Автор: Дорошенко Наталья Петровна
Должность: заведующая отделением организации образовательного процесса
Учебное заведение: ГБУ СО "Дергачевский специальный реабилитационный дом-интернат для детей"
Населённый пункт: р.п.Дергачи, Саратовская область
Наименование материала: программа
Тема: "Программа воспитания"
Раздел: среднее образование
ГБУ СО «Дергачевский специальный реабилитационный
дом-интернат для детей»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
2021-2026
р.п. Дергачи
2
Пояснительная записка
Характерной чертой сегодняшнего времени является повышение
социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что
непрерывность процесса формирования личности требует системной
работы,
направленной
на
духовно
–
нравственное
становление
подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для
развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. В
связи
с
актуализацией
проблем
воспитания,
программирование
в
педагогике крайне необходимо.
Разработка рабочей программы воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента
воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и
желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на
становлении личности ребенка с умственной отсталостью:
- ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности
включения ребенка в различные виды практической деятельности;
- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального
опыта, моделей поведения;
- у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и
психическом развитии;
- воспитанникам присуще такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность,
стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание
признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение
общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в
соответствии с меняющимися обстоятельствами,
когда в трудной
ситуации возникает обида;
г)
тяга
к
бродяжничеству
и
побегам
как
нереализованная
потребность в жизненном пространстве;
д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие
ответственности;
е)
инфантилизм,
замедленное
самоопределение,
незнание
и
неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному
выбору своей судьбы;
ж)
«перегруженность»
отрицательным
опытом,
негативными
ценностями и образцами поведения.
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода
системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на
развитие личности обучающегося, воспитанника.
3
Необходимость
перехода
продиктована
социальным
заказом
родителей и реальными возможностями педагогического коллектива,
контингентом
воспитанников,
сложившимся
социумом.
Важнейшей
составляющей
педагогического
процесса
становится
личностно
ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и
саморазвитие личностных качеств учащихся, становление воспитанников
как личности с учетом индивидуальных особенностей.
Нормативно-правовым обоснованием воспитательной работы в ГБУ
СО «Дергачевский специальный реабилитационный дом-интернат для
детей» служит:
- Федеральный закон № 2730-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации»,
-
Приказ
Минобрнауки
России
от
19.12.2014
N
1599
«Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»
(Зарегистрировано
в
Минюсте
России 5850);
-
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья»
Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.3286-15,
постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации 10 июля 2015 года N 26.
Программа
организации
воспитательной
работы
определяет
содержание развития и проявления у учащихся личностных качеств,
формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и
творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического
коллектива заключается в том, что воспитаннники учреждения должны
обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и
сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду.
В воспитании современного ребенка все главное – и урок, и внеурочная
деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения
воспитанников в коллективе.
4
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ГБУ СО «Дергачевский специальный реабилитационный дом-
интернат для детей» был открыт 15.03.1952 года и имеет уже большой
опыт работы.
В ГБУ СО «Дергачевский специальный реабилитационный дом-
интернат для детей» проживают дети с ограниченными возможностями
здоровья: умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) имеется
у всех воспитанников, обучающиеся с РАС, синдромом Дауна, ДЦП, дети
с ТМНР. Большая часть воспитанников - это дети – сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей. 15% детей находятся на постельном
режиме,
10%
плохо
передвигаются
и
все
имеют
психические
расстройства, что сильно затрудняет,
а иногда делают совсем не
доступным процесс воспитания. Для данной части воспитанников
запланировано
развитие
элементарных
навыков
бытового
ориентирования, социализации.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или
с особыми образовательными потребностями – это обучающиеся,
которые нуждаются в создании специальных условий обучения и
воспитания.
В
соответствии
с
современной
концепцией
развития
российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет
необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения.
Подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями
здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих
жизни - задача нашего учреждения.
Процесс
воспитания
основывается
на
следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительного
соблюдения
законности
и
прав
ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка;
ориентира на создание психологически комфортной среды для
каждого
ребенка,
без
которой
невозможно
конструктивное
взаимодействие воспитанников и педагогов;
реализации процесса воспитания главным образом через создание
детско-взрослых
общностей,
которые
бы
объединяли
детей
и
педагогов
яркими
и
содержательными
событиями,
общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
организации
основных
совместных
дел
воспитанников
и
педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как
условий его эффективности.
5
Основной
традицией воспитания
в
нашем
доме-интернате
являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогов и воспитанников.
Педагогами дома-интерната создаются такие условия, чтобы по
мере взросления воспитанника увеличивалась и его роль в таких
совместных делах (от пассивного наблюдателя до участника).
Ключевой фигурой воспитания является воспитатель, реализующий
по
отношению
к
детям
защитную,
личностно
-
развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Педагоги и воспитатели дома-интерната
ориентированы на
формирование коллектива в рамках группы, классов, кружков, на
установление
в
них
доброжелательных
и
товарищеских
взаимоотношений.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
основано
на
социально-
педагогической поддержке и приобщении обучающихся к базовым
национальным ценностям российского общества, общечеловеческим
ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств,
нравственного сознания и поведения.
Цель
программы:
совершенствование
воспитательной
деятельности,
способствующей
развитию
нравственной,
физически
здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности обучающегося единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности воспитанника и усилий самого ребенка по
своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения
являются важным фактором успеха в достижении цели.
Задачи:
- Совершенствование системы воспитательной работы в доме-
интернате;
- Приобщение воспитанников к ведущим духовным ценностям
своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и
обычаям;
- Продолжение работы, направленной на сохранение и укрепление
здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни,
на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними,
самовольных уходов;
6
- Создание условий для выстраивания системы воспитания на основе
гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и
воспитании воспитанников;
- Продолжение работы по поддержке творчества, самостоятельности
у воспитанников;
-
Дальнейшее
развитие
и
совершенствование
системы
дополнительного образования;
- Развитие коммуникативных умений, работа в системе «учитель –
ученик - родитель».
Планомерная
реализация
данных
направлений
воспитательной
работы позволит организовать интересную и событийно насыщенную
жизнь
детей
и
педагогов,
что
станет
эффективным
способом
профилактики асоциального поведения воспитанников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы дома-интерната.
Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «урок»
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение
знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с
воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным
проблемам. Реализация воспитательного процесса урока предполагает
ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Все это в процессе
деятельности обеспечивает:
установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,
воспитателем
и
воспитанниками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя и
воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке и
внеурочной деятельности информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение воспитанников соблюдать на занятиях общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения
со
старшими
(учителями,
воспитателями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета
через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов на занятиях,
проблемных ситуаций для обсуждения;
применение на занятиях и во внеурочное время интерактивных
форм
работы:
интеллектуальных
игр,
которые
дают
учащимся
7
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной
работе и взаимодействию с другими воспитанниками;
включение в занятия игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в
группах,
помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время занятий.
Модуль 3.2. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на курсах внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность приобрести знания,
получить опыт участия в социуме;
- формирование на курсах внеурочной деятельности, на занятиях по
дополнительному
образованию
и
т.п.
детско-взрослых
общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов (воспитателей) общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих ее видов:
Художественное творчество.
Курсы внеурочной деятельности,
создающие благоприятные условия для социальной самореализации
воспитанников, направленные на развитие их творческих способностей,
на воспитание ценностного отношения детей к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие воспитанников,
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание ответственности,
формирование установок на защиту слабых: «Футбол», «Баскетбол»,
«Волейбол», а так же занятия в тренажерном зале.
Трудовая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на развитие творческих способностей детей, воспитание у
них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
В условиях дома-интерната особую роль играет работа воспитателей,
ежедневно проводится «Основное дело дня». Созданы воспитательские
программы
по
пяти
направлениям
(гражданско-патриотическое
воспитание, духовно-нравственное воспитание и развитие, формирование
культуры
здорового
образа
жизни,
художественно-эстетическое
и
экологическое воспитание). Ежедневно воспитанники узнают что-то
новое, в познавательно-игровой форме получают элементарные знания о
8
правах и обязанностях человека, развивают интерес к русским традициям
и промыслам, к культурным достижениям, любви к природе и своей
Родине.
3.3. Модуль «Профориентация»
Профориентация воспитанников дома-интерната является одним из
важнейших
факторов
правильного
выбора
профессии.
Целью
профориентационной
работы
является
выработка
сознательного
отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии
со своими возможностями. Большей части воспитанников данный модуль
не актуален, в силу тяжести заболеваний, но есть и небольшая часть
воспитанников, с которыми можно данное направление осуществить.
Совместная деятельность педагогов, воспитателей и воспитанников
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение воспитанников. Создавая профориентационно значимые
проблемные
ситуации,
педагог
актуализирует
профессиональное
самоопределение
воспитанников,
позитивный
взгляд
на
труд
в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта
работа осуществляется через:
профориентационные
беседы
расширяющие
знания
воспитанников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
экскурсии, дающие начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа
с
родителями
или
законными
представителями
воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и
школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов
и форм деятельности:
На групповом уровне:
Регулярное
информирование
родителей
(законных
представителей) об успехах реабилитации и проблемах их детей;
Дистанцонная связь (по телефону, видеосвязь), во время которых
родители могут получить представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в доме-интернате;
На индивидуальном уровне:
9
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;
индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
3.5. Модуль «Ключевые общие дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимают участие воспитанники и которые обязательно
планируются,
готовятся,
проводятся
и
анализируются
совестно
педагогами, воспитателями и детьми. Это не набор календарных
праздников, отмечаемых в доме-интернате, а комплекс коллективных
творческих
дел,
интересных
и
значимых
для
воспитанников,
объединяющих их вместе с педагогами (воспитателями) в единый
коллектив.
Для этого используются следующие формы работы
На внешнем уровне:
социальные проекты – реализуемые воспитанниками, педагогами и
воспитателями
комплексы
дел
(благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные
на
преобразование окружающего дом-интернат социума.
участие
во
всероссийских
акциях,
посвященных
значимым
отечественным и международным событиям.
На внутреннем уровне:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей, педагогов и воспитателей знаменательными
датами.
На индивидуальном уровне:
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения
и
анализа
ключевых
дел,
за
его
отношениями
со
сверстниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение
взять
в
следующем
ключевом
деле
на
себя
роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
10
3.6. Модуль «Профилактика правонарушений, безнадзорности и
асоциальных явлений среди несовершеннолетних»
Профилактическая работа осуществляется с воспитанниками и их
родителями (законными представителями).
Профилактическая работа с воспитанниками осуществляется через
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную
работу воспитанниками.
Профилактическая
работа
с
родителями
(законными
представителями)
предусматривает
установление
неиспользованного
резерва
семейного
воспитания,
нахождение
путей
оптимального
педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семей в
воспитательный процесс.
Работа с педагогами дома-интерната по данному модулю строится
в формате семинаров, курсов повышения квалификации, тренингов и
направлена на повышение уровня информированности о современных
проблемах общества и путей их предотвращения в рамках их основной
деятельности.
Профилактическая работа со школьниками осуществляется через:
1. Организацию предупредительно-профилактической деятельности:
реализация
системы
работы
школы
по
воспитанию
законопослушного поведения воспитанников;
беседы, лекции, мультимедийные классные часы;
2. Организацию досуговой деятельности воспитанников:
привлечение подростков к шефской помощи младшим детям;
3. Индивидуальную работу с воспитанниками:
консультации
педагога,
педагога-психолога,
воспитателя,
администрации дома-интерната с воспитанниками;
привлечение воспитанников в творческую жизнь класса, дома-
интерната, в дополнительное образование;
проведение специализированных (в зависимости от ситуации)
тренинговых занятий.
Профилактическая
работа
с
родителями
(законными
представителями):
организация
для
родителей
консультаций
специалистов:
социального педагога, педагога-психолога, медицинских работников;
организация
тематических
встреч
родителей
с
работниками
образования,
правоохранительными
органами,
органами
11
здравоохранения.
3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда дома-интерната,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир
воспитанника, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение,
предупреждает
стрессовые
ситуации,
способствует
позитивному
восприятию
образования
и
воспитания
ребенком.
Воспитывающее влияние на детей осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
оформление интерьера выставки детского творчества (по временам
года) и периодическая переориентация, которая может служить хорошим
средством разрушения негативных установок воспитанников на учебные
и внеучебные занятия;
размещение
на
стенах
в
помещениях
регулярно
сменяемых
экспозиций, картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников
с
разнообразием
эстетического
осмысления
мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в учреждении
(проведенных
ключевых
делах,
интересных
экскурсиях,
походах,
встречах с интересными людьми и т.п.);
благоустройство
кабинетов,
осуществляемое
педагогами,
позволяющее
учащимся
проявить
свои
фантазию
и
творческие
способности, создающее повод для длительного общения с детьми;
событийный дизайн – оформление пространства для проведения
праздников (День знаний, День учителя, День матери, Новый год и др.),
создание фотозоны для педагогов и учащихся;
оформление вестибюля к основным государственным праздникам;
акцентирование внимания воспитанников посредством элементов
предметно-эстетической
среды
(стенды,
плакаты,
инсталляции)
на
важных для воспитания ценностях, традициях, правилах.
Основные направления работы:
1.
Эстетическое
оформление
интерьера
помещений
(залов,
вестибюля, коридоров, лестничных пролетов, учебных классов и т.п.).
2. Создание зон творчества, релаксационных зон, фотозоны.
3.
Постоянно
действующие
стенды
по
организации
учебно-
воспитательного процесса, организации безопасной жизнедеятельности,
информации для участников учебно-воспитательного процесса и т.д.
4.
Стендовые
презентации
в
соответствии
с
календарем
знаменательных и праздничных дат, графиком проведения предметных
недель, графиком мероприятий.
5. Организация праздничных мероприятий.
12
6. Организация тематических выставок.
3.8.
Модуль «Экскурсии и походы»
Цель организации экскурсий и походов – расширение культурного
кругозора
воспитанников,
социализация,
развитие
краеведения,
воспитание их в духе патриотизма, любви и уважения к труду.
Задачи:
- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности
учащихся;
-
осуществление
связи
обучения
с
жизнью,
формирование
практических умений и навыков;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных
межличностных отношений;
-
воспитание
духовно-нравственных
приоритетов
в
процессе
общения с природой и социумом.
Модуль
реализуются
в
рамках
следующих
видов
и
форм
деятельности:
- регулярные пешие прогулки,
- экскурсии, организуемые воспитателями;
Данные
мероприятия
способствуют
углубленному
изучению
биографий
проживавших
российских
поэтов,
писателей,
видных
деятелей; произошедших исторических событий, имеющихся природных
и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны.
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Самоанализ организуемой в доме-интернате воспитательной
работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем воспитания и последующего их
решения.
Самоанализ
осуществляется
ежегодно
силами
самой
образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
анализ воспитательного процесса, являются:
принцип
гуманистической
направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий
экспертов
на
изучение
не
количественных
его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и
педагогами;
13
принцип
развивающего
характера осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов
на
использование его
результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности;
принцип
разделенной
ответственности за
результаты
личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на
понимание того, что личностное развитие воспитанников – это результат
как
социального
воспитания,
так
и
стихийной
социализации
и
саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа воспитательного процесса
являются следующие:
1. Результаты воспитания и социализации воспитанников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития воспитанников.
Осуществляется анализ педагогами совместно с воспитателями с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического
совета.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
какие
прежде
существовавшие
проблемы
личностного
развития
воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились,
над
чем
далее
предстоит
работать
педагогическому
коллективу.
2. Общее состояние организуемой совместной деятельности
воспитанников, педагогов и воспитателей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является
удовлетворенность
педагогов,
воспитателей,
детей
и
их
родителей
(законных
представителей)
организуемой
совместной
деятельностью.
Осуществляется анализ
с
последующим
обсуждением
его
результатов на методическом совете.
Способами получения
информации
о
состоянии
совместной
деятельности
являются
самоотчеты.
Внимание
при
этом
сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая
совместная деятельность интересной, событийно насыщенной, личностно
развивающей и социально ориентированной.
3. Качество воспитательной деятельности педагогов.
Критериями, на основе которых осуществляется данный анализ,
являются: умение педагогов и воспитателей конкретизировать общую
14
цель воспитания в соответствии со спецификой своей профессиональной
деятельности
и
особенностями
своих
воспитанников; соответствие
используемых педагогами форм работы с детьми собственным целям
воспитания и особенностям своих воспитанников; актуальность и
разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности, его
четкая ориентация на конкретные результаты воспитания.
Осуществляется анализ заместителем отделения по организации
образовательной деятельности.
Способами получения
информации
о
воспитательной
деятельности педагогов могут быть наблюдение, беседы с педагогами,
посещение (с согласия педагогов) их занятий с детьми.
Внимание сосредотачивается на следующих вопросах:
испытывают ли педагоги затруднения в определении цели своей
воспитательной
деятельности;
испытывают
ли
они
проблемы
с
реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми
деятельности; доброжелателен ли стиль их общения с воспитанниками;
складываются ли у них доверительные отношения с воспитанниками;
являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми?
4. Управление воспитательным процессом.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является грамотность реализации административной командой своих
основных управленческих функций в сфере воспитания: планирования,
организации и мотивации воспитательной деятельности педагогов и
воспитателей.
Осуществляется анализ заместителем директора.
Способами
получения
информации
об
управлении
воспитательным процессом могут быть беседы и (при необходимости)
анкетирование педагогов для получения обратной связи о работе
административной команды.
Внимание
заместителя
директора
сосредотачивается
на
следующих вопросах: имеют ли педагоги четкое представление о своих
должностных обязанностях, правах и сфере своей ответственности, а
также о содержании осуществляемой воспитательной работы; создаются
ли администрацией условия для профессионального роста педагогов в
сфере воспитания; поддерживается ли в педагогическом коллективе
доброжелательные взаимоотношения; существует ли система стимулов и
поощрений для педагогов, воспитателей за хорошую воспитательную
работу с детьми.
Итогом
самоанализа
организуемой
в
доме-интернате
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над
которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.
15
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022 ГОД
Дела
Группы
Ориентировочное
время
проведения
Ответственные
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Художественно-эстетическое
воспитание:
«В мире прекрасного»
Январь
Праздники
белого
месяца
«Святки»
Январь
«День
полного
освобождения
27.01
16
Ленинграда
от
фашистской
блокады»
Гражданско-патриотическое
воспитание: «Мое отечество»
Февраль
Спортивный
праздник
«Вперед,
мальчишки!», посвященный Дню
защитника Отечества
18.02 – 19.02
«День защитника Отечества»
22.02
Профориентационная работа: «Все
профессии важны!»
Март
«Международный женский день 8
марта»
Март
Общешкольный
праздник «Ой,
честная Масленица!»
Март
«День
воссоединения
Крыма
и
Россией»
Март
Экологическая,
антитеррористическая и пожарная
безопасность: «Земля наш общий
дом»
Апрель
«2 апреля – день единения Росси и
Белоруссии». Блюда
белорусской
кухни
11
Апрель
«День
космонавтики.
Гагаринский урок»
11
Апрель
Всемирный день здоровья.
Спортивный праздник,
посвященный Дню
здоровья «Здорово жить!».
11
Апрель
Воинская слава России: «Великая
победа»
11
Май
Акция «Георгиевская ленточка»
11
Май
Вахта
памяти: «День
Победы
советского
народа
в
Великой
Отечественной войне»
11
Май
«Последний звонок»
11
Май
Спортивный
праздник:
«Вот
и
стали мы на год взрослее!».
11
Май
«День защиты детей»
Июнь
«Этих дней не смолкнет слава…»
Июнь
Спортивный праздник: «Здоровое
лето!».
Июль
Спортивный
праздник:
«В
здоровом теле!».
Август
Праздник «День Знаний».
Тожественная
линейка. «Урок Знаний» и «Урок
Мира»
Сентябрь
17
«День солидарности в борьбе с
терроризмом»
Сентябрь
Безопасность
дорожного
движения: «Азбука пешехода»
Сентябрь
Акция: «Зарядка»
Сентябрь - май
Акция: «Чистый двор»
Сентябрь - май
Охрана
здоровья,
профилактика
вредных
привычек: «Здоровое
поколение»
Октябрь
Всероссийский
урок,
приуроченный ко Дню гражданской
обороны, включающий тренировки
по
поведению
учащихся
в
чрезвычайных ситуациях, включая
задымление; пожар; экстремальные
ситуации на транспорте
Октябрь
Акция
«Доска
поздравлений», приуроченная
ко
Дню учителя
Октябрь
Всероссийский урок «Экология и
энергосбережение»
Октябрь
«Всероссийский
урок
безопасности школьников в сети
Интернет»
Октябрь
Акция: «Сдай макулатуру – спаси
дерево!»
Ноябрь,
февраль
Антикоррупционная
безопасность: «По
закону
справедливости»
Ноябрь
«Международный день отказа от
курения»
Ноябрь
Международный
день
толерантности.
Урок
толерантности «Мы такие разные,
но
мы
вместе»
по
вопросам
проблематики
терроризма
и
экстремизма
Ноябрь
«День Матери в России»
Ноябрь
Акция «Покормите птиц зимой»
Ноябрь - март
Правовые знания и профилактика
правонарушений: «Права
детства»
Декабрь
«Международный
день
инвалидов»
Декабрь
«5 декабря Международный день
добровольца в России»
Декабрь
«День героев Отечества»
Декабрь
«День Конституции Российской
Федерации»
Декабрь
18
Новогодние огоньки и праздники
Декабрь
Модуль «урок»
Планирование
воспитательного
компонента урока
11
В течение года
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Модуль «Профориентация»
Проведение
классных
часов
по
профориентации
В течение года
Знакомство
с
профессиями
на
уроках
В течение года
Организация
общественно-
полезного
труда
воспитанников,
как проба сил для выбора будущей
профессии
(общественные
поручения и т.д.).
В течение года
Консультации педагога -
психолога по
профориентации: «Мотивы выбора
профессии»,
«Что
я
знаю
о
профессиях?», «Кем мне быть?»,
«Мои способности и умения»
Совместное
собрание
для
выпускных
классов, их родителей (законных
представителей),
представителей
профессиональных
учреждений
города и области
Февраль
Обновление странички на сайте
Центра для
родителей
с
размещением
информации о
профессиональных учреждениях
Модуль «Работа с родителями»
Участие
в
консультациях
для
родителей
По плану
Родительский всеобуч:
«Адаптация детей к обучению в
среднем звене»,
«Тревоги
и
страхи
у
детей»,
«Профилактика
вредных
привычек»,
«Профессиональное
самоопределение подростка»
Один раз в
четверть
Проведение
индивидуальных
консультаций с родителями
По мере
необходимости
Организация
коллективного
экскурсий
В течение года
Совместное участие в творческих
конкурсах, выставках, проектах
В течение года
19
Участие
родителей
в
ключевых
классных делах
В течение года
Регулярная связь с родителями с
целью постоянного контроля за
жизнедеятельностью ребенка доме-
интернате
(совместное
индивидуальное
сопровождение
детей)
В течение года
Создание родительских чатов
В течение года
Модуль «Экскурсии и походы»
Пешие прогулки или экскурсии: в
музей, в филармонию, в кукольный
или
драматический
театр,
на
природу
В соответствии
с планом
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Оформление
интерьера
класса,
рекреации
Согласно
времени года
Размещение на стенах регулярно
сменяемых экспозиций
В течение года
Озеленение территории
Сентябрь –
октябрь,
апрель - май
Оформление
пространства
к
праздникам
и
торжественным
событиям
В течении года
Использование
символики
Центра (гимн,
эмблема)
в
торжественных моментах жизни
В течение года
Периодическое
обновление
классных тематических стендов
В течение года
Знаковые
события
Модуль «Профилактика правонарушений, безнадзорности и
асоциальных явлений среди несовершеннолетних»
-
беседы
по
оптимизации
межличностных взаимоотношений
и
позитивного
мировоззрения
между
членами
детского
коллектива;
беседы, лекции, мультимедийные
презентации,
инструктажи,
практические
занятия
по
формированию
навыков
безопасного поведения человека в
чрезвычайных
ситуациях
природного,
техногенного
и
социального характера;
беседы, лекции, мультимедийные
презентации,
инструктажи,
практические
занятия
по
20
профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма;
Планируемые результата воспитания
и социализации воспитанников
Результаты
первого
уровня
–
приобретение
обучающимися
социально значимых знаний:
О нормах и традициях поведения человека как гражданина и
патриота своего Отечества.
О нормах и традициях природоохранной деятельности человека и
экологического образа жизни.
О нормах и традициях миротворческой деятельности человека.
О нормах и традициях поведения человека в пространстве
культуры, его взаимодействия с культурными ценностями прошлого и
настоящего.
О нормах и традициях познавательной деятельности человека и
его поведения в информационном пространстве.
О нормах и традициях, связанных с выбором профессии и
осуществлением человеком трудовой деятельности.
О нормах и традициях поведения человека в многонациональном,
многоконфессиональном, многокультурном обществе.
О нормах и традициях здорового образа жизни.
Результаты второго уровня – развитие социально значимых
отношений обучающихся:
Развитие ценностного отношения к Отечеству.
Развитие
ценностного
отношения
к
природе,
бережного
отношения к богатствам.
Развитие ценностного отношения к миру, негативного отношения
войне и насилию.
21
Развития ценностного отношения к труду и людям труда.
Развитие ценностного отношения к культуре, культурным
ценностям, культуре поведения.
Развитие ценностного отношения к знанию.
Развитие ценностного отношения к другим людям, гуманного,
милосердного, сострадательного отношения к человеку.
Развитие ценностного отношения к иным людям, к людям иной
культуры, национальности, веры, негативного отношения к различным
формам расизма и фашизма.
Развитие ценностного отношения к здоровью.
Результаты третьего уровня – накопление учащимися опыта
социально значимого действия:
Опыта участия в делах патриотической направленности;
Опыта участия в делах по охране природы, оказанию реальной
помощи растительному и животному миру нашей планеты;
Oпыта участия в делах производственной деятельности;
Опыта создания собственных художественных произведений
(рассказов, стихов, музыки, произведений изобразительного искусства);
Опыта участия в делах, направленных на заботу о собственном
здоровье других людей;
Опыта заботы о других людях, помощи малышам, пожилым,
инвалидам и т.п.