Напоминание

Здоровый образ жизни


Автор: Шельменкина Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №289
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Формирование здорового образа жизни
Тема: Здоровый образ жизни
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование здорового образа жизни

Здоровье и здоровый образ жизни в подростковом возрасте зачастую не

являются ценностью, потому что более ценным в этом возрасте становится

общение со сверстниками и желание проявить себя в соответствии с ведущей

деятельностью. В этот период у подростка другие приоритеты: он активно

познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Как пишет Д.И. Фельдштейн, у

современных детей подросткового возраста на первый план выходит «свой

особый поиск смысла жизни, возрастает критичность по отношению к

взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном

развитии». При этом здоровье для подростка – не самоцель, а средство для

достижения цели, средство для того, что бы стать независимой личностью,

яркой

индивидуальностью,

признанным

авторитетом

и

успешным

профессионалом.

Понятие

«здоровый

образ

жизни»,

как

пишет

Г.С.

Никифоров,

концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья

человека.

Здоровый

образ

жизни

объединяет

все,

что

способствует

выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых

функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает

определенную ориентированность деятельности личности в направлении

укрепления

и

развития

личного

(индивидуального)

и

общественного

здоровья. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью

человека,

но

удовлетворение

этой

потребности,

доведение

ее

до

оптимального

результата

носит

сложный,

своеобразный,

часто

противоречивый,

опосредованный

характер

и

не

всегда

приводит

к

необходимому результату.

На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает

пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и

здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как

личностно

значимых;

учащиеся

школ

не

представляют

проблему

распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную

проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для

социально-экономического развития страны и для выживания нации. В

целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни,

не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие

подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и

неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о

факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.

Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков

и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная

тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и

здоровье, благополучие будущих поколений.

В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной

обеспечить

формирование

физически

и

духовно

здоровой

личности,

способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим

условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и

творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего

образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей

детей и их естественного природного потенциала.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике

вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков,

наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать

детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и

организовать самих учащихся на реализацию этой программы.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании,

ВИЧ-инфекции,

гепатиты,

алкоголизм,

обратить

внимание

на

такие

проблемы, как:

преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье;

здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; фигура и здоровье; спорт и

здоровье; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа

жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от

состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы

национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени

здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что

генеральной линией формирования и укрепления здоровья является

здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-

гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья:

рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие

вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например,

владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность

(своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за

медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в

диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных

заболевания, травмах и т. д.



В раздел образования