Напоминание

«Рефлексия - как важный этап современного урока в рамках ФГОС»


Автор: Бакина Надежда Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ№50 имени дважды Героя Советского Союза Шабалина А.О.
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: «Рефлексия - как важный этап современного урока в рамках ФГОС»
Раздел: начальное образование





Назад




«Рефлексия - как важный этап современного урока в рамках ФГОС»

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало

развитие

личности,

готовой

к

самообразованию,

самовоспитанию

и

саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у

ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как

источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к

успешному обучению.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися

собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал?

Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т. п.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке,

саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий,

проблем, жизни.

Цель рефлексии ученика не просто уйти с урока с зафиксированным

результатом, а выстроить смысловую цепочку, вспомнить, выявить и осознать

основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы,

пути их решения, получаемые результаты.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято

считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам

не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной

четверти, года и т.п. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в

общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. При выборе того

или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и

трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и

психологические особенности обучающихся.

Классификация рефлексии:

По типу урока

:

• После усвоения ЗУН

• Промежуточная рефлексия

• Контрольная рефлексия

• Итоговая рефлексия

По содержанию

:

• Устная рефлексия

• Письменная рефлексия

В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.

По цели:

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления

эмоционального контакта или в конце деятельности)

Можно применять:

карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;

«солнышко», «солнышко и тучка», «тучка»; «радостный сказочный герой»,

«грустный сказочный герой; «маятник настроения» - отображает настроение

ребёнка;.

«Светофор»

учащиеся в начале урока выбирают один из цветов:

красный, желтый или зеленый.

«Градусник» - используя такой символ,

можно

определить

состояние

эмоций,

новизну

материала,

урока,

оригинальность и т.д.

2.Рефлексия деятельности

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите

проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы

с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце

урока покажет активность каждого ученика)

Можно применять:

«лесенка успеха»; «наряди ёлку»; «дерево успеха» - зелёный лист – нет

ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; «поезд» ;

«метод пяти пальцев»; «приём шести шляп»; «мишень».

3.Рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного,

эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я

знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть

возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Своей работой я:

доволен…, не совсем доволен…, я недоволен, потому что….

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

они мне нравятся больше остальных…; я чувствую, что справлюсь с ними

хуже, чем с другими заданиями; они легче остальных заданий.

Сегодня на уроке я…

научился..., было интересно…, было трудно…, мои ощущения…, этот урок

дал мне для жизни…,больше всего понравились задания….

«Анкета»

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересным/неинтересным

Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я

предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в

файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».

Также можно применять: приём « до – после»; « плюс – минус – интересно».

По функции:

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от

обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы

человеческой сущности:

1) Физическую (успел – не успел, легко – тяжело);

2) Сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно, интересно – скучно);

3)Интеллектуальную

(что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения

испытывал) проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности

анализировать различные способы решения, находить более рациональные,

неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Даёт возможность ученику

понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и

выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).

4) Духовную

(

стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия

связана

с

формированием

личностных,

регулятивных

и

коммуникативных универсальных учебных действий.

По форме деятельности:

Фронтальная (выборочная)

Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь

оценить свою работу, беседа с ребёнком по результатам самооценки – почему

выбран тот или иной уровень).

Групповая– акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для

достижения максимального результата в решении поставленной задачи.

(Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы – паутины.)

Коллективная

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые

потребуются ему. Это:

-

Самостоятельность

,

когда не учитель отвечает за ученика, а ученик,

анализируя свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет

меру активности и ответственности в своей деятельности.

- Предприимчивость

,

ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и

сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а

оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые

цели, задачи и успешно решает их.

- Конкурентоспособность

,

когда умеет делать что – то лучше других, действует

в любых ситуациях более эффективно.

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

адекватно воспринимать себя;

ставить цель деятельности;

определять результаты деятельности;

соотносить результаты с целью деятельности;

определять наличие ошибок в собственном поведении;

Рефлексия связана с важным действием – целеполаганием. Постановка

учеником

целей

своего

образования

предполагает

их

выполнение

и

последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных

целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для

новой

образовательной

деятельности

и

постановки

целей.

Краткое описание некоторых приемов, развивающих рефлексию,

показывает, что применение их в начальной школе помогает не только

активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать

их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения,

отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это

закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить

собственные действия.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение

учиться,

обнаруживать

незнание

в

своих

знаниях.

Рефлексия

является

своеобразным

показателем активности

ученика

как

субъекта

учебной

деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной

школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития

ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Как проводить рефлексию – для себя сам решает каждый педагог. Это ваше

творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные

листы, графики, рисунки. Всё это позволит вам добиться лучших результатов.

Список литературы:

1.Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить

критически» СПбиздательство, Речь,2003г.

2. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В.»Развитие критического мышления» М

– Просвещение, 2011.-224с.

3. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

От действия к мысли: пособие для учителя». (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская,

И.А.Володарская и др.) Под ред. А.Г.Асмолова. М.Просвещение, 2011.

4.Хуторский

А.В.

Модель

системно

деятельностного

обучения

и

самореализации учащихся // Интернет – журнал «Эйдос» -2012г.,№2.



В раздел образования