Напоминание

Проблемный урок или как открывать знания с учениками.


Автор: Емельянова Ирина Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Проблемный урок или как открывать знания с учениками.
Раздел: начальное образование





Назад




Емельянова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ№40

города Старый Оскол

Белгородской области

Теоретические основы проблемного обучения младших школьников

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на

вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В

словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке

изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Различают

два

вида

диалога:

побуждающий

и

подводящий.

«Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку

через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не

туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции,

медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.»[2]

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик,

которые помогают ученикам развивать творческие способности. Я создаю

проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые

подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий,

которая активизирует и развивает логическое мышление учеников.

Формы подводящего диалога.

1. Анализирующее коллективное наблюдение. Детям предлагается

двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов

или примеров. Задаётся общий вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?»

Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется» за более интересные

реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать

дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать

эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия,

продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно

обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде

схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в

учебнике.

2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:

дети высказываются, выдвигают версии (важно в ТПДО и то, что

реагировать на гипотезы следует эмоционально – неокрашенно, нейтрально,

безоценочно – словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта

реакция не означает согласие с говорящим, она лишь показывает, что

мысль ученика услышана и принята к сведению.)

-версии фиксируются на доске;

-обсуждение выдвинутых версий;

-координация версий и приход к правильному ответу;

-подведение итога, обоснование выдвинутой версии.

Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят,

отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на

листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.

Проблемно-диалогические

уроки

способствуют

возникновению

у

школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной

мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего

додумался сам.

Вместе с тем хочется предостеречь:

Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые

ответы

учащихся.

Вопросы

для

диалога

нужно

заранее

тщательно

продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.

Подготовка уроков по ПДО – большой труд!

1.

Желательно

начинать

работу

с

начальной

школы,

соблюдая

преемственность.

2.

Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и

упуская сущность изучаемых явлений.

3.

На последующих уроках нужно обращать внимание на развитие

монологической речи учащихся, на отработку «открытых» знаний при

решении задач

Для

развития

различных

сторон

творческой

деятельности

учеников

начальной школы, повышения интереса и активности в процессе обучения я

использую различные по своему внутреннему характеру проблемные

ситуации. Такими ситуациями могут быть:

1)

ситуация – выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и

неправильных,

и

необходимо

выбрать

наиболее

правильное,

оптимальное решение;

2)

ситуация

неопределенность,

когда

возникают

неоднозначные

решения ввиду недостатка данных;

3)

ситуация – конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и

единство противоположностей;

4)

ситуация – неожиданность, вызывающая удивление у детей своей

парадоксальностью и необычностью;

5)

ситуация

предложение,

когда

высказываю

предположение

о

возможности новой закономерности или оригинальной идеи, что

вовлекает детей в активный поиск;

6)

ситуация

опровержение,

если

необходимо

доказать

несостоятельность какой-либо идеи, проекта, решения;

7)

ситуация – несоответствие, когда она «не вписывается» в уже

имеющийся опыт и представления.

Структурными элементами педагогической задачи являются:

1.

Известное – факт, пример, ситуация, взятые из учебно-воспитательной

практики.

2.

Неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации.

3.

Требование задачи – проанализировать сложившуюся ситуацию, найти

оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций

науки и передовой педагогической практики.

Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные

методы как методы активного обучения сводятся в конечном итоге к

способам (методам) решения проблемных ситуаций.

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у

школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной

мотивации. Данная технология является универсальной. Её можно применять

на всех уроках и для всех возрастных категорий-от детского сада до высших

учебных заведений[3]. И если подводящий диалог является локомотивом,

который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к

пункту назначения, то учитель, как образно замечает Л.С.Выготский, «…

должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся

вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Литература:

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с

учениками.//АПКиПРО,2006.

2.Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог//Начальная школа №8,2008

с.3-8

3.Мельникова

Е.Л.

Технология

проблемного

диалога

как

средство

реализации ФГОС.//Начальная школа плюс До и После №9,2012г с3-8



В раздел образования