Напоминание

Формирование положительного отношения общества к институту приемной семьи


Автор: Гурикова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: город Амурск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование положительного отношения общества к институту приемной семьи
Раздел: высшее образование





Назад




Приемная семья – взгляд сквозь замочную скважину

В России до настоящего времени проблема приемных детей не стояла

так остро. Во все времена были сердобольные люди, которые воспитывали

приемышей, ставили их на ноги. Сегодня ситуация стала сложнее: растет

число детей, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах. Дети

неблагополучных родителей уходят из дома и не желают возвращаться в

семью, в которой они не находят тепла и заботы. Лишенные родительской

заботы дети остро нуждаются в понимании, поддержке других людей. Такую

поддержку они находят в приемной семье.

Но, к сожалению, всё не так идеально, как хотелось бы. Существует

много споров на предмет института приемной семьи. С одной стороны,

семья, которая имеет физические и психологические ресурсы для того, чтобы

дать полноценную искреннюю заботу о детях, оставшихся без попечения

родителей, является эталоном добродетели и пользуется уважением в

обществе. С другой стороны, это же общество зачастую проявляет

повышенные требования к приемным родителям. Всё это можно понять – к

великому стыду, есть случаи жестокого обращения с детьми в приемных

семьях, имеет место и меркантильная сторона вопроса (хотя, и здесь нужно

понимать, что на получаемые выплаты приемным родителям едва удается

покрыть постоянно растущие расходы на содержание детей). Однако стоит

признать, что всё же вышеупомянутые случаи – это исключение из правил.

Как избежать подобных вещей – это отдельная, очень серьёзная тема. Но

сегодня мы говорим о другом. Мы говорим о тех семьях, которые

воспитывают

приемных

детей

ответственно,

правильно,

из

лучших

побуждений.

Именно таким семьям порой не хватает общественного одобрения,

моральной поддержки, сотрудничества, уважительного отношения. Не

секрет, что часто приемный ребенок в детском саду или школе уже имеет

некий психологический ярлык – «он не такой как все». Он, конечно, не

такой! Он человек, которого предали, когда он был еще маленьким,

возможно, били и унижали. Возможно, он оставался подолгу один,

голодный, в нечистотах, в замкнутом пространстве. «Я никому не нужен»,

«Я - плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя

рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - это убеждения, к которым

в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. И

именно отсутствие родительской любви и последствия жестокого обращения

являются основной причиной диспропорционального развития детей -

«социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.

Мало какие учителя, воспитатели, соседи знают истинную причину

отклонений от нормы поведения детей, которые находятся в детских домах

или воспитываются в приемных семьях. Зато фокус внимания непроизвольно

переводится именно на них, «не таких». «Не такие» всегда попадают в разряд

вечно виновных, даже если они таковыми не являются. А если и являются, то

к ним предъявляется повышенное внимание и степень ответственности.

В целом, в России есть тенденция к снижению авторитета замещающих

семей, и нет презумпции добропорядочности приемных родителей: случись

что, виноватыми делают именно их. А ведь это наша с вами общественная

задача – поддержать таких родителей, поддержать детей, которых они

воспитывают, организовать совместную, направленную на их всестороннее

развитие деятельность. К примеру, случись в школе ЧП с участием

приемного ребенка, не порицать и говорить: «Вы плохо справляетесь с

воспитанием!», а поддержать, спросить: «Как мы можем вам помочь в этой

ситуации? Давайте попробуем найти правильное решение».

И тогда, чувствуя поддержку на всех уровнях, приемный родитель

найдет в себе моральные силы для решения такой нелёгкой задачи –

отогреть, принять, помочь встать на правильный путь ребенку, который

когда-то оказался в трудной жизненной ситуации.

Педагог-психолог службы подбора, подготовки и сопровождения

замещающих семей Наталья Гурикова



В раздел образования