Напоминание

Особенности обучения географии слабослышащих студентов


Автор: Любовь Олеговна Батагова
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения географии слабослышащих студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Ярославской области

Заволжский политехнический колледж

(ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж)

Г. Ярославль

Батагова Любовь Олеговна

Преподаватель географии

Особенности обучения географии слабослышащих студентов

В

современном

мире

увеличивается

количество

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) интегрированных в общеобразовательные школы, колледжи, и т.д.

В силу различных причин родители либо не хотят, либо не имеют возможности отдать ребенка в

специализированные учреждения. Что же делать педагогу, если у него обучается или будет

обучаться ребенок с особыми образовательными потребностями, ребенок с ОВЗ?

ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский

термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), в зависимости от

тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать

обычную школьную программу в срок;

второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше

времени;

третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже

за больший срок;

четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с

тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по

СИПР.

В общеобразовательные учреждения обычно приходят обучающиеся с ОВЗ, 1 и 2 типа. Это,

как правило, нарушения слуха,

зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,

задержка

психического развития.

В колледже такие обучающиеся получают инклюзивное образование, которое предполагает,

что они и здоровые учатся вместе в одной группе, на равных проводят перемены, посещают

столовую и мероприятия колледжа, но они имеют особые образовательные потребности.

Планирование всех занятий с такими детьми я начинаю с изучения индивидуальных

реабилитационных карт с указанными в них диагнозами и медицинскими рекомендациями, это

изучение позволяет и в дальнейшем правильно подобрать приемы и методы работы.

На первых уроках проводится диагностическая работа с целью выявить у

обучающихся уровень знаний, умений, навыков и обучаемости, что помогает подобрать

приемы и методы с целью максимального, по их возможностям усвоения материала.

Каждому обучающемуся со своим заболеванием требуется свой подход, свои методы и

приемы обучения.

Проведение уроков с обучающимися, имеющими те или иные нарушения в

здоровье, требует специфических подходов к организации и проведению уроков

географии, на примере слабослышащих обучающихся.

Психологически учащиеся с нарушением слуха отличаются от сверстников с

нормальным

слухом,

они

более

замкнуты

и

обидчивы,

нередко

страдают

от

соприкосновения с внешним миром. Причина одна – взаимное непонимание. У детей с

нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания,

восприятия, речи, памяти, мышления. У таких обучающихся понижена инициатива

общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация

движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата), но

они гораздо более тщательно и ответственно относятся к учебе, ведь ребенок с

нарушением слуха рано приучается к самостоятельности и дисциплине.

Устная и письменная речь обучающихся с отклонениями слуха страдает

пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно

разбирать с ними значение термина с последующим неоднократным повторением. Такие

обучающиеся

запоминают

тексты

дословно,

употребляют

в

речи

однотипные

грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.

Обучающиеся, имеющие нарушение слуха, плохо воспринимают устную речь

зрительно (чтение с губ). Такие ребята обязательно должны иметь индивидуальные

слуховые аппараты.

Преподаватель, работающий с данным контингентном, должен знать определенные

приемы и методы:

посадить обучающегося за первую парту;

не поворачиваться спиной к обучающемуся;

чётко задавать вопросы, обращаясь к нему;

разрешать обучающемуся оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего

человека;

широко применять наглядные пособия в целях более полного и глубокого

осмысления учебного материала.

Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого

развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному

со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное

обучение, но с категорией этих детей работают свои приемы и методы обучения.

Любое занятие необходимо начинать с материала повторения предыдущего,

причем желательно повторять одни и те же вопросы несколько раз. В своей работе

обязательно учитывать, что усвоение абстрактных понятий глухими детьми затруднено,

часто допускаются грубые ошибки, типичные именно для данного контингента детей. Все

эти ошибки в зависимости от их характера можно разделить на четыре группы.

Первая и наиболее распространенная из них характеризуется тем, что обучающиеся

неправильно соотносят названия индивидуальных географических объектов с общим

географическим понятием. Например, к городам России ученики относят Крым, Донбасс,

Волгу, Румынию, к горам – реку Ангару, полуостров Ямал, к океанам – Урал, к частям

света – Францию, Украину и т.п. Сюда же можно отнести ошибки, вызванные тем, что

ученики путают географические понятия, например, остров и полуостров, город и

государство.

Ошибки второй группы возникают при отнесении конкретного объекта к

несоответствующей административной или территориальной категории. Например, среди

рек России дети называют Конго, Нил, к островам нашей родины относят Индонезию, к

городам России – Париж, Лондон и т.п.

Третью

группу

ошибок

составляют

несуществующие,

придуманные

обучающимися названия. Они возникают вследствие каких-то случайных ассоциаций.

Например, ученик, перечисляя горы – Памир, Казбек – сюда же добавляет и название

«Прима». Называя моря России – Черное, Белое, ошибочно сюда же относит Красное и

Желтое моря, а затем придумывает несуществующее Синее море. В ряде случаев к

появлению несуществующих названий приводит и грубое искажение слов-названий. Так

возникает вместо Франции – Рация, вместо Северный Ледовитый океан – Северный

Ядовитый океан, вместо Антарктида – Антрактида и т.п.

Четвертая группа ошибочных ответов характеризуется тем, что ученики в качестве

названия конкретного объекта употребляют общие географические понятия: к названиям

гор причисляются такие понятия, как пик, вулкан, к названиям частей света – север, юг,

экватор и т.д. Очень часто эта категория обучающихся допускает большое количество

ошибок, часто довольно грубых, в написании географических названий, особенно

сложных в фонетическом отношении. Изученные географические названия часто

забываются,

и

по

мере

отдаления

от

времени

изучения

процент

ошибок

в

воспроизводящих ответах заметно возрастает. В работе с этой категорией обучающихся

необходимо использовать

опорные конспекты, которые дают возможность хорошо

запомнить материал и быстро вспомнить его по прошествии некоторого времени. Очень

помогают и словари, составленные специально по географическим терминам.

Изучение нового материала – один из самых сложных этапов занятия. Для этого

нужно учитывать много факторов:

материал необходимо сделать максимально доступным (нужно очень часто

использовать наглядные пособия для изучения нового - рисунки с подписями,

карточки, карточки с написанными основными понятиями и т. д.);

способ подачи материала должен учитывать особенности психологии детей, их

культурный и общеобразовательный уровень (дети с нарушениями слуха имеют

большие сложности с усидчивостью, устойчивым вниманием, быстро теряют

интерес, поэтому работа с ними должна проводиться с помощью красочных

карточек, беседы с учителем, совместного проговаривания сложных для

произношения и запоминания терминов);

для преодоления трудностей в запоминании понятий используется отдельный

терминологический

словарь,

и

конспект

занятия

этим

возникают

определенные трудности, так как дети почти не слышат и не умеют быстро

писать, поэтому конспекты занятий особенно в сложных темах подготовлены

заранее и раздаются каждому индивидуально).

Закрепление нового материала – важный этап занятия. Этот этап проводится в

форме вопросов на индивидуальных карточках, которые обучающиеся должны заполнить.

Очень хорошо работают карточки, где пропущен термин, который необходимо вписать,

тестовые задания. Тесты помогают выяснить уровень подготовки обучающихся, и

возможность помочь по тем темам которые обучающийся считает наиболее трудными.

Таким образом, благодаря применению различных методов и приемов для разных

категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дети не только

усваивают материал, но и по-другому относятся к географии.

Ответы обучающихся свидетельствуют о том, что многие открыли для себя по-

новому знакомый со школы предмет, узнали много нового и интересного. Все почти

уверены, что знания географии пригодятся им в дальнейшей жизни. Они говорят, что в

будущем

хотели

бы

побывать

в

других

странах

туристами

и

понимают,

что

предварительно надо больше узнать о стране, в которую собираешься поехать, чтобы

поездка прошла интересно и чтобы не попасть в неприятную ситуацию в чужой стране.

Отмечают, что стали интересоваться международными новостями и смотреть передачи с

географической тематикой.



В раздел образования