Автор: Гурикова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование положительного отношения общества к институту приемной семьи
Раздел: высшее образование
Приемная семья – взгляд сквозь замочную скважину
В России до настоящего времени проблема приемных детей не стояла
так остро. Во все времена были сердобольные люди, которые воспитывали
приемышей, ставили их на ноги. Сегодня ситуация стала сложнее: растет
число детей, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах. Дети
неблагополучных родителей уходят из дома и не желают возвращаться в
семью, в которой они не находят тепла и заботы. Лишенные родительской
заботы дети остро нуждаются в понимании, поддержке других людей. Такую
поддержку они находят в приемной семье.
Но, к сожалению, всё не так идеально, как хотелось бы. Существует
много споров на предмет института приемной семьи. С одной стороны,
семья, которая имеет физические и психологические ресурсы для того, чтобы
дать полноценную искреннюю заботу о детях, оставшихся без попечения
родителей, является эталоном добродетели и пользуется уважением в
обществе. С другой стороны, это же общество зачастую проявляет
повышенные требования к приемным родителям. Всё это можно понять – к
великому стыду, есть случаи жестокого обращения с детьми в приемных
семьях, имеет место и меркантильная сторона вопроса (хотя, и здесь нужно
понимать, что на получаемые выплаты приемным родителям едва удается
покрыть постоянно растущие расходы на содержание детей). Однако стоит
признать, что всё же вышеупомянутые случаи – это исключение из правил.
Как избежать подобных вещей – это отдельная, очень серьёзная тема. Но
сегодня мы говорим о другом. Мы говорим о тех семьях, которые
воспитывают
приемных
детей
ответственно,
правильно,
из
лучших
побуждений.
Именно таким семьям порой не хватает общественного одобрения,
моральной поддержки, сотрудничества, уважительного отношения. Не
секрет, что часто приемный ребенок в детском саду или школе уже имеет
некий психологический ярлык – «он не такой как все». Он, конечно, не
такой! Он человек, которого предали, когда он был еще маленьким,
возможно, били и унижали. Возможно, он оставался подолгу один,
голодный, в нечистотах, в замкнутом пространстве. «Я никому не нужен»,
«Я - плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя
рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - это убеждения, к которым
в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. И
именно отсутствие родительской любви и последствия жестокого обращения
являются основной причиной диспропорционального развития детей -
«социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.
Мало какие учителя, воспитатели, соседи знают истинную причину
отклонений от нормы поведения детей, которые находятся в детских домах
или воспитываются в приемных семьях. Зато фокус внимания непроизвольно
переводится именно на них, «не таких». «Не такие» всегда попадают в разряд
вечно виновных, даже если они таковыми не являются. А если и являются, то
к ним предъявляется повышенное внимание и степень ответственности.
В целом, в России есть тенденция к снижению авторитета замещающих
семей, и нет презумпции добропорядочности приемных родителей: случись
что, виноватыми делают именно их. А ведь это наша с вами общественная
задача – поддержать таких родителей, поддержать детей, которых они
воспитывают, организовать совместную, направленную на их всестороннее
развитие деятельность. К примеру, случись в школе ЧП с участием
приемного ребенка, не порицать и говорить: «Вы плохо справляетесь с
воспитанием!», а поддержать, спросить: «Как мы можем вам помочь в этой
ситуации? Давайте попробуем найти правильное решение».
И тогда, чувствуя поддержку на всех уровнях, приемный родитель
найдет в себе моральные силы для решения такой нелёгкой задачи –
отогреть, принять, помочь встать на правильный путь ребенку, который
когда-то оказался в трудной жизненной ситуации.
Педагог-психолог службы подбора, подготовки и сопровождения
замещающих семей Наталья Гурикова