Автор: Крапивина Ольга Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: "Теоретические основы здоровьесберегающей педагогики"
Тема: Статья
Раздел: дополнительное образование
Крапивина Ольга Анатольевна
педагог-организатор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
Свердловская обл., г. Екатеринбург
e-mail: nikolenko
900@
gmail
.
com
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ПЕДАГОГИКИ
Здоровьесберегающая педагогика
– 1) педагогическая система,
основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо
воспитать у детей и реализовать при проведении учебно-воспитательного
процесса;
2)
образовательная
система,
провозглашающая
приоритет
культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при
организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании
учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие образовательные технологии это – системно
организованная совокупность программ, приемов, методов организации
образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике
любой
образовательной
технологии,
показывающей,
насколько
при
реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача
сохранения и укрепления здоровья основных участников образовательного
процесса – детей и педагогов.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе
образования, можно выделить несколько групп, в которых используются
разные подходы к охране здоровья, а соответственно и разные методы и
формы
работы.
Первая
группа
–
оздоровительные
технологии
по
направленности деятельности.
Медико-гигиенические технологии. Предусматривают контроль и
обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями
СанПиНов; вакцинацию детей; мониторинг здоровья детей; организацию
профилактических мероприятий в преддверии эпидемии ОРВИ и гриппа;
проведение занятий лечебной физической культурой с детьми, имеющими
проблемы со здоровьем, и т. д.
Физкультурно-оздоровительные
технологии.
Предусматривают
использование физических упражнений с целью сохранения и укрепления
здоровья, развития двигательных качеств, повышения функциональных
возможностей организма, укрепления иммунитета и т. д. Реализуются на
уроках
физической
культуры,
в
работе
спортивных
секций,
на
самостоятельных занятиях.
Экологические здоровьесберегающие технологии. Направлены на
создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и
деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. К ним
относятся озеленение территории образовательного учреждения, групп в
детских садах, учебных классов и рекреационных зон в школах; участие в
природоохранных мероприятиях. Занятия физической культурой на природе
не только оказывают оздоровительное воздействие на организм, но и
способствуют экологическому и эстетическому воспитанию детей. В
настоящее время активно развиваются экотуризм, экоспорт как средства
физической культуры и спорта.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Их
реализуют
специалисты
по
охране
труда,
представители
инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции
и т. д. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением
курса основ безопасности жизнедеятельности. Кроме того, каждый ребенок
на занятиях по физическому воспитанию должен знать и соблюдать правила
безопасности.
Образовательные
технологии.
Предполагают
использование
психолого-педагогических приемов, методов, технологий, обеспечивающих
здоровьесбережение
детей.
Образовательные
здоровьесберегающие
технологии подразделяются на три подгруппы:
1.
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру
учебного
процесса,
частично
регламентированную
в
СанПиНах,
способствующую
предотвращению
дезадаптационных
состояний
(переутомление, гиподинамия и др.). Например, педагог может
включить в образовательный процесс физкультминутки, динамические
паузы, если отмечает снижение работоспособности у детей;
2.
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной
работой педагога на занятии, воздействием, которое он оказывает на
детей в ходе образовательного процесса. Педагог (воспитатель, тренер)
своим
негативным
отношением
к
ребенку
может
значительно
ухудшить его психофизическое состояние. Это явление, весьма
распространенное в наших образовательных учреждениях, получило
название «дидактогения»;
3.
учебно-воспитательные
технологии,
предусматривающие
использование программ и методик по обучению детей грамотной
заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья; создание
мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению
вредных
привычек;
проведение
организационно-воспитательной
работы с детьми, просвещение их родителей.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
В здоровьесберегающей педагогике важно соблюдать следующие
принципы:
1.
Принцип ненанесения вреда – одинаково важен для медиков, педагогов
и родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика
любой
человековедческой
профессии,
медицинской
деонтологии,
основ педагогики и дидактики. Известно, что чрезмерная физическая
нагрузка может принести значительный вред организму.
2.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и
педагогов предполагает, что забота о здоровье детей и подростков
должна осуществляться не на бумаге, а на деле. Все происходящее в
образовательном учреждении – от разработки планов, программ,
проведения уроков и перемен, организации внеурочной деятельности
учащихся – должно оцениваться с позиции влияния на физическое и
психическое здоровье детей и педагогов. Реализация этого принципа
невозможна
без
проведения
мониторинга
здоровья
учащихся:
физического, психического, духовно-нравственного.
3.
Принцип
триединого
представления
о
здоровье
определяет
необходимость подхода к категории здоровья в соответствии с
определением Всемирной организации здравоохранения, т. е. имея в
виду неразрывное единство здоровья физического, психического и
духовно-нравственного.
При
его
несоблюдении
все
внимание
обращается на физическое здоровье с возложением ответственности за
его сохранение на врача, учителя физической культуры. При этом
другие стороны здоровья как единого целого – душевное, духовно-
нравственное – остаются за рамками рассмотрения и оценки. В
здоровьесберегающей деятельности учреждения эта методологическая
ошибка значительно снижает эффективность проводимой работы.
4.
Принцип
непрерывности
и
преемственности
определяет
необходимость
проводить
здоровьесберегающую
работу
в
образовательных учреждениях не от случая к случаю, а каждый день.
Именно
соблюдение
этого
принципа
в
процессе
физического
воспитания
обеспечивает
совершенствование
двигательных
способностей, повышение адаптационных возможностей, развитие
физических качеств.
5.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения предполагает, что не
только педагоги обязаны обеспечивать здоровьесберегающие условия
образовательного процесса, но и сам ребенок должен активно
участвовать в решении этой задачи, соблюдая правила здорового
образа жизни, например, делать утреннюю гигиеническую гимнастику,
больше времени проводить на свежем воздухе, меньше сидеть за
компьютером, не употреблять в пищу «вредные» продукты и т. д.
Другая сторона реализации данного принципа – необходимость
обеспечения индивидуального подхода к обучающемуся. Субъект, в
отличие от объекта, всегда индивидуален, и учет индивидуальных
особенностей (состояния здоровья, пола, интересов и потребностей и
др.) определяет эффективность здоровьесберегающей работы.
6.
Принцип
соответствия
содержания
и
организации
обучения
возрастным особенностям учащихся предполагает подбор объема
физической нагрузки и сложности выполняемых упражнений в
соответствии с возрастными возможностями детей. Это одно из
главных
и
обязательных
требований
к
любой
физкультурно-
оздоровительной технологии, определяющей характер ее влияния на
здоровье учащихся.
7.
Комплексный, междисциплинарный подход – основа эффективной
работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие
педагогов, психологов и врачей является условием достижения
намеченных
результатов
здоровьесберегающих
программ.
Взаимопонимание между специалистами, занимающимися проблемами
здоровья детей, должно быть таким, чтобы они составляли единую
команду, понимая друг друга с полуслова.
8.
Принцип медико-психологической компетентности учителя определяет
высокие
требования
к
уровню
психологической
и
медико-
валеологической грамотности педагогов, стремящихся использовать в
своей
работе
здоровьесберегающие
технологии.
Эффективно
работающий педагог – это хороший психолог и медик. Выполнение
данного
принципа
может
быть
обеспечено
как
введением
соответствующих учебных курсов в программы педагогических и
физкультурных
вузов,
так
и
повышением
квалификации
уже
работающих педагогов.
9.
Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих,
воспитывающих
и
развивающих
педагогических
воздействий
реализуется
на
физкультурных
занятиях
посредством
решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
10.Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными
(запретами, порицаниями) – один из важнейших общепедагогических
постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей
педагогики.
Преобладание
запретов,
порицаний,
неодобрений
у
педагогов
и
родителей
в
процессе
воспитания
оказывает
неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое азвитие детей.
Фиксирование внимания ребенка преимущественно на недостатках и
ошибках формирует психологически ущербную личность с заниженной
самооценкой и комплексом неполноценности, не способную ставить
настоящие цели и добиваться их достижения. Однако, по результатам
многих исследований, именно такие педагогические воздействия
преобладают в российских образовательных учреждениях, особенно
среди тренеров.
11.Приоритет активных методов обучения предполагает использование
только научно-обоснованных программ педагогической деятельности,
направленных на сохранение и укрепление здоровья.
12.Принцип
сочетания
охранительной
и
тренирующей
стратегий.
Охранительная стратегия направлена на создание условий для ребенка,
защищающих его от воздействия вредных (патогенных) факторов.
Тренирующая стратегия направлена на повышение адаптационных
возможностей, чтобы организм мог справляться с нежелательными,
опасными для здоровья воздействиями (вирусами, бактериями). В
каждодневной педагогической работе этот принцип проявляется в
требовании обеспечивать для всех занимающихся такой уровень
физической
нагрузки,
который
(при
учете
индивидуальных
особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствовал бы
тренирующему уровню, т. е. был бы выше охранительного (щадящего),
но ниже утомляющего (а тем более переутомляющего). Умение найти
для
каждого
ученика
этот
оптимальный
уровень
нагрузки
и
организовать его соблюдение во многом определяет профессионализм
педагога, особенно в достижении здоровьесберегающих результатов в
процессе физического воспитания и занятий спортом.
13.Принцип формирования ответственности ребенка за свое здоровье.
Безответственное отношение ребенка, подростка к своему здоровью
сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как
не обеспечивает необходимых условий для реализации знаний, умений,
навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со
здоровьем.
14.Принцип отсроченного результата предполагает учет того факта, что
результаты здоровьесберегающей работы видны не сразу. Поэтому в
начале организации работы, направленной на сохранение и укрепление
здоровья детей, необходимо запастись терпением и не опускать руки
при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы
занятий.
15.Принцип контроля за результатами направлен на организацию и
проведение диагностики состояния здоровья детей и подростков,
основанной на получении обратной связи. Может быть реализован как
в работе всего образовательного учреждения (проведение диагностики,
мониторинга здоровья), так и в работе каждого педагога, в его
индивидуальной педагогической технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М, 2010.
2.
Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008.
3.
Тихомирова,
Л.
Ф.
Теоретико-методические
основы
здоровьесберегающей
педагогики
[Текст]:
монография
/
Л.
Ф.
Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
4.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.:
Гардарики, 2002.