Автор: Гончарова Татьяна Васильевна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Влазовичская СОШ
Населённый пункт: с.Влазовичи Суражского района Брянской области
Наименование материала: Открытый урок по химии в 9 классе по теме "Химические свойства металлов".
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование
Открытый урок по химии в 9 классе на тему «Химические свойства металлов».
Гончарова Т.В.-учитель химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Влазовичская средняя
общеобразовательная школа Суражского района Брянской области.
Тема урока: Химические свойства металлов.
Цели:
1. Образовательные: систематизировать сведения о химических свойствах металлов;
сравнить химическую активность металлов; доказать, что металлы проявляют только
восстановительные свойства.
2. Развивающие: научить использовать ряд напряжений металлов при прогнозировании
химических свойств металлов; совершенствовать специальные навыки и умения работать
с химическими реактивами, записывать уравнения химических реакций; общеучебные:
умения наблюдать, делать выводы, составлять схемы, сравнивать.
3. Воспитательные: приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с
соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности, воспитывать взаимовыручку,
умение делать самооценку, критически относиться к оценке своих знаний.
4. Цели исследовательской работы:
1. Сделать вывод о химической активности различных металлов.
2. Сопоставить активность металлов и положение их в электрохимическом ряду
напряжений металлов.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок с использованием элементов исследовательской деятельности,
проблемной ситуации, компьютерной презентации.
Формы работы: парная и индивидуальная.
Оборудование:
Реактивы: металлы (Na, Ca, Fe, Zn, Cu), кислоты (HCI, H2SO4, HNO3), CuSO4, вода,
фенолфталеин, пинцеты, ножницы, спиртовка и др.
Таблицы: ряд активности металлов, генетическая связь веществ. Компьютер,
компьютерная презентация.
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какую большую тему мы сейчас изучаем
(Металлы).
- Какие вопросы этой темы нами уже рассмотрены? (Нахождение в природе, получение,
строение атома, физические свойства металлов).
- А какие вопросы очень важные для химика, нам еще предстоит изучить? (Химические
свойства металлов).
- Итак, тема урока:
Химические свойства металлов (слайд 1) (обучающиеся записывают в тетрадь).
II. Изучение нового материала.
1)- Изучали ли мы ранее этот материал? (В темах «Кислород», «Вода», «Кислоты»,
«серная кислота», «азотная кислота», «строение Ме»).
- Вы знаете, что свойства веществ зависят от строения. Каковы особенности строения
атомом металлов( Ме)?
- В химических реакциях Ме как себя проявляют?
Меº - n ē → Меn+ , вывод: Меº- восстановитель
- Итак, Ме в химических реакциях - восстановители.
Одинакова ли их восстановительная способность, т. е. химическая активность?
- А как можно узнать об активности Ме? (Изучая книги, из жизненного опыта, по ряду
активности, проводя исследование).
- Ребята, сегодня, когда вы входили в класс, вы на двери заметили вот это маленькое
стихотворение:
Ты – молодчина! И в это поверь:
Открыта тобой в мир химии дверь.
Надеемся все мы, что лет через пять
Прекрасным ученым сможешь ты стать.
- Прочитав это стихотворение, вы поняли, что мы возлагаем на вас большие надежды. А
что? Может, действительно, кто-то из вас станет великим ученым.
А чтобы быть ученым, надо много знать.
Поэтому, неслучайно, девизом нашего урока стали слова Б. Шоу:
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (слайд 2)
- Добывать знания можно самыми разными способами.
- Академик по этому поводу сказал так:
«Древо науки всеми корнями связано с практикой» (слайд 3)
- Сегодня вы сами будете исследовать химические свойства различных Ме. Свою работу
на уроке вы будете оценивать сами по следующим критериям
(слайд 4 «Оцени свой успех»).
- Сначала давайте вспомним известные вам свойства Ме: (Учащиеся рассказывают,
используя схему «Генетическая связь веществ»)
- Сегодня, работая на уроке, мы продолжим заполнять таблицу, которую начали на
предыдущих уроках.
- Перед началом работы напоминаю вам правила техники безопасности.
(слайды 5 –6)
2. а) Выполнение лабораторных опытов (исследовательская работа в парах - см.
инструкции)
Опыт 1-2. Взаимодействие Ме с кислородом
Опыт 3. Взаимодействие Ме с водой.
Опыт 4. Взаимодействие Ме с р-ром HCI.
Опыт 5. Взаимодействие Ме с H2SO4, HNO3.
Опыт 6. Взаимодействие Ме с солями.
б) Результаты опытов обсуждаются вместе со всеми, заполняется схема.
Ме + неметалл: 4Nа + O2 → 2Nа2O
2Nа + O2 → 2Nа2O2
6Nа + N2 → 2Nа3N
Ca + H2 → CaH2
2Fe +3CI2 → 2FeCl3
2Cu + O2 → 2CuО
Ме + оксид (H2О): 2Nа + 2H2О → 2NaOH + H2
Ca + 2 H2О → Ca(OH)2+ H2
Cu + H2О →
SiO2: 2Mg+SiO2 → 2MgО + Si
Ме + оксид Ме: 2AI + Fe2О3 → 2Fe + AI2О3
Ме + кислота: Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
Fe +2HCl à FeCl2 + H2
Cu + HCl→
Ме + H2SO4: Cu + 2H2SO4 → CuSO4 +SО2 (или H2S, S, SО2) + 2H2О
Ме + HNO3: Сu + 4HNO3 → Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
(или NO, N2O, N2, NН4NO3)
Ме + соль: Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu
Zn + CuSO4 → Cu+ZnSO4
Cu + ZnSO4 →
в) Выводы: 1. Металлы проявляют различные химические свойства в соответствии со
своей химической активностью.
2. О химической активности Ме можно судить по его положению в электрохимическом
ряду напряжений.
3. Проблемная ситуация:
- А можно ли использовать щелочные металлы для реакции замещения с раствором соли?
Например, Na c раствором CuSO4 ? Какой результат следует ожидать?
Демонстрация: опускаем натрий в раствор сульфата меди(II).
Наблюдения: выделяется газ и выпадает осадок… (?)
Записываем уравнение:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
2NaOH + CuSO4
=
Cu(OH)2 + Na2SO4
2Na + 2H2O + CuSO4 ? Cu(OH)2 +Na2SO4 + H2
Вывод: натрий нельзя использовать для реакции замещения с растворами солей (можно
только с расплавами солей).
III. Закрепление:
1. Тест (см. карточки, слайд).
2. Самопроверка теста (слайд).
3. Самооценка результатов работы (слайд).
IV. Рефлексия: - Ребята, актуален ли девиз нашего урока? (слайд)
V. Д/З:
параграф 11, № 2-3, 5( по выбору). Составить конспект ответа «Химические свойства
цинка» (по желанию – в виде компьютерной презентации).