Напоминание

"Программа воспитания"


Автор: Дорошенко Наталья Петровна
Должность: заведующая отделением организации образовательного процесса
Учебное заведение: ГБУ СО "Дергачевский специальный реабилитационный дом-интернат для детей"
Населённый пункт: р.п.Дергачи, Саратовская область
Наименование материала: программа
Тема: "Программа воспитания"
Раздел: среднее образование





Назад




ГБУ СО «Дергачевский специальный реабилитационный

дом-интернат для детей»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

2021-2026

р.п. Дергачи

2

Пояснительная записка

Характерной чертой сегодняшнего времени является повышение

социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что

непрерывность процесса формирования личности требует системной

работы,

направленной

на

духовно

нравственное

становление

подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для

развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. В

связи

с

актуализацией

проблем

воспитания,

программирование

в

педагогике крайне необходимо.

Разработка рабочей программы воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента

воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и

желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации.

Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на

становлении личности ребенка с умственной отсталостью:

- ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности

включения ребенка в различные виды практической деятельности;

- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального

опыта, моделей поведения;

- у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и

психическом развитии;

- воспитанникам присуще такие качества личности, как:

а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность,

стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание

признать свою вину;

б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение

общаться;

в) неразвитость механизмов управления своим поведением в

соответствии с меняющимися обстоятельствами,

когда в трудной

ситуации возникает обида;

г)

тяга

к

бродяжничеству

и

побегам

как

нереализованная

потребность в жизненном пространстве;

д) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие

ответственности;

е)

инфантилизм,

замедленное

самоопределение,

незнание

и

неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному

выбору своей судьбы;

ж)

«перегруженность»

отрицательным

опытом,

негативными

ценностями и образцами поведения.

Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода

системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на

развитие личности обучающегося, воспитанника.

3

Необходимость

перехода

продиктована

социальным

заказом

родителей и реальными возможностями педагогического коллектива,

контингентом

воспитанников,

сложившимся

социумом.

Важнейшей

составляющей

педагогического

процесса

становится

личностно

ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и

саморазвитие личностных качеств учащихся, становление воспитанников

как личности с учетом индивидуальных особенностей.

Нормативно-правовым обоснованием воспитательной работы в ГБУ

СО «Дергачевский специальный реабилитационный дом-интернат для

детей» служит:

- Федеральный закон № 2730-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в

Российской Федерации»,

-

Приказ

Минобрнауки

России

от

19.12.2014

N

1599

«Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)»

(Зарегистрировано

в

Минюсте

России 5850);

-

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих

образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными

возможностями

здоровья»

Об

утверждении

СанПиН

2.4.2.3286-15,

постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации 10 июля 2015 года N 26.

Программа

организации

воспитательной

работы

определяет

содержание развития и проявления у учащихся личностных качеств,

формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и

творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического

коллектива заключается в том, что воспитаннники учреждения должны

обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и

сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду.

В воспитании современного ребенка все главное – и урок, и внеурочная

деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения

воспитанников в коллективе.

4

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ГБУ СО «Дергачевский специальный реабилитационный дом-

интернат для детей» был открыт 15.03.1952 года и имеет уже большой

опыт работы.

В ГБУ СО «Дергачевский специальный реабилитационный дом-

интернат для детей» проживают дети с ограниченными возможностями

здоровья: умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) имеется

у всех воспитанников, обучающиеся с РАС, синдромом Дауна, ДЦП, дети

с ТМНР. Большая часть воспитанников - это дети – сироты и дети,

оставшиеся без попечения родителей. 15% детей находятся на постельном

режиме,

10%

плохо

передвигаются

и

все

имеют

психические

расстройства, что сильно затрудняет,

а иногда делают совсем не

доступным процесс воспитания. Для данной части воспитанников

запланировано

развитие

элементарных

навыков

бытового

ориентирования, социализации.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или

с особыми образовательными потребностями – это обучающиеся,

которые нуждаются в создании специальных условий обучения и

воспитания.

В

соответствии

с

современной

концепцией

развития

российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет

необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения.

Подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями

здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих

жизни - задача нашего учреждения.

Процесс

воспитания

основывается

на

следующих принципах

взаимодействия педагогов и школьников:

неукоснительного

соблюдения

законности

и

прав

ребенка,

соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,

приоритета безопасности ребенка;

ориентира на создание психологически комфортной среды для

каждого

ребенка,

без

которой

невозможно

конструктивное

взаимодействие воспитанников и педагогов;

реализации процесса воспитания главным образом через создание

детско-взрослых

общностей,

которые

бы

объединяли

детей

и

педагогов

яркими

и

содержательными

событиями,

общими

позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к

другу;

организации

основных

совместных

дел

воспитанников

и

педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как

условий его эффективности.

5

Основной

традицией воспитания

в

нашем

доме-интернате

являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется

интеграция воспитательных усилий педагогов и воспитанников.

Педагогами дома-интерната создаются такие условия, чтобы по

мере взросления воспитанника увеличивалась и его роль в таких

совместных делах (от пассивного наблюдателя до участника).

Ключевой фигурой воспитания является воспитатель, реализующий

по

отношению

к

детям

защитную,

личностно

-

развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Педагоги и воспитатели дома-интерната

ориентированы на

формирование коллектива в рамках группы, классов, кружков, на

установление

в

них

доброжелательных

и

товарищеских

взаимоотношений.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Развитие и воспитание обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

основано

на

социально-

педагогической поддержке и приобщении обучающихся к базовым

национальным ценностям российского общества, общечеловеческим

ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств,

нравственного сознания и поведения.

Цель

программы:

совершенствование

воспитательной

деятельности,

способствующей

развитию

нравственной,

физически

здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия

личности обучающегося единому стандарту, а на обеспечение позитивной

динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий

педагога по развитию личности воспитанника и усилий самого ребенка по

своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения

являются важным фактором успеха в достижении цели.

Задачи:

- Совершенствование системы воспитательной работы в доме-

интернате;

- Приобщение воспитанников к ведущим духовным ценностям

своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и

обычаям;

- Продолжение работы, направленной на сохранение и укрепление

здоровья воспитанников, привитие им навыков здорового образа жизни,

на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними,

самовольных уходов;

6

- Создание условий для выстраивания системы воспитания на основе

гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и

воспитании воспитанников;

- Продолжение работы по поддержке творчества, самостоятельности

у воспитанников;

-

Дальнейшее

развитие

и

совершенствование

системы

дополнительного образования;

- Развитие коммуникативных умений, работа в системе «учитель –

ученик - родитель».

Планомерная

реализация

данных

направлений

воспитательной

работы позволит организовать интересную и событийно насыщенную

жизнь

детей

и

педагогов,

что

станет

эффективным

способом

профилактики асоциального поведения воспитанников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в

рамках следующих направлений воспитательной работы дома-интерната.

Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «урок»

Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение

знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с

воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным

проблемам. Реализация воспитательного процесса урока предполагает

ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными и

психофизическими особенностями обучающихся. Все это в процессе

деятельности обеспечивает:

установление доверительных отношений между учителем и его

учениками,

воспитателем

и

воспитанниками,

способствующих

позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя и

воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке и

внеурочной деятельности информации, активизации их познавательной

деятельности;

побуждение воспитанников соблюдать на занятиях общепринятые

нормы

поведения,

правила

общения

со

старшими

(учителями,

воспитателями) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и

самоорганизации;

использование воспитательных возможностей содержания учебного

предмета

через

демонстрацию

детям

примеров

ответственного,

гражданского

поведения,

проявления

человеколюбия

и

добросердечности, через подбор соответствующих текстов на занятиях,

проблемных ситуаций для обсуждения;

применение на занятиях и во внеурочное время интерактивных

форм

работы:

интеллектуальных

игр,

которые

дают

учащимся

7

возможность

приобрести

опыт

ведения

конструктивного

диалога;

групповой работы или работы в парах, которые учат детей командной

работе и взаимодействию с другими воспитанниками;

включение в занятия игровых процедур, которые помогают

поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию

позитивных

межличностных

отношений

в

группах,

помогают

установлению доброжелательной атмосферы во время занятий.

Модуль 3.2. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на курсах внеурочной деятельности осуществляется

преимущественно через:

- вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них

деятельность, которая предоставит им возможность приобрести знания,

получить опыт участия в социуме;

- формирование на курсах внеурочной деятельности, на занятиях по

дополнительному

образованию

и

т.п.

детско-взрослых

общностей,

которые могли бы объединять детей и педагогов (воспитателей) общими

позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

Реализация

воспитательного

потенциала

курсов

внеурочной

деятельности происходит в рамках следующих ее видов:

Художественное творчество.

Курсы внеурочной деятельности,

создающие благоприятные условия для социальной самореализации

воспитанников, направленные на развитие их творческих способностей,

на воспитание ценностного отношения детей к культуре и их общее

духовно-нравственное развитие.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Курсы внеурочной

деятельности, направленные на физическое развитие воспитанников,

побуждение к здоровому образу жизни, воспитание ответственности,

формирование установок на защиту слабых: «Футбол», «Баскетбол»,

«Волейбол», а так же занятия в тренажерном зале.

Трудовая

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные на развитие творческих способностей детей, воспитание у

них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

В условиях дома-интерната особую роль играет работа воспитателей,

ежедневно проводится «Основное дело дня». Созданы воспитательские

программы

по

пяти

направлениям

(гражданско-патриотическое

воспитание, духовно-нравственное воспитание и развитие, формирование

культуры

здорового

образа

жизни,

художественно-эстетическое

и

экологическое воспитание). Ежедневно воспитанники узнают что-то

новое, в познавательно-игровой форме получают элементарные знания о

8

правах и обязанностях человека, развивают интерес к русским традициям

и промыслам, к культурным достижениям, любви к природе и своей

Родине.

3.3. Модуль «Профориентация»

Профориентация воспитанников дома-интерната является одним из

важнейших

факторов

правильного

выбора

профессии.

Целью

профориентационной

работы

является

выработка

сознательного

отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии

со своими возможностями. Большей части воспитанников данный модуль

не актуален, в силу тяжести заболеваний, но есть и небольшая часть

воспитанников, с которыми можно данное направление осуществить.

Совместная деятельность педагогов, воспитателей и воспитанников

по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное

просвещение воспитанников. Создавая профориентационно значимые

проблемные

ситуации,

педагог

актуализирует

профессиональное

самоопределение

воспитанников,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,

но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Эта

работа осуществляется через:

профориентационные

беседы

расширяющие

знания

воспитанников о типах профессий, о способах выбора профессий, о

достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам

профессиональной деятельности;

экскурсии, дающие начальные представления о существующих

профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.

3.4. Модуль «Работа с родителями»

Работа

с

родителями

или

законными

представителями

воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели

воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и

школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными

представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов

и форм деятельности:

На групповом уровне:

Регулярное

информирование

родителей

(законных

представителей) об успехах реабилитации и проблемах их детей;

Дистанцонная связь (по телефону, видеосвязь), во время которых

родители могут получить представления о ходе учебно-воспитательного

процесса в доме-интернате;

На индивидуальном уровне:

9

работа специалистов по запросу родителей для решения острых

конфликтных ситуаций;

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в

случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и

воспитанием конкретного ребенка;

индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.

3.5. Модуль «Ключевые общие дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в

которых принимают участие воспитанники и которые обязательно

планируются,

готовятся,

проводятся

и

анализируются

совестно

педагогами, воспитателями и детьми. Это не набор календарных

праздников, отмечаемых в доме-интернате, а комплекс коллективных

творческих

дел,

интересных

и

значимых

для

воспитанников,

объединяющих их вместе с педагогами (воспитателями) в единый

коллектив.

Для этого используются следующие формы работы

На внешнем уровне:

социальные проекты – реализуемые воспитанниками, педагогами и

воспитателями

комплексы

дел

(благотворительной,

экологической,

патриотической,

трудовой

направленности),

ориентированные

на

преобразование окружающего дом-интернат социума.

участие

во

всероссийских

акциях,

посвященных

значимым

отечественным и международным событиям.

На внутреннем уровне:

общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со

значимыми для детей, педагогов и воспитателей знаменательными

датами.

На индивидуальном уровне:

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении

навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,

проведения

и

анализа

ключевых

дел,

за

его

отношениями

со

сверстниками, с педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные

беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими

детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через

предложение

взять

в

следующем

ключевом

деле

на

себя

роль

ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

10

3.6. Модуль «Профилактика правонарушений, безнадзорности и

асоциальных явлений среди несовершеннолетних»

Профилактическая работа осуществляется с воспитанниками и их

родителями (законными представителями).

Профилактическая работа с воспитанниками осуществляется через

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную

работу воспитанниками.

Профилактическая

работа

с

родителями

(законными

представителями)

предусматривает

установление

неиспользованного

резерва

семейного

воспитания,

нахождение

путей

оптимального

педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семей в

воспитательный процесс.

Работа с педагогами дома-интерната по данному модулю строится

в формате семинаров, курсов повышения квалификации, тренингов и

направлена на повышение уровня информированности о современных

проблемах общества и путей их предотвращения в рамках их основной

деятельности.

Профилактическая работа со школьниками осуществляется через:

1. Организацию предупредительно-профилактической деятельности:

реализация

системы

работы

школы

по

воспитанию

законопослушного поведения воспитанников;

беседы, лекции, мультимедийные классные часы;

2. Организацию досуговой деятельности воспитанников:

привлечение подростков к шефской помощи младшим детям;

3. Индивидуальную работу с воспитанниками:

консультации

педагога,

педагога-психолога,

воспитателя,

администрации дома-интерната с воспитанниками;

привлечение воспитанников в творческую жизнь класса, дома-

интерната, в дополнительное образование;

проведение специализированных (в зависимости от ситуации)

тренинговых занятий.

Профилактическая

работа

с

родителями

(законными

представителями):

организация

для

родителей

консультаций

специалистов:

социального педагога, педагога-психолога, медицинских работников;

организация

тематических

встреч

родителей

с

работниками

образования,

правоохранительными

органами,

органами

11

здравоохранения.

3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда дома-интерната,

при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир

воспитанника, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает

настроение,

предупреждает

стрессовые

ситуации,

способствует

позитивному

восприятию

образования

и

воспитания

ребенком.

Воспитывающее влияние на детей осуществляется через такие формы

работы с предметно-эстетической средой школы как:

оформление интерьера выставки детского творчества (по временам

года) и периодическая переориентация, которая может служить хорошим

средством разрушения негативных установок воспитанников на учебные

и внеучебные занятия;

размещение

на

стенах

в

помещениях

регулярно

сменяемых

экспозиций, картин определенного художественного стиля, знакомящего

школьников

с

разнообразием

эстетического

осмысления

мира;

фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в учреждении

(проведенных

ключевых

делах,

интересных

экскурсиях,

походах,

встречах с интересными людьми и т.п.);

благоустройство

кабинетов,

осуществляемое

педагогами,

позволяющее

учащимся

проявить

свои

фантазию

и

творческие

способности, создающее повод для длительного общения с детьми;

событийный дизайн – оформление пространства для проведения

праздников (День знаний, День учителя, День матери, Новый год и др.),

создание фотозоны для педагогов и учащихся;

оформление вестибюля к основным государственным праздникам;

акцентирование внимания воспитанников посредством элементов

предметно-эстетической

среды

(стенды,

плакаты,

инсталляции)

на

важных для воспитания ценностях, традициях, правилах.

Основные направления работы:

1.

Эстетическое

оформление

интерьера

помещений

(залов,

вестибюля, коридоров, лестничных пролетов, учебных классов и т.п.).

2. Создание зон творчества, релаксационных зон, фотозоны.

3.

Постоянно

действующие

стенды

по

организации

учебно-

воспитательного процесса, организации безопасной жизнедеятельности,

информации для участников учебно-воспитательного процесса и т.д.

4.

Стендовые

презентации

в

соответствии

с

календарем

знаменательных и праздничных дат, графиком проведения предметных

недель, графиком мероприятий.

5. Организация праздничных мероприятий.

12

6. Организация тематических выставок.

3.8.

Модуль «Экскурсии и походы»

Цель организации экскурсий и походов – расширение культурного

кругозора

воспитанников,

социализация,

развитие

краеведения,

воспитание их в духе патриотизма, любви и уважения к труду.

Задачи:

- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности

учащихся;

-

осуществление

связи

обучения

с

жизнью,

формирование

практических умений и навыков;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных

межличностных отношений;

-

воспитание

духовно-нравственных

приоритетов

в

процессе

общения с природой и социумом.

Модуль

реализуются

в

рамках

следующих

видов

и

форм

деятельности:

- регулярные пешие прогулки,

- экскурсии, организуемые воспитателями;

Данные

мероприятия

способствуют

углубленному

изучению

биографий

проживавших

российских

поэтов,

писателей,

видных

деятелей; произошедших исторических событий, имеющихся природных

и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны.

4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Самоанализ организуемой в доме-интернате воспитательной

работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с

целью выявления основных проблем воспитания и последующего их

решения.

Самоанализ

осуществляется

ежегодно

силами

самой

образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется

анализ воспитательного процесса, являются:

принцип

гуманистической

направленности осуществляемого

анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к

воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный

процесс;

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий

экспертов

на

изучение

не

количественных

его

показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие

деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и

педагогами;

13

принцип

развивающего

характера осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов

на

использование его

результатов для

совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной

постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей

воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания

их совместной с детьми деятельности;

принцип

разделенной

ответственности за

результаты

личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на

понимание того, что личностное развитие воспитанников – это результат

как

социального

воспитания,

так

и

стихийной

социализации

и

саморазвития обучающихся.

Основными направлениями анализа воспитательного процесса

являются следующие:

1. Результаты воспитания и социализации воспитанников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,

является динамика личностного развития воспитанников.

Осуществляется анализ педагогами совместно с воспитателями с

последующим обсуждением его результатов на заседании методического

совета.

Способом получения информации о результатах воспитания,

социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое

наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:

какие

прежде

существовавшие

проблемы

личностного

развития

воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие

проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы

появились,

над

чем

далее

предстоит

работать

педагогическому

коллективу.

2. Общее состояние организуемой совместной деятельности

воспитанников, педагогов и воспитателей.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,

является

удовлетворенность

педагогов,

воспитателей,

детей

и

их

родителей

(законных

представителей)

организуемой

совместной

деятельностью.

Осуществляется анализ

с

последующим

обсуждением

его

результатов на методическом совете.

Способами получения

информации

о

состоянии

совместной

деятельности

являются

самоотчеты.

Внимание

при

этом

сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая

совместная деятельность интересной, событийно насыщенной, личностно

развивающей и социально ориентированной.

3. Качество воспитательной деятельности педагогов.

Критериями, на основе которых осуществляется данный анализ,

являются: умение педагогов и воспитателей конкретизировать общую

14

цель воспитания в соответствии со спецификой своей профессиональной

деятельности

и

особенностями

своих

воспитанников; соответствие

используемых педагогами форм работы с детьми собственным целям

воспитания и особенностям своих воспитанников; актуальность и

разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности, его

четкая ориентация на конкретные результаты воспитания.

Осуществляется анализ заместителем отделения по организации

образовательной деятельности.

Способами получения

информации

о

воспитательной

деятельности педагогов могут быть наблюдение, беседы с педагогами,

посещение (с согласия педагогов) их занятий с детьми.

Внимание сосредотачивается на следующих вопросах:

испытывают ли педагоги затруднения в определении цели своей

воспитательной

деятельности;

испытывают

ли

они

проблемы

с

реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми

деятельности; доброжелателен ли стиль их общения с воспитанниками;

складываются ли у них доверительные отношения с воспитанниками;

являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми?

4. Управление воспитательным процессом.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,

является грамотность реализации административной командой своих

основных управленческих функций в сфере воспитания: планирования,

организации и мотивации воспитательной деятельности педагогов и

воспитателей.

Осуществляется анализ заместителем директора.

Способами

получения

информации

об

управлении

воспитательным процессом могут быть беседы и (при необходимости)

анкетирование педагогов для получения обратной связи о работе

административной команды.

Внимание

заместителя

директора

сосредотачивается

на

следующих вопросах: имеют ли педагоги четкое представление о своих

должностных обязанностях, правах и сфере своей ответственности, а

также о содержании осуществляемой воспитательной работы; создаются

ли администрацией условия для профессионального роста педагогов в

сфере воспитания; поддерживается ли в педагогическом коллективе

доброжелательные взаимоотношения; существует ли система стимулов и

поощрений для педагогов, воспитателей за хорошую воспитательную

работу с детьми.

Итогом

самоанализа

организуемой

в

доме-интернате

воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над

которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект

направленных на это управленческих решений.

15

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2022 ГОД

Дела

Группы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Художественно-эстетическое

воспитание:

«В мире прекрасного»

Январь

Праздники

белого

месяца

«Святки»

Январь

«День

полного

освобождения

27.01

16

Ленинграда

от

фашистской

блокады»

Гражданско-патриотическое

воспитание: «Мое отечество»

Февраль

Спортивный

праздник

«Вперед,

мальчишки!», посвященный Дню

защитника Отечества

18.02 – 19.02

«День защитника Отечества»

22.02

Профориентационная работа: «Все

профессии важны!»

Март

«Международный женский день 8

марта»

Март

Общешкольный

праздник «Ой,

честная Масленица!»

Март

«День

воссоединения

Крыма

и

Россией»

Март

Экологическая,

антитеррористическая и пожарная

безопасность: «Земля наш общий

дом»

Апрель

«2 апреля – день единения Росси и

Белоруссии». Блюда

белорусской

кухни

11

Апрель

«День

космонавтики.

Гагаринский урок»

11

Апрель

Всемирный день здоровья.

Спортивный праздник,

посвященный Дню

здоровья «Здорово жить!».

11

Апрель

Воинская слава России: «Великая

победа»

11

Май

Акция «Георгиевская ленточка»

11

Май

Вахта

памяти: «День

Победы

советского

народа

в

Великой

Отечественной войне»

11

Май

«Последний звонок»

11

Май

Спортивный

праздник:

«Вот

и

стали мы на год взрослее!».

11

Май

«День защиты детей»

Июнь

«Этих дней не смолкнет слава…»

Июнь

Спортивный праздник: «Здоровое

лето!».

Июль

Спортивный

праздник:

«В

здоровом теле!».

Август

Праздник «День Знаний».

Тожественная

линейка. «Урок Знаний» и «Урок

Мира»

Сентябрь

17

«День солидарности в борьбе с

терроризмом»

Сентябрь

Безопасность

дорожного

движения: «Азбука пешехода»

Сентябрь

Акция: «Зарядка»

Сентябрь - май

Акция: «Чистый двор»

Сентябрь - май

Охрана

здоровья,

профилактика

вредных

привычек: «Здоровое

поколение»

Октябрь

Всероссийский

урок,

приуроченный ко Дню гражданской

обороны, включающий тренировки

по

поведению

учащихся

в

чрезвычайных ситуациях, включая

задымление; пожар; экстремальные

ситуации на транспорте

Октябрь

Акция

«Доска

поздравлений», приуроченная

ко

Дню учителя

Октябрь

Всероссийский урок «Экология и

энергосбережение»

Октябрь

«Всероссийский

урок

безопасности школьников в сети

Интернет»

Октябрь

Акция: «Сдай макулатуру – спаси

дерево!»

Ноябрь,

февраль

Антикоррупционная

безопасность: «По

закону

справедливости»

Ноябрь

«Международный день отказа от

курения»

Ноябрь

Международный

день

толерантности.

Урок

толерантности «Мы такие разные,

но

мы

вместе»

по

вопросам

проблематики

терроризма

и

экстремизма

Ноябрь

«День Матери в России»

Ноябрь

Акция «Покормите птиц зимой»

Ноябрь - март

Правовые знания и профилактика

правонарушений: «Права

детства»

Декабрь

«Международный

день

инвалидов»

Декабрь

«5 декабря Международный день

добровольца в России»

Декабрь

«День героев Отечества»

Декабрь

«День Конституции Российской

Федерации»

Декабрь

18

Новогодние огоньки и праздники

Декабрь

Модуль «урок»

Планирование

воспитательного

компонента урока

11

В течение года

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Модуль «Профориентация»

Проведение

классных

часов

по

профориентации

В течение года

Знакомство

с

профессиями

на

уроках

В течение года

Организация

общественно-

полезного

труда

воспитанников,

как проба сил для выбора будущей

профессии

(общественные

поручения и т.д.).

В течение года

Консультации педагога -

психолога по

профориентации: «Мотивы выбора

профессии»,

«Что

я

знаю

о

профессиях?», «Кем мне быть?»,

«Мои способности и умения»

Совместное

собрание

для

выпускных

классов, их родителей (законных

представителей),

представителей

профессиональных

учреждений

города и области

Февраль

Обновление странички на сайте

Центра для

родителей

с

размещением

информации о

профессиональных учреждениях

Модуль «Работа с родителями»

Участие

в

консультациях

для

родителей

По плану

Родительский всеобуч:

«Адаптация детей к обучению в

среднем звене»,

«Тревоги

и

страхи

у

детей»,

«Профилактика

вредных

привычек»,

«Профессиональное

самоопределение подростка»

Один раз в

четверть

Проведение

индивидуальных

консультаций с родителями

По мере

необходимости

Организация

коллективного

экскурсий

В течение года

Совместное участие в творческих

конкурсах, выставках, проектах

В течение года

19

Участие

родителей

в

ключевых

классных делах

В течение года

Регулярная связь с родителями с

целью постоянного контроля за

жизнедеятельностью ребенка доме-

интернате

(совместное

индивидуальное

сопровождение

детей)

В течение года

Создание родительских чатов

В течение года

Модуль «Экскурсии и походы»

Пешие прогулки или экскурсии: в

музей, в филармонию, в кукольный

или

драматический

театр,

на

природу

В соответствии

с планом

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Оформление

интерьера

класса,

рекреации

Согласно

времени года

Размещение на стенах регулярно

сменяемых экспозиций

В течение года

Озеленение территории

Сентябрь –

октябрь,

апрель - май

Оформление

пространства

к

праздникам

и

торжественным

событиям

В течении года

Использование

символики

Центра (гимн,

эмблема)

в

торжественных моментах жизни

В течение года

Периодическое

обновление

классных тематических стендов

В течение года

Знаковые

события

Модуль «Профилактика правонарушений, безнадзорности и

асоциальных явлений среди несовершеннолетних»

-

беседы

по

оптимизации

межличностных взаимоотношений

и

позитивного

мировоззрения

между

членами

детского

коллектива;

беседы, лекции, мультимедийные

презентации,

инструктажи,

практические

занятия

по

формированию

навыков

безопасного поведения человека в

чрезвычайных

ситуациях

природного,

техногенного

и

социального характера;

беседы, лекции, мультимедийные

презентации,

инструктажи,

практические

занятия

по

20

профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма;

Планируемые результата воспитания

и социализации воспитанников

Результаты

первого

уровня

приобретение

обучающимися

социально значимых знаний:

О нормах и традициях поведения человека как гражданина и

патриота своего Отечества.

О нормах и традициях природоохранной деятельности человека и

экологического образа жизни.

О нормах и традициях миротворческой деятельности человека.

О нормах и традициях поведения человека в пространстве

культуры, его взаимодействия с культурными ценностями прошлого и

настоящего.

О нормах и традициях познавательной деятельности человека и

его поведения в информационном пространстве.

О нормах и традициях, связанных с выбором профессии и

осуществлением человеком трудовой деятельности.

О нормах и традициях поведения человека в многонациональном,

многоконфессиональном, многокультурном обществе.

О нормах и традициях здорового образа жизни.

Результаты второго уровня – развитие социально значимых

отношений обучающихся:

Развитие ценностного отношения к Отечеству.

Развитие

ценностного

отношения

к

природе,

бережного

отношения к богатствам.

Развитие ценностного отношения к миру, негативного отношения

войне и насилию.

21

Развития ценностного отношения к труду и людям труда.

Развитие ценностного отношения к культуре, культурным

ценностям, культуре поведения.

Развитие ценностного отношения к знанию.

Развитие ценностного отношения к другим людям, гуманного,

милосердного, сострадательного отношения к человеку.

Развитие ценностного отношения к иным людям, к людям иной

культуры, национальности, веры, негативного отношения к различным

формам расизма и фашизма.

Развитие ценностного отношения к здоровью.

Результаты третьего уровня – накопление учащимися опыта

социально значимого действия:

Опыта участия в делах патриотической направленности;

Опыта участия в делах по охране природы, оказанию реальной

помощи растительному и животному миру нашей планеты;

Oпыта участия в делах производственной деятельности;

Опыта создания собственных художественных произведений

(рассказов, стихов, музыки, произведений изобразительного искусства);

Опыта участия в делах, направленных на заботу о собственном

здоровье других людей;

Опыта заботы о других людях, помощи малышам, пожилым,

инвалидам и т.п.



В раздел образования