Автор: Бакина Надежда Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ№50 имени дважды Героя Советского Союза Шабалина А.О.
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: «Рефлексия - как важный этап современного урока в рамках ФГОС»
Раздел: начальное образование
«Рефлексия - как важный этап современного урока в рамках ФГОС»
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало
развитие
личности,
готовой
к
самообразованию,
самовоспитанию
и
саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у
ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как
источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к
успешному обучению.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися
собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.
Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал?
Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т. п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке,
саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий,
проблем, жизни.
Цель рефлексии ученика не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку, вспомнить, выявить и осознать
основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы,
пути их решения, получаемые результаты.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято
считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам
не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной
четверти, года и т.п. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в
общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. При выборе того
или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и
трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и
психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии:
По типу урока
:
• После усвоения ЗУН
• Промежуточная рефлексия
• Контрольная рефлексия
• Итоговая рефлексия
По содержанию
:
• Устная рефлексия
• Письменная рефлексия
В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.
По цели:
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления
эмоционального контакта или в конце деятельности)
Можно применять:
карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко», «солнышко и тучка», «тучка»; «радостный сказочный герой»,
«грустный сказочный герой; «маятник настроения» - отображает настроение
ребёнка;.
«Светофор»
учащиеся в начале урока выбирают один из цветов:
красный, желтый или зеленый.
«Градусник» - используя такой символ,
можно
определить
состояние
эмоций,
новизну
материала,
урока,
оригинальность и т.д.
2.Рефлексия деятельности
(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите
проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы
с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце
урока покажет активность каждого ученика)
Можно применять:
«лесенка успеха»; «наряди ёлку»; «дерево успеха» - зелёный лист – нет
ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; «поезд» ;
«метод пяти пальцев»; «приём шести шляп»; «мишень».
3.Рефлексия содержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного,
эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я
знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть
возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Своей работой я:
доволен…, не совсем доволен…, я недоволен, потому что….
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
они мне нравятся больше остальных…; я чувствую, что справлюсь с ними
хуже, чем с другими заданиями; они легче остальных заданий.
Сегодня на уроке я…
научился..., было интересно…, было трудно…, мои ощущения…, этот урок
дал мне для жизни…,больше всего понравились задания….
«Анкета»
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным/неинтересным
Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я
предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в
файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».
Также можно применять: приём « до – после»; « плюс – минус – интересно».
По функции:
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы
человеческой сущности:
1) Физическую (успел – не успел, легко – тяжело);
2) Сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно, интересно – скучно);
3)Интеллектуальную
(что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения
испытывал) проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности
анализировать различные способы решения, находить более рациональные,
неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Даёт возможность ученику
понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и
выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).
4) Духовную
(
стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия
связана
с
формированием
личностных,
регулятивных
и
коммуникативных универсальных учебных действий.
По форме деятельности:
Фронтальная (выборочная)
Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь
оценить свою работу, беседа с ребёнком по результатам самооценки – почему
выбран тот или иной уровень).
Групповая– акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для
достижения максимального результата в решении поставленной задачи.
(Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы – паутины.)
Коллективная
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые
потребуются ему. Это:
-
Самостоятельность
,
когда не учитель отвечает за ученика, а ученик,
анализируя свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет
меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость
,
ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и
сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а
оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые
цели, задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность
,
когда умеет делать что – то лучше других, действует
в любых ситуациях более эффективно.
В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
адекватно воспринимать себя;
ставить цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
Рефлексия связана с важным действием – целеполаганием. Постановка
учеником
целей
своего
образования
предполагает
их
выполнение
и
последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных
целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для
новой
образовательной
деятельности
и
постановки
целей.
Краткое описание некоторых приемов, развивающих рефлексию,
показывает, что применение их в начальной школе помогает не только
активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать
их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения,
отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это
закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить
собственные действия.
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение
учиться,
обнаруживать
незнание
в
своих
знаниях.
Рефлексия
является
своеобразным
показателем активности
ученика
как
субъекта
учебной
деятельности. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной
школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития
ученика в подростковом возрасте и ранней юности.
Как проводить рефлексию – для себя сам решает каждый педагог. Это ваше
творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные
листы, графики, рисунки. Всё это позволит вам добиться лучших результатов.
Список литературы:
1.Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить
критически» СПбиздательство, Речь,2003г.
2. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В.»Развитие критического мышления» М
– Просвещение, 2011.-224с.
3. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя». (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская,
И.А.Володарская и др.) Под ред. А.Г.Асмолова. М.Просвещение, 2011.
4.Хуторский
А.В.
Модель
системно
–
деятельностного
обучения
и
самореализации учащихся // Интернет – журнал «Эйдос» -2012г.,№2.