Автор: Максимова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска "Прогимназия № 40"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Система организации исследовательской деятельности обучающихся МБОУ г. Мурманска «Прогимназия №40»
Раздел: начальное образование
Тезисы выступления
"Система организации исследовательской деятельности обучающихся
МБОУ г. Мурманска «Прогимназия №40»
(Максимова Н.В., Ильиных С.В.)
1. Введение
21 век- 2021 год... темпы развития нашего общества ускоряются, меняются
ценностные ориентиры, стремительно возрастает объём научной информации.
Нашему современному обществу нужны образованные, конкурентоспособные
люди, мобильные и динамичные, которые могут анализировать свои действия,
самостоятельно принимать решения. Поэтому в образовательном процессе
эффективными становятся приемы и методы обучения, которые формируют
умения
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
нужную
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Это и есть исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение
самостоятельно найти решение проблемы. Она отлично стимулирует учащихся
к активному познанию, легко втягивает их в учебный процесс, открывая
возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом
исследовании.
Именно
в
начальной
школе
закладываются
основы
исследовательского
мастерства: умения ставить вопросы и искать на них ответы, мыслить и
анализировать, сравнивать, группировать и классифицировать. Эти навыки
исследовательской деятельности необходимы современному школьнику и для
успешной учебы, и для успешной жизни.
Таким
образом,
цель
исследовательской деятельности -всестороннее развитие личности ребенка,
его познавательных интересов и возможностей.
В нашей прогимназии разработана и активно действует система организации
исследовательской деятельности.
1.
Обучение
учащихся
навыкам исследовательской
деятельности
через уроки
В прогимназии успешно реализуется
УМК «Перспектива».
Учебники
комплекта . предполагают максимальную ориентацию на исследовательское
начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного
опыта
исследовательской
деятельности.
В
них
удачно
сочетается
теоретический материал и практическая работа. Система направляет активность
ребенка в сферу культуры и свободного творчества.
Использование приемов исследовательской деятельности на уроках и при
выполнении домашнего задания - наблюдение, дискуссия, эксперимент,
анкетирование, анализ, опыт -позволяет достигать высоких предметных и
метапредметных результатов.
2. Обучение учащихся навыкам исследовательской деятельности через
предметные недели.
На традиционных
Предметных
неделях
ученики
также
вовлечены
в
исследовательскую деятельность. Вся школа
буквально погружается в
предложенную образовательную область, выполняя
творческие задания,
создавая коллективные и индивидуальные тематические проекты: "Цифры в
нашей жизни", "Классный сборник сказок ", "Что такое поговорка", "Сборник
рассказов о погоде в Мурманске (на английском языке)", и др.
Предметная
неделя выступает как уникальная познавательная, коммуникативная система,
позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, расти духовно и творчески
всем ее участникам.
3. Обучение учащихся навыкам исследовательской деятельности через
внеурочную деятельность.
Программа внеурочной деятельности "Я- исследователь"
В
прогимназии
реализуется
адаптированная
программа
внеурочной
деятельности "Я - исследователь", разработанная на основе одноименной
авторской программы Алекса
́
ндра Ильи
́
ча Са
́
венкова.
Сроки ее реализации - 4 года.
Каждый
ребёнок
ведет
тетрадь
исследовательских работ, в которой он формулирует цель работы, составляет
план и подробно описывает свои шаги его выполнения. Делает вывод.
В течение всех 4 лет обучения по программе педагог ведет мониторинг уровня
освоения программы обучающимися.
Школьная научно-практическая конференция "Я- исследователь!"
Каждый год в прогимназии в апреле месяце проходит научно-практическая
конференция
"Я-
исследователь".
Все
знания
и
умения,
полученные
обучающимися
через
уроки,
занятия
по
внеурочной
программе
"Я-
исследователь", применяются и обобщаются именно в ней.
Каждый ученик выбирает область знаний, которая его интересует, ставит
проблемный вопрос и в ходе своей исследовательской работы находит на него
ответ. В подготовке исследований для школьной конференции детям помогают
не только педагоги, но и родители. Ведь кто лучше родителей, знает и понимает
мир интересов и увлечений ребенка! Совместная творческая работа над
актуальной проблемой позволяет выстроить особые отношения сотрудничества
и равноправия, наладить диалог с ребенком, поддержать его интересы.
4. Конкурсы, фестивали, социально-значимые проекты
Ученики прогимназии, применяя свои исследовательские умения, принимают
участие в конкурсах, фестивалях и социально - значимых проектах разного
уровня.
Юные исследователи активно и с удовольствием участвовали в городском
проекте "Город Мурманск начинается с тебя", создавали макеты объектов
социального значения для города: фонтаны, скамейки, арт- объекты.
В этом году наша школа победила в проекте по преобразованию
школьных пространств «Arctic schools». Все участники образовательного
процесса и в первую очередь - обучающиеся- участвовали в создании интерьера
нашей новой столовой «На Севере есть вкусно!». Дети сначала высказали
пожелания, какой должна быть столовая для юных мурманчан, затем сами
придумывали элементы декора, обстановки, рисовали макеты. На основе этих
материалов творческая группа педагогов разработали дизайн-проект. Он
получился
яркий,
интересный.
Такой,
какой
его
задумали
юные
проектировщики.
Это
значит
наша
школьная
система
организации
исследовательской
деятельности
работает.
Ученики
прогимназии
умеют
ставить
сложные
проблемные вопросы и успешно находят их решения.