Автор: Остапенко Елена Владимировна
Должность: преподаватель отделения хорового пения, эстрадного пения, руководитель вокального коллектива
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Анапа Краснодарский край
Наименование материала: Учебно-методический материал (ноябрь 2021г.)
Тема: Образовательная программа для одаренных детей «Вокальное исполнительство. Эстрадный вокал»
Раздел: дополнительное образование
Образовательная программа для одаренных
детей
«Вокальное исполнительство.
Эстрадный вокал»
Дополнительной общеразвивающей
программы в области музыкального
искусства «
Сольное пение
» для учащихся
ДШИ и ДМШ.
Составитель: преподаватель Детской школы искусств
Остапенко Елена Владимировна
Анапа 2019
1
Содержание
Пояснительная записка -------------------------------------------------------------- 3
Первый год обучения ----------------------------------------------------------------- 9
Второй год обучения ----------------------------------------------------------------- 12
Третий год обучения ----------------------------------------------------------------- 14
Четвертый год обучения ------------------------------------------------------------- 16
Пятый год обучения ------------------------------------------------------------------ 18
Примерный репертуарный список ------------------------------------------------- 20
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Направленность программы – образовательная.
В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о
том,
что
оно
направленно
на
формирование
и
развитие
творческих
способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления
здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное
образование
детей
обеспечивает
их
адаптацию
к
жизни
в
обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Новизна и актуальность программы
Новизна данной программы заключается в расширении информационного и
образовательного пространства для обучающихся. В отличие от существующих
программ
данная
программа
предусматривает
углубленный
дифференцирующий подход к обучению детей c вокальными, музыкальными
способностями
и
одаренных.
Актуальность
предлагаемой
программы
обусловлена тем, что сегодня в музыкальной педагогике начинает происходить
обоснованная
требованиями
времени
смена
привычных
приоритетов,
традиционных способов работы с ребенком, считавшихся надёжными и
естественными как мир. Этот процесс сопровождается не только заменой
традиционных педагогических технологий на инновационные. Прежде всего это
пересмотр целей и ценностей образования, смена отношений в системе
“учитель – ученик” на гуманистические, переход от авторитетной позиции
преподавателя к сотрудничеству с учениками как активными субъектами
образовательного процесса. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и
раскрыть его творческую индивидуальность — задача преподавателей сегодня,
решить
которую
помогают
современные
образовательные
технологии.
Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих технологий повышает
3
эффективность и результативность обучения, создает активные условия для
воспитания личности ребенка. Компьютерное обучение сейчас рассматривается
как педагогическая технология. Необходимо учитывать современные тенденции
в образовании, ориентированные на интенсивность и креативность обучения.
Применение компьютерных технологий в сфере музыкального образования
позволяет педагогу качественно изменить содержание, методы и формы
обучения, модернизировать некоторые виды работы. Эти технологии усиливают
интеллектуальные
возможности
учащихся.
Новые
информационные
технологии оптимизируют учебный процесс, позволяют найти индивидуальный
подход к каждому ребенку. Основной целью создания в классах эстрадного
пения усиленной, дифференцированной работы с одаренными детьми является
не только формирование и укрепление у них исполнительских вокальных
навыков,
но
и
обеспечивает
условия
для
обучения
профессионально
ориентированных детей с целью их поступления в средние и высшие
профессиональные учебные заведения.
Эстрадное пение в последние десятилетия является наиболее популярным и
доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств
воспитания молодежи. Правильная организованная и тщательно продуманная
работа преподавателя способствует подъему общей музыкальной культуры
учащихся.
Данная программа рассчитана на пятилетний курс обучения детей,
поступающих в детскую музыкальную школу или в школу искусств в возрасте
8-10 лет, имеющих музыкальную подготовку, здоровый голосовой аппарат,
артистические
задатки
или
музыкальные
способности
(одаренные). Эта
программа
предусматривает
осуществление
личностно-ориентированного
подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к
наиболее способным детям в вокально-музыкальном направлении процессе.
Понятие
«одаренность»
происходит
от
слова
«дар»
и
означает
особо
благоприятные внутренние предпосылки развития». Вообще под одаренностью
ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных
условиях, восприимчивость к обучению и более выраженные творческие
проявления.
Каких
детей
называют
одаренными?
Как
происходит
их
дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким
вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по
одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению,
4
обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.
В нашей стране широко практикуется выявление, диагностирование одаренных
детей, разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с
повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких
программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание
подготовке преподавателей для работы с особо восприимчивыми к обучению и
творческими детьми. В наше время существуют и телевизионные проекты,
помогающие развитию одаренных детей: «Синяя птица», «Щелкунчик», «Голос
дети», «Новая волна» и др.
При работе с такими детьми постоянно возникают педагогические и
психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности,
множеством противоречивых теоретических подходов и методов работы с
такими детьми. Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными
программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих
воспитанников, увидеть в каждом его индивидуальность. Вместе с тем в
теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в
области изучения способностей и одаренности. Такие ученые, как Б.М. Теплов и
С.Л. Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных
различий по одаренности. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных
психологов широко распространены различные представления о том, что
следует понимать под музыкальной одаренностью.
Одна точка зрения
утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое
мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть,
прежде всего, творческая одаренность. Ни феноменальные способности, ни
яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют
музыкальной одаренности, если её обладатель не заявил о себе выдающимися
творческими результатами. Понятие музыкальной одаренности многозначно. И
эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамического,
становящегося, многомерного.
Задачи обучения
В задачи обучения входят формирование и развитие у учащихся:
-выявление способных и одаренных детей;
-художественного восприятия;
-певческих навыков ( имеется в виду устойчивое певческое дыхание на опоре,
5
ровность звучания на протяжении всего диапазона, напевность голоса. четкая и
ясная дикция, правильная артикуляция);
-исполнительских навыков;
-навыков овладения специфическими приемами, характерными для различных
жанров популярной и джазовой музыки;
-чувства метра и темпа;
-тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
-навыков различения качество певческого тона (темного, светлого, открытого,
приоткрытого) и воспроизведения его;
- бережного отношения к слову;
-навыков работы с текстом, в том числе иностранным;
-навыков работы с фонограммой, микрофоном, технической аппаратурой;
-навыки сольного исполнения с сопровождением фортепиано, оркестра , других
инструментов
-доступность музыкального и литературного текста;
-разнообразие жанров и стилей;
-логика компоновки будущей концертной программы.
Формирование и выбор репертуара для одаренного ученика представляет
собой серьезную методическую работу преподавателя - музыканта, так как
заставляет
тщательно
продумывать
последовательность
и
поступенность
прохождения тех или иных произведений. При подборе репертуара педагогу
необходимо проявлять гибкость и мастерство. При неоправданном завышении
трудности программы тормозится развитие даже способных учащихся, так как
приводит к перегрузке ученика. При составлении индивидуального плана
учитываются перспективные и текущие задачи планирования. Самой важной
задачей
вот
здесь
является
умение
преподавателя
«
распознать»
профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.
6
Методические рекомендации
В основе процесса обучения в классе эстрадного вокала лежат следующие
методические принципы:
- выявление и развитие творческих задатков детей;
- создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний и
умений;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством;
- расширение кругозора учащихся посредством посещения театров, концертов,
обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных
технологий
на
материале
современных
учебно-методических
пособий,
современных цифровых технологий, медиа-продукции;
- применение индивидуального подхода к учащемуся.
Индивидуализация обучения является первым шагом на пути повышения
эффективности учебного процесса. Также важно, что реализуется не только
индивидуальный, но и дифференцированный подход в обучении. Форма
индивидуальных
занятий
создает
педагогу
необходимые
условия
для
внимательного
всестороннего
изучения
и
воспитания
каждого
ребенка,
учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
Предмет «Эстрадное пение» является частью образовательной программы
«Вокальное
исполнительство».
Учебный
план
данной
образовательной
программы для ДШИ и ДМШ может и должен включать в себя занятия по мимо
«Сольфеджио»,
«Слушание
музыки»,
также
«Вокальный
ансамбль»,
«Музыкальный инструмент», «Ритмика и танец» (при наличие средств в школах
для увеличения часов указанных дисциплин), что так необходимо для развития
одаренных детей. Без наличия этой базы преподавателю
свои занятиях
приходится делать интегрированными, включая и вопросы по сценической речи,
сценическому движению, работу в дуэте с учеником, в качестве ансамблевой
формы музицирования и т.п. Занятия по специальности – вокал проходят 2 раза
в неделю по 40минут, ансамбль- 2часа в неделю, сольфеджио 1,5 часа в неделю,
слушание музыки 1час, остальные предметы по выбору. Учебный план
составляется индивидуально в соответствие нормами в данном учреждении.
Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся (мониторинг)
осуществляется
на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой
7
аттестации: контрольные уроки, публичные выступления, переводные зачеты ,
итоговые экзамены.
Мощным стимулом в развитии творческого потенциала учащихся является
конкурсная деятельность. Главным результатом совместной работы учащегося и
педагога является участие в конкурсах исполнительского мастерства различного
уровня, целью которых является выявление одаренных детей, создание стойкой
мотивации
к
исполнительской
деятельности,
поддержка
творчества.
В
настоящее время существует богатые возможности для участия в конкурсах
разных уровней – школьных, региональных, краевых, Всероссийских и
Международных.
Вовлечение
учащихся
в
систему
научно-практических
конференций, творческих конкурсов – важная ступень творческой деятельности
учащегося, которому предоставляется возможность публично заявить о себе,
получить подкрепление в развитии личностных качеств и компетентности.
Дипломы, полученные на конкурсах,
помогают учащимся оценить свои
способности. По мнению передовых педагогов, это влияет на ряд изменений,
которые происходят с детьми:
- ожидания становятся более реалистичными;
- дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других людей;
- повышается уровень задач, которые они ставят перед собой, они начинают
выбирать более трудные задачи.
Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших
усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это
лишь одна сторона многогранной работы с детьми. После концерта следует
обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в
дальнейшей работе. Подобная целенаправленная работа способствует развитию
одаренности учащихся, их подготовке к осознанному выбору профессии,
связанной с исполнительским творчеством.
Сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных
результатов обучения, создание творческой музыкальной среды для воспитания
ребёнка – также имеет важное значение. В жизни детей выступление в концерте
или конкурсе занимает особое место. Открытые концертные выступления в
работе с одаренными детьми проводятся еще и в целях поощрения их работы в
классе, стимулирования их творческой деятельности, являются условием
самореализации и саморазвития юных музыкантов.
8
Ожидаемые результаты
-
Творческая самореализация одаренных детей.
-
Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей
одаренных детей.
-
Формирование навыков творческого саморазвития.
-
Ориентация на индивидуальные программы развития творческой
личности одаренного ребенка.
-
Освоение методов диагностики и критериев эффективности
воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной
педагогики.
-
Создание банка данных одаренных детей.
-
Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение
национальных и общечеловеческих ценностей.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание курса
Ознакомление учащихся с вокальными навыками в эстрадной манере
исполнения. Формирование правильного певческого звука – открытого, но
легкого,
звонкого.
Следует
избегать
резкого,
зажатого,
форсированного
звучания.
Работа над правильным вокальным дыханием должна начинаться с
выработки певческой установки, смысл которой заключается в том, чтобы при
пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном
состоянии. Стимулом для развития дыхания являются дыхательные гимнастики,
а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение
правильно делать вдох.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль
принадлежит артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются
специальные упражнения, например, скороговорки, чтение текста в слух, без
спешки,
тщательно
выговаривая
слова,
также
вокальные
упражнения,
развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсть, гортань, зубы. Все
это необходимо для того, чтобы артикуляционный аппарат был не скован и не
зажат.
9
Важную роль в вокальном воспитании учащегося представляет формирование
тембра, характера окраски звучания голоса. Важно выявить и развить
индивидуальность молодого певца.
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков первого
года обучения.
В результате первого год обучения учащийся должен получить элементарные
представления не только о строении голосового аппарата, но и том, что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед
началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными
звуками, четкое произношение согласных звуков;
- слуховое осознание чистой интонации.
В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных
упражнений, вокализов в медленном темпе. Формирование навыков пения под
фонограмму. В течение учебного года учащийся обязан разучить 2-3 вокализа
или песни напевного характера в сопровождении инструмента, 4-5 вокально-
эстрадных произведений.
Текущий и промежуточный контроль
Формы текущего контроля могут быть разные: от контрольного урока до
публичного выступления на концертах, в зависимости от уровня подготовки
учащегося.
В конце первого полугодия учащийся должен исполнить два произведения:
детскую популярную песню и вокализ или песню напевного характера.
На переводном экзамене в конце второго полугодия учащийся должен
исполнить два произведения: отечественную популярную песню, ретро- песню.
10
Методические рекомендации
Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими
навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися
ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует
даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего
поется данное упражнение, что следует добиваться в работе с ним, как его надо
исполнять.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный
слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.
Основа пения - гласные звуки. От правильного образования гласных зависит
красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что
обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания
достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках
певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения:
1) на гласные А,У,Ю;
2) упражнения стабильного блока:
-на дыхание;
-на медленный долгий выдох;
-на развитие артикуляции;
-на подвижность диафрагмы (staccato),
-на развитие ровности тембрового звучания;
-гибкости голоса;
3) упражнения периодически обновляющегося блока:
-на легкость и подвижность голоса;
-на зубные язычные согласные – Д, З, Е, Р, Л, Н;
-на губные - Б,П.В,М.
Согласные звуки произносятся легко, четко, ясно и энергично.
11
Условием грамотного звукообразования является правильно открытый рот,
свободно опускающая челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый
звук. К концу года учащиеся должны знать название своих произведений, их
авторов,
определять
характер
песни,
образно,
словесно
выражать
свое
отношение к ней. Знать элементарно о строении голосового аппарата, уметь
пользоваться простейшими сценическими движениями, навыками пения в
микрофон под фонограмму.
Не перестаем забывать о индивидуальном подходе с учетом физиологии,
природных ресурсов ребенка и диагностировать его результат для выявления
динамики и прогнозирования
дальнейшего развития певческих навыков с
учетом программы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание курса
Продолжаем знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее
воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального
слуха,
певческого
голоса,
внимания,
музыкального
мышления,
памяти,
эмоциональности, творческих способностей, интересов, вкусов, готовности к
художественному труду.
Продолжение формирования вокально - технических знаний, умений, навыков,
особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению
соблюдать
в
процессе
исполнения
певческую
установку,
правильное
звукообразование (мягкая «атака» на начальном этапе), сохранению устойчивого
положения гортани, сохранению
вдыхательного состояния при пении,
спокойно-активному, экономному выдоху.
Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости,
полетности, микстового, то есть смешанного звучания, тембровой ровности,
пения с вибрато ( индивидуально, с учетом возрастных особенностей). Забота о
сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение петь
активно, но не форсированно. Формирование потребности неуклонно выполнять
все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение
произведений.
12
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков второго
года обучения
В результате второго года обучения учащийся должен расширять диапазон
голоса до 1,5 октав, выровнять звучность гласных через использование
несложных еще вокальных техник, но через усложнение вокального репертуара.
Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущение
опоры,
совершенствуется
работа
с
учебной
фонограммой
«минус»,
акустической аппаратурой.
В работе над вокализами учащийся должен уметь певуче, пластично вести
звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать
движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения.
В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений,
включающих мажорные, минорные гаммы, трезвучия и их обращения, опевания
ступеней, скачки в пределах октавы вверх и вниз. Формирование умения читать
ноты на элементарных попевках.
В течение года учащийся должен разучить и отработать 2-3 вокализа, 5-6
вокальных произведения различного характера и содержания с сопровождением
инструмента и под фонограмму «минус».
Текущий и промежуточный контроль
На контрольном уроке в конце первого полугодия учащийся должен
исполнить два произведения: отечественную популярную песню и вокализ.
На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить
два произведения: отечественную популярную песню и народную песню в
современной обработке (фолк).
Методические рекомендации
Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии
учащегося
нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о
специальных вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса,
ровности тембрового звучания, также просмотр видео материала.
13
Как правило у начинающих певцов не развито еще чувство опоры, дыхание
ключичное. Механизм работы дыхательного аппарата у эстрадных певцов такой
же, что и у академических. В первую очередь необходимо добиваться от
учащихся правильного диафрагматического
staccato
дыхания.
Полезны
упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы.
Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок
дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые
перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание,
сохранение чувства опоры – один из основных принципов развития ровности
диапазона. При этом полезны упражнения на legato.Следить, чтобы глотка
всегда была свободной, рот и губы – свободны и активны.
Полезны упражнения в пределах терции- квинты, основанные на сочетании
гласных и согласных, например: ми, зи, бра, кра, крэ, кри, трэ, дай, дой, дуй, фа,
ты, ха, чха, хэй, прэй и т.п. При этом необходимо следить за чистотой
интонации.
Продолжаем осваивать сценические движения с несложными постановками и
принимать участие в концертных программах и конкурсах.
Наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов, отечественных
популярных песен, народных песен в современной обработке и аранжировке.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание курса
Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и
освоением вокального эстрадного репертуара. Обучение умению анализировать
и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развитие творческих
способностей,
на
основе
вариантности
мелодий,
стремление
к
самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.
Формирование умение работать с профессиональной фонограммой « минус» и
микрофоном.
Преподаватель должен идти от слуховых представлений о правильном
звучании
певческого
голоса
и
внимательно
следить
за
свободой
и
14
раскрепощенностью голосового аппарата учащегося. Не следует навязывать
учащемуся свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны
для других исполнителей.
Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и
головного регистра, то есть микст. Микст – это не понятие облегченного
верхнего
регистра,
а
принцип
построения
сего
диапазона.
Хорошо
замикстованный средний регистр дает возможность развивать диапазон,
совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты. У женских
голосов, при эстрадной манере звукообразования, доминирующим должен быть
грудной резонатор, и только на верхних нотах диапазона преобладает головной
резонатор, непременно смешанный с грудным. Формирование умения читать
ноты.
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков третьего
года обучения
В результате третьего года обучения учащийся должен отработать и закрепить
полученные
ранее
вокально-технические
навыки.
В
соответствии
со
способностями, учащийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить
тембр голоса, через разнообразие исполняемых произведений совершенствовать
собственную
манеру
исполнения.
Отрабатывать
технику
пения
в
профессиональный микрофон под фонограмму «минус».
В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений,
включающих мажорные и минорные обороты, трезвучия и их обращения,
арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром
темпе, тесситурные скачки.
В течение учебного года учащийся должен разучить 2 вокализа и 6-7
произведений различного характера и содержания по плану рабочей программы
с индивидуальным подходом.
Текущий и промежуточный контроль
На контрольном уроке в конце первого полугодия учащийся должен исполнить
два произведения: отечественную популярную песню и романс классического
или современного типа.
На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить
15
два произведения: отечественную популярную песню и песню военных лет.
Методические рекомендации
Преподаватель должен уделять внимание правильному формированию и
чистоте звучания гласных, а также развитию и укреплению пения согласных
вместе с гласными. Ясное, четкое произношение согласных формирует дикцию,
способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной
подачи звука.
Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень
важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной и
твердой. Основной является мягкая атака. Придыхательная и твердая участвует
в формировании специфических приемов эстрадно-джазового пения. Например,
прием, называемый
субтоном, основан на использовании придыхательной
атаки; напряженное, эмоционально открытое звучание в рок-музыке достигается
за счет твердой динамической атаки.
В этом году вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио.
Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров.
Наряду с упражнениями рекомендуется пение романсов классических и
современных, песен военных лет, современных песен о войне, отечественных
популярных песен.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание курса
Продолжается работа над закреплением вокально-технических навыков и
освоением эстрадного вокального репертуара. Формирование умения читать
ноты. На этой основе происходит обучение осмысленному, выразительному,
художественному
вокальному
исполнительству.
Благодаря
наличию
инструментов,
учебных
и
профессиональных
фонограмм
и,
обладая
определенными способностями, учащиеся должны научиться самостоятельно
работать над укреплением ряда технических приемов и музыкальными
произведениями. Знакомство с работой над иностранным текстом произведения.
Методические рекомендации
Продолжается работа над укреплением всех пройденных вокально-
16
технических навыков.
Соответственно
способностям
учащихся
продолжается
работа
над
подвижностью
голоса,
выявлению
красивого,
использование
различных
динамических
оттенков,
происходит
знакомство
с
эстрадно-джазовыми
форшлагами, группетто, пассажами.
В этом году большое место отводится упражнениям, вырабатывающим
кантилену (восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио), а также упражнениям,
построенным на пунктирном и синкопированном ритме.
Необходимо следить за правильной артикуляцией и четкой дикцией,
фразировкой и нюансировкой, обращая внимание на звукообразование, на
умение петь piano и филировку звука.
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение
отечественных , зарубежных популярных песен, современных отечественных
хитов, классической вокальной музыки ( знакомство с жанром), музыки из
мюзиклов и опер (знакомство с жанром).
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков четвертого
года обучения.
В результате четвертого года обучения учащийся должен закрепить
полученные
ранее
вокально-технические
навыки.
Соответственно
способностям, учащийся должен овладеть подвижностью голоса, различными
динамическими оттенками, выявить красивый индивидуальный тембр, иметь
представление о работе с иностранным текстом произведения.
Кроме того, учащийся должен уметь петь вокальные упражнения,
включающие мажорные и минорные трезвучия, арпеджио, опевания, скачки на
разные интервалы.
В течение учебного года учащийся должен разучить и отработать 7-8
произведений различного характера и содержания по плану программы.
Текущий и промежуточный контроль
На зачетном уроке в конце первого полугодия учащийся должен исполнить
17
два произведения: отечественную и зарубежную популярную песню.
На переводном экзамене
в конце второго полугодия учащийся должен
исполнить два произведения: современный отечественный хит и произведения
по выбору из пройденного материала.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание курса
Продолжается работа над закреплением технических навыков и освоением
эстрадного вокального репертуара. Прежде всего имеются
в виду навыки
красивого и выразительного пения: дикция и артикуляция, дыхания на опоре,
развития
индивидуального
тембра,
певучести
голоса;
навык
работы
с
микрофоном; навык работы с вокальной радиотехнической аппаратурой,
профессиональным
микрофоном;
с
фонограммой
«минус»,
пение
с
сопровождением различных инструментов, пение а капелла; а также умение
самостоятельно работать над изучением вокального произведения и над
изучением иностранного текста произведения.
На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического
стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки должны быть
доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется
работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением
стилистических особенностей произведения.
Методические рекомендации
Продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально-
технических навыков. В зависимости от способностей учащегося продолжается
работа над подвижностью и гибкостью голоса, выявлением своеобразного
тембра, выработкой различных динамических оттенков, исполнением эстрадно-
джазовых форшлагов, группетто, пассажей.
Вводятся упражнения, построенные на аккордах, характерных для джазовой
музыки (см. Чугунов Ю.Н. « Гармония в джазе».М.,1981), а также ритмические
упражнения и упражнения для ознакомления учащихся со специфическими
приемами: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, исполнение в
18
энергичной манере с акцентировкой каждой доли, с динамической атакой звука
(драйв).
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение
отечественных популярных песен (современные хиты), зарубежных популярных
песен, вокальных джазовых композиций.
Произведения выпускной программы должны быть подобраны так, чтобы
учащийся смог показать свои исполнительские возможности: диапазон голоса,
тембр, динамику, умение двигаться, держаться на сцене. Вместе с тем,
желательно показать умение выпускника ориентироваться в различных жанрах
популярной и джазовой музыки.
Объем теоретических знаний, практических умений и навыков пятого года
обучения
В результате пятого года обучения учащийся должен овладевает вокальными
техниками
и
приемами;
определяется
в
своей
жанровой
и
стилевой
индивидуальности; вокально - технические и исполнительские навыки должны
быть доведены до автоматизма с тенденцией дальнейшего вокального развития.
Программа пятого года обучения включает пение упражнений, содержащих
мажорные и минорные гаммы вверх и вниз, движение по аккордовым звукам,
опевания, прилегающие звуки, скачки на кварту, квинту, октаву вверх и вниз,
арпеджио. Пение вокальных упражнений с различными приемами: non legato,
Legato, staccato, опевания, субтон, вибрато, фруллато, с динамической атакой
звука (драйв).
В течение учебного года учащийся должен изучить и исполнить 7-8
произведений различного характера и содержания по плану программы. На
выпускном экзамене учащийся должен продемонстрировать владение голосом,
артистичность, ощущение стиля исполняемых произведений.
Экзаменационные требования
На выпускном экзамене
в конце второго полугодия учащихся должен
исполнить
четыре
произведения:
отечественную
популярную
песню,
отечественный хит, зарубежную популярную песню или джазовую композицию,
произведение по выбору из пройденного (народную песню, романс, ретро,
классическое произведение, произведение из мюзикла или спектакля).
19
Примерный репертуарный список
1 год обучения
Н.Воккаи Вокализ№1
Н.Воккаи Вокализ №4
И.Брамс «Колыбельная»
В.Моцарт «Колыбельная»
П.Чайковский «Старинная французская песенка»
Г.Гладков «Чунга-чанга»
Е.Крылатов «Крылатые качели»
«Лесной олень»
«Колыбельная медведицы»
А.Зацепин «Волшебник-недоучка»
«Песенка про медведей» из к/ф «Кавказская
пленница»
« Ты слышишь, море»
И.Дунаевский « Песенка о капитане»
В.Шаинский « Улыбка»
« Облака»
« Песенка мамонтенка»
А.Рыбников «Буратино»
« Песенка Красной шапочки»
А.Бабаджанян « Улыбнись»
И.Орехов « Маленький блюз»
20
Л.Марченко « Кискин блюз»
Ж.Колмагорова « Буги-вуги для осьминога»
В.Осошник « Весну звали»
«Ивана купала»
« За окнами дождь»
С. Суэтов « Болотная принцесса»
« Вредная Бетти»
А.Ермолов « Прадедушка»
« Мир, который нужен мне»
Е.Зарицкая «Мамины глаза»
« Три желания»
В.Толмачев « Весенний джаз»
Р.Паулс « Колыбельная»
В.Богданов « В двух шагах от мечты»
Д.Тухманов «Любимый папа»
С.Флаэрти « Вальс Анастасии»
Б.Стоун « А мне бы петь и танцевать»
Второй год обучения
Н.Воккаи Вокализы №№3,6
Ф.Абт Вокализы №№ 2,3
Ц.Кюи «Лунным светом озаренная»
Е.Крылатов « Ласточка»
В.Зацепин « Куда уходит детство»
21
Н.Минков « Дорога добра»
А.Пугачева «Папа купил автомобиль»
Народные песни в современной
аранжировке и обработке «Во поле береза стояла»
«Калинке»
« В сыром бору тропина»
« Ой, то не вечер»
Обр. Лондонова « Травушка-муравушка»
Обр. Леонтовича «Щедрик»
Ф.Маслов «Летела гагара»
В.Осошник «Школьный блюз»
« Лети лето»
А.Ципляускас « Волшебное лукошко»
А.Носков «Птиченька»
А.Морозов «В горнице»
К.Кавалерян «Кружева»
К.Меладзе « Колыбельная»
А.Подлужный /Т.Кароль/ « Нарисую тебе зори»
М.Дунаевский « Лев и брадобрей»
«33 коровы»
«Непогода» из к/ф «Мери Поппинс»
« Веселый ветер»
Д.Тухманов « Аист на крыше»
М.Фрадкин « Красный конь»
22
И.Николаев « Маленькая страна»
Из репертуара К.Ситник «Мама»
И.Янушенко « Папа, мама и джаз»
А.Ольханский « Облака»
В.Челноков « Ты живи, моя Россия»
Ю.Чернявский « Зурбаган »
В.Началов « Письмо к Элле»
Б.Басилая « Арго»
С.Белый « Нон-стоп»
А.Касимова « Южный ветер»
Третий год обучения
Ф. Абт Вокализы
Д. Канконе Вокализы
Л. Афанасьев «Гляжу в озера синие»
М.Таривердиев «Звездная страна»
К. Молчанов «Журавлиная песня»
В. Абаз « Утро туманное»
И. Николаев « Там нет меня»
« Расскажите птицы»
Г.Пономаренко « Отговорила роща золотая
«Тополя»
А. Варламов « На заре ты ее не буди»
Ю. Акулов «Клен»
23
Д. Тухманов « День Победы»
Я. Френкель «Журавли»
М. Блантер « Катюша»
« В лесу прифронтовом»
Г. Петербургский « Синий платочек»
А. Новиков «Смуглянка»
«Эх,дороги»
К. Листов « В землянке»
О. Фельцман «Ландыши»
А. Пахмутова « Хорошие девчата»
«Надежда»
Е.Птичкин «Эхо любви»
Г.Гладков « Луч солнца золотого»
А.Петряшева « Я хочу ,чтобы не было больше войны»
« Мы за мир»
Р.Зонов « Обелиск»
П.Синявский «Тучи в голубом»
Т.Устюжанина « Помни»
Е.Мартынов/А.Дементьев «Баллада о матери»
М Ивасюк « Баллада о мальвах»
Е.Плотникова « О той весне»
Ж.Бичевская « Рисуют мальчики войну»
В.Чупретов « Россия»
И.Резник «Дети войны»
24
Е.Комар « Мир без войны»
Б.Демчук « Мечтай»
Ю.Даведюк « Музыки свет»
М.Фадеев « Белые ангелы»
В.Тюльканов «Как птицей стать»
А.Зацепин « Звенит январская вьюга»
В.Осошник «Спит ангел»
Э.Демитров « Арлекино»
А.Пугачева « Просто»
Четвертый год обучения
Ц.Кюи «Майский день»
А.Даргомыжский «Юноша и дева»
«Мне грустно»
Н. Римский-Корсаков « У моря»
«Не ветер вея с высоты»
П.Чайковский «Легенда»
А.Рубенштейн «Ночь»
С.Рахманинов «Сирень»
«Сон»
М.Глинка « Я помню чудное мгновенье»
«Жаворонок»
«Попутная»
М.Балакирев «Догорает румяный закат»
25
Ф.Шуберт «Ave Maria»
Т.Альбиони «Мгновение»
Дж. Керн «Дым» из мюзикла «Роберта»
К.Портер «Волшебный сон» из мюзикла «Целуй меня,
Кэт»
« Я люблю Париж» из мюзикла «Канкан»
Р.Роджерс «Может быть, однажды» из мюзикла «На юге тихого
океана»
«Мои любимые вещи» из мюзикла «Звуки музыки»
Ф.Лоу «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная Леди»
Дж.Герман « Хелло, Долли» из мюзикла « Хелло, Долли»
«Мэйм» из мюзикла «Мэйм»
Л.Бернстайн «Мария» из мюзикла « Вестсайдская история»
А.Рыбников «Ария звезды» из спектакля «Жизнь и смерть
Хоакина Мурьеты»
М.Дунаевский «Цветные сны»
«Ветер перемен»
«Ах, этот вечер»
И. Дунаевский «Колыбельная из к\ф «Цирк»
И.Крутой « Мама моя»
М.Минков « Спасибо, музыка тебе»
«Старый рояль»
А.Бабаджанян « Верни мне музыку»
Н. Кавалерян « Adagio»
К.Портер «Ночь и день»
26
Ф.Лей « История любви»
П.Маккартни « Yesterday»
« Оh! Darling»
М.Легран «Буду тебя ждать»
Д.Юмен « Помни меня»
М Гудман « I feel good»
Л.Готтвальд «Wrecking Ball»
Дон Блэк «Ben»
Пятый год обучения
А.Бабаджанян «Загадай желание»
В. Стромский «Останусь»
Р. Игнатьев «Икар»
А.Пингина «Кони»
«Ласточка»
А.Бородин « Улетай на крыльях ветра»
И. Матвиенко « Колечко»
« Конь»
Д. Контопулонс «Солнце»
Из реп-ра А.Лорак «Я вернусь»
« Небо-это я»
В.Началов « Угадай мелодию весны»
А.Пугачева «Поднимись над суетой»
27
Б.Стоун « Музыка любви»
Г. Кропивский «Это просто война»
Ю.Паршута « Месяц май»
Из реп-ра О. Кормухиной « Путь»
« Я падаю в небо»
А.Рыбников « Поэма»
Дж. Кандер « Нью-Йорк»
Ш.Дюмон « Non, je ne regrette rien»
М.Кери «Hero»
Э.Ньюли «Feeling Good»
Грузинская народная песня в джазовой обработки
« Сулико»
Г. Милляр « Лунная серенада»
Д. Джобин « Девушка из Ипанемы»
Г.Мансини « Лунная река»
Б.Кемпферт «Странники в ночи»
Р. Уайухорн Ария Мины /Дракула/
Г.Манчини «Moon Rive»
Дж.Хорнер «My heart will go on»
Из реп-ра Э.Фицджеральд «Cheek To Cheek»
«A tisket a tasket» и др.
С.Уандер «Sir Duke»
Д.Ширинг «Lullaby of Birdland »
Спиричуэлс «Go Down Moses»
28
А.Френклин «Think»
Дж.Гершвин «Summertime»
Дж.Стивенс «All of Me»
Песни из репертуара отечественных и зарубежных исполнителей.
29