Автор: Павлова Елизавета Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28 ГОЩ
Населённый пункт: г.о. Щелково, деревня Огуднево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Как привить интерес к чтению»
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
городского округа Щёлково
«Как привить интерес к чтению»
ПОДГОТОВИЛА:
учитель начальных классов
Павлова Е.А.
Г.О. Щелково , дер.Огуднево
2021
«Как привить интерес к чтению»
Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и
сказок. Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю
жизнь. Не раз мы слышали, что книга – это источник знаний. Дети,
полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои
мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.
Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения
ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным
удивительных открытий. Но современные дети всё чаще проводят время за
компьютером или телевизором и всё реже читают.
Решение этой проблемы остаётся актуальным в настоящее время, ведь
через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле,
ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке
моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и
радоваться.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и
эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит
развитию
художественного
восприятия
литературных
произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим
лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.
Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы,
необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания
этого вида искусства дошкольниками.
Воспитательное
воздействие
оказывает
на содержание
литературных
произведений (начиная с произведений устного народного творчества), а
произведения живописи, народные игрушки, альбомы по искусству и
различные пособия развивают у детей любознательность, гордость и
уважение к их создателям. Кроме того, рассказывание совместно, группами
(командами) предполагает умение договариваться между собой, в случае
необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д. Ознакомление с
литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению
коллективного рассказа способствуют формированию не только этических
знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей
Игра — основной способ освоения окружающего мира и существования
ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Игры формируют привычки,
интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения,
напротив,
очень
высокая
мотивация
и
эмоциональная
насыщенность
информации. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в
сознании и входит в золотой запас вашего ребенка.
Озвучивание" - это рассматривание картинок с самыми маленькими и их
звуковое сопровождение.
Игра в прятки" — еще одна интересная форма игровой деятельности,
развивающая внимательность. Герой книги потерялся, шел по лесу и
заблудился, попробуйте его найти. Вы увидите, с каким восторгом
обнаружит ваш ребенок этого героя на самой последней странице книги.
Только и вы должны участвовать в этом процессе и комментировать ваши
долгие
и
упорные
поиски.
Варианты
пряток
могут
быть
самые
разнообразные. Все зависит от вашей фантазии. Вы можете искать предмет
определенного цвета, размера, формы. Таким образом расширяя кругозор
ребенка, впоследствии, когда начнете изучать буквы, можно сыграть в
прятки с буквой "А" и др.
"Копирование картинки"- это очень интересная игра, которая заставляет
вашего малыша внимательно всматриваться в изображенное. Вы вместе с
ребенком изображаете в лицах и с помощью предметов то, что изображено на
картинках. Вы не просто комментируете происходящее, а как будто все
время обращаетесь к тексту книги: “Посмотрим, что там написано дальше
про Зайчонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по-твоему,
смеется наш Зайчонок? Молодец! Очень здорово! А что с ним произошло
потом?" И т.д. Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в
книгу. Она должна стать ему другом, самым любимым и интересным. Очень
часто в процессе такой игры ребенок учится творить книгу самостоятельно,
он сам придумывает сценарий. Поощряйте подобные проявления. Это
бесценный опыт его самостоятельной творческой вовлеченности в процесс
чтения. На картинке не всегда изображено именно то, что написано в книге.
Поэтому большинство картинок вы можете воспроизвести самостоятельно
вместе с ребенком, опираясь на текст.
"Иллюстрирование книги" — эта игра подойдет детям постарше, которые
еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте эпизод из книги и
попросите своего ребенка нарисовать его. Чем младше ваш иллюстратор, тем
большая помощь ему потребуется. Но не увлекайтесь. Не стоит вам самому
хватать кисти и краски и рисовать за маленького художника. У вас, конечно,
получится намного лучше. Но польза от такого рисунка минимальная.
Сложные игры начинаются тогда, когда простые уже освоены и стали
неинтересны. По мере взросления ребенка, можно усложнять его общение с
книгой.
"Игра в Карлсона" или в Красную шапочку и Серого волка, и т.д.- это
совместное
фантазирование
и
проигрывание
в
обыденной
жизни
придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Ваш ребенок может
стать на какое-то время деревянным мальчиком Буратино и будет убирать за
собой игрушки в полосатом колпачке. Ему придется научиться двигаться, как
Буратино,
как
будто
он
деревянный.
Все
должно
быть
предельно
достоверным, иначе игра теряет смысл. К слову сказать, эти игры дают вам
возможность использовать заинтересованность ребенка и научить его
одеваться, убирать за собой, аккуратно есть, чистить зубы и т.д. вы можете
играть в любимых героев и в трамвае, и на даче, и в магазине. Не забывайте
все время „советоваться" с любимой книжкой. Она должна быть под рукой.
Вы продолжаете читать ее вместе с ребенком. Увлекаться этой игрой не
стоит, потому что ребенок, идентифицируя себя с Буратино, котом в сапогах
или еще кем-нибудь, может оторваться от действительности и забыть, что он
на самом деле Саша Петров. Поэтому иногда побыть Буратино придется и
вам.
"Сочинение сказки" — эта игра потребует определенных творческих
способностей. Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно.
Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее
иллюстрациями. И пусть ваш ребенок активно участвует в этом процессе. Но
лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. Бережно
храните эти шедевры творческой активности ребенка. В процессе создания
книги главная роль должна приходиться на него. Когда ребенок научится
писать, постарайтесь минимально участвовать в этом. Если вы не смогли
заинтересовать малыша, никогда не заставляйте его играть насильно. Такие
действия могут только навредить ему и не принесут ни удовольствия, ни
пользы. И все это время читайте ребенку умные и красивые книги.
На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается
статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к
книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить
интерес подрастающего поколения к чтению, к книге.
Основное в деятельности педагога - необходимо привлечь родителей в
образовательный
процесс.
Важным
моментом
информационно
-
просветительской работы с родителями по вопросу воспитания любви к
книге является регулярное предоставление новой информации по данной
теме. Я использовала следующий материал:
* Рубрика «Сегодня на занятии», которая отражает тему занятия.
* Выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».
В индивидуальной работе с родителями используются папки — передвижки,
где даны рекомендации, например:
Роль художественной литературы.
Чтение художественной литературы в дошкольном возрасте.
Для
воспитания
грамотного
читателя
воспитателями
и
родителями
совместно проводили следующие мероприятия:
• Экскурсии в библиотеку.
• Проведение бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги?»,
«Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга».
• Создание «Книжного уголка в группе».
• Оборудование мастерской для книг.
• Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Рекомендации для родителей по приобретению детской литературы:
1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем
чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно
рассматривайте картинки в книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку
можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З.
Александровой.
2.Читая ребенку 4- 5 лет литературные произведения, нужно обращать
внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать
короткие тексты русских народных сказок. В этом возрасте можно знакомить
ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными
сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.
3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на
первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские.
Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со
смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и
множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным,
чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна
доставлять
удовольствие.
Выбирая
книгу,
обращайте
внимание
на
количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Книга как птица, —может весь мир облететь.
Книга – царица: может сердцем повелеть.
Книга – богиня: чудо свершает покой.
Книга – рабыня: часто проходит сквозь строй.
(К.Барышевский)
С помощью чтения книг ребёнок совершенствует свой интеллект, память,
внимание, воображение. Усваивает и использует опыт предшественников а
также учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение
развивает
душу
ребенка,
учит
его
сострадать,
быть
милосердным,
чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше
время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и
быстрое
решение
на
основе
ее
анализа
ценится
как
высокое
профессиональное достижение.
Книга — это импульс к творческому озарению, к созданию нового
художественного творения.
Консультация для родителей: «Леворукий ребенок».
Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем
известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие.
У правшей доминирует правое полушарие, а преобладающей является правая
рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга
происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а
правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является
левая рука.
Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз,
ноздря,
ухо.
Специалисты
утверждают,
что
левшество
не
является
патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и
совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих
сверстников.
Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям.
Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может
снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли,
постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции:
нервные тики, энурез, страхи, заикание.
Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга
не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы,
чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов,
артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически
рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро
перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них
интуитивное,
спонтанное.
Речь
обычно
сопровождается
мимикой,
жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире,
используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры.
Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша.
Таблицу химических элементов он увидел во сне.
Конечно,
при
развитии
и
обучении
леворукие
дети
испытывают
определенные трудности. Сложно праворуким обучать такого ребенка. Но
это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким малышам не
чувствовать себя «неправильными», не такими как все.
У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого
развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно
известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук.
Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший
метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков.
Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо
известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В
настоящее время выпускается много специальной литературы с такими
играми. Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих
рук.
Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы,
мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети
побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают. Кстати, для левшей
сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно
пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что
обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них
не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.
Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука
принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом
рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки
пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на
начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не
следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для
левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте
рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное
отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской
грамоте. Можно предположить, что её создатели были леворукими.
Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте
и
довольно
быстро
проходят.
Так
что
надо
быть
терпеливыми
и
внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.
Хотелось бы посоветовать родителям, не подчёркивать леворукость ребёнка
и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное – это
вселить в своего ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых
– создать благоприятные условия для полноценного развития маленького
человечка, такого особенного и наверняка творческого и очень талантливого.
Итак, если ваш ребёнок – левша, то считайте, что вам повезло.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с
навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение
тонких
координированных
движений
руки.
Техника
письма
требует
слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо
развитого
зрительного
восприятия
и
произвольного
внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики,
зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению
негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Графомоторные навыки включают в себя:
1.
Мелкая мускулатура пальцев.
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2.
Зрительный анализ и синтез.
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3.
Рисование.
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные
изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии
реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4.
Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию
предметов (изображение их с помощью символов).
Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование
изобразительно-графического навыка,
формирование реального отображения
предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать
размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической
структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной
зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.
Развитие графо - моторных навыков ребенка осуществляется на протяжении
двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку
автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной
координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и
распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется
в двух направлениях – развитие графо - моторных навыков и овладение
графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также
продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа
по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от
плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с
мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения.
Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно
сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение
трафаретов,
нарисованных
контуров,
различные
штрихования,
дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью
трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в
коридорчике» и без «коридорчика»).
«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и
точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться
терпению,
вырабатывают
усидчивость.
По-настоящему
согласовать
движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно.
Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного
освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый
нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно
манипулировать.
Дорогие родители! Одно из основных условий – не надо относиться к
леворукому малышу как к ребенку, страдающему серьезным заболеванием,
не надо акцентировать внимание на этой особенности. Постарайтесь создать
условия, при которых ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой
ситуации не чувствовал бы негативного отношения к своей леворукости.
Способности вашего ребенка ждут своего раскрытия, а не активного
подавления.
Памятка для родителей:
«Последовательность работы
по коррекции нарушений звукопроизношения»
Длительность
коррекционной
работы
по
исправлению
нарушений
звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.
Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов.
1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная
работа:
развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ,
щек, языка);
развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки
речи).
Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с
ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
2. Постановка звука.
Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного
звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение,
которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит
правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с
помощью специальных приемов.
Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии
артикуляционного
аппарата
и
выполнении
приемов
по
вызыванию
отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.
3. Автоматизация поставленных звуков - один из самых длительных и
сложных этапов.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука,
сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к
этапу
автоматизации,
то
есть
к
обучению
ребенка
правильному
произношению звука в связной речи.
Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет
произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука
осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого
материала:
автоматизация звука в слогах;
автоматизация в словах;
автоматизация в специально подобранных фразах;
автоматизация
в
текстах,
насыщенных
вновь
воспитываемым
звуком;
автоматизация в обычной разговорной речи.
На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.
Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный
учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком,
который
в
данный
момент
необходимо
автоматизировать.
Сначала,
поставленный
звук
необходимо
произносить
утрировано,
т.е.,
более
длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно
переходя к нормальному произнесению.
Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда
ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в
обычной разговорной речи.
4. Этап дифференциации смешиваемых звуков
Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у
ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного
звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками.
Это достигается путем специальных упражнений.
Родители должны постоянно контролировать правильность произношения
поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи
ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной
деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.