Напоминание

Политическая карта мира


Автор: Тарбаева Эржена Бальжинимаевна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГБПОУ "Закаменский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: г. Закаменск
Наименование материала: Разработка занятия
Тема: Политическая карта мира
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План-конспект урока

Тема: Политическая карта мира

(Проблемный урок)

Предмет: География

Курс: 1

Группа: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов

автомобилей.

Образовательное учреждение: ГБПОУ «Закаменский агропромышленный

техникум»

Адрес: Республика Бурятия, Закаменский район, г. Закаменск, ул. Гагарина,

14а.

ФИО преподавателя: Тарбаева Эржена Бальжинимаевна.

Тема учебной программы: Раздел №1. Политическое устройство мира.

Тема урока№1: Политическая карта мира.

Тип урока: По ведущей цели – изучение нового материала.

Оборудование:

политическая

карта

мира,

раздаточный

материал

(информационные сведения о федерациях мира; план

характеристики

политико-географического положения страны, опорные схемы по теме),

компьютерная презентация «Изменения в политической карте мира».

Цель: - познакомить учащихся с современной политической картой мира,

основными этапами её формирования, группировками и типологией

стран нашей планеты, их государственным устройством;

- учить обучающихся составлению характеристики политико-

географического положения страны;

- продолжить формировать умение анализировать картографическую

информацию;

- сформировать представление о классификации стран, с типологией

стран, выяснить основные критерии стран мира, дать понятие

«суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «индекс

человеческого развития».

Задачи:

Развивающие:

- научить работать с дополнительной литературой и другими источниками

информации;

- готовить сообщения, развивать умения слушать лекцию и вести записи

конспекта материала урока;

-

развивать

навыки

организации

и

ведения

записей

в

тетради.

Воспитательные:

-

вовлечь

в

активную

творческую

и

практическую

деятельность,

совершенствовать навыки общения.

Во время проведения урока я поставила перед собой следующие задачи:

личностные:

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него;

- формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии;

- понимать закономерности и изменения политической ситуации Мира;

- понимать и принимать эти изменения.

Структура урока ориентирована не только на знания, а на деятельностный

компонент в целом, на мотивацию, желание учиться.

предметные:

определения терминов, понятий;

- объяснять закономерности и изменения политической ситуации Мира;

- работать с политической картой Мира.

метапредметные:

- анализировать и обобщать тематическую информацию;

- строить логически обоснованные рассуждения;

- определять цель, проблему в процессе деятельности;

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы;

2

Актуальность урока:

Построение урока по технологии проблемного

обучения, проектной технологии в сочетании с использованием опорных

схем и ИКТ.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

(построение урока по технологии

проблемного обучения, проектной технологии и сочетании с использованием

опорных схем и ИКТ)

Прежде чем начать урок, давайте попробуем выяснить, что мы знаем

о современных государствах мира (игра «Ассоциация»). (Приложение №1).

Знаете ли Вы политическую карту мира? Для дальнейшей работы

разделимся на 2 команды.

Задание: из предложенного преподавателем перечня государств выпишите

только те, которые относятся к вашему варианту.

1 команда: страны Европы и Африки;

2 команда: страны Азии и Южной Америки.

Мексика (-), Албания (1), Перу (2), Бельгия (1), Гватемала (-), Непал (2),

Сомали (1), США (-), Парагвай (2), Греция (1), Мавритания (1), Венесуэла

(2),

Танзания (1), Намибия (1), Уругвай (2), Ирак (2), Израиль (2), Польша (1),

Индонезия (2). (Приложение №2).

Мы определили тему урока. И приступаем к изучению темы

«Политическая карта мира», нам предстоит узнать о многообразии стран

современного мира, их государственном устройстве, выявим главные этапы

формирования политической карты, научимся составлять характеристику

политико-географического положения страны.

III. Новая тема.

Начиная знакомство с политической картой мира, давайте выясним,

какую информацию эта карта несет (атлас, стр. 2-3).(Приложение2)

3

* Политическая карта мира – карта мира, на которой представлены

все страны современного мира.

В настоящее время на нашей планете насчитывается 193 суверенных

государств, а всего государственных образований – более 200, половина всех

стран находится на территории Евразии.

Этапы формирования политической карты мира:

1.

Древний (до V в. н.э.). Возникновение и разрушение древних государств:

Карфаген, Древняя Греция, Древний Египет, Древний Рим. Главное

средство изменений на ПКМ – войны.

2.

Средневековый (V-XVI в.в.). Возникновение крупных феодальных

государств в Европе и Азии, образование внутреннего и внешнего

рынков. Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай,

Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные

изменения – эпоха Великих географических открытий. Португалия –

захват Невольничьего берега, Азорских островов, Мадейры; Испания –

колонизация Америки.

3.

Новый

(XVI-XIX

в.в.).

Зарождение

и

утверждение

капитализма.

Колониальные захваты европейцами территорий в Америке, Азии,

Африке.

Англия – Египет, Индия;

Франция – Алжир.

4.

Новейший (1-я половина XX в.). Формирование ПКМ связано с I и II

мировыми войнами.

Распад Австро-Венгрии; Германия потеряла Эльзас и Лотарингию,

колонии в Африке и Океании; образование Венгрии, Чехословакии,

раздел Османской империи.

5.

Современный (после II мировой войны).

Образование ГДР и ФРГ, социалистических государств в Европе, Азии и

Латинской Америке (Куба).

Образование независимых государств в Азии и Африке.

4

Через беседу, которая вкратце фиксируется на схеме, происходит

постановка проблемного вопроса: «Изменения в политической карте Мира»

Изменения на политической карте мира в последние 15-20 лет:

1) 1989 год – освободилась от колониальной зависимости Намибия;

2) 3 октября 1990 года – объединение Германии (ГДР + ФРГ = ФРГ).

3) Декабрь 1991 года – распад СССР (на месте бывшего СССР – 15

государств);

4) 27 мая 1992 года – распад СФРЮ, создание Федеративной Республики

Югославии (в составе Сербии и Черногории) и 4-х автономных

государств;

5 февраля 2003 года – перестала существовать Союзная (Федеративная)

республика Югославия, на месте бывшей СФРЮ – 6 государств:

Сербия, Черногория, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина,

Словения. Февраль 2008 года – суверенитет автономного края Косово

(он до этого - в составе Сербии, это была исконно сербская территория);

5) 1 января 1993 года - распад Чехословакии (ЧССР), образование Чехии и

Словакии;

6) 1993 год – восстановлена монархическая форма правления Камбоджи

(через 23 года страна вновь - королевство, бывшая республика

Кампучия);

7) 1993 год – независимость Эритреи (бывшая территория Эфиопии,

республика, столица – Асмэра);

8) 1994 год – образование Республики Палау (в Океании, вышла из под

опеки

США);

9) 1997 год – Республика Заир переименована в Демократическую

Республику

Конго;

10) 20 мая 2002 года – образование государства Восточный Тимор (4 века –

5

колония Португалии, затем – под гнетом Индонезии; 2 года – контроль

ООН);

11) 28 мая 2008 года – смена формы правления Непала (более 200 лет –

королевство, теперь – республика).

12) 26 августа 2008 года – объявлена независимость Абхазии и Южной

Осетии; эти государственные образования были в составе Грузии,

8 августа 2008 – Грузия начала военные действия против Южной

Осетии,

но благодаря вмешательству России агрессию Грузии удалось

остановить.

13) 9 июля 2011 года Южный Судан официально отделился от Республики

Судан и стал независимым государством (Столица г. Джуба). 193-я

страна

мира и 54-я – в Африке.

14) остаются спорными территории – Гибралтар, Фолклендские острова.

Стран на нашей планете очень много, все они различаются по

площади,

численности

населения,

географическому

положению,

государственному устройству, уровню экономического развития.

По количественным показателям принято выделять группировки

стран мира, здесь представлены страны лидеры мира по площади,

численности

населения,

выделены

группы

стран,

различающиеся

особенностями географического положения.

Решение учебной проблемы происходит в несколько этапов:

Выдвижение гипотезы.

Проверка гипотезы через самостоятельную работу с учебником,

политической

картой

Мира,

опорной

схемой,

раздаточным

материалом.

Формулировка

окончательного

решения

по

итогу

проведения

практической работы. Задание: «Блиц-опроса»- где обучающиеся,

6

приводят обоснование и подтверждение гипотез, дополнение опорной

схемы.

Группировки стран мира.

I. По размерам территории

(7 самых больших стран, S не менее 3-х млн. км

2

; на них – ½ суши):

1) Россия

2) Канада

3) Китай

4) США

5) Бразилия

6) Австралия

7) Индия

II. По численности населения

(10 государств численностью населения не менее 100 млн. человек

каждое, в них проживает 60 % населения мира):

1. Китай - 1,439 млрд человек.

2. Индия -1,38 млрд человек.

3. США - около 331 млн человек.

4. Индонезия- свыше 220 млн. человек.

5. Пакистан - 220 млн человек.

6. Бразилия -свыше 212 млн человек.

7. Нигерия - 206 млн человек.

8. Бангладеш- 164 млн человек.

9. Россия - 146 238 185 (по данным Росстата).

10. Мексика -128,9 млн человек.

III. По особенностям географического положения:

1)

приморские (Мексика, Россия, США, Египет, Франция и др.)

2)

внутриконтинентальные (Монголия, Чад, Венгрия, Белоруссия)

3)

полуостровные (Италия, Индия, Сомали, Дания)

4)

островные (Мадагаскар, Куба, Мальта, Шри-Ланка)

7

5)

страны-архипелаги (Индонезия – 18 тыс. о-вов; Япония – 4 тыс.

о-вов; Филиппины, Великобритания)

6) микрогосударства (Ватикан, Монако, Люксембург, Сан-Марино)

Типология стран мира. (Приложение3)

Типология стран мира основана на выделении групп стран по

различиям в общественно-политическом устройстве и в экономических

показателях.

Анклавы государств:

«Большая восьмерка»:

Германия,

Франция,

Канада,

США,

Италия,

Россия,

Япония

и

Великобритания.

Страны АТР :

Китай, Гонконг (Китай), Монголия, Республика Корея,

Китайская провинция Тайвань, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан,

Кыргызстан,

Российская

Федерация,

Таджикистан,

Туркменистан,

Узбекистан.

Государственный строй стран мира.

* Монархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в

руках одного человека и передается по наследству.

(исключение – Малайзия и ОАЭ, где монарх избирается из числа

родственников)

Монархии мира:

Европа

1.Норвегия–королевство, конституционная монархия;

2.Швеция–королевство, конституционная монархия;

3.Дания–королевство, конституционная монархия;

4.Великобритания – королевство, конституционная монархия;

8

5.Бельгия – королевство, конституционная монархия;

6.Нидерланды – королевство, конституционная монархия;

7.Люксембург – герцогство, конституционная монархия;

8.Лихтенштейн – княжество, конституционная монархия;

9.Испания – королевство, парламентская конституционная монархия;

10.Андорра – княжество, парламентское княжество с двумя

соправителями;

11.Монако – княжество, конституционная монархия;

12. Ватикан – папское государство, выборная абсолютная

теократическая монархия.

Азия

Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония,

Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.

Африка

Лесото (королевство)

Марокко (королевство)

Свазиленд (королевство)

Океания

Королевство Тонга

Виды монархий:

1.

Абсолютная (неограниченная власть монарха, монарх – глава

государства, правительства, вооруженных сил.

Примеры – см. выше в таблице.

2.

Конституционная

(власть

монарха

ограничена

конституцией;

реальная

законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная –

правительству; монарх царствует, но не правит).

3.

Теократическая (во главе государства – духовное лицо).

Ватикан, Саудовская Аравия.

9

* Республика – форма правления, при которой высшая законодательная

власть принадлежит выборному органу – парламенту, а исполнительная -

правительству.

Виды республик:

1.

Президентская (глава правительства – президент).

США,

Аргентина,

Бразилия;

Россия

исключение,

глава

правительства – премьер-министр, но вид республики – президентская.

2.

Парламентская (глава правительства – премьер-министр).

Германия, Италия, Австрия, Индия.

Формы административно-территориального устройства.

* Унитарное государство –

такая форма административно-

территориального устройства, при которой в стране существует единая

законодательная и исполнительная власть.

(лат. Unitas – «единство»)

Признаки:

1)

территория

страны

не

имеет

в

своем

составе

самоуправляющихся

образований;

2) в стране единая Конституция и система органов власти.

Китай, Франция, Польша, Великобритания, Япония, Индонезия, Египет и др.

* Федеративное государство – такая форма административно-

территориального устройства, при которой наряду с едиными органами

власти в стране есть отдельные самоуправляющиеся единицы – субъекты.

(лат. Foederatio – союз, объединение)

Признаки: 1) территория страны – субъекты (самоуправляющиеся

образования);

2) федеральные единицы наряду с едиными (федеральными)

законами (Конституция) имеют свои законодательные и

исполнительные органы власти.

Федерации мира по численности населения.

Российская Федерация

10

Зарубежная Европа

Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия.

Азия

Китай, Индия, Япония, Сингапур, Южная Корея.

Африка

Нигерия, Эфиопия, Египет, Конго, ЮАР.

Северная Америка

Канада,США

Южная Америка

Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика.

Австралия и Океания

Австралия, Папуа- Новая Гвинея, Фиджи, Новая Зеландия.

Изменения на политической карте мира:

1)

количественные (присоединение земель, территориальные потери и

завоевания, объединение или распад государств, «отвоевывание» суши

у моря);

2) качественные (смена общественно-экономических формаций,

приобретение страной суверенитета, образование международных

союзов,

изменение формы правления и административно-территориального

устройства).

IV. Закрепление изученного материала (тест).

1. Морские границы имеют:

а) Пакистан и Китай б) Боливия и Монголия

в) Бутан и Мали г) Белоруссия и Свазиленд

2. Определите государство с унитарной формой административно-

территориального устройства:

а) Бразилия б) Индия в) Венгрия г) Австрия

3. Какое из перечисленных государств является полуостровным:

а) Бельгия б) Чили в) Индия г) Габон

11

4. Выберите столицу одного из африканских государств:

а) Манагуа б) Виндхук в) Тхимпху г) Хельсинки

5. Укажите страну с монархической формой правления:

а) Япония б) Португалия в) Польша г) Тунис

6. Выберите часть света, в которой нет стран переселенческого

капитализма:

а) Европа б) Азия в) Африка г)

Америка

7. Больше всего наименее развитых стран расположено:

а) в Азии в) в Латинской Америке

б) в Африке г) в Океании

8. Выберите страны, относящиеся к типу промышленно развитых

стран:

а) Италия и Дания в) Алжир и Франция

б) Лаос и Монголия

г) Аргентина и Мексика

9. Какое из государств имеет такую же форму

административно-территориального деления, как и Россия:

а) Перу б) США в) Италия г) Болгария

10. Укажите страну с переходной экономикой:

а) Финляндия б) Ангола в) Парагвай г) Грузия

V. Подведение итогов урока и оценивание работы студентов, подготовка

выводов.

Домашнее задание. Учебник В.П. Максаковского (Тема № 1), на контурную

карту нанести: самые большие страны мира по площади и численности

населения, по 3-4 примера – внутриконтинентальных стран, приморских,

островных,

полуостровных,

стран-архипелагов,

«большую

восьмерку»,

малые

капиталистические

страны

(5-7),

страны

переселенческого

капитализма, с переходной экономикой, РС (по 3-4 от каждой подгруппы).

Подготовка к зачету по географической номенклатуре (ПКМ).

12



В раздел образования