Автор: Кибешева Людмила Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ООШ с. Карино
Населённый пункт: Слободской район, Кировская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса в соответствии с ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
с. Карино Слободского района Кировской области
Утверждаю
Директор МКОУ ООШ с. Карино
Слободского района
__________________ Хамидуллина Т.В.
Приказ от______20 г.
№ ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
9 КЛАСС
на 2020 - 2021 учебный год
Кибешева Л.А.. учитель русского языка и литерату-
ры первой квалификационной категории
с. Карино 2020 г.
Введение
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» (предметная область «Родной язык и родная
литература») для 9класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования и с учетом Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
(одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г.)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9 классе
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
2
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего
и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
3
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами;
4
12)
формирование
и
развитие
экологического
мышления,
умение
применять
его
в
познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в
процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5)
формирование
навыков
проведения
различных
видов
анализа
слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами
родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
5
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
2. Содержание учебного предмета
№
п/п
Раздел
Содержание изучаемого материала
1
Язык и
речь. Виды
речевой де-
ятельности
Язык как знаковая система. Функции языка. Сущностные характеристики речи. Коммуникативные
стратегии и тактики устного общения: убеждение, похвала, самопрезентация и др. Роль невербаль-
ных компонентов в устной речи. Смысловое чтение. Функциональная грамотность. Виды чтения.
Приемы работы с текстом на этапе предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. Эф-
фективные приемы слушания. Коммуникативные ошибки слушания. Основные методы, способы и
средства получения и переработки информации
2
Текст как
единица
языка и
речи
Текст, основные признаки текста. Композиция текста. Типы текстовых структур: индуктивные, де-
дуктивные и др. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргумен-
тативного типа. Дискуссия как разновидность корректного спора. Структура доказательства: тезис,
аргументы, вывод. Типы аргументов. Правила эффективной аргументации. Прямые и косвенные до-
казательства. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, кри-
тика демонстрации. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Пути разрешения кон-
фликтных ситуаций
3
Функцио-
нальные
разновидно-
сти языка
Понятие функционального стиля. Стилеобразующие факторы. Речь как средство самовыражения,
характеристики человека. Рассказ о событии, «бывальщина». Языковые особенности разговорного
стиля. Невербальные средства в разговорной речи. Молодежный жаргон. Анекдот, шутка. Из исто-
рии русской публицистики. Разновидности и жанры публицистического стиля. Проблемный очерк,
путевые заметки, реклама и др. Создание общеклассной газеты. Стиль как способ самовыражения
автора. Виды информации в тексте. Диалогичность в художественном тексте. Языковые особенно-
сти стиля в условиях многостилевого своеобразия. Эссе. Притча. Афоризмы. Сочинение в жанре
письма другу, дневника. Из истории стиля. Свойства стиля, сфера функционирования, языковые
особенности. Разновидности и жанры научного стиля речи. Статья. Вторичные тексты: реферат, ан-
6
нотация, рецензия и др. Языковые особенности официально-делового стиля речи. Жанровое много-
образие текстов официально-делового стиля. Деловое письмо, его структурные элементы и язы-
ковые особенности. Задачи стилистического анализа, примерная схема. Выполнение стилистическо-
го анализа текста
Редактирование текста. Определение задач редактирования. Использование приемов исправления
текста
4
Язык и
культура
Функции русского языка в современном мире. История развития русского языка. Место русского
языка среди других мировых языков. Богатство и нормированность языка, обладающего длитель-
ной письменной традицией. Популярность русского языка в мире. Развитие языка как объективный
процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. Законы раз-
вития языка. Синхронический и диахронический уровни языка. Лексическое значение слова. Лек-
сико-грамматические группы. Связь лексики с семантикой. Языковая картина мира у разных наро-
дов. Актуальная лексика. Лексикография. Заимствования из славянских и неславянских языков.
Причины заимствований. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка. Стили-
стически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Роль заимствованной лексики в
современном русском языке. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Лекси-
ческие заимствования последних десятилетий. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике. Неологизмы, их группы по сфере употребления и стилистиче-
ской окраске. Окказионализмы. Активные процессы языка: рост словарного состава языка, появле-
ние новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся слов, их стилистическая
переоценка. Национально-культурная специфика и богатство русской фразеологии. Отражение во
фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры. Заимствованные фразеоло-
гизмы. Создание новой фразеологии. Связь исторического развития языка с историей общества. Ис-
торизмы и архаизмы. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом
слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Создание лингвокультуровед-
ческого словаря к художественному тексту. Алгоритм и этапы работы над словарной статьей. Прин-
ципы организации работы со словарем
5
Культура
речи
Признаки нормативности языкового явления. Виды норм. Типы вариантов норм. Из истории культу-
ры речи. Орфоэпические нормы современного русского языка. Стили и темп произношения.
7
Точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов,
омонимов. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функци-
онально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Лексическая сочетаемость слов. Рече-
вая избыточность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости, с речевой избыточностью. Стилистические ошибки. Отражение вариантов лексиче-
ской нормы в современных словарях. Нормы образования и употребления прилагательных в формах
степеней сравнения, в краткой форме. Склонение прилагательных, местоимений‚ порядковых и со-
бирательных количественных числительных. Нарушение морфологической нормы как ошибка и как
средство выразительности. Глаголы 1 лица ед. ч. наст. и будущ. времени с неполной парадигмой,
двувидовые глаголы‚ глаголы в повелительном наклонении. Особенности образования и употребле-
ния причастий и деепричастий. Литературные и разговорные варианты нормы. Нормы управления.
Предложное и беспредложное управление: предлоги благодаря, согласно, вопреки, о‚ по‚ из‚ с и др.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Построение предложений с однород-
ными членами. Согласование сказуемого с подлежащим в числе. Трудные случаи согласования (ко-
личественно-именное сочетание, числительное и существительное, сочетание слов много, сколько,
меньшинство и др.). Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках
6
Речевой
этикет
Из истории русского этикета. Принципы этикетного общения в основе речевого этикета. Русская ре-
чевая манера общения. Стереотипное поведение в стандартных ситуациях, позитивное отношение к
собеседнику. Нормы делового этикета. Соблюдение правил делового этикета. Место и роль невер-
бального общения. Первое впечатление. Особенности национального делового этикета разных
стран. Активные процессы в речевом этикете, возникшие под воздействием СМИ. Речевая агрессия.
Понятие сетикета. Этикет Интернет-переписки, Интернет-дискуссии. Правила информационной без-
опасности при общении в социальных сетях
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Учебно-тематический план
№ п/
Содержание
Кол-во
Из них на раз-
Контрольные ра-
8
п
часов
всего
витие речи
боты
1
Язык и речь. Виды речевой деятельности
1
2
Текст как единица языка и речи
1
3
Функциональные разновидности языка
6
5
1
4
Язык и культура
4
1
5
Культура речи
4
1
Речевой этикет
1
ИТОГО
17
9
№п/
п
Тема урока
Тип
урока
Содержание
урока
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС ООО)
Предметные ре-
зультаты
Метапредметные результаты
Личностные
результаты
Регулятивные
Познаватель-
ные
Коммуника-
тивные
Язык и речь. Виды речевой деятельности
1
Отражение
в русском
языке
культуры и
истории
русского
народа.
Традиции
русского
речевого
общения
Эффектив-
ные прие-
мы чтения
Активное
слушание
реф-
лек-
сии
Язык как зна-
ковая система.
Функции язы-
ка. Сущност-
ные характери-
стики речи.
Коммуникатив-
ные стратегии
и тактики
устного обще-
ния: убежде-
ние, похвала,
самопрезента-
ция и др. Роль
невербальных
компонентов в
устной речи
Осознавать роль
знаковой приро-
ды языка, опреде-
лять функции
языка, понимать
сущность речи и
ее отличие от
языка, владеть
коммуникативны-
ми стратегиями
устной речи,
классифициро-
вать невербаль-
ные компоненты
устной речи и
определять их
роль в процессе
общения
Определять
цели предсто-
ящей индиви-
дуальной и
групповой де-
ятельности,
последова-
тельность дей-
ствий, оцени-
вать достигну-
тые результа-
ты и адекват-
но формули-
ровать их
Добывать
недостающую
информацию с
помощью во-
просов
(познаватель-
ная инициати-
ва), выделять
общий признак
двух или
нескольких
предметов или
явлений и объ-
яснять их
сходство
Проявлять
речевые дей-
ствия, аргу-
ментировать
свое мнение
и оформлять
его словесно
в устных и
письменных
высказыва-
ниях
Идентифика-
ция себя в
качестве гра-
жданина Рос-
сии, субъек-
тивная зна-
чимость ис-
пользования
родного язы-
ка, осознание
и ощущение
личностной
сопричастно-
сти судьбе
российского
народа
реф-
лек-
сии
реф-
лек-
сии
Смысловое чте-
ние. Функцио-
нальная гра-
мотность.
Виды чтения.
Приемы работы
Понимать роль
чтения в жизни
современного че-
ловека, опреде-
лять уровень соб-
ственной функци-
Анализиро-
вать суще-
ствующие и
планировать
будущие об-
разовательные
Преобразовы-
вать текст,
«переводя» его
в другую мо-
дальность, ин-
терпретировать
Создавать
развернутые
высказыва-
ния аналити-
ческого и ин-
терпретиру-
10
с текстом на
этапе предтек-
стовой, тексто-
вой и послетек-
стовой деятель-
ности
Основные ме-
тоды, способы
и средства по-
лучения и пере-
работки инфор-
мации. Эффек-
тивные приемы
слушания. Ком-
муникативные
ошибки слуша-
ния
ональной грамот-
ности, владеть
разными видами
и приемами чте-
ния, эффективно
работать с тек-
стом на различ-
ных этапах тек-
стовой деятельно-
сти
Получать и обра-
батывать инфор-
мацию разными
способами, вла-
деть приемами
активного слуша-
ния, анализиро-
вать и исправлять
ошибки слуша-
ния, не допускать
таких ошибок в
собственной речи
результаты;
фиксировать и
анализировать
динамику соб-
ственных об-
разовательных
результатов
Соотносить
свои действия
с планируе-
мыми ре-
зультатами,
осу-ществлять
контроль сво-
ей деятельно-
сти в процессе
достижения
результата
текст, критиче-
ски оценивать
содержание и
форму текста
Устанавливать
причинно-след-
ственные связи,
выбирать осно-
вания и крите-
рии для сравне-
ния, сери-ации,
классифика-
ции объектов
ющего ха-
рактера, об-
суждать про-
читанное
Владеть
разными ви-
дами слуша-
ния (выбо-
рочным,
ознакоми-
тельным, де-
тальным),
организовы-
вать деятель-
ность в груп-
пе
Формирова-
ние ответ-
ственного от-
ношения к
учению, ува-
жения к ум-
ственному
труду, фор-
мирование
стартовой
мотивации к
изучению
нового мате-
риала
Понимание
места родно-
го языка в
11
системе гу-
манитарных
наук и его
роли в об-
разовании в
целом
Текст как единица языка и речи
2
Компози-
ционные
особенно-
сти текста.
Аргумента-
ция речи.
Опровер-
жение ар-
гумента-
ции
реф-
лек-
сии
Текст, основ-
ные признаки
текста. Компо-
зиция текста.
Типы тексто-
вых структур:
индуктивные,
дедуктивные и
др. Заголовки
текстов, их
типы. Инфор-
мативная функ-
ция заголовков.
Тексты аргу-
ментативного
типа
Дискуссия как
разновидность
корректного
спора. Структу-
ра доказатель-
ства: тезис, ар-
гументы, вы-
вод. Типы аргу-
Устанавливать
причинно-след-
ственные отноше-
ния, логические
связи между абза-
цами и частями
текста; анализи-
ровать прослу-
шанный или про-
читанный текст с
точки зрения его
композиционных
особенностей, ко-
личества микро-
тем, основных
типов текстовых
структур, объяс-
нять значение за-
головков
Определять
специфику
дискуссии как
вида спора,
создавать устные
Оценивать
продукт своей
деятельности
по заданным
и/или само-
стоятельно
определенным
критериям в
соответствии
с целью дея-
тельности; на-
блюдать и
анализировать
свою деятель-
ность и дея-
тельность дру-
гих в процессе
взаимопро-
верки
Обосновывать
достижимость
цели выбран-
ным способом
на основе
Извлекать ин-
формацию из
различных ис-
точников,
включая СМИ
и Интернет,
анализировать,
сравнивать и
классифициро-
вать факты и
явления, преоб-
разовывать мо-
дели
Адекватно
понимать ин-
формацию
устного и
письменного
сообщения с
учетом ком-
муникатив-
ной установ-
ки, темы,
главной мыс-
ли, основной
и дополни-
тельной ин-
формации
Владеть раз-
личными ви-
дами моно-
лога и диало-
га, корректно
участвовать
в спорах, об-
суждениях
актуальных
Использова-
ние родного
языка как
средства по-
лучения зна-
ний по дру-
гим учебным
предметам,
формирова-
ние положи-
тельной
мотивации к
учению
откры
тия
ново-
го
зна-
ния
откры
тия
ново-
го
зна-
Устанавливать
взаимосвязь
описанных в
тексте собы-
тий, явлений,
процессов;
строить доказа-
тельство (пря-
мое, косвен-
ное), приводить
аргументы
Освоение на-
циональных
ценностей,
традиций,
культуры,
доброжела-
тельное от-
ношение к
окружаю-
щим, любовь
к Родине
12
ния
ментов. Прави-
ла эффектив-
ной аргумента-
ции. Прямые и
косвенные до-
казательства
Способы опро-
вержения дово-
дов оппонента:
критика тезиса,
аргументов, де-
монстрации.
Корректные и
некорректные
приёмы веде-
ния спора.
Пути разреше-
ния конфликт-
ных ситуаций
и письменные
тексты
аргументативного
типа с
использованием
различных
способов
аргументации,
давать оценку
причин
неэффективной
аргументации в
учебно-научном
общении
Владеть
способами
опровержения
доводов
оппонента,
применять в
споре правила
корректного
речевого
поведения,
определять пути
разрешения
конфликтных
ситуаций
оценки вну-
тренних ре-
сурсов и до-
ступных
внешних ре-
сурсов
Оценивать
правильность
выполнения
учебной зада-
чи, собствен-
ные возмож-
ности ее ре-
шения; соот-
носить реаль-
ные и плани-
руемые ре-
зультаты
и делать выво-
ды
разных типов
Владеть прие-
мами система-
тизации, ис-
пользовать
самостоятельно
найденный ма-
териал; преоб-
разовывать тек-
стовую инфор-
мацию с помо-
щью знаково-
символических
структур
тем с исполь-
зованием
различных
средств аргу-
ментации
Коммуника-
тивно целе-
сообразно
взаимодей-
ствовать с
товарищами
в процессе
речевого об-
щения, вы-
полнения
совместной
деятельности
Осознанное,
уважитель-
ное и добро-
желательное
отношение к
другому че-
ловеку, его
мнению,
мировоззре-
нию, культу-
ре, языку,
вере, гра-
жданской по-
зиции
Функциональные разновидности языка
3
РР Разго-
реф-
Понятие функ-
Определять
Развивать
Выбирать
Свободно,
Устойчивый
13
ворная
речь
лек-
сии
ционального
стиля. Стилеоб-
разующие фак-
торы. Речь как
средство само-
выражения, ха-
рактеристики
человека.
Рассказ о собы-
тии. Языковые
особенности
разговорного
стиля. Невер-
бальные сред-
ства в разго-
ворной речи.
Молодежный
жаргон. Анек-
дот, шутка
стилеобразующие
факторы
функциональных
стилей речи,
понимать речь
как средство
характеристики
человека,
анализировать и
моделировать
ситуации
разговорной речи,
подбирать
примеры
молодежного
жаргона,
анекдотов, шуток,
участвовать в
дискуссии об
употреблении
молодежного
жаргона
мотивы и ин-
тересы своей
познаватель-
ной деятель-
ности; прини-
мать решение
в учебной си-
туации и не-
сти за него от-
ветственность
смыс-ловые
единицы текста
и устана-вли-
вать отноше-
ния между
ними;
объединять
предметы и яв-
ления в группы
по определен-
ным призна-
кам, сравни-
вать,
классифициро-
вать и обоб-
щать факты и
явления
правильно из-
лагать свои
мысли в уст-
ной и пись-
менной фор-
ме, соблюдая
нормы по-
строения тек-
ста; находить
общее реше-
ние и разре-
шать кон-
фликты на
основе согла-
сования пози-
ций и учета
интересов
познаватель-
ный интерес
и становле-
ние смысло-
образующей
функции по-
знавательно-
го мотива,
оценивание
ситуации на
уроке с точ-
ки зрения
важности об-
разования
4
РР Публи-
цистиче-
ский стиль
реф-
лек-
сии
Из истории
русской публи-
цистики. Разно-
видности и
жанры публи-
цистического
стиля.
Проблемный
очерк, путевые
Осуществлять
анализ и создание
текстов
публицистически
х жанров
(проблемный
очерк, рекламные
объявления и др.),
различать жанры
Находить, в
том числе из
предложен-
ных вариан-
тов, условия
для выполне-
ния учебной и
познаватель-
ной задачи
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции ана-
лиза, синтеза,
сравнения,
классифика-
ции, устанавли-
вать причинно-
Высказывать
и обосновы-
вать свою
точку зрения,
определять
роли в сов-
местной дея-
тельности,
играть опре-
Формирова-
ние знания о
взаимосвязи
русского
языка с
культурой и
историей
России и
мира, осозна-
14
заметки, рекла-
ма и др. Созда-
ние общекласс-
ной газеты
публицистическо
го стиля,
принимать
участие в
групповом
проекте по
созданию
общеклассной
газеты
следственные
связи, делать
обобщения, вы-
воды
деленную
роль в груп-
пе
ние того, что
язык – пока-
затель
культуры че-
ловека
5
РР Язык
художе-
ственной
литературы
реф-
лек-
сии
Стиль как
способ самовы-
ражения авто-
ра. Виды ин-
формации в
тексте. Диало-
гичность в ху-
дожественном
тексте. Язы-
ковые особен-
ности стиля в
условиях
многостилевого
своеобразия.
Эссе. Притча.
Афоризмы. Со-
чинение в жан-
ре письма дру-
гу, дневника
Находить и
анализировать
фактуальную,
подтекстовую и
концептуальную
информацию в
тексте,
комментировать
позицию автора,
различать жанры,
описывать
стилевые
особенности
художественных
текстов,
осуществлять
интерпретацию и
создание текстов
разных жанров
(притча, эссе и
др.)
Идентифици-
ровать соб-
ственные
проблемы и
выделять
главную
проблему;
самостоятель-
но определять
причины свое-
го успеха или
неуспеха и на-
ходить спосо-
бы выхода из
ситуации
неуспеха
Вербализовать
эмоциональное
впечатление,
оказанное на
него источни-
ком; вычиты-
вать информа-
цию, представ-
ленную в фор-
ме таблицы; из-
влекать фа-
культативную
информацию из
текстов, содер-
жащих теоре-
тические сведе-
ния
Использовать
соответству-
ющие язы-
ковые сред-
ства для
отображения
в форме рече-
вых высказы-
ваний чувств,
мыслей, по-
буждений и
других со-
ставляющих
внутреннего
мира
Развитие
эстетическо-
го сознания
через освое-
ние художе-
ственного
наследия на-
родов России
и мира, твор-
ческой дея-
тельности
эстетическо-
го характера
6
РР Науч-
реф-
Из истории
Определять
Определять
Выполнять
Определять
Освоение со-
15
ный стиль
речи
лек-
сии
стиля. Свой-
ства стиля, сфе-
ра функциони-
рования, язы-
ковые особен-
ности. Разно-
видности и
жанры научно-
го стиля. Ста-
тья. Вторичные
тексты: рефе-
рат, аннотация,
рецензия и др.
тексты научного
стиля по сфере
функционировани
я и языковым
особенностям,
различать
разновидности и
жанры,
оформлять
учебно-научный
текст в
письменной
форме и
представлять его
в устной форме
способы дей-
ствий
в рамках
предложен-
ных условий и
требований,
корректиро-
вать свои дей-
ствия в соот-
ветствии с из-
меняющейся
ситуацией
учебно-позна-
ватель-ные дей-
ствия в матери-
ализованной и
умственной
форме; преоб-
разовывать мо-
дели с целью
выявления об-
щих законов,
определяющих
данную пред-
метную об-
ласть
свои дей-
ствия и дей-
ствия партне-
ра, которые
способство-
вали или пре-
пятствовали
продуктив-
ной коммуни-
кации
циальных
норм, правил
поведения,
ролей и форм
социальной
жизни в
группах и со-
обществах
7
РР Офици-
ально-
деловой
стиль речи
реф-
лек-
сии
Языковые осо-
бенности офи-
циально-дело-
вого стиля
речи. Жанровое
многообразие
текстов офици-
ально-делового
стиля. Деловое
письмо, его
структурные
элементы и
языковые осо-
бенности
Называть
языковые
особенности
официально-
делового стиля,
различать жанры
деловых
документов и
определять их
специфику,
составлять
деловые письма,
объявления и
другие деловые
документы с
учетом речевой
Обосновывать
и осуще-
ствлять выбор
наиболее эф-
фективных
способов ре-
шения учеб-
ных и позна-
вательных за-
дач
Строить рассу-
ждение от об-
щих законо-
мерностей к
частным явле-
ниям и от част-
ных
явлений к об-
щим законо-
мерностям
Строить по-
зитивные от-
ношения в
процессе
учебной и по-
знавательной
деятельности;
предлагать
альтернатив-
ное решение
в конфликт-
ной ситуации
Готовность и
способность
вести диалог
с другими
людьми и до-
стигать в нем
взаимопони-
мания
16
ситуации
8
Контроль-
ная работа
по теме
«Стилисти-
ческий ана-
лиз текста»
разви-
ваю-
щего
контр
оля
Задачи стили-
стического ана-
лиза, пример-
ная схема. Вы-
полнение сти-
листического
анализа текста
Составлять схему
стилистического
анализа, выпол-
нять стилистиче-
ский анализ, пи-
сать текст задан-
ного стиля и жан-
ра
Планировать
и корректиро-
вать свою ин-
дивидуальную
образователь-
ную траекто-
рию; сверять
свои действия
с целью
Объяснять яв-
ления, процес-
сы, связи и от-
ношения, выяв-
ляемые в ходе
исследователь-
ской деятель-
ности; коммен-
тировать, дета-
лизируя или
обобщая
Сопоставлять
и сравнивать
речевые вы-
сказывания с
точки зрения
их содержа-
ния, стили-
стических
особенностей
и языковых
средств
Понимание
определяю-
щей роли
родного язы-
ка в развитии
интеллекту-
альных,
творческих
способно-
стей и мо-
ральных ка-
честв лично-
сти
Язык и культура
9
Междуна-
родное зна-
чение рус-
ского язы-
ка
Русский
язык как
развиваю-
щееся яв-
ление
откры
тия
ново-
го
зна-
ния
откры
тия
ново-
го
зна-
ния
Функции рус-
ского языка в
современном
мире, история
его развития.
Место русского
языка среди
других миро-
вых языков.
Богатство и
нормирован-
ность языка,
обладающего
длительной
письменной
традицией. По-
Осознавать роль
русского родного
языка в жизни
человека,
общества и
государства, в
современном
мире; на основе
критериев
относить русский
язык к одному из
мировых,
определять
национальное
своеобразие,
богатство,
Устанавли-
вать связь
между полу-
ченными ха-
рактеристика-
ми продукта и
процесса дея-
тельности;
заявлять целе-
вые ориенти-
ры, ставить
задачи и
предлагать
действия
Выдвигать
версии реше-
Определять об-
стоятельства,
которые пред-
шествовали
возникновению
связи между
явлениями, из
этих обстоя-
тельств выде-
лять определя-
ющие, способ-
ные быть при-
чиной данного
явления, выяв-
лять причины и
следствия явле-
Адекватно
выражать
свое отноше-
ние к фактам
и явлениям
окружающей
действитель-
ности, к про-
читанному,
прослушан-
ному, увиден-
ному
Договари-
ваться о пра-
вилах и во-
просах для
Формирова-
ние компе-
тенций ана-
лиза, проек-
тирования,
рефлексии
изменений,
способов вза-
имовыгодно-
го сотрудни-
чества и реа-
лизации соб-
ственного
лидерского
потенциала
Идентич-
17
пулярность
русского языка
в мире
Развитие языка
как объектив-
ный процесс.
Общее пред-
ставление о
внешних и вну-
тренних факто-
рах языковых
изменений. За-
коны развития
языка. Синхро-
нический и
диахрониче-
ский уровни
языка
выразительность
русского родного
языка
Понимать
взаимосвязь
развития языка с
историей
общества,
определять
причины
языковых
изменений
(события и
изменения в
обществе,
развитие науки и
техники, влияние
других языков),
характеризовать
законы развития
языка и уровни,
приводить
примеры
языковых
явлений
ния пробле-
мы, формули-
ровать гипоте-
зы, предвос-
хищать
конечный ре-
зультат
ний
Создавать вер-
бальные и ин-
формационные
модели с выде-
лением
существенных
характеристик
объекта для
определения
способа реше-
ния задачи в
соответствии
с ситуацией
обсуждения в
соответствии
с поставлен-
ной
перед груп-
пой задачей,
делать оце-
ночный вы-
вод о дости-
жении цели
коммуника-
ции
ность чело-
века с рос-
сийской
многонацио-
нальной
культурой,
сопри-
частность ис-
тории наро-
дов и госу-
дарств, нахо-
дившихся на
территории
современной
России
10
Системная
организа-
ция лекси-
ки русско-
го языка
откры
тия
ново-
го
зна-
ния
Лексическое
значение слова.
Лексико-грам-
матические
группы. Связь
лексики с се-
Иметь
представление о
структурных
компонентах
лексики русского
языка, правильно
Определять
необходимые
действия в со-
ответствии с
учебной и по-
знавательной
Выявлять и на-
зывать причи-
ны события, яв-
ления, в том
числе возмож-
ные причины и
Определять
задачу ком-
муникации и
в соответ-
ствии с ней
отбирать ре-
Способность
к эмоцио-
нально-
ценностному
освоению
мира, само-
18
мантикой. Язы-
ковая картина
мира у разных
народов. Акту-
альная лексика.
Лексикография
определять
лексическое
значение слова,
классифицироват
ь слова с позиций
стилистики и
сферы
употребления,
использовать
словари разных
типов, в том
числе
мультимедийные
задачей и со-
ставлять алго-
ритм их вы-
полнения
последствия за-
данной причи-
ны, самостоя-
тельно осуще-
ствляя
причинно-след-
ственный ана-
лиз
чевые сред-
ства,
корректно и
аргументиро-
ванно отстаи-
вать свою
точку зрения
выражению
и ориентации
в художе-
ственном и
нравствен-
ном про-
странстве
культуры
Лексиче-
ские заим-
ствования
как ре-
зультат
взаимодей-
ствия на-
циональ-
ных
культур
Особенно-
сти освое-
ния ино-
язычной
лексики в
современ-
ном рус-
ском языке
реф-
лек-
сии
реф-
лек-
сии
Заимствования
из славянских и
неславянских
языков. Причи-
ны заимствова-
ний.
Роль старосла-
вянизмов в раз-
витии русского
литературного
языка. Стили-
стически ней-
тральные,
книжные, уста-
ревшие старо-
славянизмы
Роль заимство-
ванной лексики
Распознавать за-
имствованные
слова по опреде-
ленным призна-
кам, давать харак-
теристику заим-
ствованных слов
по языку-источ-
нику и времени
вхождения; рас-
познавать старо-
славянизмы и
определять их
стилистическую
окраску
Объяснять роль
заимствованной
лексики в
Определять
совместно со
сверстниками
критерии пла-
нируемых ре-
зультатов и
критерии
оценки своей
учебной дея-
тельности
Определять
критерии пра-
вильности,
корректности
выполнения
учебной зада-
чи; опреде-
лять, какие
Устанавливать
причинно-след-
ственные связи,
строить логиче-
ское рассужде-
ние, умозаклю-
чение и делать
выводы
Использовать
механизм нахо-
ждения и про-
верки, работать
по алгоритму
решения зада-
чи, приводить
объяснение с
изменением
формы пред-
Отбирать и
использовать
речевые сред-
ства в про-
цессе комму-
никации, в
дискуссии
выдвигать
контраргу-
менты, пере-
фразировать
свою мысль,
владея меха-
низмом экви-
валентных за-
мен
Принимать
позицию со-
Осознанное,
уважитель-
ное и добро-
желательное
отношение к
истории,
культуре,
традициям,
языкам,
ценностям
народов Рос-
сии и наро-
дов мира
Понимание
родного язы-
ка как одной
из основных
нацио-
19
в современном
русском языке.
Употребление
иноязычных
слов как
проблема
культуры речи.
Лексические
заимствования
последних де-
сятилетий.
Иноязычная
лексика в раз-
говорной речи,
дисплейных
текстах, совре-
менной публи-
цистике
современном
русском языке;
иметь общее
представление об
особенностях
освоения
иноязычной
лексики;
определять
значения
лексических
заимствований
последних
десятилетий;
целесообразно
употреблять
иноязычные
слова в
собственной речи
действия по
решению
учебной зада-
чи привели к
получению
имеющегося
продукта
учебной дея-
тельности
ставления
беседника,
различать в
его речи мне-
ние и аргу-
менты, зада-
вать вопросы
для установ-
ления диало-
гических от-
ношений,
проявлять ре-
чевую иници-
ативу
нально-
культурных
ценностей
русского на-
рода, его зна-
чения в про-
цессе полу-
чения школь-
ного образо-
вания
11
«Неологи-
ческий
бум» в
современ-
ном рус-
ском язы-
кеУстарев-
шие слова
как живые
свидетели
истории
откры
тия
ново-
го
зна-
ния
реф-
лек-
сии
реф-
лек-
Неологизмы,
их группы по
сфере употреб-
ления и стили-
стической
окраске. Окка-
зионализмы.
Активные про-
цессы языка:
рост словарно-
го состава язы-
Определять зна-
чения современ-
ных неологизмов,
характеризовать
их по сфере упо-
требления и сти-
листической
окраске, находить
в художествен-
ных текстах ав-
торские неологиз-
Ставить цель
деятельности
на основе
определенной
проблемы и
существую-
щих возмож-
ностей, заяв-
лять целевые
ориентиры,
ставить задачи
Осуществлять
поиск и выде-
ление необхо-
димой инфор-
мации, заме-
нять термины
определения-
ми, выделять
объекты и про-
цессы с точки
зрения целого и
Выделять об-
щую точку
зрения в дис-
куссии; дого-
вариваться о
правилах и
вопросах для
обсуждения в
соответствии
с поставлен-
ной
Готовность и
способность
обучающих-
ся к самораз-
витию и
самообразо-
ванию на
основе моти-
вации к обу-
чению и по-
знанию
20
Богатство
русской
фразеоло-
гии
Лингво-
культуро-
ведческий
словарь
сии
обще-
мето-
доло-
гиче-
ский
напра
влен-
ности
ка, появление
новых слов, из-
менение значе-
ний и пере-
осмысление
имеющихся
слов, их стили-
стическая
переоценка
Национально-
культурная
специфика и
богатство рус-
ской фразеоло-
гии. Отражение
во фразеологии
обычаев, тради-
ций, быта, ис-
торических со-
бытий, культу-
ры. Заимство-
ванные фразео-
логизмы.
Создание но-
вой фразеоло-
гии
Связь истори-
ческого разви-
тия языка с ис-
торией обще-
ства. Историз-
мы, определять
возможные труд-
ности использова-
ния неологизмов
в речи (трансфор-
мация значений,
изменение лекси-
ческой сочетае-
мости и др.)
Истолковывать
значения
фразеологических
оборотов, в том
числе с
национально-
культурным
компонентом
значения;
комментировать
историю
происхождения
фразеологизмов,
уместно
употреблять
фразеологизмы в
современных
ситуациях
речевого общения
Определять
значения
устаревших слов
и предлагать
действия
Работая по
своему плану,
вносить кор-
рективы в те-
кущую дея-
тельность на
основе анали-
за изменений
ситуации для
получения за-
планирован-
ных характе-
ристик ре-
зультата
частей
Создавать, при-
менять и
преобразовы-
вать знаковые
структуры для
решения учеб-
ных и познава-
тельных задач;
осуществлять
конструирова-
ние текста с
перспективой
самодиагности-
ки результатов
перед груп-
пой задачей
Устранять в
рамках диа-
лога разрывы
в коммуника-
ции, обуслов-
ленные
непонимани-
ем/неприяти-
ем со сторо-
ны собесед-
ника задачи,
формы или
содержания
диалога
Потребность
сохранить
чистоту рус-
ского языка
как явления
националь-
ной культу-
ры; стремле-
ние к речево-
му самосо-
вершенство-
ванию
Систематизи-
ровать (в том
числе выби-
рать приори-
тетные) крите-
рии планируе-
мых результа-
тов и оценки
своей деятель-
ности
Формулиро-
вать учебные
задачи как
шаги достиже-
ния постав-
Определять по-
нятия, созда-
вать обобще-
ния, устанавли-
вать аналогии,
классифициро-
вать, самостоя-
тельно выби-
рать основания
и критерии для
классификации
Свободно поль-
зоваться слова-
рями разных
типов, справоч-
Организовы-
вать учебное
взаимодей-
ствие в груп-
пе, опреде-
лять общие
цели, распре-
делять роли,
договаривать-
ся друг с дру-
гом
Создавать
письменные
оригиналь-
ные тексты с
Осознание
эстетической
ценности
русского
языка; ува-
жительное
отношение к
родному язы-
ку, гордость
за него
Интерес к со-
зданию соб-
ственного
текста, до-
статочный
21
мы и архаизмы.
Перераспреде-
ление пластов
лексики между
активным и
пассивным
запасом. Актуа-
лизация уста-
ревшей лекси-
ки в новом ре-
чевом контек-
сте
Создание линг-
вокультуровед-
ческого слова-
ря к художе-
ственному тек-
сту. Алгоритм
и этапы работы
над словарной
статьей. Прин-
ципы организа-
ции работы со
словарем
с национально-
культурным
компонентом;
понимать
причины
изменений в
словарном
составе языка,
различать
устаревшие слова
с новым
значением
(губернатор,
диакон, ваучер,
агитационный
пункт,
большевик, колхоз
и т.п.).
Анализировать и
интерпретировать
художественный
текст на ассоциа-
тивном, словар-
ном и контексту-
ально-метафори-
ческом уровнях,
оформлять сло-
варную статью в
соответствии с
требованиями
жанра
ленной цели
деятельности
ной литерату-
рой, в том чис-
ле на электрон-
ных носителях
использова-
нием
необходимых
речевых
средств, пи-
сать словар-
ную статью
словарный
запас, сво-
бодное выра-
жение чувств
и мыслей
22
12
Защита
проекта
разви-
ваю-
щего
контр
оля
Представление
индивидуаль-
ных и/или
групповых дол-
госрочных
проектов. Ис-
пользование
презентаций.
Экспертиза
проектной дея-
тельности
Исследовать и
анализировать
важные современ-
ные проблемы
родного языка,
создавать текст
как результат
проектной дея-
тельности, высту-
пать публично,
оценивать вы-
ступления од-
ноклассников
Составлять
план решения
проблемы и
следовать ему
при осуще-
ствлении
проектной де-
ятельности,
выполнять
экспертизу
продукта
Владеть прие-
мами отбора и
систематизации
материала, ве-
сти самостоя-
тельный поиск
информации,
преобразовы-
вать, сохранять
и представлять
информацию
Использовать
средства ло-
гической свя-
зи для выде-
ления
смысловых
блоков пуб-
личной речи,
выступать
перед аудито-
рией сверст-
ников
Способность
к самооценке
на основе на-
блюдения за
собственной
и чужой ре-
чью
Культура речи
13
Нормы
культуры
речи в
современ-
ном обще-
стве
Синонимы,
антонимы,
омонимы и
паронимы
Основные
лексиче-
ские нор-
мы совре-
менного
русского
литератур-
реф-
лек-
сии
реф-
лек-
сии
реф-
лек-
сии
Признаки нор-
мативности
языкового яв-
ления. Виды
норм. Типы ва-
риантов норм.
Из истории
культуры речи.
Орфоэпические
нормы совре-
менного рус-
ского языка.
Стили и темп
произношения
Смысловые‚ ст
илистические
особенности
Анализировать
чужую и
собственную речь
с точки зрения
норм
современного
русского
литературного
языка; различать
варианты
орфоэпической и
акцентологическо
й нормы;
употреблять
слова с учётом
стилистических
вариантов и
Обосновывать
целевые ори-
ентиры и при-
оритеты ссыл-
ками на
ценности, ука-
зывая и
обосновывая
логическую
последова-
тельность ша-
гов
Отбирать
инструменты
для оценива-
ния своей дея-
тельности,
Самостоятель-
но указывать
на информа-
цию, нуждаю-
щуюся в про-
верке, предла-
гать и приме-
нять способ
проверки до-
стоверности
информации
Использовать
информацию с
учетом этиче-
ских норм,
определять ло-
гические связи
Осознанно
использовать
речевые сред-
ства в соот-
ветствии с за-
дачей
коммуника-
ции для выра-
жения своих
чувств, мыс-
лей и потреб-
ностей, для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности
Осознание
важности
соблюдения
норм совре-
менного рус-
ского литера-
турного язы-
ка для
культурного
человека
Формирова-
ние ответ-
ственности
за языковую
культуру как
общечелове-
ческую
23
ного языка
употребления
синонимов, ан-
тонимов, омо-
нимов.
Смысловые
различия, ха-
рактер лексиче-
ской сочетае-
мости, способы
управления,
функцио-
нально-стиле-
вая окраска и
употребление
паронимов в
речи
Лексическая
сочетаемость
слов. Речевая
избыточность.
Тавтология.
Плеоназм.
Типичные
ошибки‚ свя-
занные с нару-
шением лекси-
ческой сочетае-
мости, с рече-
вой избыточно-
стью. Стили-
стические
темпа речи
Соблюдать в речи
нормы
употребления
синонимов‚ антон
имов‚ омонимов‚
паронимов, в том
числе с учетом
стилистических
вариантов,
осознавать
смыслоразличите
льную роль
ударения на
примере
омографов,
выявлять и
исправлять
типичные
речевые ошибки
Правильно выби-
рать слова, макси-
мально соответ-
ствующие обозна-
чаемому ими
предмету или яв-
лению; употреб-
лять слово в соот-
ветствии с лекси-
ческим значением
и требованием
осуществлять
самоконтроль
своей деятель-
ности в рам-
ках предло-
женных усло-
вий и требова-
ний
Самостоятель-
но планиро-
вать пути до-
стижения це-
лей, в том
числе альтер-
нативные,
осознанно вы-
бирать наибо-
лее эффектив-
ные способы
решения учеб-
ных и позна-
вательных за-
дач
между предме-
тами или явле-
ниями, обозна-
чать данные ло-
гические связи
с помощью зна-
ков
Делать вывод
на основе кри-
тического ана-
лиза разных то-
чек зрения,
подтверждать
вывод соб-
ственной аргу-
ментацией или
самостоятельно
полученными
данными
Владеть
диало-гиче-
ской и мо-
нологической
формами
речи в соот-
ветствии с ре-
чевыми нор-
мами, обме-
ниватьсязна-
ниями между
членами
группы для
принятия эф-
фективных
совместных
решений
Использовать
в речи актив-
ный и потен-
циальный
словарный
запас, грам-
матические
средства для
свободного
выражения
мыслей и
чувств на
родном языке
адекватно си-
ценность
Осознанное
расширение
своей рече-
вой практи-
ки, развитие
культуры ис-
пользования
русского
языка,
способности
оценивать
свои язы-
ковые уме-
ния, плани-
ровать и осу-
ществлять их
совершен-
ствование
24
ошибки. Отра-
жение вариан-
тов лексиче-
ской нормы в
современных
словарях
лексической соче-
таемости; опозна-
вать частотные
примеры тавтоло-
гии и плеоназма;
различать стили-
стические вариан-
ты лексической
нормы
туации и сти-
лю общения
14
Морфоло-
гические
нормы упо-
требления
имен при-
лагатель-
ных, чис-
лительных
и место-
имений
Морфоло-
гические
нормы упо-
требления
глаголов и
глагольных
форм
реф-
лек-
сии
реф-
лек-
сии
Нормы образо-
вания и упо-
требления при-
лагательных в
формах степе-
ней сравнения,
в краткой фор-
ме. Склонение
прилагатель-
ных, местоиме-
ний‚ поряд-
ковых, собира-
тельных и ко-
личественных
числительных.
Нарушение
морфологиче-
ской нормы как
ошибка и как
средство выра-
зительности
Глаголы 1 лица
Правильно упо-
треблять грамма-
тические формы
имен прилага-
тельных в формах
степеней сравне-
ния‚ в краткой
форме, местоиме-
ния‚ порядковые,
количественные и
собирательные
числительные;
определять ти-
пичные грамма-
тические ошибки
в речи, характери-
зовать случаи на-
рушения норм с
позиций стили-
стики
Осуществлять
словоизменение
Выбирать из
предложен-
ных вариантов
и самостоя-
тельно искать
ресурсы для
решения задач
и достижения
цели; фор-
мировать си-
туацию само-
регуляции
эмоциональ-
ных и функци-
ональных со-
стояний
Анализиро-
вать и обосно-
вывать при-
менение соот-
ветствующего
инструмента-
Излагать полу-
ченную инфор-
мацию, интер-
претируя ее в
контексте ре-
шаемой задачи;
строить модель
на основе усло-
вий задачи и/
или способа ее
решения
Предполагать,
какая информа-
ция нужна для
решения пред-
метной учеб-
ной задачи;
переводить
многоаспект-
ную информа-
цию из графи-
ческого или
Выражать
свое отноше-
ние к фактам
и явлениям
окружающей
действитель-
ности, аргу-
ментировать
свою точку
зрения, вла-
деть разными
видами чте-
ния
Представлять
конкретное
содержание и
сообщать его
в устной и
письменной
форме, прояв-
лять сдержан-
Стремление
к речевому
самосоверше
нствованию;
осознание
своей
ответственно
сти за
языковую
культуру как
общечеловеч
ескую
ценность
Формирова-
ние нрав-
ственных
чувств и
нравственно-
го поведе-
ния, осознан-
ного и ответ-
ственного от-
25
ед. ч. наст. и
будущ. време-
ни с неполной
парадигмой,
двувидовые
глаголы‚ глаго-
лы в повели-
тельном накло-
нении. Особен-
ности употреб-
ления прича-
стий и деепри-
частий. Литера-
турные и разго-
ворные вариан-
ты нормы
отдельных форм
глаголов 1 лица
ед. ч. наст. и бу-
дущ. времени,
формообразова-
ние глаголов со-
вершенного и не-
совершенного
вида‚ глаголов в
повелительном
наклонении, пра-
вильно образовы-
вать и употреб-
лять глагольные
формы
рия для вы-
полнения
учебной зада-
чи; конструи-
ровать прак-
тико-ориенти-
рованный ал-
горитм реше-
ния учебной
задачи и сле-
довать ему
формализован-
ного представ-
ления в тексто-
вое, и наоборот
ность, вежли-
вость, пози-
тивное отно-
шение к собе-
седнику в
стандартных
ситуациях
ношения к
собственным
поступкам
15
Синтакси-
ческие
нормы
современ-
ного рус-
ского ли-
тературно-
го языка
реф-
лек-
сии
Нормы управ-
ления.
Предложное и
беспредложное
управление:
предлоги
благодаря, со-
гласно, вопре-
ки, о‚ по‚ из‚ с
и др. Нормы
употребления
причастных и
деепричастных
оборотов. По-
строение
Правильно
употреблять
существительные
и числительные с
производными и
непроизводными
предлогам,
распознавать
ошибки в
построении
предложений с
причастным и
деепричастным
оборотами, с
однородными
Оценивать
свою деятель-
ность, аргу-
ментируя при-
чины дости-
жения или от-
сутствия пла-
нируемого ре-
зультата; осу-
ществлять вза-
имопроверку
и самопро-
верку
Определять
потенциаль-
Восстанавли-
вать предмет-
ную ситуацию,
описанную в
задаче, путем
переформули-
рования; выде-
лять информа-
ционный ас-
пект задачи,
оперировать
данными, ис-
пользовать мо-
дель решения
задачи
Высказывать
и обосновы-
вать мнение и
запрашивать
мнение парт-
нера в
рамках диа-
лога; пред-
ставлять в
устной или
письменной
форме раз-
вернутый ал-
горитм соб-
ственной
Формирова-
ние устойчи-
вого интере-
са к творче-
ской деятель-
ности, прояв-
ление креа-
тивных
способно-
стей
Доброжела-
тельное от-
ношение к
окружаю-
щим, готов-
26
предложений с
однородными
членами
Согласование
сказуемого с
подлежащим в
числе. Трудные
случаи согласо-
вания (количе-
ственно-имен-
ное сочетание,
числительное и
существитель-
ное, сочетание
слов много,
сколь-ко, мень-
шинство и др.).
Типичные
ошибки в по-
строении слож-
ных предложе-
ний. Отраже-
ние вариантов
грамматиче-
ской нормы в
грамматиче-
ских словарях и
справочниках
членами,
исправлять
ошибки в речи
Правильно
согласовывать
сказуемое с
подлежащим, в
том числе в
трудных случаях;
конструировать
сложные
предложения
разных видов;
различать
варианты
синтаксической
нормы‚ обусловле
нные
грамматической
синонимией
словосочетаний‚
простых и
сложных
предложений;
использовать
ресурсы
грамматической и
лексической
синонимии в речи
с учетом
смысловых и
ные затрудне-
ния при реше-
нии учебной и
познаватель-
ной задачи и
находить
средства для
их устране-
ния; опреде-
лять, какие
действия по
решению
учебной зада-
чи или
параметры
этих действий
привели к по-
лучению име-
ющегося про-
дукта учебной
деятельности
Осуществлять
взаимодействие
с электронны-
ми поисковыми
системами,
словарями, со-
относить полу-
ченные ре-
зультаты поис-
ка со своей дея-
тельностью;
объяснять язы-
ковые явления
и факты в ходе
исследования
структуры сло-
ва и текста
деятельности
Оценивать
свою и чу-
жую речь с
точки зрения
ее содержа-
ния, языково-
го оформле-
ния, находить
грамматиче-
ские ошибки,
исправлять
их, совершен-
ствовать и ре-
дактировать
высказыва-
ния и тексты
ность к рав-
ноправному
сотрудниче-
ству, разви-
тие мотива-
ции к объек-
тивному оце-
ниванию
своих знаний
27
стилистических
особенностей
16
Контроль-
ная работа
разви-
ваю-
щего
контр
оля
Основные ор-
фоэпические,
лексические и
грамматиче-
ские нормы
современного
русского ли-
тературного
языка. Связь
грамматики с
орфографией и
пунктуацией
Применять на
практике право-
писные нормы и
нормы культуры
речи, различать
типичные рече-
вые и граммати-
ческие ошибки;
редактировать
тексты с целью
исправления ре-
чевых и грамма-
тических ошибок
Выполнять
систематиза-
цию и струк-
турирование
предметного
содержания,
демонстриро-
вать приемы
регуляции для
достижения
эффекта успо-
коения
Строить алго-
ритм действия,
исправлять или
восстанавли-
вать неизвест-
ный ранее алго-
ритм на основе
имеющегося
знания об
объекте, к ко-
торому он при-
меняется
Соблюдать в
практике ре-
чевого обще-
ния основные
орфоэпиче-
ские, лекси-
ческие, грам-
матические,
стилистиче-
ские нормы,
правила ор-
фографии и
пунктуации
Устойчивый
познаватель-
ный интерес
и становле-
ние смысло-
образующей
функции по-
знавательно-
го мотива
Речевой этикет
17
Нацио-
нальные
особенно-
сти русско-
го речевого
этикета
Этикетное
речевое по-
ведение в
ситуациях
делового
общения
Этикет в
электрон-
ной среде
реф-
лек-
сии
откры
тия
ново-
го
зна-
ния
откры
тия
ново-
го
зна-
ния
Из истории
русского этике-
та. Принципы
этикетного об-
щения в основе
речевого этике-
та. Русская ре-
чевая манера
общения.
Стереотипное
поведение в
стандартных
ситуациях, по-
зитивное отно-
шение к собе-
Соблюдать нор-
мы русского рече-
вого этикета и ре-
чевой манеры об-
щения (умеренная
громкость
речи‚ средний
темп речи‚ сдер-
жанная артикуля-
ция и др.), не упо-
треблять грубых
слов и выраже-
ний, использовать
синонимию рече-
вых формул
Находить до-
статочные
средства для
выполнения
учебных дей-
ствий в изме-
няющейся си-
туации или
при отсут-
ствии плани-
руемого ре-
зультата
Свободно
пользоваться
выработанны-
Находить в тек-
сте требуемую
информацию в
соответствии с
целями
деятельности;
делать осознан-
ный и аргумен-
тированный
выбор, пред-
ставлять кон-
кретные ре-
зультаты иссле-
дования
Анализировать
Владеть на-
ционально-
культурными
нормами ре-
чевого пове-
дения в раз-
личных ситу-
ациях фор-
мального и
неформально-
го межлич-
ностного и
межкультур-
ного общения
Участвовать
Достаточный
объем сло-
варного запа-
са и усвоен-
ных грамма-
тических
средств для
выражения
чувств и
мыслей в
процессе ре-
чевого обще-
ния
Чувство гор-
дости при
28
общения
седнику
Нормы делово-
го этикета.
Соблюдение
правил делово-
го этикета. Ме-
сто и роль не-
вербального
общения. Пер-
вое впечатле-
ние. Особенно-
сти националь-
ного делового
этикета разных
стран
Активные про-
цессы в рече-
вом этикете,
возникшие под
воздействием
СМИ. Речевая
агрессия. Поня-
тие сетикета.
Этикет Интер-
нет-пере-писки,
Интернет-дис-
куссии. Прави-
ла информаци-
онной безопас-
ности при об-
щении в соци-
Анализировать и
разыгрывать си-
туации делового
общения, выраба-
тывать правила
делового этикета,
владеть этикетом
использования
изобразительных,
замещающих и
сопровождающих
жестов, понимать
национальную
специфику рус-
ского делового
этикета по срав-
нению с этикетом
других народов
Использовать в
речи разные вари-
анты приветствия
и прощания, об-
ращений‚ имен
собственных, да-
вать им оценку;
противостоять ре-
чевой агрессии
пос-редством эти-
кетных тактик;
использовать при
общении в элек-
ми критерия-
ми оценки и
самооценки,
исходя из
цели и имею-
щихся
средств, раз-
личая ре-
зультат и
способы дей-
ствий
Описывать
свой опыт,
оформляя его
для передачи
другим людям
в виде техно-
логии
решения прак-
тических за-
дач опреде-
ленного клас-
са
условия и тре-
бования учеб-
ной задачи;
формировать
множествен-
ную выборку
из поисковых
источников для
объективиза-
ции результа-
тов поиска
Целенаправ-
ленно искать и
использовать
информацион-
ные ресурсы,
необходимые
для
решения учеб-
ных и практи-
ческих задач с
помощью
средств ИКТ
в речевом об-
щении,
соблюдая
нормы рече-
вого этикета,
адекватно ис-
пользовать
жесты, мими-
ку, осуще-
ствлять рече-
вой само-
контроль
Выбирать,
строить и ис-
пользовать
адекватную
информаци-
онную мо-
дель для
передачи
своих мыслей
средствами
родного язы-
ка в соответ-
ствии с усло-
виями
коммуника-
ции
моральном
следовании
нормам, оп-
тимизм в
восприятии
мира, пони-
мание воз-
можностей
русского
языка для
самовыраже-
ния
Определение
личностной
цели учебной
деятельно-
сти; развитие
креативных
способно-
стей и навы-
ков констру-
ирования
29
альных сетях
тронной среде
этику и русский
речевой этикет
30
Примерные темы проектов в 8-9 классах
1.
В поисках утраченного смысла (семантические архаизмы, история происхождения, употребления и изменения значений неко-
торых слов).
2.
Осторожно: жаргон!
3.
Русская история в названиях и именах (этимология имён собственных).
4.
Девушка! Женщина! Дамочка!.. (Обращение и речевая культура.)
5.
Происхождение русских фамилий.
6.
Различные виды омонимии в художественных текстах.
7.
Язык российской рекламы.
8.
Иноязычная лексика в рекламе.
9.
«Цены ещё дешевле!» (ошибки в рекламных текстах).
10.
Средства выразительности в СМИ.
11.
Особенности современных газетных заголовков.
12.
Политическая корректность и её проявление в языке и культуре.
13.
Этнокультурные особенности наименований торговых фирм и марок на территории России.
14.
Эволюция рекламы в русской прессе XVIII-XXI века.
15.
Психологические основы этикета делового общения.
16.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
17.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
18.
Мы живем в мире знаков.
19.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
20.
Понимаем ли мы язык Пушкина?
21.
Футбольный сленг в русском языке.
22.
Компьютерный сленг в русском языке.
23.
Названия денежных единиц в русском языке.
24.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
25.
Межнациональные различия невербального общения.
26.
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
27.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
28.
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
31
29.
Сетевой знак @ в разных языках.
30.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
31.
Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие.
32.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
Система оценивания проектной деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
-
содержательный компонент;
-
деятельностный компонент;
-
результативный компонент.
При оценивании содержательного компонентапроекта принимаются во внимание следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонентапринимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонентапроекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.
Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:
0 баллов
Отсутствие данного компонента в проекте
1 балл
Наличие данного компонента в проекте
2 балл
Высокий уровень представления данного компонента в проекте
32
Критерии оценивания проектной деятельности обучающихся
Компонент проект-
ной деятельности
Критерии оценивания отдельных характери-
стик компонента
Баллы
Содержательный
Значимость выдвинутой проблемы и ее аде-
кватность изучаемой тематике
0-2
Правильность выбора используемых методов
исследования
0-2
Глубина раскрытия проблемы, использова-
ние знаний из других областей
0-2
Доказательность принимаемых решений
0-2
Наличие аргументированных выводов и за-
ключений
0-2
Деятельностный
Степень индивидуального участия каждого
исполнителя в ходе выполнения проекта
0-2
Характер взаимодействия участников проек-
та
0-2
Результативный
Форма предъявления проекта и качество его
оформления
0-2
Презентация проекта
0-2
Содержательность и аргументированность
ответов на вопросы оппонентов
0-2
Грамотное изложение самого хода исследо-
вания и интерпретации его результатов
0-2
Новизна представляемого проекта
0-2
Максимальный балл
24
Шкала перевода баллов в школьную отметку:
0-6 балла – неудовлетворительно;
7-12 баллов – удовлетворительно;
13-18 баллов – хорошо;
33
19-24 балла – отлично.
34