Напоминание

ПМПК для взрослых как возможность продолжения обучения проживающих в психоневрологических интернатах


Авторы: Иванова Марина Анатольевна, Зинин Сергей Валерьевич
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Центра "Доверие"
Населённый пункт: города Нижнеудинска
Наименование материала: Эссе
Тема: ПМПК для взрослых как возможность продолжения обучения проживающих в психоневрологических интернатах
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Эссе

ПМПК для взрослых как возможность продолжения обучения

проживающих в психоневрологических интернатах

из опыта работы специалистов территориальной психолого-медико-

педагогической комиссии (ПМПК) МО «Нижнеудинский район»

Учитель-дефектолог, педагог-психолог

Зинин Сергей Валерьевич,

Учитель-дефектолог, руководитель ТПМПК

Иванова Марина Анатольевна

г.Нижнеудинск, ноябрь 2021год

ПМПК для взрослых как возможность продолжения обучения

проживающих в психоневрологических интернатах

Конвенцию о правах инвалидов Россия ратифицировала еще в 2012

году, в том же году был принят новый закон об образовании, по которому

люди, не получившие образования, в том числе и потому, что ранее

считались необучаемыми, могут его получить. Так сложилось в нашем

государстве, что люди, не получившие образования, как правило, проживают

в психоневрологических домах-интернатах. По разным данным,

проживающих до 300 тысяч человек. Треть из них — это молодые люди от

18 до 35 лет. Как правило, молодые люди попадают в ПНИ после выпуска из

домов-интернатов для детей с психическими нарушениями. После

опубликования Письма Минпросвещения России от 2 ноября 2018 № ТС-

459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)» активизировалась работа по

реализации права лиц с умственной отсталостью независимо от возраста на

получение образования.

По приказу Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об

утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

ПМППК обследуют детей до 18 лет, для того чтобы дать им рекомендации

по обучению. Теперь комиссиям предложено изменить порядок работы и

обследовать при необходимости взрослых . Это позволит получить

образование людям, которые находятся в психоневрологических интернатах

(ПНИ).

Как показывает практика, в такой услуге будут нуждаться лица с

интеллектуальными нарушениями, у которых отсутствуют документы о

получении соответствующего образования.

Важно отметить, что каждый получатель социальных услуг до возраста

достижения совершеннолетия уже прошел всевозможные виды диагностики,

скрининга, медицинского обследования, а также

неоднократно был

обследован на коллегиальных заседаниях специалистами ПМПК. Поэтому в

личных делах имеются подробные записи о состоянии психического

здоровья

проживающего,

детальное

описание

его

потенциальных

возможностей: навыки самообслуживания и коммуникации, сохранность

школьных навыков по основным учебным дисциплинам, дееспособность и

прочее.

Именно в связи с этим мы считаем, что целесообразно тщательное

изучение личного дела получателя социальных услуг , которое возможно и

дистанционно.

И

только

после

этого

проводить

диагностическое

обследование. Рекомендации специалистов комиссии будут прописаны

исходя из достоверно установленного и отслеженного на протяжении многих

лет психического статуса проживающего, отражать политику государства в

исполнении закона «Об образовании в РФ».

По стечению обстоятельств, 2 специалиста территориальной ПМПК

МО

«Нижнеудинский

район»

по

совместительству

работают

в

психоневрологическом интернате, где проживают лица

от 18 лет с

различными

формами

интеллектуальных

нарушений:

от

умственной

отсталости легкой до умственной отсталости тяжелой.

Среди проживающих выявились лица, которые проявили желание

продолжить

обучение.

Перед

началом

обучения,

было

исследована

мотивационная

составляющая.

Результаты

следующие:

проживающие

проявили желание обучаться в связи с тем, что они надеются по окончанию

школы проживать самостоятельно вне интерната. Других мотивов для

обучения у них нет.

В зависимости от степени интеллектуальных нарушений актуальный

психический возраст у проживающих следующий:

У лиц с легкой степенью снижения интеллекта выражен подростковый

«бунтарский» возраст. Они часто находятся в оппозиции к окружающим,

склонны

к

многочисленным

нарушениям

установленного

режима.

Большинство проживающих, проявивших желание продолжить обучение,

сохраняют

школьные

навыки

уровня

второго-третьего

класса

адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с

нарушением интеллекта по чтению, а также частично по письму, счетным

операциям в пределах 20, реже 100. При поддерживающей ноотропной

курсовой

терапии

сформированные

навыки

сохраняются,

если

проживающие продолжают читать, считать, писать. Трудовые поручения

поддерживают

проживающих,

наделяют

их

жизнь

смыслом,

ответственностью, сокращают свободное время для развития депрессивных и

суициадальных мыслей.

У лиц с умеренной умственной отсталостью актуальный психический

возраст колеблется от 3 до 7 лет. Они могут находиться в эйфоричном

состоянии, испытывать полное удовольствие от того, что с ними, как с

детьми, кто-то работает. Многим свойственно желание подражать за речью

(эхолалия) и поведением (действиям, жестам, поступкам) окружающих.

Школьные навыки не сформированы, предпосылки к усвоению знаковой

системы не развиваются, поэтому подавляющему большинству не доступны

чтение,

письмо,

счет.

Попытки

учить

этих

проживающих

чтению

заканчиваются

тем,

что

при

изучении

новых

букв

они

забывают

предшествующие.

Лишь

у

небольшого

количества

проживающих

сохраняются несущественные умения по чтению, письму, счету. Однако при

прочтении второго предложения они уже не помнят, что читали в первом

предложении. Под диктовку пишут с большим количеством ошибок

(выражена акустическая и оптическая форма дисграфии). Счет элементарный

прямой механический в пределах 10 или 20, однако, навыки счетных

операций не вырабатываются.

Лица с тяжелой и глубокой умственной отсталостью находятся в

состоянии, которое близко к вегетативному. Они нуждаются во всех видах

помощи и контроля. Продуктивному взаимодействию не доступны. Простое

удовлетворение

витальных

потребностей

единственная

задача

специализированного интерната.

При этом важно отметить, что у всех лиц с нарушением интеллекта

имеется прогрессирующая неврологическая симптоматика: слабый контроль

над тазовыми функциями, головная боль, головокружение, тошнота, плохой

сон и прочее. При этом процесс интеллектуализации, в частности,

восприятие, обработка инструкции, программирование и контроль над

выполнением учебного задания, универсальные учебные действия, способны

ухудшить

активность,

самочувствие,

настроение,

усилить

и

даже

спровоцировать

острую

манифестацию

заболевания,

спровоцировать

аффективность.

Поэтому все проживающие не только постоянно нуждаются, но и

получают курсовое лечение, корректоры поведения, что существенно влияет

на качество педагогического взаимодействия с ними.

Считаем наиболее приемлемым следующий алгоритм очной работы с

проживающими:

1.Изучение медицинских документов, определение тактики и стратегии

психолого-педагогического обследования.

2.Проведение

клинического интервью

и

определение,

насколько

проживающий

физически

готов

к

продуктивному

взаимодействию.

Исключение ситуаций, когда с проявлением острого состояния (головная

боль, раздражительность, прочие соматические недомогания) проживающий

будет выполнять какие-либо практические задания. Уточнение, не находится

ли проживающий, в текущий момент времени, в состоянии какого-либо

конфликта с другими проживающими, специалистами интерната. При

обнаружении неразрешенного конфликта дальнейшая работа в рамках

ПМПК не целесообразна, так как должной сосредоточенности и настроя на

продуктивное взаимодействие уже не будет.

3.Проведение стандартной работы специалистов ПМПК, исходя из

следующего. Обследование проживающих с умственной отсталостью легкой

степени строить как с обучающимися второго класса массовой школы.

Обследование лиц с умеренной умственной отсталостью целесообразно

проводить с использованием методов и приемов работы, рассчитанных на

детей 6-7 летнего возраста. Задания проживающим будут под силу, при этом

ими будет проявлена вся специфика интеллектуальных нарушений.

4.Экологическая

проверка.

Уточнение

самочувствия,

активности,

настроения,

исключение

негативного

влияния

интеллектуализации

на

соматическое благополучие.

Достаточно

качественно

с

проживающими

можно

проводить

следующие методики: тест Люшера, Культурно-свободный тест интеллекта,

матрицы Равена, тест Векслера (детский вариант), методика Замбацявичене,

кубики

Косса,

изучение

общих

сведений

об

объектах

окружающей

действительности, тест словарного интеллекта (детский вариант), 4 лишний,

простые аналогии, сюжетные картинки. Также элементарно проверяются

сохранившиеся навыки по чтению, письму, счету.

Однако, не всегда выводы специалистов ПМПК могут полностью

соответствовать

ранее

полученным

заключениям.

Как

правило,

проживающий в психоневрологическом интернате проходил ПМПК два- три

раза – в дошкольном возрасте, перед началом школьного обучения для

определения школьной программы и в ходе обучения, если наблюдалось

неусвоение программы.

Но иногда на фоне пубертата и( или) благодаря поддерживающей терапии у

человека с умственной отсталостью наблюдается положительная динамика

обучаемости.

Кроме того, в настоящее время есть адаптированные программы для

обучения лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, которых

раньше просто не существовало.

Так что, это позволит получателям социальных услуг обучаться, а

возможно, и позволит выйти из интерната на сопровождающее проживание.



В раздел образования