Напоминание

Инновационная деятельность педагога в современном образовании


Автор: Кривошеева Алёна Сергеевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ №13 им. Ю.А. Гагарина
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Инновационная деятельность педагога в современном образовании
Раздел: среднее образование





Назад




Инновационная деятельность педагога в современном образовании

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая

составляющая образовательного процесса. Практически все педагоги видят в данном

понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это

новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения

обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление

новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент».

Синонимом

инновации

является

понятие

«новшество».В

педагогике

понятие

«инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий

смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на

осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения

учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов,

получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий

процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на

повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий

творческий потенциал педагога. Как педагогическая категория этот термин относительно

молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению

данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин:

«Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в

содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их

эффективности».

В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве

образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев,

колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д. Вторая

волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном

обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования,

не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям. В

связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии

диагностико-развивающих

центров,

региональных

центров

управления

развитием

образования, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций

образовательной системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом

видится сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практики. Научное

обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее

многообразии предполагает определенную унификацию и доступность для широкого

практического использования. На это направлены происходящие в настоящее время на

федеральном

и

региональном

уровнях

процессы

стандартизации

всех

ступеней

образования. Это третья волна преобразований современной системы образования.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного

потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными

параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а

главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на

толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих

эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с

традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать

сформированность

необходимых

для

этой

деятельности личностных (большая

работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий

эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых

технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты,

умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная

деятельность

преподавателей

имеет

свою

специфику.

Она

предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих

субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень

часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может

регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество

вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска

истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не

предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества.

Следовательно,

свобода

творчества

должна

сопрягаться

с

высочайшей

личной

ответственностью субъекта инновационного поиска. Необходимым условием успешной

реализации

инновационной

деятельности

педагога

являются

умения

принимать

инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные

ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в

современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом

обстоятельств:

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили

необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии

организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления

образовательной политики;

- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением

объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих

постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной

ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской

среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения

педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-

воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе

новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов

педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании

приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным

направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических

служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями

педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки

и применения;

- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют

реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как

созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие

определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность

инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения,

применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе

инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности

их разрешения своими силами.



В раздел образования