Напоминание

"Отмена крепостного права"


Автор: Иванова Елена Борисовна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Нерехта
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Отмена крепостного права"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: « Отмена крепостного права»

Тип урока: открытие новых знаний.

Технология: проблемно - диалогическое обучение с элементами ИКТ

Цели урока:

познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права,

выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать

оценку реформе;

развивать навыки работы с документами, статистическими данными,

обобщать

материал,

выделять

главное,

умение

высказывать

и

обосновывать свою оценку.

Оборудование урока: карта, проектор, презентация, учебник авторы:

К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв. История России1801 – 1914 «Русское слово»

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Крестьянская реформа.

3. Выкупная операция.

4. Значение реформы.

Вступительное слово учителя: Изучая историю нашего Отечества в 19

веке, мы рассматривали различные события внутренней и внешней политики

Российского государства. Сегодня речь пойдёт о самом главном из них,

связующем звене между всеми событиями, и оказавшим влияние на весь

последующий ход исторического развития. Как вы думаете, о каком событии

пойдёт речь сегодня на уроке?

Ответы учеников:

Учитель: Правильно. Это вопрос об отмене крепостного права. (запись в

тетради) Слайд 2.

После обсуждения проекта закона, 19 февраля1861 года в 6-ю годовщину

своего

царствования

Александр

Второй

подписал

Манифест

об

освобождении крестьян.

Манифест был подписан как «добровольное пожертвование благородного

дворянства».

Можно

ли

считать,

что

это

было

добровольным

пожертвованием ?

Ответы учащихся.

Слайд 3. 5 марта «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной

зависимости» были опубликованы.

2 оценки, данные историками по вопросу значения реформы: Слайд 4

1«Крупнейшее историческое событие, «перелом», «поворотный пункт»

русской истории».

2. Пресловутое «освобождение» - было бессовестнейшим грабежом крестьян,

было рядом насилий и сплошным надругательством над ними.

На первый взгляд они противоречивы. Постараемся понять, в чём

положительные и отрицательные стороны этого события. В течение урока

заполним таблицу. Слайд 5

Перенесёмся в весну 1861 года. Представим себя крестьянами одной из

многотысячных российских деревень. Звучит церковный колокол. Торопятся

крестьяне в полушубках, лаптях к церкви услышать о долгожданной воле.

Затаив дыхание слушают они о воле. Воля!

Какое же оно добровольное пожертвование дворянского сословия

крестьянам?

Слайд 6. С момента опубликования «Положений…», помещичьи крестьяне

переставали быть крепостными, т.е. собственностью помещика. Их нельзя

было

продавать,

покупать,

дарить,

переселять.

Их

стали

называть

«свободные сельские

обыватели».

Они

получали гражданские

права:

Свободу вступления в брак, самостоятельное занятие промышленностью и

торговлей, переход в другие сословия, выступать от своего имени в суде.

Запись в тетради с экрана.

Здоровьесберегающая минутка.

Но чем дальше читали указ, тем больше тревоги появлялось на

крестьянских лицах: Общинную организацию деревни сохранили т.к. община

удобное средство собирания налогов,

сохранялась подушная подать

государству, должны были давать рекрутов. Слайд 7

Главный вопрос для крестьян? - Конечно о земле. на экране картина

Кустодиева «Чтение Манифеста крестьянам» Слайд 8.

Работа с текстом учебника и ответы учеников (текст п.16, стр.

124, абз.3)

Вопрос: На каких условиях крестьяне получали землю.

Обобщение ответов: Крестьяне освобождались с землёй, Каковы размеры

наделов? Что делать тому, кто не сможет сразу перейти на выкуп? А что

будет с крестьянской общиной – этой многовековой организацией русской

деревни?

Власти пошли на освобождение крестьян с землёй.

Дать объяснение термина:

надел, отрезки, прирезки. Записи в тетради. Слайд 9.

Надел – участок земли , полученный крестьянами в ходе реформы.

Отрезки – земли, потерянные крестьянами и отошедшие помещикам.

Прирезки – земли, приобретённые крестьянами в ходе реформы ( надел

больше, чем до реформы).

Временнообязанные крестьяне – крестьяне, не перешедшие на выкуп.

Помещики

сохраняли

право

собственности

на

землю.

Помещичье

землевладение . Поэтому крестьяне должны были выкупить землю. Каков же

выкуп? И смогут ли крестьяне заплатить за землю?

До перехода на выкуп крестьянин оставался временнообязанным.

Временообязанный

крестьянин

-

лично

свободный

крестьянин,

вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода

на выкуп. Начинать процедуру выкупной операции можно было с 19 февраля

1963 года. Слайд 10

Объяснение учителя: Размер выкупа зависел от размера ежегодного

денежного оброка.

Слайд11.

Допустим он равнялся

Х руб. помещик

определял сумму выкупа У руб. Таким образом, чтобы положив в банк,

получать проценты равные ежегодному оброку.

На доске: Ежегодный оброк - Х руб.

Выкуп - У руб.

В банк – Уруб. -6% = Х руб.

О выкупной операции: Были ли деньги у крестьян? Конечно нет. 20%

выплачивается

крестьянами,

80%

государственная

ссуда,

которую

крестьянин возвращал в течение 49 лет.

Слайд 12.:

цена земли: 650 млн. руб.

Выкуп: 900 млн. руб.

Выкупные платежи: 2 млрд. руб.

Попробуйте сделать вывод. Заслушиваем ответы.

Правильно: Крестьяне платили за выкуп гораздо больше стоимости земли.

Тем самым покупая и свою личную свободу. Вот оно пожертвование

благородного дворянства.

Слайд 13. Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в

уставной грамоте.

Уставная грамота- договор помещика с крестьянами. Работа с документом

Мировые посредники

-

должностное лицо в момент проведения

крестьянской реформы 1861 года. Назначался из дворян для составления и

утверждения уставных грамот и разбора споров. О Л.Н. Толстом.

Значение реформы . Таблица, данная в начале урока:

Положительные черты реформы

Отрицательные последствия

Личная свобода крестьян

Феодальные пережитки

Гражданские права крестьян

Помещичье землевладение

Рынок свободных рук увеличился

Временнообязанные отношения

Появление новых социальных слоёв

( пролетариат и буржуазия)

Политическое бесправие крестьян

Простор для развития капитализма

Обострение

социальных

противоречий

Можем согласиться с обеими точками зрения.

Закрепление изученного материала: Исторический диктант

Слайд 15

О чём или о ком идёт речь:

1) Крестьянин, освобождённый по реформе1861 года от крепостной

зависимости, но не переведённый на выкуп.

2) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и

разрешения споров между крестьянами и помещиками.

3) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной

операции.

4 )Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

5) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство, и

которые тот должен был вернуть в течение 49 лет.

6) Крестьянин, который после 1861 года нёс повинности в пользу помещика.

7) Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.

8) Преобразования в какой – либо сфере государства.

Домашнее задание:

1) параграф 20

2) Продолжить работать над таблицей

3) Как вы понимаете слова из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить

хорошо»?

«… Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася

Одним концом по барину

Другим по мужику!...».



В раздел образования