Автор: Шельменкина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №289
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Формирование здорового образа жизни
Тема: Здоровый образ жизни
Раздел: среднее образование
Формирование здорового образа жизни
Здоровье и здоровый образ жизни в подростковом возрасте зачастую не
являются ценностью, потому что более ценным в этом возрасте становится
общение со сверстниками и желание проявить себя в соответствии с ведущей
деятельностью. В этот период у подростка другие приоритеты: он активно
познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Как пишет Д.И. Фельдштейн, у
современных детей подросткового возраста на первый план выходит «свой
особый поиск смысла жизни, возрастает критичность по отношению к
взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном
развитии». При этом здоровье для подростка – не самоцель, а средство для
достижения цели, средство для того, что бы стать независимой личностью,
яркой
индивидуальностью,
признанным
авторитетом
и
успешным
профессионалом.
Понятие
«здоровый
образ
жизни»,
как
пишет
Г.С.
Никифоров,
–
концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья
человека.
Здоровый
образ
жизни
объединяет
все,
что
способствует
выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых
функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает
определенную ориентированность деятельности личности в направлении
укрепления
и
развития
личного
(индивидуального)
и
общественного
здоровья. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью
человека,
но
удовлетворение
этой
потребности,
доведение
ее
до
оптимального
результата
носит
сложный,
своеобразный,
часто
противоречивый,
опосредованный
характер
и
не
всегда
приводит
к
необходимому результату.
На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает
пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и
здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как
личностно
значимых;
учащиеся
школ
не
представляют
проблему
распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную
проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для
социально-экономического развития страны и для выживания нации. В
целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни,
не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие
подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и
неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о
факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков
и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная
тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и
здоровье, благополучие будущих поколений.
В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной
обеспечить
формирование
физически
и
духовно
здоровой
личности,
способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим
условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и
творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего
образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей
детей и их естественного природного потенциала.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике
вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков,
наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать
детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и
организовать самих учащихся на реализацию этой программы.
В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании,
ВИЧ-инфекции,
гепатиты,
алкоголизм,
обратить
внимание
на
такие
проблемы, как:
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье;
здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; фигура и здоровье; спорт и
здоровье; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье.
По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа
жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от
состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы
национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени
здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что
генеральной линией формирования и укрепления здоровья является
здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-
гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья:
рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие
вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например,
владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность
(своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за
медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в
диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных
заболевания, травмах и т. д.