Автор: Басалаева Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ДУХОВНО – НРАВСВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Раздел: начальное образование
ДУХОВНО – НРАВСВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Наша исследовательская работа посвящена поиску решения следующей
проблемы: как организовать деятельность участников образовательного
процесса, способствующую формированию духовно-нравственных
ценностей у младших школьников.
В соответствии с теоретической и практической частью нашей работы,
поставленная перед нами проблема была решена. На основе анализа изучен-
ной литературы, обобщения научного и педагогического опыта, а также по
результатам опытно-экспериментальной работы, нами были сформулированы
следующие выводы.
Духовно-нравственные-ценности рассматриваются в нашей ВКР как
устойчивые ценности, установки и ориентиры, выступающие в качестве
идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к
объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность,
которые передаются от одного поколения к другому.
В ходе изучения младшего школьного возраста мы выделили возрастные
особенности, обусловливающие формирование духовно-нравственных
ценностей у младших школьников, обобщили особенности, новообразования
младшего школьного возраста.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что младший
школьный возраст действительно является сензитивным для формирования
духовно-нравственных ценностей, но при этом необходимо учитывать
возрастные и личные особенности, возможности урочной и внеурочной
деятельности, а также факторы и условия, обусловливающие формирование
духовно-нравственных ценностей.
В начале нашего исследования была поставлена цель, для реализации
которой выдвинут ряд задач. Для решения первой задачи мы изучили
научную литературу, ознакомились с разными трактовками понятий,
входящих в
категорию духовно-нравственных ценностей, сравнили их, определили
типологию и функции данных понятий.
Для того, чтобы решить вторую задачу мы выделили возрастные
особенности, обусловливающие формирование духовно-нравственных
ценностей у младших школьников, обобщили особенности, новообразования
младшего школьного возраста. В ходе изучения особенностей младшего
школьного возрасты мы сделали вывод о том, что данный возраст
действительно является сензитивным для формирования духовно-
нравственных ценностей, однако при этом необходимо учитывать возрастные
и личные особенности, возможности урочной и внеурочной деятельности, а
также факторы и условия, обусловливающие формирование духовно-
нравственных ценностей.
Также нами были охарактеризованы принципы формирования духовно-
нравственных ценностей младших школьников, а именно: аксиологический
принцип, принцип ориентации на идеал, следования нравственному примеру,
персонификации, диалогического общения, полисубъектности воспитания,
системно-деятельностной организации воспитания. А также мы описали
метод средового проектирования Л. И. Новиковой, который необходимо
применять для реализации данных принципов при формировании духовно-
нравственных ценностей у младших школьников.
Решая третью задачу мы рассмотрели различные классификации факторов и
условий, влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей у
младших школьников. Мы определили наиболее значимые факторы – семья
учащегося, личность учителя, который его обучает и средства массовой
информации. К условиям, способствующим формированию ценностей
относят: современность содержания учебно-воспитательной работы,
обоснованность и системность, уровень духовно-нравственной культуры
педагогов.
В теории и практике общего образования определены и используются
критерии сформированности духовно-нравственных ценностей, а именно
когнитивный, мотивационный и деятельностный, а также уровни
сформированности ценностных ориентаций: начальный, средний и высокий.
Как решение четвертой задачи мы представили понятие внеурочной
деятельности – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах,
отличных от классно-урочных и направленная на достижение планируемых
результатов основной образовательной программы общего образования.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности являются
добровольность участия, самостоятельность и активность, творчество,
личностная значимость деятельность, опора на ценностные отношения и
сотрудничество представителей разных возрастов и сверстников.
В ходе изучения внеурочной деятельности мы определили основные формы
организации внеурочной деятельности: кружки, игры, конференции, круглые
столы, диспуты, соревнования, олимпиады, научные и поисковые
исследования, экскурсии и другие. А так же выделили ряд принципов, на
которые опирается организация внеурочной деятельности (гуманистический,
системности, вариативности, добровольности и социальной значимости).
При реализации рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-
нравственному направлению «Будьте добры», мы решили пятую задачу
нашего исследования. Нами были выбраны три диагностики, которые мы
применили на учащихся вторых классов на констатирующем этапе
эксперимента. Принимая во внимания данные младших школьников по
диагностикам, мы апробировали пять занятий теоретического и
практического блоков на формирующем этапе эксперимента. После
реализации программы, на контрольном этап, нами были повторно
проведены диагностики.
После проведения комплекса занятий, которые входили в программу
внеурочной деятельности, у обучающихся повысился уровень нравственной
самооценки, изменилось отношение к жизненным ценностям. Обучающиеся
более активно проявляют свою нравственную позицию, волевые качества,
трудолюбие, гражданственности в труде и коллективизм. Об этом
свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента, показатели
которого повысились в сравнении с результатами констатирующего этапа.
Таким образом, по результатам проведенного исследования делаем вывод о
том, что реализованная нами программа внеурочной деятельности по
духовно-нравственному направлению, целью которой являлось
формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников,
считается результативной.
В нашей исследовательской работе было также рассмотрено взаимодействие
участников образовательного процесса, как решение шестой задачи. В ходе
работы мы выделили и описали модели взаимодействия участников
образовательного процесса: обучающийся – обучающийся, педагог –
обучающийся, родитель – обучающийся, педагог – родитель, педагог –
педагог (администрация).Были определены основные формы взаимодействия
по духовно-нравственному направлению. Формы взаимодействия педагог –
обучающийся: праздники и мероприятия, заочные экскурсии, организация
выставок, тематические и творческие вечера, участие в смотрах-конкурсах,
фестивалях, концертах. Определено, что наиболее распространённой формой
духовно-нравственного воспитания является классный час.
Формы взаимодействия семьи и школы: родительские собрания и
конференции, организационно-деятельностная и психологическая игра,
индивидуальные консультации, тренинг для родителей, собрание-диспут,
родительский лекторий, семейная гостиная и другие. Наиболее эффективной
формой взаимодействия семьи и школы является групповая дискуссия.