Автор: Ермолина Любовь Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Усмань"
Населённый пункт: г. Усмань Липецкой области
Наименование материала: "Рекомендации для родителей"
Тема: "Повышение уровня родительской компетенции, как условие успешной социализации детей с ОВЗ".
Раздел: дополнительное образование
ГБОУ «Специальная школа - интернат г. Усмань»
Выступление по теме
«Повышение уровня родительской компетенции как
условие успешной социализации детей с ОВЗ»
Подготовила
Учитель-дефектолог
Л.В.Ермолина
2021-2022 учебный год
Большинство родителей, чьи дети обучаются в специальных
коррекционных образовательных учреждениях, задают вопрос:
«Кто такие специалисты и какую работу они проводят в школе?»
Повышение
компетенции
родителей
заключается
в
информационной и практической направленности. Сюда относятся
следующие
виды
работы:
ознакомление
с
результатами
диагностики, индивидуальное консультирование, участие в работе
родительских собраний.
Организация проведения занятий с учителем-дефектологом
обусловлена необходимостью коррекции недостатков психического
развития детей с ограниченными возможностями здоровья и
помощи
в
усвоении
программного
материала
специальной
коррекционной школы.
Важным в работе является выявление и установление
нарушений и трудностей, испытываемых детьми. Для этого
проводится нейропсихологическое и педагогическое обследование.
На основании результатов диагностики составляется представление
на каждого ребенка, вычерчивается график-профиль развития ВПФ,
определяется уровень обученности. В начале учебного года
обследуются учащиеся с 0 по 8 классы. Обозначаются уровни
словесно-логического мышления, уровни развития познавательной
сферы (интеллекта). Обозначились уровни сформированности
словесно-логического мышления: высокий-1,7%, средний-52,99%,
низкий-45,31%,. Уровни сформированности познавательной сферы
(интеллект) следующие: 1- 1,7%, 2-30,5%, 2-3-5,9%, 3-26,55%, 4-
35,9%.
По результатам диагностики специалистами комплектуются
группы для проведения коррекционных занятий. Все обучающиеся
начальных
классов
охвачены
занятиями.
Также
на
занятия
зачислены учащиеся 5-8 классов. В основном это дети 3-го и 4-го
уровней обученности. На основе обследования составляются
коррекционно-развивающиеся
программы,
учитывающие
возрастные и интеллектуальные возможности учащихся, а также
требования школьной программы. Планирование строится по
направлениям «Элементарные математические представления»,
«Развитие речи и ознакомление с окружающим миром», «Развитие
моторики». Темы занятий соответствуют темам календарного
планирования учителей по математике и развитию устной речи.
Регулярно по этим программам проводятся индивидуальные
занятия, в курсе которых предполагается решение следующих
задач:
- формирование познавательной активности и учебной мотивации;
- коррекция нарушений деятельности и комплекса показателей
функционального развития, которые необходимы для успешного
обучения в школе.
Это организация внимания, аналитического мышления, речи,
памяти, зрительного и слухового восприятия, всех видов памяти,
развития тонких движений рук и зрительно-моторной координации.
К каждому занятию подобраны 6 видов заданий: пальчиковая
гимнастика, способствуюшая развитию подвижности и гибкости
кистей рук; упражнения на развитие внимания, так как от
способности
ребенка
к
произвольной
деятельности
зависит
результат всей его работы; задания на коррекцию и развитие
памяти (всех ее видов и свойств); упражнения на развитие
восприятия формы, цвета, размера предметов, пространственных
отношений и временных представлений; графические упражнения:
обводки,
штриховки,
рисунки
по
инструкции;
задания
на
коррекцию
и
развитие
операций
мышления.
Все
задания
направлены на закрепление знаний, полученных на уроках.
Содержание школьного материала адаптируется к психологическим
методикам
и
преподносится
учащимся
в
несколько
иной,
непривычной им форме. Это способствует развитию мотивации к
учению и более прочному усвоению знаний. Использование
необычных заданий помогает выяснить, как ученики могут
перенести полученный на уроках опыт в новые условия. При
проведении занятий надо стремиться к следующему:
1) понимание ребенком инструкции с первого предъявления;
2) выполнение заданий самостоятельно, с организующей или
направляющей помощью;
3) действие в определенном порядке, работа без отвлечений 10-15
минут;
4) относительно спокойная реакция на неудачу, исправление
ошибок самостоятельно или с помощью совместного анализа.
Во время проведения родительских собраний и
индивидуальных консультаций дается характеристика успешности
учащихся, а также обращается внимание на пробелы в знаниях.
Родителям даются практические рекомендации о способах и
приемах помощи детям в усвоении знаний по определенным темам,
а также развитию познавательной сферы.