Напоминание

Гимнастика-основной путь развития корректировки физических данных учащихся


Автор: Лемиш Марина Юрьевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Гимнастика-основной путь развития корректировки физических данных учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного

образования детей городского округа «Город Калининград»

Детская школа искусств «Гармония»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Гимнастика – основной путь развития и

корректировки физических данных учащихся»

Составитель:

Лемиш Марина Юрьевна

Преподаватель

хореографических дисциплин

г. Калининград 2012 г.

Ничто не формирует так красоту тела

и культуру движений, как гимнастика

В.П. Бальсевич

В младшем школьном возрасте закладываются основы и потребности

в систематической физической активности. Этот возраст особенно

благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений,

освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники

разнообразных физических упражнений.

При отборе детей для занятий хореографией прежде всего обращают

внимание на внешние данные ребёнка, а также проводят проверку его

профессиональных физических данных, таких как: выворотность ног,

состояние стоп (в том числе подъёма), танцевальный шаг, гибкость тела,

прыжок.

Дети, поступающие на хореографическое отделение в ДШИ, как правило,

не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, страдают

недостатками физического сложения тела, не имеют ярко выраженных

профессиональных данных, необходимых для занятия хореографией.

Эти факторы создают значительные дополнительные трудности при освоении

учащимися материала специальных танцевальных дисциплин, тормозят

процесс обучения и развитие творческого начала ребёнка.

Цель моей методической работы - определить эффективные приёмы и

методы развития и корректировки физических данных учащихся, а также

продемонстрировать способы диагностики профессиональных данных

детей.

В первую очередь при отборе детей для занятий хореографией следует

обращать внимание на пропорции тела ребёнка.

Различают три основных типа или формы пропорций тела:

* Долихоморфная – характеризуется относительно узким туловищем, плечами

и тазом, и относительно длинными ногами и руками, причём само туловище

сравнительно короткое;

* Брахиморфная – в противоположность первой характеризуется относительно

длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками;

* Мезоморфная – представляет собой среднюю форму строения тела,

промежуточную между двумя предыдущими.

В хореографии предпочтение отдаётся долихоморфному и мезоморфному

типам сложения.

Существует несколько методов измерения пропорций тела, выраженных в

индексах. Обычно берётся соотношение роста в положении стоя к росту в

положении сидя, выраженное в процентах.

II . При обучении танцу также необходимо знать к какому типу высшей

нервной деятельности относится психика того или иного человека.

Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека:

* Темперамент сангвиника – сильный, уравновешенный, подвижный;

* Темперамент холерика – сильный, неуравновешенный, подвижный;

* Темперамент флегматика – сильный, уравновешенный, инертный;

* Темперамент меланхолика – слабый.

Наиболее подходящими для занятий из четырёх типов темпераментов

принято считать сангвиников и холериков. Флегматики требуют особых,

индивидуальных занятий.

III. Для занятий хореографией важно иметь не только пропорциональное

телосложение, но и правильную осанку.

Основой осанки является позвоночник и его соединение с тазовым поясом.

Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперёд), грудной (назад), поясничный

(вперёд), крестцово-копчиковый (назад).

При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно.

Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая

части симметричны: шейно – плечевые линии на одном уровне, углы лопаток

на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии

(пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками),

одинаковы. Это можно увидеть, если сравнить на рисунке

правильную осанку и осанки с отклонениями:

А Б В

а – нормальная (правильная) осанка в профиль;

б – сутулость (кифоз); в - прогиб в пояснице (лондоз)

В осанке бывают заметны различные отклонения, такие как ассиметрия

лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лондоз), сутулость

(кифоз). Все эти отклонения могут быть исправлены при систематическом.

целенаправленном применении гимнастических упражнений на осанку.

А Б

А - ассиметрия лопаток (незначительный колиоз);

Б – Х-образные ноги; В – О – образные ноги

Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги.

В Х-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче.

При О-образных ногах внутренние связки коленей сокращены и бёдра удалены

друг от друга. Некоторые формы Х-образных ног поддаются исправлению

путём применения специальых тренировочных упражнений

А Б

Упражнение А – исполняют при Х-образных ногах, оно направлено на

растягивание связок в тазобедренном суставе и, значит, на исправление этого

недостатка.

Упражнение Б – исполняют при О-образных ногах, оно направлено на

растягивание подколенных связок ног.

Серьёзным недостатком осанки считается также плоскостопие, при котором

противопоказаны занятия хореографией. Однако, незначительные формы

плоскостопия в процессе роста ребёнка и постоянных целенаправленных

упражнений могут быть исправлены:

Такое упражнение исполняют для растягивания ахилловых сухожилий,

укрепления мышц ступней и коррекции плоскостопия.

______________________________________________________________

Такие упражнения исполняют для формирования стопы и осанки.

Успеха в формировании правильной осанки достигают, прежде всего, путём

укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и

физиологической тренировкой.

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими

мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется

собранностью, стройностью и в тоже время раскованностью . Такой человек

высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развёрнуты,

туловище занимает вертикальное положение.

Известно, что осанка – это не только привычное положение (поза) человека в

покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития

опорно- двигательного аппарата, привлекательной внешности.

Способы контроля правильной осанки таковы: обычно осанку проверяют

в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются

стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если

обнаружится, что голова слишком наклонена вперёд (затылок не касается

стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены –

имеются признаки нарушения осанки.

Для формирования и коррекции правильной осанки нужно учитывать

возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата по признаку

окостенения скелета человека. Процесс этот завершается в разное время: в 6-7

лет фиксируются изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника.

К 12-13 годам – изгиб в поясничном отделе, грудная клетка приобретает форму

взрослого.

Следовательно, вначале целесообразно приступать к формированию

правильного положения головы, формы изгибов позвоночника в шейном и

грудном отделах, затем в поясничном отделе.

Если осанка у ребёнка уже нарушена, то самым действенным способом её

исправления будет активизация занятий гимнастикой, методика которой

предполагает использование специальных средств для реализации задач

гармоничного и качественного развития всех мышц и связок.

Благодаря им, удастся добиться главного для выработки правильной осанки:

* Увеличить подвижность отдельных звеньев тела;

* Укрепить ослабленные мышцы;

* Добиться необходимого баланса напряжений мышц, поддерживающих

изгибы позвоночного столба и правильного положения связанных с ним

частей тела.

А Б В

Такой комплекс упражнений (А-Б-В) используют для формирования стопы,

укрепления мышц спины, исправления осанки.

Для формирования правильной, красивой осанки необходимо использовать

упражнения дыхательной гимнастики и укреплять мышцы живота

IV. Большую роль в хореографии играет выворотность ног.

Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бёдра, голени и стопы) в

положение en dehors (наружу), то есть когда при правильно поставленном

корпусе бёдра, голени и стопы повёрнуты своей внутренней стороной наружу.

Для определения выворотности ног нужно встать в первую позицию,

придерживая туловище в вертикальном положении, затем глубоко присесть,

отрывая постепенно пятки так, чтобы бёдра как можно больше раскрылись в

стороны (супинировались), то есть нужно исполнить qrand plie:

При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в

стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бёдра образуют прямую

линию с коленями.

При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не

раскрываются, а уходят вперёд.

Дополнительную проверку выворотности можно провести выполнением

упражнения так называемой «лягушки», которую делают сидя и лёжа,

подтягивая стопы к ягодицам с последующим раскрытием бёдер в стороны:

Если колени свободно прилегают к полу, значит есть выворотность в

тазобедренных суставах. При этом необходимо следить, чтобы не было прогиба

в пояснице.

Выворотность также можно разработать на уроке гимнастики, выполняя

комплексы специальных упражнений, направленных на это:

А Б В

Упражнения А и В исполняют для выработки «выворотности»;

Упражнение Б исполняют для улучшения подвижности тазобедренных

суставов и эластичности мышц бедра, что также способствует выработке

«выворотности».

V. Большое значение в хореографии имеет подъём стопы.

Подъём стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъёма зависит

от строения стопы и эластичности её связок. Различают три формы подъёма

стопы: высокий подъём, средний, маленький.

Чтобы определить подъём нужно поочерёдно правую и левую ногу

выдвинуть в сторону из первой позиции в положение второй позиции при

выпрямленных коленях:

Осторожными усилиями рук можно проверить эластичность и гибкость стопы.

При наличии подъёма стопа податливо изгибается, образуя в профиль

месяцеобразную форму.

Развивать подъём следует обязательно. Для этого на уроках гимнастики

целесообразно особенно тщательно проделывать упражнения, укрепляющие

мышцы, которые удерживают свод стопы:

VI. В хореографии огромное значение имеет «балетный шаг».

Он создаёт в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Высота

балетного шага определяется при выворотном положении ног в трёх

направлениях: в сторону, вперёд и назад. Сначала проверяется одна нога потом

другая.

Чтобы проверить балетный шаг нужно встать к станку боком, держась за

него одной рукой. Из первой позиции ног (при правильном положении ног)

работающую ногу из выворотного положения, выпрямленную в коленном

суставе и с вытянутым подъёмом поднять с помощью учителя в сторону до той

высоты, до какой позволят это делать бедро. После проверки величины

пассивного шага нужно проверить активный шаг (без помощника). Критерием в

данном случае служит высота: для девочек – выше 90˚

.

Для мальчиков норма –

не ниже 90˚. Необходимо обращать внимание на то, насколько легко

поднимается нога.

Только на уроках гимнастики всевозможными растяжками можно

добиться корректировки недостаточного балетного шага:

Все эти упражнения исполняют для растяжки и развития «танцевального шага

Амплитуда шага способствует высоте прыжка.

VII. Прыжок придаёт танцу необходимые для него качества: легкость,

воздушность – и поэтому является его важной составной частью.

Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии словом ballon

(баллон), - умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время

прыжка рисунок позы.

Проверяется высота прыжка выпрыгиванием при свободном положении

ног с предварительно коротким приседанием. Нужно выпрыгнуть несколько раз

подряд и постараться сильно оттолкнуться от пола. Следует обращать внимание

на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость

приземления. Во время прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз. При

прыжке работающие мышцы в течении короткого времени сокращаются до

максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры

и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости

от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья в момент отделения его

от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности.

На уроках гимнастики развитию прыгучести отводится много времени.

Прыжки применяются для укрепления мышц и связок ног, развития функции

равновесия, тренировки выносливости, совершенствованию координации,

которая среди двигательных функций имеет особое значение в хореографии.

VIII. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную,

двигательную.

* Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия,

различных поз, осанки и тому подобное .Они могут быть закреплены в памяти.

Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей

координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и

других органов.

* В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц,

которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других

движениях).

* Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев

тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

* Музыкально- ритмическая координация – умение согласовывать

движения частей тела во времени и пространстве под музыку. Без этого очень

трудно себе представить танцевальное искусство.

Систематическое, целенаправленное применение гимнастических упражнений

на развитие пластичности и координированности является эффективным

средством в формировании культуры движения у учащихся.

IX. Основной характеристикой равновесия или апломба тела является

устойчивость.

Она просто необходима танцорам. Стержень апломба – позвоночник, но

важную роль для устойчивости играют: хорошее зрение, нормальная работа

вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и

здоровая нервная система.

На устойчивость также влияет и положение проекции общего центра

тяжести тела. Чем ближе к опоре проекция центра тяжести тела и чем больше

площадь опоры, тем выше устойчивость тела.

X. Одним из главных профессиональных требований к тем, кто

занимается хореографией, является гибкость тела.

Это показатель пластичности тела, он придаёт танцу выразительность,

способствуя тем самым созданию сценического образа

Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперёд. Для этого

нужно встать так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены

в стороны. Затем следует перегнуться назад до возможного предела, при этом

кто-то должен обязательно подстраховывать, придерживая за руки.

Проверка гибкости вперёд (проверка гибкости позвоночного столба и

эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз

при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Нужно

медленно наклонить корпус вперёд (сильно вытянув позвоночник), стараясь

достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить

руками щиколотки ног.

При хорошей гибкости, корпус обычно свободно наклоняется вперёд.

Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба:

Эти упражнения исполняются для укрепления мышц спины и развития гибкости.

Итак, чтобы развить все эти профессиональные данные учащихся и

ускорить исправление физических недостатков, нужно много работать над

собой на уроках гимнастики.

Занятия гимнастикой снимают утомление нервной системы и всего

организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

Уроки гимнастики позволяют выработать у учащихся силу воли, выносливость,

коллективное творчество.

Благодаря специфике средств и методов, гимнастика оказывает

существенное педагогическое воздействие на учащихся. Чёткая организация

занятий, строгие требования к точности выполнения упражнений,

формирование представления об изяществе движений, о красоте человеческого

тела, побуждение к физическому самосовершенствованию, способствует

воспитанию важных моральных и волевых качеств.

Важно подчеркнуть, что основные средства корректирующей гимнастики

представляют собой совокупность разнообразных движений, составляющих

единый комплекс. Особенностью его является формирование навыков и

умений, необходимых для совершенствования школы движений, развития

основных профессиональных данных и исправления дефектов.

Арсенал средств гимнастики формировался постепенно, по мере накопления

знаний, расширяющих представление о строении и функциях организма, о

возможностях управления процессом развития двигательных способностей

человека. В арсенал средств гимнастики входят все анатомически-возможные

движения: от элементарных односуставных сгибаний и разгибаний - до

сложнейших по координации двигательных действий, выполнение которых

требует высокого уровня развития основных двигательных качеств

Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимнастических

упражнений, зависит не только от умелого подбора их педагогом, но и от его

словесных воздействий, качественного показа, от характера музыкального

сопровождения занятий.

При выборе физических упражнений для занятий всегда необходимо

анализировать основной режим работы мышц. Это поможет правильно

обозначить силовые акценты движений ребёнка в зависимости от цели и задач

конкретного урока.

О большом влиянии гимнастических упражнений на гармоничное развитие

личности, говорят её методические особенности:

* Использование большого количества различных движений, с помощью

которых возможно разносторонне воздействовать на развитие функций

организма;

* Возможность относительно локально воздействовать на различные звенья

двигательного аппарата и системы, организма. С помощью гимнастических

упражнений можно избирательно развивать силу отдельных мышц и

мышечных групп, увеличивать подвижность в различных суставах,

совершенствовать функции дыхательной, сердечно – сосудистой,

пищеварительной и других систем организма, благотворно влиять на обменные

процессы, тренировать вестибулярный аппарат;

* Возможность весьма точно регулировать нагрузки и строго регламентировать

педагогический процесс. Применяя различные методические приёмы, можно

варьировать нагрузку в широком диапазоне - от минимальной до

максимальной, учитывая, что кости, связки и суставы у ребёнка не так прочны,

как у взрослого, и соблюдать особую осторожность.

Разумно организованная работа на уроках гимнастики укрепит костно-

мышечный аппарат учащихся и , напротив, ошибки при выборе нагрузки могут

привести к травмам.

Дозирование нагрузки осуществляется путём изменения темпа и амплитуды

упражнения, увеличения или уменьшения количества повторений, изменения

последовательности выполнения упражнений. Возможность точно

регулировать нагрузку создаёт самые благоприятные условия для

осуществления индивидуального подхода к занимающимся.

Индивидуальный подход, плановость и системность в наращивании нагрузок

облегчается ещё и тем, что занятиям гимнастикой свойственен строгий

порядок, дисциплина и чёткая организация учебного процесса;

* Возможность применения одних и тех же гимнастических упражнений в

различных целях. Это достигается разнообразными методическими приёмами

(различное методическое оформление упражнений).

Например, прыжки могут применяться для укрепления мышц и связок ног,

развития прыгучести, совершенствования координации движений, развития

функции равновесия, тренировки выносливости (многоскоки).

* Возможность эффективно влиять на эстетическое воспитание учащихся.

Требования гимнастики в совершенстве владеть формой движений, стремиться

к изяществу, пластичности и выразительности, быть красиво сложенным, уметь

сочетать движения с музыкой, оказывают существенное влияние на

формирование эстетического вкуса у занимающихся.

Только гимнастика – основной путь развития и корректировки

физических данных, стимулирующий формирование творческого

совершенства.

Многообразие гимнастических упражнений и методов их применения

позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций

организма в соответствии с двигательными возможностями человека.

Поэтому, гимнастика является одним из наиболее действенных средств

гармоничного физического развития занимающихся.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Базарова Н.П.,Мей Б.П. Азбука классического танца.-Л.:Искусство,1983.

2.Васильева Т.И. «Балетная осанка – основа хореографического воспитания

детей» Москва 1983г. .

3. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим

танцем» Москва 2004г.

4 . Бахрах И.И.,Дорохов Р.Н. Физическое развитие школьников. Смоленск,

1975

5. Гальперин С. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности)-

Москва,1974

6. Соколов-Каминский А.А. Советская балетная школа – М.:Знание, 1983



В раздел образования