Напоминание

"Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса в соответствии с ФГОС ООО"


Автор: Кибешева Людмила Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ООШ с. Карино
Населённый пункт: Слободской район, Кировская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по родному языку (русскому) для 9 класса в соответствии с ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

с. Карино Слободского района Кировской области

Утверждаю

Директор МКОУ ООШ с. Карино

Слободского района

__________________ Хамидуллина Т.В.

Приказ от______20 г.

№ ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)

9 КЛАСС

на 2020 - 2021 учебный год

Кибешева Л.А.. учитель русского языка и литерату-

ры первой квалификационной категории

с. Карино 2020 г.

Введение

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» (предметная область «Родной язык и родная

литература») для 9класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования и с учетом Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для

образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

(одобрена решением

федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г.)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 9 классе

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры

своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с

учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,

развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,

мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем

2

взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах

возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего

и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и

коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил

поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического

мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в

жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и

заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой

деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в

учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать

наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в

процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в

учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и

познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих

чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных

технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и

другими поисковыми системами;

4

12)

формирование

и

развитие

экологического

мышления,

умение

применять

его

в

познавательной,

коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих

эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и

межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в

процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5)

формирование

навыков

проведения

различных

видов

анализа

слова

(фонетического,

морфемного,

словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а

также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи

грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю

общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами

родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами

речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

5

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2. Содержание учебного предмета

п/п

Раздел

Содержание изучаемого материала

1

Язык и

речь. Виды

речевой де-

ятельности

Язык как знаковая система. Функции языка. Сущностные характеристики речи. Коммуникативные

стратегии и тактики устного общения: убеждение, похвала, самопрезентация и др. Роль невербаль-

ных компонентов в устной речи. Смысловое чтение. Функциональная грамотность. Виды чтения.

Приемы работы с текстом на этапе предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. Эф-

фективные приемы слушания. Коммуникативные ошибки слушания. Основные методы, способы и

средства получения и переработки информации

2

Текст как

единица

языка и

речи

Текст, основные признаки текста. Композиция текста. Типы текстовых структур: индуктивные, де-

дуктивные и др. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргумен-

тативного типа. Дискуссия как разновидность корректного спора. Структура доказательства: тезис,

аргументы, вывод. Типы аргументов. Правила эффективной аргументации. Прямые и косвенные до-

казательства. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, кри-

тика демонстрации. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Пути разрешения кон-

фликтных ситуаций

3

Функцио-

нальные

разновидно-

сти языка

Понятие функционального стиля. Стилеобразующие факторы. Речь как средство самовыражения,

характеристики человека. Рассказ о событии, «бывальщина». Языковые особенности разговорного

стиля. Невербальные средства в разговорной речи. Молодежный жаргон. Анекдот, шутка. Из исто-

рии русской публицистики. Разновидности и жанры публицистического стиля. Проблемный очерк,

путевые заметки, реклама и др. Создание общеклассной газеты. Стиль как способ самовыражения

автора. Виды информации в тексте. Диалогичность в художественном тексте. Языковые особенно-

сти стиля в условиях многостилевого своеобразия. Эссе. Притча. Афоризмы. Сочинение в жанре

письма другу, дневника. Из истории стиля. Свойства стиля, сфера функционирования, языковые

особенности. Разновидности и жанры научного стиля речи. Статья. Вторичные тексты: реферат, ан-

6

нотация, рецензия и др. Языковые особенности официально-делового стиля речи. Жанровое много-

образие текстов официально-делового стиля. Деловое письмо, его структурные элементы и язы-

ковые особенности. Задачи стилистического анализа, примерная схема. Выполнение стилистическо-

го анализа текста

Редактирование текста. Определение задач редактирования. Использование приемов исправления

текста

4

Язык и

культура

Функции русского языка в современном мире. История развития русского языка. Место русского

языка среди других мировых языков. Богатство и нормированность языка, обладающего длитель-

ной письменной традицией. Популярность русского языка в мире. Развитие языка как объективный

процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. Законы раз-

вития языка. Синхронический и диахронический уровни языка. Лексическое значение слова. Лек-

сико-грамматические группы. Связь лексики с семантикой. Языковая картина мира у разных наро-

дов. Актуальная лексика. Лексикография. Заимствования из славянских и неславянских языков.

Причины заимствований. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка. Стили-

стически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Роль заимствованной лексики в

современном русском языке. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Лекси-

ческие заимствования последних десятилетий. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных

текстах, современной публицистике. Неологизмы, их группы по сфере употребления и стилистиче-

ской окраске. Окказионализмы. Активные процессы языка: рост словарного состава языка, появле-

ние новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся слов, их стилистическая

переоценка. Национально-культурная специфика и богатство русской фразеологии. Отражение во

фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры. Заимствованные фразеоло-

гизмы. Создание новой фразеологии. Связь исторического развития языка с историей общества. Ис-

торизмы и архаизмы. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом

слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Создание лингвокультуровед-

ческого словаря к художественному тексту. Алгоритм и этапы работы над словарной статьей. Прин-

ципы организации работы со словарем

5

Культура

речи

Признаки нормативности языкового явления. Виды норм. Типы вариантов норм. Из истории культу-

ры речи. Орфоэпические нормы современного русского языка. Стили и темп произношения.

7

Точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов,

омонимов. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функци-

онально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Лексическая сочетаемость слов. Рече-

вая избыточность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической

сочетаемости, с речевой избыточностью. Стилистические ошибки. Отражение вариантов лексиче-

ской нормы в современных словарях. Нормы образования и употребления прилагательных в формах

степеней сравнения, в краткой форме. Склонение прилагательных, местоимений‚ порядковых и со-

бирательных количественных числительных. Нарушение морфологической нормы как ошибка и как

средство выразительности. Глаголы 1 лица ед. ч. наст. и будущ. времени с неполной парадигмой,

двувидовые глаголы‚ глаголы в повелительном наклонении. Особенности образования и употребле-

ния причастий и деепричастий. Литературные и разговорные варианты нормы. Нормы управления.

Предложное и беспредложное управление: предлоги благодаря, согласно, вопреки, о‚ по‚ из‚ с и др.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Построение предложений с однород-

ными членами. Согласование сказуемого с подлежащим в числе. Трудные случаи согласования (ко-

личественно-именное сочетание, числительное и существительное, сочетание слов много, сколько,

меньшинство и др.). Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов

грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

6

Речевой

этикет

Из истории русского этикета. Принципы этикетного общения в основе речевого этикета. Русская ре-

чевая манера общения. Стереотипное поведение в стандартных ситуациях, позитивное отношение к

собеседнику. Нормы делового этикета. Соблюдение правил делового этикета. Место и роль невер-

бального общения. Первое впечатление. Особенности национального делового этикета разных

стран. Активные процессы в речевом этикете, возникшие под воздействием СМИ. Речевая агрессия.

Понятие сетикета. Этикет Интернет-переписки, Интернет-дискуссии. Правила информационной без-

опасности при общении в социальных сетях

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Учебно-тематический план

№ п/

Содержание

Кол-во

Из них на раз-

Контрольные ра-

8

п

часов

всего

витие речи

боты

1

Язык и речь. Виды речевой деятельности

1

2

Текст как единица языка и речи

1

3

Функциональные разновидности языка

6

5

1

4

Язык и культура

4

1

5

Культура речи

4

1

Речевой этикет

1

ИТОГО

17

9

№п/

п

Тема урока

Тип

урока

Содержание

урока

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС ООО)

Предметные ре-

зультаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

Регулятивные

Познаватель-

ные

Коммуника-

тивные

Язык и речь. Виды речевой деятельности

1

Отражение

в русском

языке

культуры и

истории

русского

народа.

Традиции

русского

речевого

общения

Эффектив-

ные прие-

мы чтения

Активное

слушание

реф-

лек-

сии

Язык как зна-

ковая система.

Функции язы-

ка. Сущност-

ные характери-

стики речи.

Коммуникатив-

ные стратегии

и тактики

устного обще-

ния: убежде-

ние, похвала,

самопрезента-

ция и др. Роль

невербальных

компонентов в

устной речи

Осознавать роль

знаковой приро-

ды языка, опреде-

лять функции

языка, понимать

сущность речи и

ее отличие от

языка, владеть

коммуникативны-

ми стратегиями

устной речи,

классифициро-

вать невербаль-

ные компоненты

устной речи и

определять их

роль в процессе

общения

Определять

цели предсто-

ящей индиви-

дуальной и

групповой де-

ятельности,

последова-

тельность дей-

ствий, оцени-

вать достигну-

тые результа-

ты и адекват-

но формули-

ровать их

Добывать

недостающую

информацию с

помощью во-

просов

(познаватель-

ная инициати-

ва), выделять

общий признак

двух или

нескольких

предметов или

явлений и объ-

яснять их

сходство

Проявлять

речевые дей-

ствия, аргу-

ментировать

свое мнение

и оформлять

его словесно

в устных и

письменных

высказыва-

ниях

Идентифика-

ция себя в

качестве гра-

жданина Рос-

сии, субъек-

тивная зна-

чимость ис-

пользования

родного язы-

ка, осознание

и ощущение

личностной

сопричастно-

сти судьбе

российского

народа

реф-

лек-

сии

реф-

лек-

сии

Смысловое чте-

ние. Функцио-

нальная гра-

мотность.

Виды чтения.

Приемы работы

Понимать роль

чтения в жизни

современного че-

ловека, опреде-

лять уровень соб-

ственной функци-

Анализиро-

вать суще-

ствующие и

планировать

будущие об-

разовательные

Преобразовы-

вать текст,

«переводя» его

в другую мо-

дальность, ин-

терпретировать

Создавать

развернутые

высказыва-

ния аналити-

ческого и ин-

терпретиру-

10

с текстом на

этапе предтек-

стовой, тексто-

вой и послетек-

стовой деятель-

ности

Основные ме-

тоды, способы

и средства по-

лучения и пере-

работки инфор-

мации. Эффек-

тивные приемы

слушания. Ком-

муникативные

ошибки слуша-

ния

ональной грамот-

ности, владеть

разными видами

и приемами чте-

ния, эффективно

работать с тек-

стом на различ-

ных этапах тек-

стовой деятельно-

сти

Получать и обра-

батывать инфор-

мацию разными

способами, вла-

деть приемами

активного слуша-

ния, анализиро-

вать и исправлять

ошибки слуша-

ния, не допускать

таких ошибок в

собственной речи

результаты;

фиксировать и

анализировать

динамику соб-

ственных об-

разовательных

результатов

Соотносить

свои действия

с планируе-

мыми ре-

зультатами,

осу-ществлять

контроль сво-

ей деятельно-

сти в процессе

достижения

результата

текст, критиче-

ски оценивать

содержание и

форму текста

Устанавливать

причинно-след-

ственные связи,

выбирать осно-

вания и крите-

рии для сравне-

ния, сери-ации,

классифика-

ции объектов

ющего ха-

рактера, об-

суждать про-

читанное

Владеть

разными ви-

дами слуша-

ния (выбо-

рочным,

ознакоми-

тельным, де-

тальным),

организовы-

вать деятель-

ность в груп-

пе

Формирова-

ние ответ-

ственного от-

ношения к

учению, ува-

жения к ум-

ственному

труду, фор-

мирование

стартовой

мотивации к

изучению

нового мате-

риала

Понимание

места родно-

го языка в

11

системе гу-

манитарных

наук и его

роли в об-

разовании в

целом

Текст как единица языка и речи

2

Компози-

ционные

особенно-

сти текста.

Аргумента-

ция речи.

Опровер-

жение ар-

гумента-

ции

реф-

лек-

сии

Текст, основ-

ные признаки

текста. Компо-

зиция текста.

Типы тексто-

вых структур:

индуктивные,

дедуктивные и

др. Заголовки

текстов, их

типы. Инфор-

мативная функ-

ция заголовков.

Тексты аргу-

ментативного

типа

Дискуссия как

разновидность

корректного

спора. Структу-

ра доказатель-

ства: тезис, ар-

гументы, вы-

вод. Типы аргу-

Устанавливать

причинно-след-

ственные отноше-

ния, логические

связи между абза-

цами и частями

текста; анализи-

ровать прослу-

шанный или про-

читанный текст с

точки зрения его

композиционных

особенностей, ко-

личества микро-

тем, основных

типов текстовых

структур, объяс-

нять значение за-

головков

Определять

специфику

дискуссии как

вида спора,

создавать устные

Оценивать

продукт своей

деятельности

по заданным

и/или само-

стоятельно

определенным

критериям в

соответствии

с целью дея-

тельности; на-

блюдать и

анализировать

свою деятель-

ность и дея-

тельность дру-

гих в процессе

взаимопро-

верки

Обосновывать

достижимость

цели выбран-

ным способом

на основе

Извлекать ин-

формацию из

различных ис-

точников,

включая СМИ

и Интернет,

анализировать,

сравнивать и

классифициро-

вать факты и

явления, преоб-

разовывать мо-

дели

Адекватно

понимать ин-

формацию

устного и

письменного

сообщения с

учетом ком-

муникатив-

ной установ-

ки, темы,

главной мыс-

ли, основной

и дополни-

тельной ин-

формации

Владеть раз-

личными ви-

дами моно-

лога и диало-

га, корректно

участвовать

в спорах, об-

суждениях

актуальных

Использова-

ние родного

языка как

средства по-

лучения зна-

ний по дру-

гим учебным

предметам,

формирова-

ние положи-

тельной

мотивации к

учению

откры

тия

ново-

го

зна-

ния

откры

тия

ново-

го

зна-

Устанавливать

взаимосвязь

описанных в

тексте собы-

тий, явлений,

процессов;

строить доказа-

тельство (пря-

мое, косвен-

ное), приводить

аргументы

Освоение на-

циональных

ценностей,

традиций,

культуры,

доброжела-

тельное от-

ношение к

окружаю-

щим, любовь

к Родине

12

ния

ментов. Прави-

ла эффектив-

ной аргумента-

ции. Прямые и

косвенные до-

казательства

Способы опро-

вержения дово-

дов оппонента:

критика тезиса,

аргументов, де-

монстрации.

Корректные и

некорректные

приёмы веде-

ния спора.

Пути разреше-

ния конфликт-

ных ситуаций

и письменные

тексты

аргументативного

типа с

использованием

различных

способов

аргументации,

давать оценку

причин

неэффективной

аргументации в

учебно-научном

общении

Владеть

способами

опровержения

доводов

оппонента,

применять в

споре правила

корректного

речевого

поведения,

определять пути

разрешения

конфликтных

ситуаций

оценки вну-

тренних ре-

сурсов и до-

ступных

внешних ре-

сурсов

Оценивать

правильность

выполнения

учебной зада-

чи, собствен-

ные возмож-

ности ее ре-

шения; соот-

носить реаль-

ные и плани-

руемые ре-

зультаты

и делать выво-

ды

разных типов

Владеть прие-

мами система-

тизации, ис-

пользовать

самостоятельно

найденный ма-

териал; преоб-

разовывать тек-

стовую инфор-

мацию с помо-

щью знаково-

символических

структур

тем с исполь-

зованием

различных

средств аргу-

ментации

Коммуника-

тивно целе-

сообразно

взаимодей-

ствовать с

товарищами

в процессе

речевого об-

щения, вы-

полнения

совместной

деятельности

Осознанное,

уважитель-

ное и добро-

желательное

отношение к

другому че-

ловеку, его

мнению,

мировоззре-

нию, культу-

ре, языку,

вере, гра-

жданской по-

зиции

Функциональные разновидности языка

3

РР Разго-

реф-

Понятие функ-

Определять

Развивать

Выбирать

Свободно,

Устойчивый

13

ворная

речь

лек-

сии

ционального

стиля. Стилеоб-

разующие фак-

торы. Речь как

средство само-

выражения, ха-

рактеристики

человека.

Рассказ о собы-

тии. Языковые

особенности

разговорного

стиля. Невер-

бальные сред-

ства в разго-

ворной речи.

Молодежный

жаргон. Анек-

дот, шутка

стилеобразующие

факторы

функциональных

стилей речи,

понимать речь

как средство

характеристики

человека,

анализировать и

моделировать

ситуации

разговорной речи,

подбирать

примеры

молодежного

жаргона,

анекдотов, шуток,

участвовать в

дискуссии об

употреблении

молодежного

жаргона

мотивы и ин-

тересы своей

познаватель-

ной деятель-

ности; прини-

мать решение

в учебной си-

туации и не-

сти за него от-

ветственность

смыс-ловые

единицы текста

и устана-вли-

вать отноше-

ния между

ними;

объединять

предметы и яв-

ления в группы

по определен-

ным призна-

кам, сравни-

вать,

классифициро-

вать и обоб-

щать факты и

явления

правильно из-

лагать свои

мысли в уст-

ной и пись-

менной фор-

ме, соблюдая

нормы по-

строения тек-

ста; находить

общее реше-

ние и разре-

шать кон-

фликты на

основе согла-

сования пози-

ций и учета

интересов

познаватель-

ный интерес

и становле-

ние смысло-

образующей

функции по-

знавательно-

го мотива,

оценивание

ситуации на

уроке с точ-

ки зрения

важности об-

разования

4

РР Публи-

цистиче-

ский стиль

реф-

лек-

сии

Из истории

русской публи-

цистики. Разно-

видности и

жанры публи-

цистического

стиля.

Проблемный

очерк, путевые

Осуществлять

анализ и создание

текстов

публицистически

х жанров

(проблемный

очерк, рекламные

объявления и др.),

различать жанры

Находить, в

том числе из

предложен-

ных вариан-

тов, условия

для выполне-

ния учебной и

познаватель-

ной задачи

Осуществлять

для решения

учебных задач

операции ана-

лиза, синтеза,

сравнения,

классифика-

ции, устанавли-

вать причинно-

Высказывать

и обосновы-

вать свою

точку зрения,

определять

роли в сов-

местной дея-

тельности,

играть опре-

Формирова-

ние знания о

взаимосвязи

русского

языка с

культурой и

историей

России и

мира, осозна-

14

заметки, рекла-

ма и др. Созда-

ние общекласс-

ной газеты

публицистическо

го стиля,

принимать

участие в

групповом

проекте по

созданию

общеклассной

газеты

следственные

связи, делать

обобщения, вы-

воды

деленную

роль в груп-

пе

ние того, что

язык – пока-

затель

культуры че-

ловека

5

РР Язык

художе-

ственной

литературы

реф-

лек-

сии

Стиль как

способ самовы-

ражения авто-

ра. Виды ин-

формации в

тексте. Диало-

гичность в ху-

дожественном

тексте. Язы-

ковые особен-

ности стиля в

условиях

многостилевого

своеобразия.

Эссе. Притча.

Афоризмы. Со-

чинение в жан-

ре письма дру-

гу, дневника

Находить и

анализировать

фактуальную,

подтекстовую и

концептуальную

информацию в

тексте,

комментировать

позицию автора,

различать жанры,

описывать

стилевые

особенности

художественных

текстов,

осуществлять

интерпретацию и

создание текстов

разных жанров

(притча, эссе и

др.)

Идентифици-

ровать соб-

ственные

проблемы и

выделять

главную

проблему;

самостоятель-

но определять

причины свое-

го успеха или

неуспеха и на-

ходить спосо-

бы выхода из

ситуации

неуспеха

Вербализовать

эмоциональное

впечатление,

оказанное на

него источни-

ком; вычиты-

вать информа-

цию, представ-

ленную в фор-

ме таблицы; из-

влекать фа-

культативную

информацию из

текстов, содер-

жащих теоре-

тические сведе-

ния

Использовать

соответству-

ющие язы-

ковые сред-

ства для

отображения

в форме рече-

вых высказы-

ваний чувств,

мыслей, по-

буждений и

других со-

ставляющих

внутреннего

мира

Развитие

эстетическо-

го сознания

через освое-

ние художе-

ственного

наследия на-

родов России

и мира, твор-

ческой дея-

тельности

эстетическо-

го характера

6

РР Науч-

реф-

Из истории

Определять

Определять

Выполнять

Определять

Освоение со-

15

ный стиль

речи

лек-

сии

стиля. Свой-

ства стиля, сфе-

ра функциони-

рования, язы-

ковые особен-

ности. Разно-

видности и

жанры научно-

го стиля. Ста-

тья. Вторичные

тексты: рефе-

рат, аннотация,

рецензия и др.

тексты научного

стиля по сфере

функционировани

я и языковым

особенностям,

различать

разновидности и

жанры,

оформлять

учебно-научный

текст в

письменной

форме и

представлять его

в устной форме

способы дей-

ствий

в рамках

предложен-

ных условий и

требований,

корректиро-

вать свои дей-

ствия в соот-

ветствии с из-

меняющейся

ситуацией

учебно-позна-

ватель-ные дей-

ствия в матери-

ализованной и

умственной

форме; преоб-

разовывать мо-

дели с целью

выявления об-

щих законов,

определяющих

данную пред-

метную об-

ласть

свои дей-

ствия и дей-

ствия партне-

ра, которые

способство-

вали или пре-

пятствовали

продуктив-

ной коммуни-

кации

циальных

норм, правил

поведения,

ролей и форм

социальной

жизни в

группах и со-

обществах

7

РР Офици-

ально-

деловой

стиль речи

реф-

лек-

сии

Языковые осо-

бенности офи-

циально-дело-

вого стиля

речи. Жанровое

многообразие

текстов офици-

ально-делового

стиля. Деловое

письмо, его

структурные

элементы и

языковые осо-

бенности

Называть

языковые

особенности

официально-

делового стиля,

различать жанры

деловых

документов и

определять их

специфику,

составлять

деловые письма,

объявления и

другие деловые

документы с

учетом речевой

Обосновывать

и осуще-

ствлять выбор

наиболее эф-

фективных

способов ре-

шения учеб-

ных и позна-

вательных за-

дач

Строить рассу-

ждение от об-

щих законо-

мерностей к

частным явле-

ниям и от част-

ных

явлений к об-

щим законо-

мерностям

Строить по-

зитивные от-

ношения в

процессе

учебной и по-

знавательной

деятельности;

предлагать

альтернатив-

ное решение

в конфликт-

ной ситуации

Готовность и

способность

вести диалог

с другими

людьми и до-

стигать в нем

взаимопони-

мания

16

ситуации

8

Контроль-

ная работа

по теме

«Стилисти-

ческий ана-

лиз текста»

разви-

ваю-

щего

контр

оля

Задачи стили-

стического ана-

лиза, пример-

ная схема. Вы-

полнение сти-

листического

анализа текста

Составлять схему

стилистического

анализа, выпол-

нять стилистиче-

ский анализ, пи-

сать текст задан-

ного стиля и жан-

ра

Планировать

и корректиро-

вать свою ин-

дивидуальную

образователь-

ную траекто-

рию; сверять

свои действия

с целью

Объяснять яв-

ления, процес-

сы, связи и от-

ношения, выяв-

ляемые в ходе

исследователь-

ской деятель-

ности; коммен-

тировать, дета-

лизируя или

обобщая

Сопоставлять

и сравнивать

речевые вы-

сказывания с

точки зрения

их содержа-

ния, стили-

стических

особенностей

и языковых

средств

Понимание

определяю-

щей роли

родного язы-

ка в развитии

интеллекту-

альных,

творческих

способно-

стей и мо-

ральных ка-

честв лично-

сти

Язык и культура

9

Междуна-

родное зна-

чение рус-

ского язы-

ка

Русский

язык как

развиваю-

щееся яв-

ление

откры

тия

ново-

го

зна-

ния

откры

тия

ново-

го

зна-

ния

Функции рус-

ского языка в

современном

мире, история

его развития.

Место русского

языка среди

других миро-

вых языков.

Богатство и

нормирован-

ность языка,

обладающего

длительной

письменной

традицией. По-

Осознавать роль

русского родного

языка в жизни

человека,

общества и

государства, в

современном

мире; на основе

критериев

относить русский

язык к одному из

мировых,

определять

национальное

своеобразие,

богатство,

Устанавли-

вать связь

между полу-

ченными ха-

рактеристика-

ми продукта и

процесса дея-

тельности;

заявлять целе-

вые ориенти-

ры, ставить

задачи и

предлагать

действия

Выдвигать

версии реше-

Определять об-

стоятельства,

которые пред-

шествовали

возникновению

связи между

явлениями, из

этих обстоя-

тельств выде-

лять определя-

ющие, способ-

ные быть при-

чиной данного

явления, выяв-

лять причины и

следствия явле-

Адекватно

выражать

свое отноше-

ние к фактам

и явлениям

окружающей

действитель-

ности, к про-

читанному,

прослушан-

ному, увиден-

ному

Договари-

ваться о пра-

вилах и во-

просах для

Формирова-

ние компе-

тенций ана-

лиза, проек-

тирования,

рефлексии

изменений,

способов вза-

имовыгодно-

го сотрудни-

чества и реа-

лизации соб-

ственного

лидерского

потенциала

Идентич-

17

пулярность

русского языка

в мире

Развитие языка

как объектив-

ный процесс.

Общее пред-

ставление о

внешних и вну-

тренних факто-

рах языковых

изменений. За-

коны развития

языка. Синхро-

нический и

диахрониче-

ский уровни

языка

выразительность

русского родного

языка

Понимать

взаимосвязь

развития языка с

историей

общества,

определять

причины

языковых

изменений

(события и

изменения в

обществе,

развитие науки и

техники, влияние

других языков),

характеризовать

законы развития

языка и уровни,

приводить

примеры

языковых

явлений

ния пробле-

мы, формули-

ровать гипоте-

зы, предвос-

хищать

конечный ре-

зультат

ний

Создавать вер-

бальные и ин-

формационные

модели с выде-

лением

существенных

характеристик

объекта для

определения

способа реше-

ния задачи в

соответствии

с ситуацией

обсуждения в

соответствии

с поставлен-

ной

перед груп-

пой задачей,

делать оце-

ночный вы-

вод о дости-

жении цели

коммуника-

ции

ность чело-

века с рос-

сийской

многонацио-

нальной

культурой,

сопри-

частность ис-

тории наро-

дов и госу-

дарств, нахо-

дившихся на

территории

современной

России

10

Системная

организа-

ция лекси-

ки русско-

го языка

откры

тия

ново-

го

зна-

ния

Лексическое

значение слова.

Лексико-грам-

матические

группы. Связь

лексики с се-

Иметь

представление о

структурных

компонентах

лексики русского

языка, правильно

Определять

необходимые

действия в со-

ответствии с

учебной и по-

знавательной

Выявлять и на-

зывать причи-

ны события, яв-

ления, в том

числе возмож-

ные причины и

Определять

задачу ком-

муникации и

в соответ-

ствии с ней

отбирать ре-

Способность

к эмоцио-

нально-

ценностному

освоению

мира, само-

18

мантикой. Язы-

ковая картина

мира у разных

народов. Акту-

альная лексика.

Лексикография

определять

лексическое

значение слова,

классифицироват

ь слова с позиций

стилистики и

сферы

употребления,

использовать

словари разных

типов, в том

числе

мультимедийные

задачей и со-

ставлять алго-

ритм их вы-

полнения

последствия за-

данной причи-

ны, самостоя-

тельно осуще-

ствляя

причинно-след-

ственный ана-

лиз

чевые сред-

ства,

корректно и

аргументиро-

ванно отстаи-

вать свою

точку зрения

выражению

и ориентации

в художе-

ственном и

нравствен-

ном про-

странстве

культуры

Лексиче-

ские заим-

ствования

как ре-

зультат

взаимодей-

ствия на-

циональ-

ных

культур

Особенно-

сти освое-

ния ино-

язычной

лексики в

современ-

ном рус-

ском языке

реф-

лек-

сии

реф-

лек-

сии

Заимствования

из славянских и

неславянских

языков. Причи-

ны заимствова-

ний.

Роль старосла-

вянизмов в раз-

витии русского

литературного

языка. Стили-

стически ней-

тральные,

книжные, уста-

ревшие старо-

славянизмы

Роль заимство-

ванной лексики

Распознавать за-

имствованные

слова по опреде-

ленным призна-

кам, давать харак-

теристику заим-

ствованных слов

по языку-источ-

нику и времени

вхождения; рас-

познавать старо-

славянизмы и

определять их

стилистическую

окраску

Объяснять роль

заимствованной

лексики в

Определять

совместно со

сверстниками

критерии пла-

нируемых ре-

зультатов и

критерии

оценки своей

учебной дея-

тельности

Определять

критерии пра-

вильности,

корректности

выполнения

учебной зада-

чи; опреде-

лять, какие

Устанавливать

причинно-след-

ственные связи,

строить логиче-

ское рассужде-

ние, умозаклю-

чение и делать

выводы

Использовать

механизм нахо-

ждения и про-

верки, работать

по алгоритму

решения зада-

чи, приводить

объяснение с

изменением

формы пред-

Отбирать и

использовать

речевые сред-

ства в про-

цессе комму-

никации, в

дискуссии

выдвигать

контраргу-

менты, пере-

фразировать

свою мысль,

владея меха-

низмом экви-

валентных за-

мен

Принимать

позицию со-

Осознанное,

уважитель-

ное и добро-

желательное

отношение к

истории,

культуре,

традициям,

языкам,

ценностям

народов Рос-

сии и наро-

дов мира

Понимание

родного язы-

ка как одной

из основных

нацио-

19

в современном

русском языке.

Употребление

иноязычных

слов как

проблема

культуры речи.

Лексические

заимствования

последних де-

сятилетий.

Иноязычная

лексика в раз-

говорной речи,

дисплейных

текстах, совре-

менной публи-

цистике

современном

русском языке;

иметь общее

представление об

особенностях

освоения

иноязычной

лексики;

определять

значения

лексических

заимствований

последних

десятилетий;

целесообразно

употреблять

иноязычные

слова в

собственной речи

действия по

решению

учебной зада-

чи привели к

получению

имеющегося

продукта

учебной дея-

тельности

ставления

беседника,

различать в

его речи мне-

ние и аргу-

менты, зада-

вать вопросы

для установ-

ления диало-

гических от-

ношений,

проявлять ре-

чевую иници-

ативу

нально-

культурных

ценностей

русского на-

рода, его зна-

чения в про-

цессе полу-

чения школь-

ного образо-

вания

11

«Неологи-

ческий

бум» в

современ-

ном рус-

ском язы-

кеУстарев-

шие слова

как живые

свидетели

истории

откры

тия

ново-

го

зна-

ния

реф-

лек-

сии

реф-

лек-

Неологизмы,

их группы по

сфере употреб-

ления и стили-

стической

окраске. Окка-

зионализмы.

Активные про-

цессы языка:

рост словарно-

го состава язы-

Определять зна-

чения современ-

ных неологизмов,

характеризовать

их по сфере упо-

требления и сти-

листической

окраске, находить

в художествен-

ных текстах ав-

торские неологиз-

Ставить цель

деятельности

на основе

определенной

проблемы и

существую-

щих возмож-

ностей, заяв-

лять целевые

ориентиры,

ставить задачи

Осуществлять

поиск и выде-

ление необхо-

димой инфор-

мации, заме-

нять термины

определения-

ми, выделять

объекты и про-

цессы с точки

зрения целого и

Выделять об-

щую точку

зрения в дис-

куссии; дого-

вариваться о

правилах и

вопросах для

обсуждения в

соответствии

с поставлен-

ной

Готовность и

способность

обучающих-

ся к самораз-

витию и

самообразо-

ванию на

основе моти-

вации к обу-

чению и по-

знанию

20

Богатство

русской

фразеоло-

гии

Лингво-

культуро-

ведческий

словарь

сии

обще-

мето-

доло-

гиче-

ский

напра

влен-

ности

ка, появление

новых слов, из-

менение значе-

ний и пере-

осмысление

имеющихся

слов, их стили-

стическая

переоценка

Национально-

культурная

специфика и

богатство рус-

ской фразеоло-

гии. Отражение

во фразеологии

обычаев, тради-

ций, быта, ис-

торических со-

бытий, культу-

ры. Заимство-

ванные фразео-

логизмы.

Создание но-

вой фразеоло-

гии

Связь истори-

ческого разви-

тия языка с ис-

торией обще-

ства. Историз-

мы, определять

возможные труд-

ности использова-

ния неологизмов

в речи (трансфор-

мация значений,

изменение лекси-

ческой сочетае-

мости и др.)

Истолковывать

значения

фразеологических

оборотов, в том

числе с

национально-

культурным

компонентом

значения;

комментировать

историю

происхождения

фразеологизмов,

уместно

употреблять

фразеологизмы в

современных

ситуациях

речевого общения

Определять

значения

устаревших слов

и предлагать

действия

Работая по

своему плану,

вносить кор-

рективы в те-

кущую дея-

тельность на

основе анали-

за изменений

ситуации для

получения за-

планирован-

ных характе-

ристик ре-

зультата

частей

Создавать, при-

менять и

преобразовы-

вать знаковые

структуры для

решения учеб-

ных и познава-

тельных задач;

осуществлять

конструирова-

ние текста с

перспективой

самодиагности-

ки результатов

перед груп-

пой задачей

Устранять в

рамках диа-

лога разрывы

в коммуника-

ции, обуслов-

ленные

непонимани-

ем/неприяти-

ем со сторо-

ны собесед-

ника задачи,

формы или

содержания

диалога

Потребность

сохранить

чистоту рус-

ского языка

как явления

националь-

ной культу-

ры; стремле-

ние к речево-

му самосо-

вершенство-

ванию

Систематизи-

ровать (в том

числе выби-

рать приори-

тетные) крите-

рии планируе-

мых результа-

тов и оценки

своей деятель-

ности

Формулиро-

вать учебные

задачи как

шаги достиже-

ния постав-

Определять по-

нятия, созда-

вать обобще-

ния, устанавли-

вать аналогии,

классифициро-

вать, самостоя-

тельно выби-

рать основания

и критерии для

классификации

Свободно поль-

зоваться слова-

рями разных

типов, справоч-

Организовы-

вать учебное

взаимодей-

ствие в груп-

пе, опреде-

лять общие

цели, распре-

делять роли,

договаривать-

ся друг с дру-

гом

Создавать

письменные

оригиналь-

ные тексты с

Осознание

эстетической

ценности

русского

языка; ува-

жительное

отношение к

родному язы-

ку, гордость

за него

Интерес к со-

зданию соб-

ственного

текста, до-

статочный

21

мы и архаизмы.

Перераспреде-

ление пластов

лексики между

активным и

пассивным

запасом. Актуа-

лизация уста-

ревшей лекси-

ки в новом ре-

чевом контек-

сте

Создание линг-

вокультуровед-

ческого слова-

ря к художе-

ственному тек-

сту. Алгоритм

и этапы работы

над словарной

статьей. Прин-

ципы организа-

ции работы со

словарем

с национально-

культурным

компонентом;

понимать

причины

изменений в

словарном

составе языка,

различать

устаревшие слова

с новым

значением

(губернатор,

диакон, ваучер,

агитационный

пункт,

большевик, колхоз

и т.п.).

Анализировать и

интерпретировать

художественный

текст на ассоциа-

тивном, словар-

ном и контексту-

ально-метафори-

ческом уровнях,

оформлять сло-

варную статью в

соответствии с

требованиями

жанра

ленной цели

деятельности

ной литерату-

рой, в том чис-

ле на электрон-

ных носителях

использова-

нием

необходимых

речевых

средств, пи-

сать словар-

ную статью

словарный

запас, сво-

бодное выра-

жение чувств

и мыслей

22

12

Защита

проекта

разви-

ваю-

щего

контр

оля

Представление

индивидуаль-

ных и/или

групповых дол-

госрочных

проектов. Ис-

пользование

презентаций.

Экспертиза

проектной дея-

тельности

Исследовать и

анализировать

важные современ-

ные проблемы

родного языка,

создавать текст

как результат

проектной дея-

тельности, высту-

пать публично,

оценивать вы-

ступления од-

ноклассников

Составлять

план решения

проблемы и

следовать ему

при осуще-

ствлении

проектной де-

ятельности,

выполнять

экспертизу

продукта

Владеть прие-

мами отбора и

систематизации

материала, ве-

сти самостоя-

тельный поиск

информации,

преобразовы-

вать, сохранять

и представлять

информацию

Использовать

средства ло-

гической свя-

зи для выде-

ления

смысловых

блоков пуб-

личной речи,

выступать

перед аудито-

рией сверст-

ников

Способность

к самооценке

на основе на-

блюдения за

собственной

и чужой ре-

чью

Культура речи

13

Нормы

культуры

речи в

современ-

ном обще-

стве

Синонимы,

антонимы,

омонимы и

паронимы

Основные

лексиче-

ские нор-

мы совре-

менного

русского

литератур-

реф-

лек-

сии

реф-

лек-

сии

реф-

лек-

сии

Признаки нор-

мативности

языкового яв-

ления. Виды

норм. Типы ва-

риантов норм.

Из истории

культуры речи.

Орфоэпические

нормы совре-

менного рус-

ского языка.

Стили и темп

произношения

Смысловые‚ ст

илистические

особенности

Анализировать

чужую и

собственную речь

с точки зрения

норм

современного

русского

литературного

языка; различать

варианты

орфоэпической и

акцентологическо

й нормы;

употреблять

слова с учётом

стилистических

вариантов и

Обосновывать

целевые ори-

ентиры и при-

оритеты ссыл-

ками на

ценности, ука-

зывая и

обосновывая

логическую

последова-

тельность ша-

гов

Отбирать

инструменты

для оценива-

ния своей дея-

тельности,

Самостоятель-

но указывать

на информа-

цию, нуждаю-

щуюся в про-

верке, предла-

гать и приме-

нять способ

проверки до-

стоверности

информации

Использовать

информацию с

учетом этиче-

ских норм,

определять ло-

гические связи

Осознанно

использовать

речевые сред-

ства в соот-

ветствии с за-

дачей

коммуника-

ции для выра-

жения своих

чувств, мыс-

лей и потреб-

ностей, для

планирования

и

регуляции

своей

деятельности

Осознание

важности

соблюдения

норм совре-

менного рус-

ского литера-

турного язы-

ка для

культурного

человека

Формирова-

ние ответ-

ственности

за языковую

культуру как

общечелове-

ческую

23

ного языка

употребления

синонимов, ан-

тонимов, омо-

нимов.

Смысловые

различия, ха-

рактер лексиче-

ской сочетае-

мости, способы

управления,

функцио-

нально-стиле-

вая окраска и

употребление

паронимов в

речи

Лексическая

сочетаемость

слов. Речевая

избыточность.

Тавтология.

Плеоназм.

Типичные

ошибки‚ свя-

занные с нару-

шением лекси-

ческой сочетае-

мости, с рече-

вой избыточно-

стью. Стили-

стические

темпа речи

Соблюдать в речи

нормы

употребления

синонимов‚ антон

имов‚ омонимов‚

паронимов, в том

числе с учетом

стилистических

вариантов,

осознавать

смыслоразличите

льную роль

ударения на

примере

омографов,

выявлять и

исправлять

типичные

речевые ошибки

Правильно выби-

рать слова, макси-

мально соответ-

ствующие обозна-

чаемому ими

предмету или яв-

лению; употреб-

лять слово в соот-

ветствии с лекси-

ческим значением

и требованием

осуществлять

самоконтроль

своей деятель-

ности в рам-

ках предло-

женных усло-

вий и требова-

ний

Самостоятель-

но планиро-

вать пути до-

стижения це-

лей, в том

числе альтер-

нативные,

осознанно вы-

бирать наибо-

лее эффектив-

ные способы

решения учеб-

ных и позна-

вательных за-

дач

между предме-

тами или явле-

ниями, обозна-

чать данные ло-

гические связи

с помощью зна-

ков

Делать вывод

на основе кри-

тического ана-

лиза разных то-

чек зрения,

подтверждать

вывод соб-

ственной аргу-

ментацией или

самостоятельно

полученными

данными

Владеть

диало-гиче-

ской и мо-

нологической

формами

речи в соот-

ветствии с ре-

чевыми нор-

мами, обме-

ниватьсязна-

ниями между

членами

группы для

принятия эф-

фективных

совместных

решений

Использовать

в речи актив-

ный и потен-

циальный

словарный

запас, грам-

матические

средства для

свободного

выражения

мыслей и

чувств на

родном языке

адекватно си-

ценность

Осознанное

расширение

своей рече-

вой практи-

ки, развитие

культуры ис-

пользования

русского

языка,

способности

оценивать

свои язы-

ковые уме-

ния, плани-

ровать и осу-

ществлять их

совершен-

ствование

24

ошибки. Отра-

жение вариан-

тов лексиче-

ской нормы в

современных

словарях

лексической соче-

таемости; опозна-

вать частотные

примеры тавтоло-

гии и плеоназма;

различать стили-

стические вариан-

ты лексической

нормы

туации и сти-

лю общения

14

Морфоло-

гические

нормы упо-

требления

имен при-

лагатель-

ных, чис-

лительных

и место-

имений

Морфоло-

гические

нормы упо-

требления

глаголов и

глагольных

форм

реф-

лек-

сии

реф-

лек-

сии

Нормы образо-

вания и упо-

требления при-

лагательных в

формах степе-

ней сравнения,

в краткой фор-

ме. Склонение

прилагатель-

ных, местоиме-

ний‚ поряд-

ковых, собира-

тельных и ко-

личественных

числительных.

Нарушение

морфологиче-

ской нормы как

ошибка и как

средство выра-

зительности

Глаголы 1 лица

Правильно упо-

треблять грамма-

тические формы

имен прилага-

тельных в формах

степеней сравне-

ния‚ в краткой

форме, местоиме-

ния‚ порядковые,

количественные и

собирательные

числительные;

определять ти-

пичные грамма-

тические ошибки

в речи, характери-

зовать случаи на-

рушения норм с

позиций стили-

стики

Осуществлять

словоизменение

Выбирать из

предложен-

ных вариантов

и самостоя-

тельно искать

ресурсы для

решения задач

и достижения

цели; фор-

мировать си-

туацию само-

регуляции

эмоциональ-

ных и функци-

ональных со-

стояний

Анализиро-

вать и обосно-

вывать при-

менение соот-

ветствующего

инструмента-

Излагать полу-

ченную инфор-

мацию, интер-

претируя ее в

контексте ре-

шаемой задачи;

строить модель

на основе усло-

вий задачи и/

или способа ее

решения

Предполагать,

какая информа-

ция нужна для

решения пред-

метной учеб-

ной задачи;

переводить

многоаспект-

ную информа-

цию из графи-

ческого или

Выражать

свое отноше-

ние к фактам

и явлениям

окружающей

действитель-

ности, аргу-

ментировать

свою точку

зрения, вла-

деть разными

видами чте-

ния

Представлять

конкретное

содержание и

сообщать его

в устной и

письменной

форме, прояв-

лять сдержан-

Стремление

к речевому

самосоверше

нствованию;

осознание

своей

ответственно

сти за

языковую

культуру как

общечеловеч

ескую

ценность

Формирова-

ние нрав-

ственных

чувств и

нравственно-

го поведе-

ния, осознан-

ного и ответ-

ственного от-

25

ед. ч. наст. и

будущ. време-

ни с неполной

парадигмой,

двувидовые

глаголы‚ глаго-

лы в повели-

тельном накло-

нении. Особен-

ности употреб-

ления прича-

стий и деепри-

частий. Литера-

турные и разго-

ворные вариан-

ты нормы

отдельных форм

глаголов 1 лица

ед. ч. наст. и бу-

дущ. времени,

формообразова-

ние глаголов со-

вершенного и не-

совершенного

вида‚ глаголов в

повелительном

наклонении, пра-

вильно образовы-

вать и употреб-

лять глагольные

формы

рия для вы-

полнения

учебной зада-

чи; конструи-

ровать прак-

тико-ориенти-

рованный ал-

горитм реше-

ния учебной

задачи и сле-

довать ему

формализован-

ного представ-

ления в тексто-

вое, и наоборот

ность, вежли-

вость, пози-

тивное отно-

шение к собе-

седнику в

стандартных

ситуациях

ношения к

собственным

поступкам

15

Синтакси-

ческие

нормы

современ-

ного рус-

ского ли-

тературно-

го языка

реф-

лек-

сии

Нормы управ-

ления.

Предложное и

беспредложное

управление:

предлоги

благодаря, со-

гласно, вопре-

ки, о‚ по‚ из‚ с

и др. Нормы

употребления

причастных и

деепричастных

оборотов. По-

строение

Правильно

употреблять

существительные

и числительные с

производными и

непроизводными

предлогам,

распознавать

ошибки в

построении

предложений с

причастным и

деепричастным

оборотами, с

однородными

Оценивать

свою деятель-

ность, аргу-

ментируя при-

чины дости-

жения или от-

сутствия пла-

нируемого ре-

зультата; осу-

ществлять вза-

имопроверку

и самопро-

верку

Определять

потенциаль-

Восстанавли-

вать предмет-

ную ситуацию,

описанную в

задаче, путем

переформули-

рования; выде-

лять информа-

ционный ас-

пект задачи,

оперировать

данными, ис-

пользовать мо-

дель решения

задачи

Высказывать

и обосновы-

вать мнение и

запрашивать

мнение парт-

нера в

рамках диа-

лога; пред-

ставлять в

устной или

письменной

форме раз-

вернутый ал-

горитм соб-

ственной

Формирова-

ние устойчи-

вого интере-

са к творче-

ской деятель-

ности, прояв-

ление креа-

тивных

способно-

стей

Доброжела-

тельное от-

ношение к

окружаю-

щим, готов-

26

предложений с

однородными

членами

Согласование

сказуемого с

подлежащим в

числе. Трудные

случаи согласо-

вания (количе-

ственно-имен-

ное сочетание,

числительное и

существитель-

ное, сочетание

слов много,

сколь-ко, мень-

шинство и др.).

Типичные

ошибки в по-

строении слож-

ных предложе-

ний. Отраже-

ние вариантов

грамматиче-

ской нормы в

грамматиче-

ских словарях и

справочниках

членами,

исправлять

ошибки в речи

Правильно

согласовывать

сказуемое с

подлежащим, в

том числе в

трудных случаях;

конструировать

сложные

предложения

разных видов;

различать

варианты

синтаксической

нормы‚ обусловле

нные

грамматической

синонимией

словосочетаний‚

простых и

сложных

предложений;

использовать

ресурсы

грамматической и

лексической

синонимии в речи

с учетом

смысловых и

ные затрудне-

ния при реше-

нии учебной и

познаватель-

ной задачи и

находить

средства для

их устране-

ния; опреде-

лять, какие

действия по

решению

учебной зада-

чи или

параметры

этих действий

привели к по-

лучению име-

ющегося про-

дукта учебной

деятельности

Осуществлять

взаимодействие

с электронны-

ми поисковыми

системами,

словарями, со-

относить полу-

ченные ре-

зультаты поис-

ка со своей дея-

тельностью;

объяснять язы-

ковые явления

и факты в ходе

исследования

структуры сло-

ва и текста

деятельности

Оценивать

свою и чу-

жую речь с

точки зрения

ее содержа-

ния, языково-

го оформле-

ния, находить

грамматиче-

ские ошибки,

исправлять

их, совершен-

ствовать и ре-

дактировать

высказыва-

ния и тексты

ность к рав-

ноправному

сотрудниче-

ству, разви-

тие мотива-

ции к объек-

тивному оце-

ниванию

своих знаний

27

стилистических

особенностей

16

Контроль-

ная работа

разви-

ваю-

щего

контр

оля

Основные ор-

фоэпические,

лексические и

грамматиче-

ские нормы

современного

русского ли-

тературного

языка. Связь

грамматики с

орфографией и

пунктуацией

Применять на

практике право-

писные нормы и

нормы культуры

речи, различать

типичные рече-

вые и граммати-

ческие ошибки;

редактировать

тексты с целью

исправления ре-

чевых и грамма-

тических ошибок

Выполнять

систематиза-

цию и струк-

турирование

предметного

содержания,

демонстриро-

вать приемы

регуляции для

достижения

эффекта успо-

коения

Строить алго-

ритм действия,

исправлять или

восстанавли-

вать неизвест-

ный ранее алго-

ритм на основе

имеющегося

знания об

объекте, к ко-

торому он при-

меняется

Соблюдать в

практике ре-

чевого обще-

ния основные

орфоэпиче-

ские, лекси-

ческие, грам-

матические,

стилистиче-

ские нормы,

правила ор-

фографии и

пунктуации

Устойчивый

познаватель-

ный интерес

и становле-

ние смысло-

образующей

функции по-

знавательно-

го мотива

Речевой этикет

17

Нацио-

нальные

особенно-

сти русско-

го речевого

этикета

Этикетное

речевое по-

ведение в

ситуациях

делового

общения

Этикет в

электрон-

ной среде

реф-

лек-

сии

откры

тия

ново-

го

зна-

ния

откры

тия

ново-

го

зна-

ния

Из истории

русского этике-

та. Принципы

этикетного об-

щения в основе

речевого этике-

та. Русская ре-

чевая манера

общения.

Стереотипное

поведение в

стандартных

ситуациях, по-

зитивное отно-

шение к собе-

Соблюдать нор-

мы русского рече-

вого этикета и ре-

чевой манеры об-

щения (умеренная

громкость

речи‚ средний

темп речи‚ сдер-

жанная артикуля-

ция и др.), не упо-

треблять грубых

слов и выраже-

ний, использовать

синонимию рече-

вых формул

Находить до-

статочные

средства для

выполнения

учебных дей-

ствий в изме-

няющейся си-

туации или

при отсут-

ствии плани-

руемого ре-

зультата

Свободно

пользоваться

выработанны-

Находить в тек-

сте требуемую

информацию в

соответствии с

целями

деятельности;

делать осознан-

ный и аргумен-

тированный

выбор, пред-

ставлять кон-

кретные ре-

зультаты иссле-

дования

Анализировать

Владеть на-

ционально-

культурными

нормами ре-

чевого пове-

дения в раз-

личных ситу-

ациях фор-

мального и

неформально-

го межлич-

ностного и

межкультур-

ного общения

Участвовать

Достаточный

объем сло-

варного запа-

са и усвоен-

ных грамма-

тических

средств для

выражения

чувств и

мыслей в

процессе ре-

чевого обще-

ния

Чувство гор-

дости при

28

общения

седнику

Нормы делово-

го этикета.

Соблюдение

правил делово-

го этикета. Ме-

сто и роль не-

вербального

общения. Пер-

вое впечатле-

ние. Особенно-

сти националь-

ного делового

этикета разных

стран

Активные про-

цессы в рече-

вом этикете,

возникшие под

воздействием

СМИ. Речевая

агрессия. Поня-

тие сетикета.

Этикет Интер-

нет-пере-писки,

Интернет-дис-

куссии. Прави-

ла информаци-

онной безопас-

ности при об-

щении в соци-

Анализировать и

разыгрывать си-

туации делового

общения, выраба-

тывать правила

делового этикета,

владеть этикетом

использования

изобразительных,

замещающих и

сопровождающих

жестов, понимать

национальную

специфику рус-

ского делового

этикета по срав-

нению с этикетом

других народов

Использовать в

речи разные вари-

анты приветствия

и прощания, об-

ращений‚ имен

собственных, да-

вать им оценку;

противостоять ре-

чевой агрессии

пос-редством эти-

кетных тактик;

использовать при

общении в элек-

ми критерия-

ми оценки и

самооценки,

исходя из

цели и имею-

щихся

средств, раз-

личая ре-

зультат и

способы дей-

ствий

Описывать

свой опыт,

оформляя его

для передачи

другим людям

в виде техно-

логии

решения прак-

тических за-

дач опреде-

ленного клас-

са

условия и тре-

бования учеб-

ной задачи;

формировать

множествен-

ную выборку

из поисковых

источников для

объективиза-

ции результа-

тов поиска

Целенаправ-

ленно искать и

использовать

информацион-

ные ресурсы,

необходимые

для

решения учеб-

ных и практи-

ческих задач с

помощью

средств ИКТ

в речевом об-

щении,

соблюдая

нормы рече-

вого этикета,

адекватно ис-

пользовать

жесты, мими-

ку, осуще-

ствлять рече-

вой само-

контроль

Выбирать,

строить и ис-

пользовать

адекватную

информаци-

онную мо-

дель для

передачи

своих мыслей

средствами

родного язы-

ка в соответ-

ствии с усло-

виями

коммуника-

ции

моральном

следовании

нормам, оп-

тимизм в

восприятии

мира, пони-

мание воз-

можностей

русского

языка для

самовыраже-

ния

Определение

личностной

цели учебной

деятельно-

сти; развитие

креативных

способно-

стей и навы-

ков констру-

ирования

29

альных сетях

тронной среде

этику и русский

речевой этикет

30

Примерные темы проектов в 8-9 классах

1.

В поисках утраченного смысла (семантические архаизмы, история происхождения, употребления и изменения значений неко-

торых слов).

2.

Осторожно: жаргон!

3.

Русская история в названиях и именах (этимология имён собственных).

4.

Девушка! Женщина! Дамочка!.. (Обращение и речевая культура.)

5.

Происхождение русских фамилий.

6.

Различные виды омонимии в художественных текстах.

7.

Язык российской рекламы.

8.

Иноязычная лексика в рекламе.

9.

«Цены ещё дешевле!» (ошибки в рекламных текстах).

10.

Средства выразительности в СМИ.

11.

Особенности современных газетных заголовков.

12.

Политическая корректность и её проявление в языке и культуре.

13.

Этнокультурные особенности наименований торговых фирм и марок на территории России.

14.

Эволюция рекламы в русской прессе XVIII-XXI века.

15.

Психологические основы этикета делового общения.

16.

Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

17.

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

18.

Мы живем в мире знаков.

19.

Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

20.

Понимаем ли мы язык Пушкина?

21.

Футбольный сленг в русском языке.

22.

Компьютерный сленг в русском языке.

23.

Названия денежных единиц в русском языке.

24.

Являются ли жесты универсальным языком человечества?

25.

Межнациональные различия невербального общения.

26.

Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

27.

Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).

28.

Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

31

29.

Сетевой знак @ в разных языках.

30.

Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

31.

Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие.

32.

Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.

Система оценивания проектной деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

-

содержательный компонент;

-

деятельностный компонент;

-

результативный компонент.

При оценивании содержательного компонентапроекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации выводов и заключений.

При оценивании деятельностного компонентапринимаются во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценивании результативного компонентапроекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:

0 баллов

Отсутствие данного компонента в проекте

1 балл

Наличие данного компонента в проекте

2 балл

Высокий уровень представления данного компонента в проекте

32

Критерии оценивания проектной деятельности обучающихся

Компонент проект-

ной деятельности

Критерии оценивания отдельных характери-

стик компонента

Баллы

Содержательный

Значимость выдвинутой проблемы и ее аде-

кватность изучаемой тематике

0-2

Правильность выбора используемых методов

исследования

0-2

Глубина раскрытия проблемы, использова-

ние знаний из других областей

0-2

Доказательность принимаемых решений

0-2

Наличие аргументированных выводов и за-

ключений

0-2

Деятельностный

Степень индивидуального участия каждого

исполнителя в ходе выполнения проекта

0-2

Характер взаимодействия участников проек-

та

0-2

Результативный

Форма предъявления проекта и качество его

оформления

0-2

Презентация проекта

0-2

Содержательность и аргументированность

ответов на вопросы оппонентов

0-2

Грамотное изложение самого хода исследо-

вания и интерпретации его результатов

0-2

Новизна представляемого проекта

0-2

Максимальный балл

24

Шкала перевода баллов в школьную отметку:

0-6 балла – неудовлетворительно;

7-12 баллов – удовлетворительно;

13-18 баллов – хорошо;

33

19-24 балла – отлично.

34



В раздел образования