Автор: Щербакова Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 45"
Населённый пункт: г. Новоуральск
Наименование материала: статья
Тема: "Метапредметные результаты проблемного обучения"
Раздел: полное образование
Метапредметные результаты проблемного обучения.
Сегодня перед каждым учителем встает вопрос о том, что ему придется менять в
своей
работе
в
связи
с
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Новый
стандарт
нацелен
на
смену
образовательной
парадигмы,
то
есть
приоритетным для него является не передача суммы знаний, а всестороннее развитие
личности учащегося путем освоения различных способов действий.
Что же такое метапредметные результаты и принцип метапредметности? Вопросами
метапредметной
деятельности
с
1980-х
годов
занималась
Научная
школа
Андрея
Викторовича Хуторского. В "Современной дидактике" Андрея Викторовича в разделе
"Метапредметное
содержание
образования"
подробно
излагается
специфика
учебных
метапредметов и метапредметных тем. Целью разработки метапредметного подхода в
образовании
и
соответственно
метапредметных
образовательных
технологий
можно
считать в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг
от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Проблемное
обучение
успешно
заменяет
традиционный
урок
объяснения
нового
материала уроком «открытия» знаний. Прилагательное «проблемное» означает, что на
уроке открытия нового знания должно быть проработано два звена: постановка учебной
проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования
темы
урока
или
проблемного
вопроса.
Поиск
решения
–
этап
выведения
и
формулирования нового знания.
По ФГОС в учебно – воспитательном процессе сейчас играют важную роль не только
ЗУНы
(предметные
результаты),
но
и
личностные
и
метапредметные
результаты.
Проблемное обучение позволяет формировать у учащихся метапредметные умения, таким
образом, не только пополняя предметный запас знаний учащихся, но и обучая их учиться.
Метапредметные
результаты
проблемного
обучения
–
универсальные
учебные
действия
(общеучебные
умения),
которые
делятся
на
три
группы:
познавательные,
коммуникативные
и
регулятивные.
В
становление
познавательных
действий
каждый
элемент
проблемного
подхода
вносит
свой
вклад. Побуждающий
диалог
развивает
творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и
проверять
гипотезы.
Подводящий
диалог
формирует
логические
умения
сравнивать,
анализировать,
обобщать.
Все
продуктивные
задания
развивают
речь.
Обязательное
использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия
осваиваются
преимущественно
за
счёт
варьирования
форм
обучения.
Поскольку
проблемные методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах,
школьники учатся слушать друг друга, договариваться, распределять роли. Регулятивные
действия формируются благодаря центральным компонентам подхода. Методы постановки
проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия
нового знания. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что
учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.
Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют
созданные учениками схемы или сочинённые стихи, рассказы и т.д.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов
представленных
в
разделах:
«Регулятивные
учебные
действия»,
«Коммуникативные
учебные действия», «Познавательные учебные действия».
П о д метапредметными
результатами понимаются
универсальные
способы
деятельности
–
познавательные,
коммуникативные
и
способы
регуляции
своей
деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Подробно их содержание описано в междисциплинарной программе формирования
универсальных учебных действий.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
основного
общего
образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении.
В
примерной
программе
по
иностранному
языку
для
5-9
классов
выделены
конкретные метапредметные результаты:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
р а з в и т и е
ком м у н и кат и в н о й
ком п е т е н ц и и ,
в к л юч а я
у м е н и е
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
развитие
смыслового
чтения,
включая
умение
определять
тему,
прогнозировать
содержание
текста
по
заголовку
или
по
ключевым
словам,
выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать
логическую последовательность основных фактов;
осуществление
регулятивных
действий
самонаблюдения,
самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Достижение
метапредметных
результатов
обеспечивается за
счёт
основных
компонентов
образовательного
процесса,
то
есть всех
учебных
предметов
базисного
плана, и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е.
таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.
Достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД. (по методике Долженко Ю.А.)
Достижение
метапредметных
результатов
может
рассматриваться
как
инструментальная
основа
(или
как
средство
решения)
и
как
условие
успешности
выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То
есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку,
математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных
ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных
действий учащихся.
И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности
выполнения
комплексных
заданий
на
межпредметной
основе
(итоговая
комплексная
работа по итогам года).
Таким
образом,
оценка
метапредметных
результатов
может
проводиться
в
ходе
различных процедур.
Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно
оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать
и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных
листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение
таких действий.