Автор: Марченко Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 7"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация научно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования"
Раздел: начальное образование
Организация научно-исследовательской деятельности школьников как средство
повышения качества образования
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Научно-исследовательская деятельность является:
мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому
продуктивному пути развития и совершенствования;
одним из методов повышения интереса и соответственно качества
образовательного процесса.
В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к
исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют
создаваемые на базе школ научные общества учащихся (НОШ).
В нашей гимназии создано школьное научное общество учащихся “Белая сова». Оно
существует с 1997 года, и основу его составляют учащиеся, тематика исследований
которых связана с различными школьными предметами. Кафедра поделена на 4 секции:
политехническая
лингвистическая
естественнонаучная
гуманитарная
Деятельность школьного научного общества учащихся выстраивается в соответствии с
этими направлениями. Каждую секцию возглавляет опытный учитель-предметник.
Ученик может выбирать в какой секции он будет плодотворно работать, творить,
создавать.
Целью нашего научного общества является создание необходимых условий для развития
интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях
общеобразовательной школы, выявление и воспитание одаренности во всех ее
проявлениях.
3.3. Задачи научного общества учащихся вы видите на экране.
Вот некоторые из них.
развитие научно-исследовательской деятельности школьников как одного из
важных направлений гуманизации образования;
содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, обогащение
интеллектуального потенциала общества;
раскрытие
интересов
и
склонностией
обучающихся
к
научно-поисковой
деятельности, проведение углубленной подготовки к ней;
создание у школьников предпосылки для развития научного образного мышления,
творческого подхода к собственной деятельности; развитие интеллектуальной
инициативы обучающихся в процессе исследовательских занятий;
воспитание у подростков установки на престижность занятий фундаментальными
науками;
диагностика по выявлению одаренности детей и подростков, организация их
раннего
допрофессионального
определения,
содействие
профессиональной
ориентации выпускников МБОУ «Гимназия№7»;
воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и
духовной культуры;
привлечение высококвалифицированных кадров различных учреждений к работе с
детьми, в том числе научных работников;
подготовка ребят к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении;
содействие расширению научного кругозора, опытнической деятельности в
урочное и во внеурочное время под руководством учителя и научных работников;
развитие у школьников познавательной активности и творческих способностей;
знакомство школьников с методами и приемами научного поиска;
формирование умения работать с научной литературой, отбирать, анализировать,
систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские
проблемы, грамотно оформлять научную работу;
содействие овладению обучающимися искусством ведения дискуссии, публичного
выступления перед аудиторией с докладами, сообщениями, проектами.
Эти задачи органично совпадают с интересами учеников
Работа НОШ осуществляется в нескольких направлениях:
4.1.
Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
- отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подборка списка
литературы, оказание помощи младшим при подготовке докладов, изготовлении
наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
- работа с обучающимися, помощь в разработке тем научных исследований,
оказание консультационной помощи и др.
4.2.
Групповая работа включает в себя работу над совместными исследовательскими
проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметных областей,
знание компьютерных технологий.
4.3.
Массовая работа включает в себя встречи с интересными людьми, деятелями науки
и культуры, подготовку и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных
марафонов, участие в конференциях, экспедициях и т.п.
Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода
через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в учебно-
воспитательном процессе.
Школьное научное общество «Белая сова» на своих заседаниях дает оценку текущему
состоянию исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении, принимает
решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и
использовании их результатов в учебно-воспитательном процессе, а также направление
наиболее значимых работ на областные и всероссийские конкурсы.
Вовлеченность учеников в исследовательскую деятельность, способствует развитию
удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание
осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего
самосовершенствования и самореализации.
Исследовательская деятельность наших учащихся имеет ряд важных особенностей.
Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а
может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него
наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.
В процессе обучения она закладывает основу для дальнейшего самоопределения и
саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении
каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна,
практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она
значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема исследовательской деятельности в
образовательном процессе является актуальной.
Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных
исследователей в ежегодной школьной конференции «Каждый из нас немного учёный».
На конференции представляются такие исследовательские работы учащихся как:
- учебное исследование (его главной целью является развитие личности, а не получение
объективно нового результата, приобретение учащимися функционального навыка
исследования как универсального способа освоения действительности, активизация
личностной позиции учащихся);
- проект (творческая работа связанна с планированием, достижением и описанием
определенного результата - построением установки, нахождением какого-либо объекта и
т.д.)
Во время конференции осуществляется несколько вариантов защиты исследовательской
работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели
защиты.
Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным
отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:
актуальность и новизна исследования;
характеристика использованных источников и литературы;
характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
обоснование выбора методов исследования;
основные выводы по содержанию работы.
Творческая модель защиты предполагает:
оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по
заявленной теме, их комментарий;
демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей,
подготовленных в процессе исследования;
оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
выводы по работе.
После завершения конференции учащиеся заполняют листы самооценки и проводится
анализ результатов исследовательской практики. Результаты самооценки учащихся
последней конференции представлены вашему вниманию.
самооценка
научились состав-
лять проект ис-
следования
научились ориен-
тироваться в вы-
бранной сфере
научились анали-
зировать результа-
ты
получили практи-
ческие навыки
изучали дополни-
тельную литературу
исследование
повлияло на вы-
бор профессии
работа имела
практическое зна-
чените
вы получили
удовлетворение от
исследования
Лучшие работы направляются на ежегодную муниципальную выставку-конференцию
школьников «Юные исследователи – будущее Севера», представляются на предметных
неделях, которые проводятся в гимназии.
Результаты участия в конференциях различного уровня представлены на экране.
Проводя анализ работы научного общества учащихся и исследовательской деятельности
учащихся в целом, можно отметить положительную динамику в повышении мотивации к
обучению и соответственно повышению качества образования, что говорит об
эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении.
Результаты анкетирования учащихся.
2015
2016
2017
20
40
60
80
100
Помимо осознания полученных результатов исследования учащиеся приобретают
следующие компетенции:
умения работать с литературой;
умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие
выводы, моделировать;
умения творчески мыслить и творчески подходить к решению поставленной цели и
задачи, что создает предпосылки для развития креативности;
умения правильно оформлять работу;
навыки использования таких эмпирических методов исследования как:
наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов и опыта (сбор
необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;
речевые навыки;
опыт отстаивания своей точки зрения;
ведения дискуссии.
Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования,
можно сделать следующие выводы:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного
мировоззрения учащихся;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к
саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и
самооценке;
формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным
средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и
способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что организация научно-исследовательской
деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности
субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая
образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы
Исходя из вышеизложенного можно предложить ряд методических рекомендаций:
Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности
учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного
образования;
На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами,
очень важен адекватный выбор темы;
Учитель должен “использовать различные стратегии обучения, проявляя уважение
к индивидуальности ученика”, задания распределять по учащимся на основе учёта
их индивидуальных особенностей;
Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное
развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным;
Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно
работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и
заниматься самообразованием и саморазвитием.