Напоминание

Преемственность :детский сад-начальная школа


Автор: Баязитова Гульсина Гаязовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ лицей #4
Населённый пункт: г. Баймак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность :детский сад-начальная школа
Раздел: начальное образование





Назад




О преемственности, об уровне подготовленности детей к обучению в школе

Основное место в реализации идей ФГОС НОО принадлежит учителям начальных

классов - эта мысль красной нитью проходит во всех документах, касающихся новых

стандартов.

Мы, учителя, понимаем, что нам предстоит внедрять и новые методы из зарубежной

практики ,и осваивать инновационные формы работы, чтобы как можно быстрее

поднять наше образование на уровень мировых стандартов.

То , что с детьми работать труднее, чем 10-15 лет назад, не нуждается в

доказательствах. Наряду с детьми с хорошим интеллектуальным развитием, поступающими

в 1 классы школ, растет число детей, абсолютно неготовых к обучению в школе, детей с

различными нарушениями в соматическом или психическом здоровье.

Ни для кого не секрет: безболезненная адаптация первоклассника, успешность

дальнейшего обучения находятся в прямой зависимости от уровня его готовности к

школе. Мы , учителя , на практике убеждаемся в том, что ребенок, регулярно

посещавший дошкольное учреждение, в основном , приходит с определенным

уровнем умственного и речевого развития, с представлением о поведенческих нормах

детского коллектива и т.п.

По мнению коллег, наиболее эффективной , слаженной работы следует ожидать

в таком 1 классе, где большинство составляют дети, ранее посещавшие одну группу

детского сада. Естественно, в таком классе обучающиеся более открыты, доброжелательны и

к друг- другу, и к учителю.

В классе, где я работала в прошлом учебном году, обучалось 20

первоклассников. Я начинала работу на новом месте, поэтому не имела возможности

заниматься набором детей в класс. Но была заранее предупреждена: набор

непростой, дети , в основном, из «группы риска». Что и следовало ожидать, 80% моих

первоклассников не наблюдались необходимые предпосылки к овладению грамотой и

математикой, которые по каким- либо причинам не были сформированы в дошкольном

возрасте.

Результаты диагностики , проведенной в начале учебного года сугубо для

собственной осведомлённости, не обрадовали: у 1 обучающейся – высокий уровень, у 3

обучающихся – средний, у остальных – низкий уровень готовности к школе. Девочка с

высоким уровнем готовности после переезда из г.Уфы оказалась в моем классе по

причине переполненности других первых классов . Она читала целыми словами,

писала печатными буквами, могла связно говорить на двух языках, решала простые

примеры на сложение и вычитание . По словам родителей, таковы были требования

при поступлении в 1 класс обычной столичной школы. Для меня это не было новостью, т.к.

2 мои племянницы поступали в первые классы г.Уфы с такой же базой подготовленности,

кроме этого их водили на занятия по хореографии, английского языка и т.п . Так

вот, эта девочка с легкостью выполняла все задания учебников и пособий по

УМК « Начальная школа 21 века», по которому работала наша школа. Налицо

была огромна я разница в уровне подготовленности к школе между ней и

остальными первоклассниками . После обнаружения данной разницы, вынуждена

была заняться изучением дошкольной жизни моих подопечных, и обнаружила следующие

факты:

1)2 обучающихся не посещали детский сад вообще;

2)8 обучающихся посещали детский сад нерегулярно, эпизодически;

3)3 обучающихся ранее посещали сельские дошкольные учреждения;

Мои первоклассники посещали детские сады эпизодически по вине своих родителей.

Будучи первенцами, дети вынуждены были сидеть дома, т.к . их мамы 1,5- 3 года

находились в отпуске по уходу за вторым ребенком, или посещать детский сад от случая

к случаю. Не отрицаю: хорошая экономия семейного бюджета. Но вот только ребенок –

дошкольник упускает важное время для подготовки к школе, дл я полноценного

психо-физического развития среди своих сверстников. Не в лучшем положении

оказались дети, ранее посещавшие сельские дошкольные учреждения. Благодаря

повсеместной оптимизации в области образования, в них, в основном, функционируют

разновозрастные группы. В таких группах, по словам родителей, не было места

целенаправленным занятиям по развитию речи, мелкой моторики и т.п. Основным

видом деятельности являлась коллективная игра.

Говоря о готовности ребенка к школе мы , учителя, никак не имеем в виду

умение читать , считать до 100 и т.п. Мы подразумеваем под этим развитие на

должном уровне внимания , восприятия , памяти и, конечно же , речи . Хотелось бы

, чтобы логопеды больше внимания уделяли детям с различными дефектами речи

, т.к. данный фактор является серьезным препятствием для первоклассника как в

учебе, так и в общении с одноклассниками.

Но для меня огромным тормозящим фактором в работе стало нулевое

владение 65% обучающихся класса русским языком . Причина этого ,на мой взгляд,

кроется в приведенных выше доводах. Естественно, ребенок-башкир 6-7 лет

воспринимает и мыслит на своем родном языке Мы же насильно ставим таких

детей в одинаковые условия с их сверстниками из русских классов, которые

хорошо владеют языком , т.е. предлагаем им учебники и пособия на еще незнакомом

языке. Более того, все диагностические работы были предложены только на русском

языке. Возникает закономерный вопрос : не лучше ли обучать детей на их

родном языке хотя бы в первый год , переходя на русский язык обучения

плавно, постепенно ?

Перед начальной школой поставлены важнейшие задачи по формированию у

обучающихся УУД в различных сферах , что является основой для дальнейшего

успешного обучения. Преемственность в работе дошкольных учреждений и

начальной школы - одно из главных условий для претворения в жизнь

требований ФГОС НОО .

Баязитова Г.Г.,

учитель начальных

классов,

МОАУ лицей № 4 г.Баймак



В раздел образования