Автор: Колпакова Милана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Гимназия г.Надыма"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: Тренинг "Знакомство с профессией учитель начальных классов"
Тема: Занятие с учащимися 7-8 классов по профориентации
Раздел: среднее образование
Тренинг
«Знакомство с профессией учитель начальных классов»
1.Упражнение на знакомство.
Назвать имя, любимое блюдо, город по очереди. Снежный ком.
Написать имена на бейджиках.
2.Презентация о профессии учителя начальных классов. (2-3 слайд)
Труд учителя предполагает постоянный контакт с большим
количеством людей. В список ежедневных обязанностей входят:
Образовательный процесс. Учитель, прежде чем разработать урок и внеурочное занятие,
готовится, вычитывая информацию и восполняя свой багаж знаний, ищет интересные
моменты.
Психологическая работа, направленная на проведение бесед с
учениками и их родителями. Причин бывает много: плохое
поведение, недостаточный уровень знаний или похвала.
Ведение уроков и внеурочных занятий. Учитель – это актер,
который организует деятельность всех учащихся. Чем более
открыто и понятно он это сделает, тем качественнее будет усвоен
материал.
3. Упражнение. «Организовать взаимодействие»
«Учителю начальных классов постоянно приходится организовывать
взаимодействие учащихся на уроках и внеурочной деятельности, на переменах и во
внеклассной работе. Учитель начальных классов, должен уметь заинтересовать, уметь
научить и проконтролировать качество выполненной работы. Предлагаю попробовать
каждому участнику тренинга выполнить одно из заданий и организовать взаимодействие
в группе». Не забывайте помогать участникам выполнять задания, ведь учитель учит
ребят выполнять задания, развивает навыки и умения»
1) Построить участников тренинга в течение минуты по росту.
2) Разучить скороговорку, предварительно рассказав и проработав содержание
скороговорки.
3) Провести физкультминутку.
4) Организовать игру «Пойми меня». Задание: Команда выстраивается в колонну
(в затылок друг другу). Первый участник команды поворачивается к ведущему
этапа и вытягивает один из предложенных ему вариантов видов спорта,
которые написаны на карточках. После этого он поворачивается назад, хлопает
по плечу 2-го участника команды. После того, как он к нему повернулся 1-й
игрок без слов, используя только мимику и жесты, показывает впереди
стоящему выбранный вид спорта (например: биатлон, фехтование, фигурное
катание и т. д.) Если 2-й игрок понял, он показывает это кивком головы и
поворачивается вперед и хлопает по плечу следующему игроку, если же нет, то
1-й игрок повторяет свой показ. Последний игрок в колонне ничего не
показывает, он только называет тот вид спорта, который ему показали. При
проведении этого этапа важно проследить, чтобы игроки до того, как их
попросят повернуться, не поворачивались.
5) Научить делать из бумаги самолетик.
6) Построить в течение минуты по первой букве фамилии.
7) Построить машину из участников: каждый человек должен быть какой-то
частью машины.
8) Организовать гимнастику для глаз.
4. Упражнение « Решение заданий». Добавить 3-4 задания
Учитель должен быть умным и находчивым. А ученики часто задают вопросы, ответить
на которые очень трудно. Сможете ли вы решить задачи.
1. Разминка:
Маленький, серенький, похож на слона. Кто это? ____________________.
-Какой рукой нужно размешивать чай? ________________________________
- Кто спит с открытыми глазами? _______________________________________
-На уроках будешь спать. За ответ получишь _________________________
-Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно ___________________________
2. Для этого задания Вам понадобятся цветные карандаши (несколько цветов).
Сгруппируйте понятия, подчеркнув одним цветом понятия, относящиеся к одной
группе: балерина, рубанок, физика, сервант, гиппопотам, генетика (наука о
закономерностях наследственности), рашпиль (напильник), пингвин, софа, кувалда,
механика, ягуар, экология, хакер, кибернетика (наука об управлении сложными
механизмами),кондор (птица), гувернер, пиранья, лопата, тарантул, аллигатор, акустика,
гардемарин (охрана), кардиология, мерин, клещи, дирижер, росомаха, дантист, тахта,
гончар, пассатижи, кондуктор, ихтиология (наука о рыбах), десантник, геодезия (наука о
Земле), киянка (столярный молоток) каскадер, лобзик (инструмент для распиливания
материалов).
3 Работа с анаграммами. Анаграмма – это слово или словосочетание,
образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания: например:
шнурок-коршун.
Составьте новые слова:
Шарф - _______________________ Рыбак - _______________________ Амплуа -
______________________
Крот - ________________________ Шкала - _______________________ Колосок -
_____________________
Пион - ________________________ Слово - ________________________ Рогатка -
5. Упражнение «Разрешение педагогических ситуаций».
Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций.
Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа
предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с
педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мнению. Если ни один из
предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно дать свой, оригинальный, в
двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив.
Ситуация 1. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились,
настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев
ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который
засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас, и
хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это?
Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных
ниже.
1. «Вот тебе и на!»
2. «А что тебе смешно?»
3. «Ну, и ради бога!»
4. «Ты что, дурачок?»
5. «Люблю веселых людей».
6. Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
Ситуация 2. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели
несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог,
сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:
1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то
такое, что наводит тебя на подобную мысль».
Ситуация 3. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом
заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?
1. «Не хочешь — заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».
Ситуация 4. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в
своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и
усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь
учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это
ему ответить учитель?
1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Ситуация 5. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы
проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт».
— Как нужно ответить ему?
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен. Придется все равно
отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта для тебя интереснее, чем занятия в
школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях,
общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее,
хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
Ситуация 6
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит
ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия».
— Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
Ситуация 7. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь». — Как
следует на это отреагировать учителю?
1.«Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
Ситуация 8. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из
товарищей по классу, говорит: «Я не хочу учиться вместе с ним». — Как на это должен
отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого учиться с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав»
6. Рефлексия
Что тебе больше всего понравилось в сегодняшнем тренинге?»
Что изменилось в тебе, в твоих взглядах после участия в тренинге «Введение в
профессию Учитель начальных классов»?