Автор: Баязитова Гульсина Гаязовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ лицей #4
Населённый пункт: г. Баймак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность :детский сад-начальная школа
Раздел: начальное образование
О преемственности, об уровне подготовленности детей к обучению в школе
Основное место в реализации идей ФГОС НОО принадлежит учителям начальных
классов - эта мысль красной нитью проходит во всех документах, касающихся новых
стандартов.
Мы, учителя, понимаем, что нам предстоит внедрять и новые методы из зарубежной
практики ,и осваивать инновационные формы работы, чтобы как можно быстрее
поднять наше образование на уровень мировых стандартов.
То , что с детьми работать труднее, чем 10-15 лет назад, не нуждается в
доказательствах. Наряду с детьми с хорошим интеллектуальным развитием, поступающими
в 1 классы школ, растет число детей, абсолютно неготовых к обучению в школе, детей с
различными нарушениями в соматическом или психическом здоровье.
Ни для кого не секрет: безболезненная адаптация первоклассника, успешность
дальнейшего обучения находятся в прямой зависимости от уровня его готовности к
школе. Мы , учителя , на практике убеждаемся в том, что ребенок, регулярно
посещавший дошкольное учреждение, в основном , приходит с определенным
уровнем умственного и речевого развития, с представлением о поведенческих нормах
детского коллектива и т.п.
По мнению коллег, наиболее эффективной , слаженной работы следует ожидать
в таком 1 классе, где большинство составляют дети, ранее посещавшие одну группу
детского сада. Естественно, в таком классе обучающиеся более открыты, доброжелательны и
к друг- другу, и к учителю.
В классе, где я работала в прошлом учебном году, обучалось 20
первоклассников. Я начинала работу на новом месте, поэтому не имела возможности
заниматься набором детей в класс. Но была заранее предупреждена: набор
непростой, дети , в основном, из «группы риска». Что и следовало ожидать, 80% моих
первоклассников не наблюдались необходимые предпосылки к овладению грамотой и
математикой, которые по каким- либо причинам не были сформированы в дошкольном
возрасте.
Результаты диагностики , проведенной в начале учебного года сугубо для
собственной осведомлённости, не обрадовали: у 1 обучающейся – высокий уровень, у 3
обучающихся – средний, у остальных – низкий уровень готовности к школе. Девочка с
высоким уровнем готовности после переезда из г.Уфы оказалась в моем классе по
причине переполненности других первых классов . Она читала целыми словами,
писала печатными буквами, могла связно говорить на двух языках, решала простые
примеры на сложение и вычитание . По словам родителей, таковы были требования
при поступлении в 1 класс обычной столичной школы. Для меня это не было новостью, т.к.
2 мои племянницы поступали в первые классы г.Уфы с такой же базой подготовленности,
кроме этого их водили на занятия по хореографии, английского языка и т.п . Так
вот, эта девочка с легкостью выполняла все задания учебников и пособий по
УМК « Начальная школа 21 века», по которому работала наша школа. Налицо
была огромна я разница в уровне подготовленности к школе между ней и
остальными первоклассниками . После обнаружения данной разницы, вынуждена
была заняться изучением дошкольной жизни моих подопечных, и обнаружила следующие
факты:
1)2 обучающихся не посещали детский сад вообще;
2)8 обучающихся посещали детский сад нерегулярно, эпизодически;
3)3 обучающихся ранее посещали сельские дошкольные учреждения;
Мои первоклассники посещали детские сады эпизодически по вине своих родителей.
Будучи первенцами, дети вынуждены были сидеть дома, т.к . их мамы 1,5- 3 года
находились в отпуске по уходу за вторым ребенком, или посещать детский сад от случая
к случаю. Не отрицаю: хорошая экономия семейного бюджета. Но вот только ребенок –
дошкольник упускает важное время для подготовки к школе, дл я полноценного
психо-физического развития среди своих сверстников. Не в лучшем положении
оказались дети, ранее посещавшие сельские дошкольные учреждения. Благодаря
повсеместной оптимизации в области образования, в них, в основном, функционируют
разновозрастные группы. В таких группах, по словам родителей, не было места
целенаправленным занятиям по развитию речи, мелкой моторики и т.п. Основным
видом деятельности являлась коллективная игра.
Говоря о готовности ребенка к школе мы , учителя, никак не имеем в виду
умение читать , считать до 100 и т.п. Мы подразумеваем под этим развитие на
должном уровне внимания , восприятия , памяти и, конечно же , речи . Хотелось бы
, чтобы логопеды больше внимания уделяли детям с различными дефектами речи
, т.к. данный фактор является серьезным препятствием для первоклассника как в
учебе, так и в общении с одноклассниками.
Но для меня огромным тормозящим фактором в работе стало нулевое
владение 65% обучающихся класса русским языком . Причина этого ,на мой взгляд,
кроется в приведенных выше доводах. Естественно, ребенок-башкир 6-7 лет
воспринимает и мыслит на своем родном языке Мы же насильно ставим таких
детей в одинаковые условия с их сверстниками из русских классов, которые
хорошо владеют языком , т.е. предлагаем им учебники и пособия на еще незнакомом
языке. Более того, все диагностические работы были предложены только на русском
языке. Возникает закономерный вопрос : не лучше ли обучать детей на их
родном языке хотя бы в первый год , переходя на русский язык обучения
плавно, постепенно ?
Перед начальной школой поставлены важнейшие задачи по формированию у
обучающихся УУД в различных сферах , что является основой для дальнейшего
успешного обучения. Преемственность в работе дошкольных учреждений и
начальной школы - одно из главных условий для претворения в жизнь
требований ФГОС НОО .
Баязитова Г.Г.,
учитель начальных
классов,
МОАУ лицей № 4 г.Баймак