Напоминание

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука финансовой грамотности"для 3-4 классов


Автор: Шевченко Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская ООШ"
Населённый пункт: 652182 Кемеровская область - Кузбасс, Мариинский МО, п. Первомайский, ул. Рабочая,1
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука финансовой грамотности"для 3-4 классов
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных

классов

протокол № 1

от .08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом

МБОУ «Первомайская ООШ»

от .08.2021 г. №

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

по социальному направлению

«По ступенькам финансовой грамотности»

для 3 - 4 классов

Составитель: С.А. Шевченко,

учитель начальных классов

Первомайский

2021

2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении

финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:

сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных

финансов;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои

поступки:

планирование

собственного

бюджета

и

сбережений,

понимание

финансового положения семьи;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых

и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы

своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование

различных

способов

поиска,

сбора,

обработки,

анализа

и

представления информации;

овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

составление текстов в устной и письменной формах;

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою;

3

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

3 класс (34 ч)

№ п/п

Содержание курса внеурочной

деятельности

Формы

организации

Виды

деятельности

1

Что такое деньги, и откуда они

взялись?

Появление

обмена

товарами.

Проблемы

товарного

обмена.

Появление

первых

денег

товаров

с

высокой

ликвидностью.

Свойства

драгоценных металлов (ценность,

прочность, делимость) делают их

удобными товарными деньгами.

Появление

монет.

Первые

монеты разных государств.

Беседа,

игра,

практическая работа,

самостоятельная

работа, наблюдение,

а так же

творческая

работа:

постер,

компьютерная

презентация.

Познавательная,

игровая.

2

Рассмотрим деньги поближе.

Защита денег от подделок.

Устройство монеты. Изобретение

бумажных денег. Защита монет

от

подделок.

Современные

монеты.

Способы

защиты

от

подделок бумажных денег.

Ситуационная игра,

образно-ролевые

игры,

исследовательская

деятельность.

Познавательная,

игровая,

исследовательская.

3

Какие деньги были раньше в

России.

Древнерусские товарные деньги.

Происхождение слов «деньги»,

«рубль»,

«копейка».

Первые

русские монеты.

Урок-практикум,

дискуссия,

обсуждение.

Познавательная,

практическая.

4

Современные деньги России и

других стран.

Современные

деньги

России.

Современные

деньги

мира.

Появление безналичных денег.

Безналичные

деньги

как

информация

на

банковских

счетах. Проведение безналичных

расчётов. Функции банкоматов.

Ситуационная игра,

образно-ролевые

игры

исследовательская

деятельности.

Познавательная,

игровая.

5

Откуда в семье деньги.

Деньги

можно

получить

в

наследство, выиграть в лотерею

или

найти

клад.

Основным

источником дохода современного

человека

является

заработная

Урок-практикум,

дискуссия,

обсуждение.

Познавательная.

4

плата. Размер заработной платы

зависит

от

профессии.

Собственник

может

получать

арендную плату и проценты.

6

На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на

товары

и

услуги.

Расходы

бывают

обязательными

и

необязательными. Для покупки

мебели,

бытовой

техники,

автомобиля

чаще

всего

приходится делать сбережения.

Если сбережений не хватает или

появляются

непредвиденные

расходы, деньги можно взять в

долг. Некоторые люди тратят

много денег на хобби, а иногда и

на вредные привычки.

Беседа,

игровая

деятельность,

практические

занятия.

Познавательная,

игровая,

практическая.

7

Как с умом управлять своими

деньгами.

Бюджет

план

доходов

и

расходов.

Люди

ведут

учёт

доходов

и

расходов,

чтобы

избежать финансовых проблем.

Беседа,

игровая

деятельность,

практические

занятия.

Познавательная,

игровая.

8

Как делать сбережения.

Если

доходы

превышают

расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк

или

ценные

бумаги,

могут

принести доход.

Беседа, игровая

деятельность,

практические

занятия.

Познавательная,

игровая.

.

4 класс (34 ч)

№ п/

п

Содержание курса внеурочной

деятельности

Формы организации

Виды

деятельности

1

Как появились деньги.

Причиной

возникновения

обмена является специализация. В

результате

обмена

должны

выиграть обе стороны. Бартерный

обмен

неудобен

в

связи

с

несовпадением

интересов

и

проблемой определения ценности.

Товарные

деньги

облегчают

процесс

обмена.

В

разных

регионах

в

качестве

денег

использовались

разные

вещи.

Основными товарными деньгами

становятся драгоценные металлы,

из

которых

позже

делаются

монеты. В связи с проблемами

изготовления

и

безопасности

Беседа, практические

занятия,

сюжетно

-

ролевая игра.

Познавательная,

игровая,

практическая.

5

перевозки появляются бумажные

деньги. Покупательная сила денег

может меняться.

2

История монет.

Монеты

чеканили

из

благородных

металлов.

Первые

монеты появились в Лидийском

царстве.

Качество

монет

гарантировалось

государственной

печатью. Монеты имели хождение

в

Греции,

Иране,

Римской

империи. В Китае и Индии были

собственные

монеты.

На

Руси

монеты

появились

в

Х

веке.

Монеты чеканили княжества. При

образовании

централизованного

государства

монеты

стали

едиными.

Беседа, практические

занятия,

сюжетно

-

ролевая игра.

Познавательная,

игровая,

практическая.

3

Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются

наличными

деньгами.

Первоначально бумажные деньги

были

обеспечены

золотом.

В

России

бумажные

деньги

появились

в

XVIII

веке

при

Екатерине II. Бумажные деньги

удобны в обращении, но менее

долговечны.

Бумажные

деньги

защищают

от

подделок.

Изготовление

фальшивых

денег

является преступлением.

Беседа, практические

занятия,

сюжетно

-

ролевая игра.

Познавательная,

игровая,

практическая.

4

Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и

выдают

кредиты.

Вкладчики

получают

от

банка

деньги

(процентные платежи), а заёмщики

банку платят. Безналичные деньги

являются

информацией

на

банковских счетах. Современные

банки

используют

пластиковые

карты.

Беседа, практические

занятия,

сюжетно

-

ролевая игра.

Познавательная,

игровая.

5

Валюты.

Валюта

денежная

единица страны. Разные страны

имеют

разные

валюты.

Национальной

валютой

России

является

рубль.

Государства

хранят запасы иностранных валют

и

золота,

которые

называются

золотовалютными

резервами.

Валюты,

в

которых

хранятся

резервы, называются резервными.

Беседа, практические

занятия,

сюжетно

-

ролевая игра.

Познавательная,

игровая.

6

Их

используют

для

международных

расчётов.

Цена

одной

валюты,

выраженная

в

другой

валюте,

называется

валютным курсом.

6

Откуда в семье берутся

деньги.

Основным

источником

дохода

современного

человека

является заработная плата. Размер

заработной

платы

зависит

от

профессии,

сложности

работы,

отрасли.

Государство устанавливает

минимальный размер оплаты труда

(МРОТ).

Собственник

может

получать

арендную

плату

и

проценты. Доход также приносит

предпринимательская

деятельность.

Беседа, практические

занятия,

мини-

исследование.

Практическая.

На

что

семьи

тратят

деньги.

Люди расходуют деньги на

питание, покупку одежды и обуви,

коммунальные услуги, транспорт,

связь, медицинское обслуживание

и лекарства, образование, отдых,

развлечения и пр. Расходы можно

разделить

на

необходимые,

желательные и престижные. По

срокам

расходы

делятся

на

ежедневные,

ежемесячные,

ежегодные,

сезонные

и

переменные.

Беседа, практические

занятия, экскурсия.

Практическая.

Как

правильно

планировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и

расходов.

Люди

ведут

учёт

доходов

и

расходов,

чтобы

избежать

финансовых

проблем.

Если доходы превышают расходы,

образуются

сбережения.

Если

расходы

превышают

доходы,

образуются долги. В этом случае

необходимо

либо

сократить

расходы,

либо

найти

дополнительный

источник

доходов. Для крупных покупок или

для непредвиденных расходов надо

делать сбережения. В противном

случае придётся брать кредит и

платить проценты.

Кейс

(ситуации

из

реальной

жизни

с

разработанными

к

ней

вопросами),

аукцион,

мозговой

штурм.

Познавательная,

игровая.

7

Тематическое планирование

3 класс

8

4 класс

п/п

Наименование раздела, тем

Количество

часов

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают

20

Тема 1. Как появились деньги

4

1-2

Как появились деньги.

2

3

Товарные деньги.

1

4

Преимущества и недостатки разных видов товарных денег.

1

Тема 2. История монет

4

5

История монет.

1

6

Представление творческих работ.

1

7

Первые монеты на Руси.

1

8

Устройство монет.

1

Тема 3. Бумажные деньги

3

9

Бумажные деньги.

1

10-11

Защита бумажных денег от подделок.

2

Тема 4. Безналичные деньги

4

12

Безналичные деньги.

1

13

Принцип работы пластиковой карты.

1

14

Безналичные деньги являются информацией на банковских

счетах.

1

15

Представление результатов исследований.

1

Тема 5. Валюты

5

16

Валюты.

1

17

Валютный курс.

1

18

Резервная валюта.

1

19

Проведение простых расчетов с использованием валютного

курса.

1

20

Викторина по теме «Деньги».

1

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье.

5

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги

5

21

Откуда в семье берутся деньги.

1

22

Минимальный размер оплаты труда.

1

23

Дополнительные доходы.

1

24-25

Доходы нетрудоспособных лиц.

2

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь

и как этого избежать

6

Тема 7. На что семьи тратят деньги

6

26

На что семьи тратят деньги. Расходы.

1

27-28

Классификация расходов.

2

29-30

Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.

2

31

Составление собственного плана расходов.

1

Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал.

3

Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет

3

32

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

33

Викторина на тему «Путешествие в семейный бюджет».

1

34

Обзорное занятие. Рефлексия

1

ИТОГО:

34

9

Приложение

к рабочей программы

курса внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Азбука финансовой грамотности»

для 3 – 4классов

Календарно – тематическое планирование

3 класс

п/п

Наименование раздела, тем

Кол-

во

часов

Дата

провед

ения

Содержание занятия

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

5

1

Что такое деньги. Как появились деньги.

1

Беседа, игра,

2

Появление обмена товарами. Проблемы

товарного обмена.

1

Практическая работа

3

Появление первых денег — товаров с

высокой ликвидностью.

1

Самостоятельная

работа

4

Свойства драгоценных металлов.

1

Наблюдение, а так же

творческая работа:

постер

5

Появление первых монет. Первые монеты

разных государств

1

Наблюдение, а так же

творческая работа:

компьютерная

презентация

Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от

подделок.

5

6

Устройство монеты.

1

Ситуационная игра

7

Изобретение бумажных денег

1

Исследовательская

деятельность

8

Защита монет от подделок.

1

Образно-ролевые игры

9

Современные монеты.

1

Образно-ролевые игры

10

Способы защиты от подделок бумажных

денег.

1

Исследовательская

деятельность

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

3

11

Древнерусские товарные деньги.

1

Урок-практикум,

дискуссия

12

Происхождение слов «деньги»,

«рубль», «копейка».

1

Обсуждение, творческая

мастерская

13

Первые русские монеты.

1

Обсуждение, творческая

мастерская

Тема 4. Современные деньги России и других

стран.

6

14

Современные деньги России.

1

Ситуационная игра,

исследовательская

деятельности.

15

Современные деньги мира.

1

Ситуационная игра,

исследовательская

деятельности.

10

16

Появление безналичных денег.

1

Образно-ролевые игры

17

Безналичные деньги как информация на

банковских счетах

1

Ситуационная игра,

исследовательская

деятельности.

18

Проведение безналичных расчётов.

1

Ситуационная игра,

образно-ролевые игры

19

Функции банкоматов.

1

Образно-ролевые игры

Тема 5. Откуда в семье деньги.

5

20

Откуда деньги в семье? Наследство.

Выигрыш в лотерею. Клад.

1

Урок-практикум,

дискуссия

21

Основной источник дохода современного

человека

1

Урок-практикум,

обсуждение.

22

Отчего зависит размер заработной платы.

1

Урок-практикум,

дискуссия

23

Пенсия. Стипендия. Пособие.

1

Урок-практикум,

дискуссия

24

Денежный займ. Мошенничество.

1

Урок-практикум,

обсуждение.

Тема 6. На что тратятся деньги.

3

25

Обмен денег на товары и услуги.

1

Беседа, игровая

деятельность

26

Обязательные и необязательные расходы.

1

Практические занятия.

27

Сбережения. Долги.

1

Практические занятия.

Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами.

3

28

Бюджет – план доходов и расходов.

1

Беседа, игровая

деятельность

29

Учёт доходов и расходов. Сравниваем

доходы и расходы.

1

Беседа, игровая

деятельность,

практические занятия.

30

Способы экономии.

1

Практические занятия

Тема 8. Как делать сбережения.

4

31

Превышение доходов над расходами.

Сбережения.

1

Беседа, игровая

деятельность,

практические занятия.

32

Вложения в банк или ценные бумаги.

1

Беседа, игровая

деятельность

33

Сравниваем разные виды сбережений.

1

Практические занятия.

34

Обобщающее повторение за курс 3 класса

1

Игровая деятельность

11

Календарно – тематическое планирование

4 класс

п/п

Наименование раздела, тем

Кол-

во

часов

Дата

прове

дения

Содержание занятия

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают

20

Тема 1. Как появились деньги

4

1-2

Как появились деньги.

2

Беседа,

практические

занятия,

сюжетно

-

ролевая игра.

3

Товарные деньги.

1

Беседа, практические

занятия

4

Преимущества и недостатки разных видов

товарных денег.

1

Беседа,

практические

занятия,

сюжетно

-

ролевая игра.

Тема 2. История монет

4

5

История монет.

1

Беседа,

практические

занятия.

6

Представление творческих работ.

1

Беседа,

творческая

работа.

7

Первые монеты на Руси.

1

Беседа,

сюжетно

-

ролевая игра.

8

Устройство монет.

1

Беседа,

практические

занятия,

сюжетно

-

ролевая игра.

Тема 3. Бумажные деньги

3

9

Бумажные деньги.

1

Беседа, практические

занятия.

10-11

Защита бумажных денег от подделок.

2

Беседа, сюжетно -

ролевая игра.

Тема 4. Безналичные деньги

4

12

Безналичные деньги.

1

Беседа, сюжетно -

ролевая игра.

13

Принцип работы пластиковой карты.

1

Беседа, практические

занятия

14

Безналичные деньги являются информацией на

банковских счетах.

1

Беседа, практические

занятия,

исследовательские

работы

15

Представление результатов исследований.

1

Выступления

Тема 5. Валюты

5

16

Валюты.

1

Беседа, самостоятельная

работа

17

Валютный курс.

1

Беседа, самостоятельная

работа

18

Резервная валюта.

1

Беседа, практические

занятия, сюжетно -

ролевая игра.

19

Проведение простых расчетов с

1

Беседа, практические

12

использованием валютного курса.

занятия

20

Викторина по теме «Деньги».

1

Игровые ситуации

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье.

5

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги

5

21

Откуда в семье берутся деньги.

1

Беседа, практические

занятия

22

Минимальный размер оплаты труда.

1

Мини-исследование.

23

Дополнительные доходы.

1

Беседа, мини-

исследование.

24-25

Доходы нетрудоспособных лиц.

2

Беседа, практические

занятия, мини-

исследование.

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на

жизнь и как этого избежать

5

Тема 7. На что семьи тратят деньги

6

26

На что семьи тратят деньги. Расходы.

1

Беседа, творческая

мастерская

27-28

Классификация расходов.

2

Беседа, практическое

занятие

29-30

Воздействие рекламы на принятие решений о

покупке.

2

Беседа, заочная

экскурсия в рекламное

агентство

31

Составление собственного плана расходов.

1

Практическое занятие

Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять

своим кошельком, чтобы он не пустовал.

3

Тема 8. Как правильно планировать семейный

бюджет

3

32

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

Кейс (ситуации из

реальной жизни с

разработанными к ней

вопросами), аукцион,

мозговой штурм.

33

Викторина на тему «Путешествие в семейный

бюджет».

1

Игровые задания

34

Обзорное занятие. Рефлексия

1

Заочные путешествия,

игровые задания



В раздел образования