;

—стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения пред- мета

«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать

сформированность умений:

Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:

—классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие,

тихие, громкие, низкие, высокие;

—различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр,

динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение

соответствующих терминов;

—различать изобразительные и выразительные интонации, находить

признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

9

—различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;

—понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух

простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную

репризную, рондо, вариации;

—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

—исполнять и создавать различные ритмические рисунки;

—исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль № 2 «Народная музыка России»:

—определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных

произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке

различных регионов России;

—определять на слух и называть знакомые народные музыкальные

инструменты;

—группировать народные музыкальные инструменты по принципу

звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

—определять принадлежность музыкальных произведений и их

фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

—различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов

и коллективов — народных и академических;

—создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при

исполнении народной песни;

—исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением

и без сопровождения;

—участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной,

инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных

жанров.

Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

—различать на слух и исполнять произведения народной и

композиторской музыки других стран;

—определять на слух принадлежность народных музыкальных

инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых

инструментов;

—различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных

народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа

изученных культурно-национальных традиций и жанров);

—различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные,

танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.

Модуль № 4 «Духовная музыка»:

—определять характер, настроение музыкальных произведений духовной

музыки, характеризовать её жизненное предназначение;

—исполнять доступные образцы духовной музыки;

—уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания

духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других

конфессий согласно региональной религиозной традиции).

Модуль № 5 «Классическая музыка»:

—различать на слух произведения классической музыки, называть автора и

произведение, исполнительский состав;

10

—различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец,

марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и

марша в сочинениях композиторов-классиков;

—различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и

симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности,

приводить примеры;

—исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения

композиторов-классиков;

—воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером,

осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь

кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

—характеризовать выразительные средства, использованные

композитором для создания музыкального образа;

—соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,

литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса

выразительных средств.

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»:

—иметь представление о разнообразии современной музыкальной

культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;

—различать и определять на слух принадлежность музыкальных

произведений, исполнительского стиля к различным направлениям

современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);

—анализировать, называть музыкально-выразительные средства,

определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно

пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;

—исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая

певческую культуру звука.

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»:

—определять и называть особенности музыкально-сценических жанров

(опера, балет, оперетта, мюзикл);

—различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор,

увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоен- ные музыкальные

произведения (фрагменты) и их авто- ров;

—различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров,

хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь

определять их на слух;

отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального

спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант,

дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»:

—исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики,

школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне,

песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие

разнообразные эмоции, чувства и настроения;

—воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия

жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика),

танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность,

эпос (связь со словом);

11

—осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания,

замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к

развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, с указанием

примерного количества учебного времени. Для удобства вариативного

распределения в рамках календарно-тематического планирования они

имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает

перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества

учебных часов между блоками.

Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно

расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных

мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над

исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество

часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт

внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим

направлением плана внеурочной деятельности образовательной

организации (п. 23 ФГОС НОО). Виды деятельности, которые может

использовать в том числе (но не исключительно) учитель для

планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе

«На выбор или факультативно».

12

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/

п

Тема

Мо

дул

ь

Кол-

во

часо

в

Дата

Содержание

Виды деятельности

обучающихся

пла

н

фак

т

1 четверть (8 ч)

1

Красота и

вдохновение.

8

Стремление

человека к красоте

Особое состояние

вдохновение.

Музыка —

возможность

вместе переживать

вдохновение,

наслаждаться

красотой.

Музыкальное

единство людей —

хор, хоровод.

Образы

природы в музыке.

Настроение

музыкальных

пейзажей. Чувства

человека,

любующегося

природой.

Диалог с учителем о значении

красоты и вдохновения в жизни

человека. Слушание музыки,

концентрация на её восприятии,

своём внутреннем состоянии.

Двигательная импровизация под

музыку лирического характера

«Цветы распускаются под

музыку». Разучивание,

исполнение красивой песни.

Слушание произведений

программной музыки,

посвящённой образам природы.

Подбор эпитетов для описания

настроения, характера музыки.

Сопоставление музыки

с произведениями

изобразительного искусства.

Двигательная импровизация,

пластическое интонирование.

Разучивание, одухотворенное

исполнение песен о природе, её

красоте.

2

Музыкальные

пейзажи.

8

3

Музыкальные

пейзажи.

8

4

Русский

фольклор.

2

Русские народные

песни (трудовые,

солдатские,

хороводные и др.).

Детский фольклор

(игровые, заклички,

потешки, считалки,

прибаутки) Народные

музыкальные

инструменты

(балалайка, рожок,

свирель, гусли,

гармонь, ложки).

Инструментальные

наигрыши.

Плясовые мелодии

Народные сказители.

Русские народные

сказания, былины.

Сказки и легенды о

музыке и музыкантах.

Разучивание, исполнение

русских народных песен разных

жанров. Сочинение мелодий,

вокальная импровизация на

основе текстов игрового

детского фольклора.

Знакомство с манерой

сказывания нараспев. Слушание

сказок, былин, эпических

сказаний, рассказываемых

нараспев.

Создание иллюстраций к

прослушанным музыкальным и

литературным произведениям.

Знакомство с внешним видом,

особенностями исполнения и

звучания русских народных

инструментов.

Классификация на группы

духовых, ударных, струнных.

Двигательная игра —

импровизация-подражание игре

на музыкальных инструментах.

5

Русские

народные

музыкальные

инструменты.

2

6

Сказки, мифы и

легенды.

2

7

Весь мир звучит.

Звукоряд.

№1

Звуки музыкальные

и

шумовые. Свойства

звука: высота,

громкость,

длительность, тембр.

Нотный стан,

скрипичный ключ.

Ноты первой октавы.

Звуки длинные

и короткие (восьмые и

четвертные

длительности), такт,

тактовая черта.

Знакомство со звуками

музыкальными и шумовыми.

Различение, определение на

слух звуков различного

качества.

Артикуляционные упражнения,

разучивание и исполнение

попевок и песен с

использованием

звукоподражательных

элементов, шумовых звуков.

Определение на слух,

прослеживание по нотной

8

Ритм.

Ритмиче

ский

рисунок.

№1

13

записи ритмических рисунков,

состоящих из различных

длительностей и

пауз .Исполнение,

импровизация с помощью

звучащих жестов

2 четверть (7 ч)

9

Композиторы

— детям.

5

Детская музыка

П. И. Чайковского, С.

С. Прокофьева, Д. Б.

Кабалевского и др.

Понятие жанра.

Песня, танец, марш.

Оркестр — большой

коллектив

музыкантов.

Дирижёр, партитура,

репетиция. Жанр

концерта —

музыкальное

соревнование

солиста с оркестром.

Предки современной

флейты. Легенда

о нимфе Сиринкс.

Музыка для флейты

соло, флейты в со

провождении форте-

пиано, оркестра.

Слушание музыки, определение

основного характера, музыкально-

выразительных средств,

использованных композитором.

Подбор эпитетов, иллюстраций к

музыке. Определение жанра.

Музыкальная викторина.

Вокализация, исполнение мелодий

инструментальных пьес со словами.

Разучивание, исполнение песен.

Сочинение ритмических

аккомпанементов (с помощью

звучащих жестов или ударных и

шумовых инструментов) к пьесам

маршевого и танцевального

характера.

Слушание музыки в

исполнении оркестра. Просмотр

видеозаписи. Диалог с учителем о

роли дирижёра.

Разучивание и исполнение песен

соответствующей тематики.

Знакомство с внешним видом,

устройством и тембрами

классических музыкальных

инструментов.

Чтение учебных текстов, сказок и

легенд, рассказывающих о

музыкальных инструментах, истории

их появления.

10

Композиторы

— детям.

5

11

Оркестр.

5

12

Оркестр.

5

13

Музыкальные

инструменты.

Флейта.

5

14

Песни

верую

щих.

4

Молитва, хорал,

песнопение,

духовный стих.

Образы духовной

музыки в творчестве

композиторов-

классиков

.

Слушание, разучивание, исполнение

вокальных произведений

религиозного содержания. Диалог с

учителем о характере музыки, манере

исполнения, выразительных

средствах.

Рисование по мотивам

прослушанных музыкальных

произведений.

15

Песни

верую

щих.

4

3 четверть (9 ч)

16

Край, в котором

ты живёшь.

2

Музыкальные

традиции малой

Родины. Песни,

обряды,

музыкальные

инструменты.

Русские

народные песни

(трудовые,

солдатские,

хороводные и

др.). Детский

фольклор

Разучивание, исполнение образцов

традиционного фольклора своей

местности, песен, посвящённых своей

малой родине, песен композиторов-

земляков.

Диалог с учителем о музыкальных

традициях своего родного края.

Разучивание, исполнение русских

народных песен разных жанров.

Сочинение мелодий, вокальная

импровизация на основе текстов

игрового детского фольклора.

17

Русский

фольклор.

2

18

Музыкальные

пейзажи.

Музыкальные

портреты.

8

Образы природы в

музыке. Настроение

музыкальных

пейзажей. Чувства

человека,

любующегося

природой.

Музыка,

Слушание произведений

программной музыки, посвящённой

образам природы. Подбор эпитетов

для описания настроения, характера

музыки.

Слушание произведений

вокальной, программной

инструментальной музыки,

19

Музыкальные

портреты.

8

14

передающая образ

человека,

его походку,

движения, характер,

манеру речи.

«Портреты»,

выраженные

в музыкальных

интонациях.

Музыка, создающая

настроение

праздника. Музыка в

цирке,

на уличном шествии,

спортивном

празднике.

Военная тема в

музыкальном

искусстве. Военные

песни, марши,

интонации, ритмы,

тембры.

посвящённой образам людей,

сказочных персонажей.

Двигательная импровизация в образе

героя музыкального произведения.

Рисование, лепка героя музыкального

произведения.

Диалог с учителем о

значении музыки на празднике.

Слушание

произведений торжественного,

праздничного характера.

«Дирижирование» фрагментами

произведений. Конкурс на лучшего

«дирижёра».

Разучивание и исполнение

тематических песен к ближайшему

празднику.

Чтение учебных и

художественных текстов,

посвящённых военной музыке.

Слушание, исполнение музыкальных

произведений военной тематики.

Знакомство с историей их сочинения

и исполнения.

20

Какой же

праздник без

музыки?

8

21

Какой же

праздник без

музыки?

8

22

Музыка на

войне, музыка

о войне.

8

23

Музыка на

войне, музыка

о войне.

8

24

Высота звуков.

№1

Регистры.

Ноты

певческого

диапазо

на.

Расположен

ие нот на

клавиатуре.

Знаки

альтерации

Освоение понятий «выше-ниже».

Определение на слух принадлежности

звуков к одному из регистров.

Прослеживание по нотной записи

отдельных мотивов, фрагментов

знакомых песен, вычленение

знакомых нот, знаков альтерации

.

4 четверть (8 ч +1)

25

Музыка наших

соседей.

3

Фольклор и

музыкальные

традиции

Белоруссии,

Украины,

Прибалтики (песни,

танцы, обычаи,

музыкальные

инструменты)

Знакомство с особенностями

музыкального фольклора народов

других стран.

Знакомство с внешним

видом, особенностями исполнения и

звучания народных инструментов.

Сравнение интонаций, жанров,

ладов, инструментов других народов

с фольклорными элементами народов

России.

26

Музыка наших

соседей.

3

27

Композиторы

— детям.

5

Детская музыка П. И.

Чайковского, С. С.

Прокофьева, Д. Б.

Кабалевского и др.

Предки современной

флейты. Легенда

о нимфе Сиринкс.

Музыка для флейты

соло, флейты в со

провождении форте-

пиано, оркестра.

Певучесть тембров

струнных смычковых

инструментов.

Знакомство с многообразием красок

фортепиано. Слушание

фортепианных пьес в исполнении

известных пианистов.

Слушание

детских пьес на фортепиано в

исполнении учителя. Демонстрация

возможностей инструмента.

Игра-

имитация исполнительских движений

во время звучания музыки.

Музыкальная викторина на знание

конкретных произведений и их

авторов, определения тембров

звучащих инструментов.

Разучивание, исполнение песен,

посвящённых музыкальным

инструментам

.

28

Композиторы

— детям.

5

29

Музыкальные

инструменты.

Фортепиано.

5

30

Музыкальные

инструменты.

Скрипка,

виолончель.

5

31

Музыкальные

инструменты.

Скрипка,

виолончель.

5

32

Промежуточн

ая аттестация.

33

Музыкальная

сказка на

сцене, на

экране.

№7

Характеры

персонажей,

отражённые

в музыке. Тембр

Постановка детской музыкальной

сказки, спектакль для родителей.

Творческий проект «Озвучиваем

мультфильм».

15

голоса. Соло. Хор,

ансамбль.

Итого:

33ч

16



В раздел образования