Автор: Иванова Елена Борисовна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Нерехта
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Отмена крепостного права"
Раздел: среднее образование
Тема урока: « Отмена крепостного права»
Тип урока: открытие новых знаний.
Технология: проблемно - диалогическое обучение с элементами ИКТ
Цели урока:
познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права,
выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать
оценку реформе;
развивать навыки работы с документами, статистическими данными,
обобщать
материал,
выделять
главное,
умение
высказывать
и
обосновывать свою оценку.
Оборудование урока: карта, проектор, презентация, учебник авторы:
К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв. История России1801 – 1914 «Русское слово»
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Крестьянская реформа.
3. Выкупная операция.
4. Значение реформы.
Вступительное слово учителя: Изучая историю нашего Отечества в 19
веке, мы рассматривали различные события внутренней и внешней политики
Российского государства. Сегодня речь пойдёт о самом главном из них,
связующем звене между всеми событиями, и оказавшим влияние на весь
последующий ход исторического развития. Как вы думаете, о каком событии
пойдёт речь сегодня на уроке?
Ответы учеников:
Учитель: Правильно. Это вопрос об отмене крепостного права. (запись в
тетради) Слайд 2.
После обсуждения проекта закона, 19 февраля1861 года в 6-ю годовщину
своего
царствования
Александр
Второй
подписал
Манифест
об
освобождении крестьян.
Манифест был подписан как «добровольное пожертвование благородного
дворянства».
Можно
ли
считать,
что
это
было
добровольным
пожертвованием ?
Ответы учащихся.
Слайд 3. 5 марта «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости» были опубликованы.
2 оценки, данные историками по вопросу значения реформы: Слайд 4
1«Крупнейшее историческое событие, «перелом», «поворотный пункт»
русской истории».
2. Пресловутое «освобождение» - было бессовестнейшим грабежом крестьян,
было рядом насилий и сплошным надругательством над ними.
На первый взгляд они противоречивы. Постараемся понять, в чём
положительные и отрицательные стороны этого события. В течение урока
заполним таблицу. Слайд 5
Перенесёмся в весну 1861 года. Представим себя крестьянами одной из
многотысячных российских деревень. Звучит церковный колокол. Торопятся
крестьяне в полушубках, лаптях к церкви услышать о долгожданной воле.
Затаив дыхание слушают они о воле. Воля!
Какое же оно добровольное пожертвование дворянского сословия
крестьянам?
Слайд 6. С момента опубликования «Положений…», помещичьи крестьяне
переставали быть крепостными, т.е. собственностью помещика. Их нельзя
было
продавать,
покупать,
дарить,
переселять.
Их
стали
называть
«свободные сельские
обыватели».
Они
получали гражданские
права:
Свободу вступления в брак, самостоятельное занятие промышленностью и
торговлей, переход в другие сословия, выступать от своего имени в суде.
Запись в тетради с экрана.
Здоровьесберегающая минутка.
Но чем дальше читали указ, тем больше тревоги появлялось на
крестьянских лицах: Общинную организацию деревни сохранили т.к. община
удобное средство собирания налогов,
сохранялась подушная подать
государству, должны были давать рекрутов. Слайд 7
Главный вопрос для крестьян? - Конечно о земле. на экране картина
Кустодиева «Чтение Манифеста крестьянам» Слайд 8.
Работа с текстом учебника и ответы учеников (текст п.16, стр.
124, абз.3)
Вопрос: На каких условиях крестьяне получали землю.
Обобщение ответов: Крестьяне освобождались с землёй, Каковы размеры
наделов? Что делать тому, кто не сможет сразу перейти на выкуп? А что
будет с крестьянской общиной – этой многовековой организацией русской
деревни?
Власти пошли на освобождение крестьян с землёй.
Дать объяснение термина:
надел, отрезки, прирезки. Записи в тетради. Слайд 9.
Надел – участок земли , полученный крестьянами в ходе реформы.
Отрезки – земли, потерянные крестьянами и отошедшие помещикам.
Прирезки – земли, приобретённые крестьянами в ходе реформы ( надел
больше, чем до реформы).
Временнообязанные крестьяне – крестьяне, не перешедшие на выкуп.
Помещики
сохраняли
право
собственности
на
землю.
Помещичье
землевладение . Поэтому крестьяне должны были выкупить землю. Каков же
выкуп? И смогут ли крестьяне заплатить за землю?
До перехода на выкуп крестьянин оставался временнообязанным.
Временообязанный
крестьянин
-
лично
свободный
крестьянин,
вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода
на выкуп. Начинать процедуру выкупной операции можно было с 19 февраля
1963 года. Слайд 10
Объяснение учителя: Размер выкупа зависел от размера ежегодного
денежного оброка.
Слайд11.
Допустим он равнялся
Х руб. помещик
определял сумму выкупа У руб. Таким образом, чтобы положив в банк,
получать проценты равные ежегодному оброку.
На доске: Ежегодный оброк - Х руб.
Выкуп - У руб.
В банк – Уруб. -6% = Х руб.
О выкупной операции: Были ли деньги у крестьян? Конечно нет. 20%
выплачивается
крестьянами,
80%
государственная
ссуда,
которую
крестьянин возвращал в течение 49 лет.
Слайд 12.:
цена земли: 650 млн. руб.
Выкуп: 900 млн. руб.
Выкупные платежи: 2 млрд. руб.
Попробуйте сделать вывод. Заслушиваем ответы.
Правильно: Крестьяне платили за выкуп гораздо больше стоимости земли.
Тем самым покупая и свою личную свободу. Вот оно пожертвование
благородного дворянства.
Слайд 13. Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в
уставной грамоте.
Уставная грамота- договор помещика с крестьянами. Работа с документом
Мировые посредники
-
должностное лицо в момент проведения
крестьянской реформы 1861 года. Назначался из дворян для составления и
утверждения уставных грамот и разбора споров. О Л.Н. Толстом.
Значение реформы . Таблица, данная в начале урока:
Положительные черты реформы
Отрицательные последствия
Личная свобода крестьян
Феодальные пережитки
Гражданские права крестьян
Помещичье землевладение
Рынок свободных рук увеличился
Временнообязанные отношения
Появление новых социальных слоёв
( пролетариат и буржуазия)
Политическое бесправие крестьян
Простор для развития капитализма
Обострение
социальных
противоречий
Можем согласиться с обеими точками зрения.
Закрепление изученного материала: Исторический диктант
Слайд 15
О чём или о ком идёт речь:
1) Крестьянин, освобождённый по реформе1861 года от крепостной
зависимости, но не переведённый на выкуп.
2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и
разрешения споров между крестьянами и помещиками.
3) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной
операции.
4 )Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.
5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство, и
которые тот должен был вернуть в течение 49 лет.
6) Крестьянин, который после 1861 года нёс повинности в пользу помещика.
7) Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.
8) Преобразования в какой – либо сфере государства.
Домашнее задание:
1) параграф 20
2) Продолжить работать над таблицей
3) Как вы понимаете слова из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо»?
«… Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину
Другим по мужику!...».