Автор: Логвинова Яна Владимировна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ муниципального района "Верхнеколымский улус (район)"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Верхнеколымский район, п.Зырянка
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Развитие музыкальной памяти учащегося"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
муниципального района «Верхнеколымский улус (район)»
Направление: Дополнительное образование
Тематика: Качество образовательной деятельности: приемы и методы, формы.
Тема «Развитие музыкальной памяти учащегося»
Логвинова Яна Владимировна
преподаватель по классу аккордеона
В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием
музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой,
прочной памятью, другие схватывают «на лету», но запоминают произведения неточно,
поверхностно, третьи продвигаются по этому пути с трудом. В процессе работы, на уроке с
некоторыми учениками порой с большим трудом удается исправить неверно заученную
фразу, аппликатуру, прием. Казалось бы, цель достигнута, но в момент выступления на
эстраде ученик неожиданно «вспоминает» первый неправильно заученный вариант. В чем
причина этого явления? Возникает и ряд других практических вопросов, например, как
лучше работать над произведением, «доводить» его, заучив сразу на память или работать над
ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется» в пальцы, в движения рук?
Музыкальная память, как и все психические процессы, также раскрывается в
практической деятельности. Вот, например, Россини по памяти не мог воспроизвести только
что написанную музыку. Просто созданная им или воспринятая музыка почти сразу
«выключалась» из сознания, чтобы не мешать интенсивному процессу создания новых
произведений. Не случайно Николо Паганини писал: «плохая память указывает
на
способность человека к творчеству». В то же время известны случаи феноменальной памяти,
к примеру, у Глазунова, Дж. Энеску.
Сергей Рахманинов, обладая замечательной памятью, в то же время иногда допускал на
эстраде ошибки при исполнении и подчас вынужден был импровизировать даже в
собственных произведениях. Уже это сопоставление заставляет прийти к выводу, что
существует не один тип памяти, а по крайней мере два: репродуктивная (механическая),
реконструктивная (творческая).
Репродуктивная – запоминание целиком, как картинку (бывает у детей 5-6 летнего
возраста). Работа над произведением в таком возрасте имеет особенности: нельзя менять
штрихи, аппликатуру; нельзя расчленять произведение. Надо добиваться заучивания одного
«жесткого» варианта.
Реконструктивная
- творческая избирательная переработка информации. С
накоплением богатой информации у человека появляется способность к анализу, синтезу.
Реконструктивный момент связан с воображением. Вспоминая отдельные яркие
мгновения, человек способен реконструировать целое.
В практике оба вида памяти у человека действуют сообща. Так, детально выучив
произведение, исполнитель опирается как на репродуктивную, так и особенно на свою
реконструктивную память. Ведь подлинное художественное исполнение произведения - это
не репродукция его, а как бы новое воссоздание авторского замыла.
Уровни памяти
Существует четыре уровня памяти (в процессе игры они не расчленены).
Первый связан с поведенческой двигательной памятью, а психологически – с интересом.
Чем больше интерес, чем больше ярких моментов на уроке или в домашней работе, тем
крепче запоминается нотный текст и игровые движения.
Второй связан с поиском и запоминанием выразительных инструментальных средств
для
художественного
воплощения
произведения
–
нужного
характера,
штрихов,
выразительных комплексов и т.д.
Третий – связан с памятью художественно-образного решения произведения и
удержание раскрытия образа, творческой фантазией.
Четвертый – связан с переработкой произведения в новую творческую программу на
основе полученного опыта, то есть с общим художественным развитием личности.
Как происходит запоминание?
0,1 – 0,3 секунды действует кратковременная память.
1 минута – «иконная» память, начинается осмысление информации (увязывание
смыслов).
5 минут – повторение с наложением последующей информации, установление
логической связи событий. Связан с удержанием внимания на запоминании. В работу
включается творческая фантазия.
IV круг (20-60 мин.) – упрочение, закрепление. После одного часа обработанная
информация может уходить в долговременную память.
V
– «отстаивание» (сутки). Отбор нужного, отсев постороннего, уяснение
периодичности событий.
Трехдневный цикл - завершающий процесс, образование опыта, окончательный уход
информации в долговременную память. Не случайно учебный процесс возобновляется
примерно с интервалом в 3-ое суток (уроки по специальности преподаватели в детских
школах обычно ставят по следующему расписанию: в понедельник и четверг, вторник и
пятницу или среду и субботу).
Этот срок дает возможность полученной на уроке информации отстояться. Проведение
уроков чаще создает слишком большую нагрузку на память, информация не успевает
основательно усваиваться и перерабатываться мозгом. Не успев отстояться и уйти в
долговременную
память,
«извлеченная»
информация
деформируется.
На
еще
не
обработанную информацию накладывается новая. В сознании нередко вместо закрепления
появляются в связи с этим неуверенность и сомнения. Вред системы «натаскивания» не
только в этом, но и в том, что деформируются и волевые процессы, а информация вместо
обогащения творческой фантазией обедняется.
Музыкальная память – это в первую очередь художественная память на музыку и свою
интерпретацию образов – «лента видения». Создать целое помогают частности. Для этого
важны кульминация и прочие вехи, которые помогают конкретизировать внимание (так по
дороге, где много ярких знакомых примет, двигаться всегда легче и безошибочней).
Каковы же стимулы запоминания произведения? Прежде всего, возбуждение
максимального интереса к музыке, специальности, произведению, нахождению своего
отношения, постановка художественной цели.
Воспоминание для исполнителя – это воспроизведение живого настоящего (поскольку
произведение не существует в «прошлом»). Это память на свое состояние, ощущения,
возникшие в процессе разучивания произведения, исполнения его в классе и на эстраде.
Для воскрешения произведения Станиславский рекомендовал использовать прием
художественных
«маяков». При повторении музыки, связанной с теми или иными
событиями, психологическим состоянием у исполнителя возникает ощущение, будто он
вновь возвращается в те события.
Подлинная творческая реконструкция, т.е. хорошая память, может возникнуть только на
основании богатейшего накопления материала. Чем богаче информация, тем больше
вариантов возникает у исполнителя тем шире возможности реконструкции произведения.
Давид Ойстрах работая над произведением применял интересный метод, он записывал
варианты исполнения на магнитофон, прослушивал через 20 минут все варианты и отбирал
лучшее. На эстраде он мог свободно повторить, так как дома тренировал свою память на
варианты.
Зазубривание одного варианта делает исполнительский процесс неустойчивым, так как
малейшее изменение условий, субъективного состояния выбивает исполнителя с узкой
проторенной дорожки (такой исполнитель подобен канатоходцу).
Все что исполнитель осуществляет на инструменте, в этот же момент не запоминается и
невыучивается. Нельзя что-то разучивая сразу же получить отдачу. В процессе заучивания 5
минут однотипной работы – это максимум, на что способна наша память. После этого
лучший интервал для того, чтобы получить ответ, что запомнилось – 20 минут. Через 20
минут переработки запоминается всего на 50-60%, через сутки на 65-70%, а через 3 суток –
75%.
Какова польза повторения? Повтор необходим на первых стадиях работы для сравнения
и проверки варианта: что сделано, что недоделано, что необходимо закрепить. Следует
учесть следующую особенность режима работы мозга: два повторения в день в 3 раза
эффективней восьмикратного повторения. Это касается лишь примитивной зубрежки.
Творческое же нахождение вариантов – не столько обогащение, переработка информации.
Переключение,
интервалы
способствуют
поддержанию
оптимального
творческого
состояния,
а
следовательно
и
работы
памяти.
Следует
учесть,
что
наибольшую
чувствительность память приобретает к вечеру, так как ночью запомненное не забивается
другой информацией.
Необходимо обратить внимание также на то, что прерванная задача лучше
запоминается, она заставляет мозг активнее работать, быстрее схватывать новое, лучшее
запоминать. Ауэр требовал записи нотного текста на доске от своих учеников.
Отчего происходят срывы на эстраде? Память не любит, когда ей не верят. При
заучивании
важно
заранее
«промоделировать»
не
только
то,
как
будет
сыграно
произведение, но и свое состояние на эстраде. Отсюда необходимость проверки исполнителя
перед выступлением обстановкой, близкой к эстрадной (например, исполнение перед
одноклассниками, незнакомыми людьми).
Известно, что при исполнении произведений начало и конец запоминаются лучше, а
разработки несколько хуже. Опасны места и после кульминаций, завершения разделов.
Педагогу необходимо всячески развивать у ученика способность к музыкальному
представлению, фантазированию. Один ученик, потеряв текст, беспомощно остановился,
другой сымпровизировал и пошел дальше: это говорит о различном характере работы с
материалом.
Отвечая на вопрос, как лучше работать над произведением – выучив сначала на память
или поработать над ним, потом заучивать – следует сказать, что полное осознание
произведения – это уже память. Проблемы запоминания произведения без его осмысления не
должно существовать. Ойстрах говорил: «если ученики нашли свой подход к замыслу
сочинения, характерный штрих, аппликатуру, «звуковой фон» и т.д., то произведение уже
стало их достоянием, и проблема механического заучивания исчезает.
Виды памяти
Рассмотрим разные виды памяти и способы их развития на начальном этапе обучения
инструменталиста.
Зрительная память – один из общих видов памяти, но ее значение для музыкантов
достаточно велико. Многое педагоги рекомендуют своим ученикам запоминать нотный
текст, так, чтобы можно было его записать по памяти. Известный скрипач Ш. Брио
рекомендовал своим ученикам переписывать исполняемые музыкальные сочинения до тех
пор, когда они твердо запоминались зрительно.
Определим значение памяти для музыканта в процессе обучения. Зрительная память
очень важна в беглом чтении листа. Охватывая взглядом отрезок текста, инструменталист,
как бы, «фотографирует» его зрительно, и, исполняя этот отрезок, смотрит уже дальше.
Следует особо оценить значение зрительной памяти на эстраде. На первый взгляд
кажется, что значение ее во время выступления велико. Находясь на сцене, исполнитель
может, как бы играть по нотам, не боясь забыть текст. Однако, по мнению большинства
выдающихся исполнителей, игра на сцене по нотам (реальным или воображаемым) снижает
качество исполнения. Бузони говорил о том, что игра на память обеспечивает несравненно
большую свободу выражения. Ноты, от которых зависит исполнитель, не только
ограничивают его, но и мешают. Даже знаменитые дирижеры Г. Рихтер, Г. Фон Бюлов, А.
Тосканини считали, что дирижировать лучше наизусть.
Из сказанного выше следует, что использовать зрительную память на эстраде – как бы
мысленно играть по воображаемым нотам – не рекомендуется, это отвлекает исполнителя от
слышания звучания художественных ассоциаций. В изучении произведения зрительную
память следует применять на начальном этапе работы.
Начинать развитие зрительной памяти можно по «Школе игры на фортепиано»
польского педагога Лонгшамп-Дружкевич, предлагающего упражнение с игральными
картами. Ученику показывают несколько карт, затем закрыв их, спрашивают, сколько было
черных и сколько красных. По «мысленной фотографии» ученик дает ответ. Затем
попробовать усложнить задания: показать карты одного цвета с разными рисунками или
разным количеством знаков. Упражнения, тренирующие зрительную память, можно
проводить на нотном тексте с учеником, еще не знающим нотной грамоты. Просить ученика
запомнить все, что видит. Затем следует ответить на вопрос: «Сколько шариков внутри
линеечек? Сколько черных, сколько пустых? Сколько шариков с хвостиками?» В тексте нот,
естественно, должно быть немного. Это задание приучает ребенка к картине нотной записи.
Постепенно задания можно усложнять, разделяя на вопросы по верхнему и нижнему
нотоносцу, по запоминанию длительностей и др.
Следующий тип памяти, входящий в музыкальную память - тактильный. Слово
«тактильный» переводится с латинского как осязательный, ощущаемый, прикасаемый. Это
техническое чувство, возникающее как память ощущений. Пианисты, играя скачки в обеих
руках, обычно одной рукой играют на основе тактильности.
Упражнения на тактильные ощущения просты: провести рукой по клавиатуре,
ощупывая группы клавиш вокруг двух и трех черных, а затем, закрыв глаза узнать эти
группы.
Более высокий уровень игра «вслепую». Любое выученное произведение можно
попытаться сыграть с закрытыми глазами, в полумраке, в темноте. Я в своем классе
аккордеона постоянно практикую этот метод со своими учащимися в конце работы над
произведением, и, странно, что даже повернувшись в другую сторону класса, ученик бывает
может делать ошибки в исполнении, ну а если хорошо играет произведением в темноте, то
считается, что произведение выучено хорошо и ученик готов к выступлению.
Следующий вид музыкальной памяти – это логический. Логическое мышление связано
с осмыслением нотного текста, его анализом. Естественно, что маленькому ребенку анализ
доступен лишь на самом примитивном уровне, однако, необходимо приучать его к
размышлению над текстом. Следует помнить, что логический вид памяти годится лишь для
работы над произведением, для сцены логическая память «медлительна».
Музыкальная память подразумевает под собой и моторную память. Моторная память –
это запоминание движений рук и пальцев. Чтобы выработать моторную память необходимо
много тренироваться, поддерживая активность движений и постоянную аппликатуру.
Выработку моторности следует начинать с первых лет обучения. Особенностью моторной
памяти является постепенное увеличение единицы технического мышления. Вначале ученик
обдумывает каждый звук. Затем педагог предлагает думать «на раз», а играть в этот момент
четыре звука. Это просто, если думать «раз», а быстро прослушивать шестнадцатые. Сначала
это делается с остановками. Потом они сглаживаются. Единицы укрупняются «на раз» - 6
или 8 звуков. Улучшению моторной памяти всегда способствуют крепкие, а не вялые, ничего
не запоминающие пальцы.
Говоря о музыкальной памяти, нельзя упустить эмоциональную сторону, которую
обеспечивает эмоциональная память, она является одним из самых сложных видов памяти.
При изучении произведения она находится как бы на периферии, возникает спонтанно, часто
неосознанно, а отсюда и нелогично. И в тоже время это самый прочный и надежный вид
памяти во время сценического выступления, так как эмоциям удается соединять в себе все
виды навыков, необходимых для исполнения произведения.
Для формирования эмоциональной памяти необходимо постоянно проверять,
анализировать точность, искренность, правильную меру чувств, их логику. Но это сложно
даже для взрослых исполнителей. Часто эмоции (требующие нервных затрат) заменяются
умозрительностью: мыслями о чувствах. Разработка и переживание эмоционального сюжета
дается не просто, часто образуются «эмоционально пустые места», которые опасны на сцене.
С детьми решение этой проблемы усложняется. Известно, что музыка не имеет
конкретного внутреннего содержания и расшифровывается с помощью жизненных
ассоциаций. Музыкально-ассоциативные основы следует закладывать с раннего детства.
Расширение ассоциативного фонда никогда не следует прерывать. Он
усложняется и
обогащается в связи с изменением репертуара. Должны появляться различные оттенки
чувств: «печально до боли», «в душе печально и светло».
Но, главное, любое изменение эмоционального состояния должно иметь свое выражение
в туше: «малейшее движение души» проявляется в характере движения, прикосновении,
способе интонирования. И пусть эти попытки поначалу будут неуклюжими – важно указать
ученику нужное направление.
Заключительным этапом в комплексном явлении – музыкальная память – считается
слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в
запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным
развитием ребенка.
Некоторую сложность в обучении представляют дети – «гудошники», у которых иногда
по несколько лет отсутствует контакт слуха с голосом. Часто правильно запомнив песню,
они, верно проговаривая ритм, не слышат внешнего звучания мелодии – она у них звучит
внутри. Проверить, помнит ли ребенок мелодию, можно с помощью ритма и гармонии.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что развитие музыкальной памяти –
достаточно серьезный и сложный процесс, так как одновременно с развитием музыкальной
памяти развивается синтез многих других видов памяти. Развивать музыкальную память
желательно с самого раннего детства, но возможно и в более поздние периоды жизни
человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой»: уч. пособие,- М.:»Советский
композитор», 1986
2.
Гинзбург Л. «О работе над музыкальным произведением», 4-е издание, М., 1981
3.
Коган Г. «У врат мастерства»-М.: Классика-XXI, 2004, с. 136
4.
Корто А. «О фортепианном искусстве», Статьи, документы, материалы, М.:1965
5.
Милич Б. «Воспитание ученика пианиста», М.: Кифара, 2002, с. 184
6.
Ю. Лихачёв. «Авторская школа. Современная методика обучения детей музыке».
Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 1999, 2012.
7.
Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», М,: Классика-
XXI, 2001, с. 176