Напоминание

Статья


Автор: Крапивина Ольга Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: "Теоретические основы здоровьесберегающей педагогики"
Тема: Статья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Крапивина Ольга Анатольевна

педагог-организатор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»

Свердловская обл., г. Екатеринбург

e-mail: nikolenko

900@

gmail

.

com

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ПЕДАГОГИКИ

Здоровьесберегающая педагогика

– 1) педагогическая система,

основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо

воспитать у детей и реализовать при проведении учебно-воспитательного

процесса;

2)

образовательная

система,

провозглашающая

приоритет

культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при

организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании

учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие образовательные технологии это – системно

организованная совокупность программ, приемов, методов организации

образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике

любой

образовательной

технологии,

показывающей,

насколько

при

реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача

сохранения и укрепления здоровья основных участников образовательного

процесса – детей и педагогов.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе

образования, можно выделить несколько групп, в которых используются

разные подходы к охране здоровья, а соответственно и разные методы и

формы

работы.

Первая

группа

оздоровительные

технологии

по

направленности деятельности.

Медико-гигиенические технологии. Предусматривают контроль и

обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями

СанПиНов; вакцинацию детей; мониторинг здоровья детей; организацию

профилактических мероприятий в преддверии эпидемии ОРВИ и гриппа;

проведение занятий лечебной физической культурой с детьми, имеющими

проблемы со здоровьем, и т. д.

Физкультурно-оздоровительные

технологии.

Предусматривают

использование физических упражнений с целью сохранения и укрепления

здоровья, развития двигательных качеств, повышения функциональных

возможностей организма, укрепления иммунитета и т. д. Реализуются на

уроках

физической

культуры,

в

работе

спортивных

секций,

на

самостоятельных занятиях.

Экологические здоровьесберегающие технологии. Направлены на

создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и

деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. К ним

относятся озеленение территории образовательного учреждения, групп в

детских садах, учебных классов и рекреационных зон в школах; участие в

природоохранных мероприятиях. Занятия физической культурой на природе

не только оказывают оздоровительное воздействие на организм, но и

способствуют экологическому и эстетическому воспитанию детей. В

настоящее время активно развиваются экотуризм, экоспорт как средства

физической культуры и спорта.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Их

реализуют

специалисты

по

охране

труда,

представители

инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции

и т. д. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением

курса основ безопасности жизнедеятельности. Кроме того, каждый ребенок

на занятиях по физическому воспитанию должен знать и соблюдать правила

безопасности.

Образовательные

технологии.

Предполагают

использование

психолого-педагогических приемов, методов, технологий, обеспечивающих

здоровьесбережение

детей.

Образовательные

здоровьесберегающие

технологии подразделяются на три подгруппы:

1.

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру

учебного

процесса,

частично

регламентированную

в

СанПиНах,

способствующую

предотвращению

дезадаптационных

состояний

(переутомление, гиподинамия и др.). Например, педагог может

включить в образовательный процесс физкультминутки, динамические

паузы, если отмечает снижение работоспособности у детей;

2.

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной

работой педагога на занятии, воздействием, которое он оказывает на

детей в ходе образовательного процесса. Педагог (воспитатель, тренер)

своим

негативным

отношением

к

ребенку

может

значительно

ухудшить его психофизическое состояние. Это явление, весьма

распространенное в наших образовательных учреждениях, получило

название «дидактогения»;

3.

учебно-воспитательные

технологии,

предусматривающие

использование программ и методик по обучению детей грамотной

заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья; создание

мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению

вредных

привычек;

проведение

организационно-воспитательной

работы с детьми, просвещение их родителей.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

В здоровьесберегающей педагогике важно соблюдать следующие

принципы:

1.

Принцип ненанесения вреда – одинаково важен для медиков, педагогов

и родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика

любой

человековедческой

профессии,

медицинской

деонтологии,

основ педагогики и дидактики. Известно, что чрезмерная физическая

нагрузка может принести значительный вред организму.

2.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и

педагогов предполагает, что забота о здоровье детей и подростков

должна осуществляться не на бумаге, а на деле. Все происходящее в

образовательном учреждении – от разработки планов, программ,

проведения уроков и перемен, организации внеурочной деятельности

учащихся – должно оцениваться с позиции влияния на физическое и

психическое здоровье детей и педагогов. Реализация этого принципа

невозможна

без

проведения

мониторинга

здоровья

учащихся:

физического, психического, духовно-нравственного.

3.

Принцип

триединого

представления

о

здоровье

определяет

необходимость подхода к категории здоровья в соответствии с

определением Всемирной организации здравоохранения, т. е. имея в

виду неразрывное единство здоровья физического, психического и

духовно-нравственного.

При

его

несоблюдении

все

внимание

обращается на физическое здоровье с возложением ответственности за

его сохранение на врача, учителя физической культуры. При этом

другие стороны здоровья как единого целого – душевное, духовно-

нравственное – остаются за рамками рассмотрения и оценки. В

здоровьесберегающей деятельности учреждения эта методологическая

ошибка значительно снижает эффективность проводимой работы.

4.

Принцип

непрерывности

и

преемственности

определяет

необходимость

проводить

здоровьесберегающую

работу

в

образовательных учреждениях не от случая к случаю, а каждый день.

Именно

соблюдение

этого

принципа

в

процессе

физического

воспитания

обеспечивает

совершенствование

двигательных

способностей, повышение адаптационных возможностей, развитие

физических качеств.

5.

Принцип субъект-субъектного взаимоотношения предполагает, что не

только педагоги обязаны обеспечивать здоровьесберегающие условия

образовательного процесса, но и сам ребенок должен активно

участвовать в решении этой задачи, соблюдая правила здорового

образа жизни, например, делать утреннюю гигиеническую гимнастику,

больше времени проводить на свежем воздухе, меньше сидеть за

компьютером, не употреблять в пищу «вредные» продукты и т. д.

Другая сторона реализации данного принципа – необходимость

обеспечения индивидуального подхода к обучающемуся. Субъект, в

отличие от объекта, всегда индивидуален, и учет индивидуальных

особенностей (состояния здоровья, пола, интересов и потребностей и

др.) определяет эффективность здоровьесберегающей работы.

6.

Принцип

соответствия

содержания

и

организации

обучения

возрастным особенностям учащихся предполагает подбор объема

физической нагрузки и сложности выполняемых упражнений в

соответствии с возрастными возможностями детей. Это одно из

главных

и

обязательных

требований

к

любой

физкультурно-

оздоровительной технологии, определяющей характер ее влияния на

здоровье учащихся.

7.

Комплексный, междисциплинарный подход – основа эффективной

работы по охране здоровья человека. Только тесное взаимодействие

педагогов, психологов и врачей является условием достижения

намеченных

результатов

здоровьесберегающих

программ.

Взаимопонимание между специалистами, занимающимися проблемами

здоровья детей, должно быть таким, чтобы они составляли единую

команду, понимая друг друга с полуслова.

8.

Принцип медико-психологической компетентности учителя определяет

высокие

требования

к

уровню

психологической

и

медико-

валеологической грамотности педагогов, стремящихся использовать в

своей

работе

здоровьесберегающие

технологии.

Эффективно

работающий педагог – это хороший психолог и медик. Выполнение

данного

принципа

может

быть

обеспечено

как

введением

соответствующих учебных курсов в программы педагогических и

физкультурных

вузов,

так

и

повышением

квалификации

уже

работающих педагогов.

9.

Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих,

воспитывающих

и

развивающих

педагогических

воздействий

реализуется

на

физкультурных

занятиях

посредством

решения

образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

10.Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными

(запретами, порицаниями) – один из важнейших общепедагогических

постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей

педагогики.

Преобладание

запретов,

порицаний,

неодобрений

у

педагогов

и

родителей

в

процессе

воспитания

оказывает

неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое азвитие детей.

Фиксирование внимания ребенка преимущественно на недостатках и

ошибках формирует психологически ущербную личность с заниженной

самооценкой и комплексом неполноценности, не способную ставить

настоящие цели и добиваться их достижения. Однако, по результатам

многих исследований, именно такие педагогические воздействия

преобладают в российских образовательных учреждениях, особенно

среди тренеров.

11.Приоритет активных методов обучения предполагает использование

только научно-обоснованных программ педагогической деятельности,

направленных на сохранение и укрепление здоровья.

12.Принцип

сочетания

охранительной

и

тренирующей

стратегий.

Охранительная стратегия направлена на создание условий для ребенка,

защищающих его от воздействия вредных (патогенных) факторов.

Тренирующая стратегия направлена на повышение адаптационных

возможностей, чтобы организм мог справляться с нежелательными,

опасными для здоровья воздействиями (вирусами, бактериями). В

каждодневной педагогической работе этот принцип проявляется в

требовании обеспечивать для всех занимающихся такой уровень

физической

нагрузки,

который

(при

учете

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствовал бы

тренирующему уровню, т. е. был бы выше охранительного (щадящего),

но ниже утомляющего (а тем более переутомляющего). Умение найти

для

каждого

ученика

этот

оптимальный

уровень

нагрузки

и

организовать его соблюдение во многом определяет профессионализм

педагога, особенно в достижении здоровьесберегающих результатов в

процессе физического воспитания и занятий спортом.

13.Принцип формирования ответственности ребенка за свое здоровье.

Безответственное отношение ребенка, подростка к своему здоровью

сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как

не обеспечивает необходимых условий для реализации знаний, умений,

навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со

здоровьем.

14.Принцип отсроченного результата предполагает учет того факта, что

результаты здоровьесберегающей работы видны не сразу. Поэтому в

начале организации работы, направленной на сохранение и укрепление

здоровья детей, необходимо запастись терпением и не опускать руки

при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы

занятий.

15.Принцип контроля за результатами направлен на организацию и

проведение диагностики состояния здоровья детей и подростков,

основанной на получении обратной связи. Может быть реализован как

в работе всего образовательного учреждения (проведение диагностики,

мониторинга здоровья), так и в работе каждого педагога, в его

индивидуальной педагогической технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М, 2010.

2.

Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 2008.

3.

Тихомирова,

Л.

Ф.

Теоретико-методические

основы

здоровьесберегающей

педагогики

[Текст]:

монография

/

Л.

Ф.

Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.

4.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.:

Гардарики, 2002.



В раздел образования