Напоминание

"Успешное общение с родителями"


Автор: Эбель Жанна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Успешное общение с родителями"
Раздел: среднее образование





Назад




Эбель Ж.А.

Успешное общение с родителями

Эбель Жанна Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №16»

г. Братска, Иркутской области

Аннотация. В современном мире вопрос сотрудничества семьи и школы особенно

актуален. В статье идёт речь о том, как добиться взаимопонимания с родителями, какие

приёмы можно использовать для успешной работы по воспитанию и развитию учащихся,

формированию единого воспитательного пространства «семья-школа».

Уже давно в педагогических кругах известна фраза: «Не так сложно

работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически

каждый классный руководитель найдёт массу примеров того, как нелегко

бывает добиться взаимопонимания с родителями. Кто-то отмахивается от

советов учителя, кто-то просто избегает родительских собраний, ссылаясь на

отсутствие времени, а кто-то беспомощно разводит руки и жалуется: «Я уже

ничего не могу поделать».

А ведь каждому классному руководителю хочется в лице родителей

видеть своих единомышленников. Мне кажется, вопрос о сотрудничестве семьи

и школы сейчас особенно актуален.

Как же «настроить» родителей на положительное общение?

Как показать им, что вы – их друг и помощник.

В работе с родителями уделяю внимание изучению семей обучающихся,

психолого-педагогическому просвещению родителей, массовым мероприятиям

с родителями, организации совместной деятельности и досуга, привлечению

родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.

Например, подготовка к родительскому собранию. Перед классным

руководителем встают такие вопросы: как создать ситуацию открытого

общения

между

педагогом

и

родителями,

что

приведёт

к

снижению

напряжённости родителей и педагога? Как вовлечь родителей в активное

1

обсуждение затрагиваемых вопросов? Часто родители, придя на собрание,

стараются избежать всякой активности (высказать мнение, задать вопрос,

показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в

вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Считаю, что

темы родительских собраний, которые должны быть актуальны и понятны для

родителей, они во многом должны определять сами.

Классный руководитель

только

выявляет

востребованные

родителями

темы

методом

опросов,

анкетирования.

Мне кажется, очень важен мотивационный этап родительского собрания.

Необходимо в начале собрания заинтриговать родителей, замотивировать

их на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов. Для этого

учитель может с успехом применять метафору – косвенное сообщение

информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот

прием позволяет не напрямую, а, избегая защитных механизмов, достучаться до

сознания человека.

Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей,

древних и современных притч, сказок.

Например, метафора «Губка». Родителям можно предложить рассмотреть

рисунок губки перед обсуждением на собрании, посвященном основным

принципам воспитания на основе личного примера взрослого.

Стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых,

заранее подготовленных вопросов к этому рисунку-метафоре.

– Что изображено на картинке?

– Губка (родители).

– Перечислите характеристики этого предмета. Какое свойство для нее

характерно?

– Она хорошо впитывает жидкость (родители).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает

жидкость зелёного цвета? Как это повлияет на нее?

– Губка станет зелёного цвета (родители).

2

– А если мы вольем в губку синюю жидкость?

– Губка станет синей (родители).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– Губка станет неопределённого цвета (родители).

– Итак, особенность губки – способность к впитыванию. А как вы думаете, от

какого слова происходит слово «воспитание»?

– Родители высказывают собственные предположения.

– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря

обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в

детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него

родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за

вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, что курят его отец или

мать, старший брат. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания

детей?

– Родители высказываются.

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Считаю,

что

очень

важны

родительские

собрания

с

участием

специалистов, профилирующихся

в разных областях общественной жизни.

Психологи,

врачи,

сотрудники

правоохранительных

органов

помогут

родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции

педагога и школы в целом.

Также приглашаю на родительские собрания

учителей-предметников с целью повышения качества образования путём

ознакомления родителей с требованиями учителя по данному предмету.

Обучающая функция родительских собраний состоит, прежде всего, в

моделировании поведения участников в типичных ситуациях семейного

воспитания, поэтому стараюсь делать акцент на таких формах, как дискуссии,

деловые игры, тренинги.

В школе не обойтись без помощи родителей, поэтому классному

руководителю необходимо организовать работу родительского комитета.

3

Хорошо, когда есть активные родители, готовые взять в свои руки решения

многих вопросов: проведение собраний и голосований по важным вопросам,

организация праздников, экскурсий, помощь в подготовке проектов. Например,

в ходе подготовки к проекту «Каникулы – дело серьёзное» родительский

комитет организовал экскурсию в Братский драматический театр, во время

которой

ребята

узнали

о

профессиях

театральной

деятельности,

и

театрализованную обзорную экскурсию по родному городу.

Совместные походы детей и родителей на природу – одна из активных

форм отдыха. Это, конечно, общение с природой, физическая активность, смена

обстановки, психологическая разгрузка. Такие походы сближают родителей,

детей и классного руководителя, дают возможность создания атмосферы

взаимопонимания.

В конце учебного года совместно с родительским комитетом создаём

большой фильм о жизни класса по теме «Перелистывая страницы учебного

года». Дети приносят фотографии с выставок, соревнований, экскурсий,

поездок, походов, делятся своими впечатлениями. Этот фильм показываем на

нашем последнем в учебном году родительском собрании или во время выезда

на природу.

Эти примеры показывают эффективность сотрудничества семьи и школы,

поэтому для успешной работы по воспитанию и развитию учащихся,

формированию единого воспитательного пространства «семья-школа» считаю

необходимым продолжать данную деятельность.

4



В раздел образования