Напоминание

"Организация научно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования"


Автор: Марченко Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 7"
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация научно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация научно-исследовательской деятельности школьников как средство

повышения качества образования

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Научно-исследовательская деятельность является:

мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому

продуктивному пути развития и совершенствования;

одним из методов повышения интереса и соответственно качества

образовательного процесса.

В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к

исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют

создаваемые на базе школ научные общества учащихся (НОШ).

В нашей гимназии создано школьное научное общество учащихся “Белая сова». Оно

существует с 1997 года, и основу его составляют учащиеся, тематика исследований

которых связана с различными школьными предметами. Кафедра поделена на 4 секции:

политехническая

лингвистическая

естественнонаучная

гуманитарная

Деятельность школьного научного общества учащихся выстраивается в соответствии с

этими направлениями. Каждую секцию возглавляет опытный учитель-предметник.

Ученик может выбирать в какой секции он будет плодотворно работать, творить,

создавать.

Целью нашего научного общества является создание необходимых условий для развития

интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях

общеобразовательной школы, выявление и воспитание одаренности во всех ее

проявлениях.

3.3. Задачи научного общества учащихся вы видите на экране.

Вот некоторые из них.

развитие научно-исследовательской деятельности школьников как одного из

важных направлений гуманизации образования;

содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, обогащение

интеллектуального потенциала общества;

раскрытие

интересов

и

склонностией

обучающихся

к

научно-поисковой

деятельности, проведение углубленной подготовки к ней;

создание у школьников предпосылки для развития научного образного мышления,

творческого подхода к собственной деятельности; развитие интеллектуальной

инициативы обучающихся в процессе исследовательских занятий;

воспитание у подростков установки на престижность занятий фундаментальными

науками;

диагностика по выявлению одаренности детей и подростков, организация их

раннего

допрофессионального

определения,

содействие

профессиональной

ориентации выпускников МБОУ «Гимназия№7»;

воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и

духовной культуры;

привлечение высококвалифицированных кадров различных учреждений к работе с

детьми, в том числе научных работников;

подготовка ребят к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении;

содействие расширению научного кругозора, опытнической деятельности в

урочное и во внеурочное время под руководством учителя и научных работников;

развитие у школьников познавательной активности и творческих способностей;

знакомство школьников с методами и приемами научного поиска;

формирование умения работать с научной литературой, отбирать, анализировать,

систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские

проблемы, грамотно оформлять научную работу;

содействие овладению обучающимися искусством ведения дискуссии, публичного

выступления перед аудиторией с докладами, сообщениями, проектами.

Эти задачи органично совпадают с интересами учеников

Работа НОШ осуществляется в нескольких направлениях:

4.1.

Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

- отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подборка списка

литературы, оказание помощи младшим при подготовке докладов, изготовлении

наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

- работа с обучающимися, помощь в разработке тем научных исследований,

оказание консультационной помощи и др.

4.2.

Групповая работа включает в себя работу над совместными исследовательскими

проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметных областей,

знание компьютерных технологий.

4.3.

Массовая работа включает в себя встречи с интересными людьми, деятелями науки

и культуры, подготовку и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных

марафонов, участие в конференциях, экспедициях и т.п.

Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода

через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в учебно-

воспитательном процессе.

Школьное научное общество «Белая сова» на своих заседаниях дает оценку текущему

состоянию исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении, принимает

решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и

использовании их результатов в учебно-воспитательном процессе, а также направление

наиболее значимых работ на областные и всероссийские конкурсы.

Вовлеченность учеников в исследовательскую деятельность, способствует развитию

удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание

осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего

самосовершенствования и самореализации.

Исследовательская деятельность наших учащихся имеет ряд важных особенностей.

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а

может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него

наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

В процессе обучения она закладывает основу для дальнейшего самоопределения и

саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении

каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна,

практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она

значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема исследовательской деятельности в

образовательном процессе является актуальной.

Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных

исследователей в ежегодной школьной конференции «Каждый из нас немного учёный».

На конференции представляются такие исследовательские работы учащихся как:

- учебное исследование (его главной целью является развитие личности, а не получение

объективно нового результата, приобретение учащимися функционального навыка

исследования как универсального способа освоения действительности, активизация

личностной позиции учащихся);

- проект (творческая работа связанна с планированием, достижением и описанием

определенного результата - построением установки, нахождением какого-либо объекта и

т.д.)

Во время конференции осуществляется несколько вариантов защиты исследовательской

работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели

защиты.

Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным

отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:

актуальность и новизна исследования;

характеристика использованных источников и литературы;

характеристика основных научных подходов к решению проблемы;

обоснование выбора методов исследования;

основные выводы по содержанию работы.

Творческая модель защиты предполагает:

оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по

заявленной теме, их комментарий;

демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей,

подготовленных в процессе исследования;

оригинальное представление фрагмента основной части исследования;

выводы по работе.

После завершения конференции учащиеся заполняют листы самооценки и проводится

анализ результатов исследовательской практики. Результаты самооценки учащихся

последней конференции представлены вашему вниманию.

самооценка

научились состав-

лять проект ис-

следования

научились ориен-

тироваться в вы-

бранной сфере

научились анали-

зировать результа-

ты

получили практи-

ческие навыки

изучали дополни-

тельную литературу

исследование

повлияло на вы-

бор профессии

работа имела

практическое зна-

чените

вы получили

удовлетворение от

исследования

Лучшие работы направляются на ежегодную муниципальную выставку-конференцию

школьников «Юные исследователи – будущее Севера», представляются на предметных

неделях, которые проводятся в гимназии.

Результаты участия в конференциях различного уровня представлены на экране.

Проводя анализ работы научного общества учащихся и исследовательской деятельности

учащихся в целом, можно отметить положительную динамику в повышении мотивации к

обучению и соответственно повышению качества образования, что говорит об

эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении.

Результаты анкетирования учащихся.

2015

2016

2017

20

40

60

80

100

Помимо осознания полученных результатов исследования учащиеся приобретают

следующие компетенции:

умения работать с литературой;

умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие

выводы, моделировать;

умения творчески мыслить и творчески подходить к решению поставленной цели и

задачи, что создает предпосылки для развития креативности;

умения правильно оформлять работу;

навыки использования таких эмпирических методов исследования как:

наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов и опыта (сбор

необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;

речевые навыки;

опыт отстаивания своей точки зрения;

ведения дискуссии.

Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования,

можно сделать следующие выводы:

усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного

мировоззрения учащихся;

вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к

саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и

самооценке;

формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным

средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и

способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что организация научно-исследовательской

деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности

субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая

образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы

Исходя из вышеизложенного можно предложить ряд методических рекомендаций:

Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности

учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного

образования;

На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами,

очень важен адекватный выбор темы;

Учитель должен “использовать различные стратегии обучения, проявляя уважение

к индивидуальности ученика”, задания распределять по учащимся на основе учёта

их индивидуальных особенностей;

Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное

развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным;

Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно

работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и

заниматься самообразованием и саморазвитием.



В раздел образования