Напоминание

"РУССКИЕ ТРАДИЦИИ"


Автор: Старикова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО ШИ
Населённый пункт: Ржевский район, Тверская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "РУССКИЕ ТРАДИЦИИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагогический проект

«

Русские традиции»

Автор:

преподаватель МУ ДО ШИ

Ржевского района

Старикова Татьяна Николаевна

.

Муниципальное учреждение дополнительного образований –Школа искусств

Ржевского района Тверской области

2020

Участники проекта:

учащиеся ансамбля

русских народных

инструментов

«Лапотки»

Актуальность проекта.

В современном мире развивается опасная тенденция предпочтения

материальных ценностей ценностям духовным Следствием этого являются

смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких

добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь,

гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в

самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей

ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения

нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная

незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей

младшего школьного и даже дошкольного возраста.

Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях,

обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании

образования. Духовно-нравственное воспитание на основе православных

традиций формирует ядро личности ребёнка культуру, ценности и

нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он

сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем

традиций.

Задачи:

1. Узнать историю праздника Масленица.

2.Развитие творческих способностей через

музыкально - театральное действо.

3. Развитие нравственных качеств: воспитание

патриотизма, милосердия, терпимости .

4.Приобщение к опыту православной культуры.

5. Познакомить с понятием «социальная

деятельность»

6. Познакомить с традициями Ржевского района

Цель:

.

Рассказать о празднике Масленица

Создать музыкальный спектакль

«Широкая масленица

»

Особенности построения

проекта

Долгострочный.

Сроки реализации проекта:

1 этап – подготовительный

03.12.18 - 14.12 2018 г.

2 этап – практический

17.12.18 - 18.01. 2019г

.

3 этап – обобщающий

21.01.19 – 29.02 2019г.

Действенный продукт

Музыкальный спектакль.

Ход проекта

подготовительный этап

Сроки

Что делали

Кто участвовал

03 декабря 2018г.

Создание проектной

группы

Преподаватель, старшая

группа ансамбля

«Лапотки», родители.

03 - 07 декабря 2018г.

Выбор сценария

Преподаватель

Старикова Т. Н.

10– 14 декабря 2018г.

Изучение истории

праздника «Масленица»,

связь с православной

культурой постов(беседы,

обрядовая кулинария)

Преподаватель

Старикова Т. Н.

Воспитанники

ансамбля, родители.

17 декабря 2018г. -18

января 2019г.

Изготовление костюмов

родители.

17 - 19 декабря 2018г.

Распределение ролей.

Определение характеров

героев спектакля.

Преподаватель

Старикова Т. Н.

19 декабря 2018г. -- 18

января 2019г.

Разучивание:

масленичные песни,

заклички, потешки, игры,

пляски,

инструментальные

композиции на ложках.

Преподаватель

Старикова Т. Н.

Разучивание музыкального материала

Основной этап

сроки

Что делали

Кто участвовал

14 декабря 2018г.

Посещение

этнографического

музея

Воспитанники ансамбля,

родители

14 января-18 января 2019г.

Индивидуальная

работа по ролям и

музыкальным партиям

Воспитанники ансамбля,

Преподаватель Старикова Т.Н.

21 - 29 января 2019г.

Общие репетиции

Воспитанники ансамбля,

родители, Преподаватель

Старикова Т.Н.

29 января 2019г.

Генеральная

репетиция

спектакля

Воспитанники ансамбля,

родители,

ПреподавательСтарикова Т.Н.

сроки

Где выступали

Кто участвовал

1 февраля 2019 г.

Детский дом г. Зубцов

Воспитанники ансамбля

«Лапотки», воспитанники

детского дома.

15 февраля 2019г.

Актовый зал МУ ДО ДДТ г. Ржев

21 февраля 2019 г.

МОУ «Гимназия №10

Воспитанники ансамбля

«Лапотки», ученики школы,

родители, гости.

01 марта 2019 г.

МОУ Глебовская СОШ (филиал

МУ ДО ШИ Ржевского района)

Воспитанники ансамбля

«Лапотки», ученики школы,

Презентация продукта

История возникновения обряда

По одной версии в основе появления самого слова

«масленица» лежит традиция русских выпекания блинов.

Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь

милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить

его больше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и

стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме

того, также в русских деревнях принято производить разные

действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать

несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от

телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить

традиционные хороводы. У русских считалось, что данные

действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым

делают его добрее. Вот отсюда и название праздника —

«Масленица».

.

Выступление в Доме детского творчества г

Ржева

А мы Масленицу устречали.

Устречали лёли, ой,

устречали.

Мы снежком гору устилали.

Устилали, лёли, оё, устилали.

Мы сыр с маслицем

починали. Починали лёли,

ой, починали.

Мы блинам горы устилали.

Устилали лёли, ой, устилали

-

Первый день Масленицы понедельник

«Встреча» Масленицы

А мы Масленицу дожидали,

в окошечко поглядали,

На горушки

выходили, сыр и маслице

выносили.

Сыром, маслицем

поливали, лапоточками

утоптали, -

Чтобы горушки

были катливы, чтоб

ребятушки были счастливы!

.

Второй день Масленицы вторник «Заигрыш»

Игрища, потехи и забавы ждут

нас. В этот день все катались с

ледяных гор, играли в

различные игры.

Веселью не было конца.

Эй, Масленица –

непогасница!

Садись на

саночки, на самые запяточки,

Катись с горки до

ворот, чтобы видел весь

народ.

.

Третий день Масленицы среда «Лакомка»

В этот день наедались

блинами, пирогами и

другими масленичными

«яствами».

Ой, масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

Сварениками, с блинами,

с мягкими пирогами,

С сыром,

с маслом,

с калачом и печёным яйцом!

Каждая хозяйка по традиции

имела свой особенный рецепт

приготовления блинов,

который передавался из

поколения в поколение по

женской линии. Пекли блины

в основном из пшеничной,

гречневой, овсяной,

кукурузной муки, непременно

в них добавляли пшенную или

манную кашу, картофель,

тыкву, яблоки, сливки. Ели

блины с вареньем, с медом,

со сметаной, с рыбой, икрой.

СТАРИННЫЙ РЕЦЕПТ

Блины пшенные

2 стакана пшенной крупы

2 стакана пшеничной муки

6 стаканов молока

5 яиц

25 гр. Дрожжей

200гр. Сливочного масла

Сахар, соль по вкусу.

Приготовление

Влить в кастрюлю 2 стакана теплого молока и развести в нем дрожжи.

Затем всыпать всю муку и замесить тесто. Накрыть кастрюлю полотенцем,

поставить тесто в теплое место на 1-1,5 час. Пока тесто подходит, пшено

перебрать, промыть и залив его 4 стаканами молока, сварить кашу. Остудить

кашу до комнатной температуры, добавить в нее яичные желтки, растертые

с солью и сахаром, и хорошо перемешать. Соединить кашу с тестом и дать

тесту подойти вторично. Затем добавить к тесту взбитые яичные белки,

осторожно перемешать. Через 15-20 минут выпекать блины.

Блины тыквенные

500 гр. Тыквы,

1,5 стакана пшеничной муки,

2 яйца,

3 столовые ложки сахара,

20 гр. Дрожжей,

2 стакана молока,

Соль по вкусу.

Приготовление

Влить в кастрюлю 2 стакана чуть теплого молока, развести в нем

дрожжи, всыпать пшеничную муку, замесить опару и дать ей подойти.

В подсоленной воде сварить очищенную тыкву, остудить её и протереть

через сито. Тыквенное пюре выложить в подошедшую опару, добавить

растертые с солью и сахаром желтки, гречневую муку, молоко и хорошо

перемешать. Яичные белки хорошо взбить, осторожно ввести в тесто и

дать ему снова подняться. Выпекать блины обычным способом.

Четвертый день Масленицы слыл

:

разгульным и назывался Широкая

.

Масленица или разгуляй четверг

В этот день устраивались игры на

ловкость и смелость, кулачные

бои, «стенка на стенку», взятие

снежного городка.

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Драка «петухов».

«Стенка на стенку».

-

Пятый день Масленицы пятница

«

Тёщины вечёрки»

В этот день с ответным

визитом тёща приходила в

гости к зятю. Блины в этот

день пекла дочь — жена

зятя. Тёща приходила в гости

со своими родственниками и

подругами. Зять должен был

продемонстрировать своё

расположение к тёще и её

близким.

-

Шестой день Масленицы суббота «

10

Заловкины» посиделки МОУ Гимназия «

»

Молодые невестки

приглашали в гости к себе

золовок и других

родственников мужа. Если

золовка была не замужем, то

невестка приглашала своих

незамужних подруг, если

сестры мужа уже были

замужние, то невестка звала

свою замужнюю родню.

Невестка должна была

подарить золовке какой-

нибудь подарок.

.

Вот и Воскресенье

проводы Масленицы

Его называют ещё Прощёное

воскресенье, Целовальник. В

воскресенье происходило заговенье

перед началом Великого поста.

Поминали усопших. В этот день ходили в

баню. Остатки праздничной еды

сжигали, посуду тщательно мыли. Это

заключительный день Масленичной

недели, когда просили прощения у

родных и знакомых за обиды и после

этого весело пели и плясали, тем самым,

провожая широкую Масленицу.

Масленица, Масленица, Авдотья

Никитична!

Поезжай в Ростов, покупай

холстов –

На платья, на юбки, на

новые шубки!

,

!

!

Эй костер разжигайте Стужу вон прогоняйте

.

Этим чистым огнём солнце к жизни зовём Крепче целуйте

,

.

друг друга до тла сгорит зимняя вьюга

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Чтобы солнышко светило,

Нашу землю любило.

Если светит как весна,

Загорится и вода.

Ты прощай, прощай, наша

Масленица!

Ты пришла с добром,

И с блином и с пирогом.

Выступление в МОУ Глебовской СОШ

Выступление в детском доме

Анализ проектной работы

Наша проектная работа решила все поставленные задачи.

Дети не только узнали о празднике Масленица, но и стали

активными носителями народных традиций. На протяжении

месяца воспитанники ансамбля «Лапотки» показали 3

благотворительных спектакля, где сами получили огромный

социальный опыт, побывав детском доме г. Зубцова

Воспитание средствами народного творчества, как форма

дополнительного образования, способствует реализации

творческого потенциала, развитию целого комплекса умений

и навыков учащихся , повышению их общекультурного

уровня , формированию эстетического вкуса и духовной

культуры, что является основными педагогическими

задачами, входящих в требования новых образовательных

стандартов 2 поколения

.

Над проектом работали учащиеся ансамбля

народных инструментов «ЛАПОТКИ» МУ ДО ШИ

.

.

Ржевского района преподаватель

Старикова Т Н

:

Литература

1.

Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки,

сказки, 1977г.

2.

Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с

напевами», 1977 г.

3.

Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.

4.

Мельников «Русский детский фольклор», 1987

5.

Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г

6.

Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени»

7.

Сборник «Гармошечка-говорушечка»

8.

Мельников «Русский детский фольклор», 1987

9.

Вьётся, вьётся хоровод: Русские народные заклички, приговорки,

календарные песни / Собрал и пересказал Г. Науменко, рис. Ю.

Смольникова. – М.: Дет. лит., 1983.

10.

Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки,

песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.

11.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники

(весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.



В раздел образования