Автор: Любовь Олеговна Батагова
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения географии слабослышащих студентов
Раздел: среднее профессиональное
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
Ярославской области
Заволжский политехнический колледж
(ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж)
Г. Ярославль
Батагова Любовь Олеговна
Преподаватель географии
Особенности обучения географии слабослышащих студентов
В
современном
мире
увеличивается
количество
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) интегрированных в общеобразовательные школы, колледжи, и т.д.
В силу различных причин родители либо не хотят, либо не имеют возможности отдать ребенка в
специализированные учреждения. Что же делать педагогу, если у него обучается или будет
обучаться ребенок с особыми образовательными потребностями, ребенок с ОВЗ?
ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский
термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), в зависимости от
тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать
обычную школьную программу в срок;
второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше
времени;
третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже
за больший срок;
четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с
тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по
СИПР.
В общеобразовательные учреждения обычно приходят обучающиеся с ОВЗ, 1 и 2 типа. Это,
как правило, нарушения слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,
задержка
психического развития.
В колледже такие обучающиеся получают инклюзивное образование, которое предполагает,
что они и здоровые учатся вместе в одной группе, на равных проводят перемены, посещают
столовую и мероприятия колледжа, но они имеют особые образовательные потребности.
Планирование всех занятий с такими детьми я начинаю с изучения индивидуальных
реабилитационных карт с указанными в них диагнозами и медицинскими рекомендациями, это
изучение позволяет и в дальнейшем правильно подобрать приемы и методы работы.
На первых уроках проводится диагностическая работа с целью выявить у
обучающихся уровень знаний, умений, навыков и обучаемости, что помогает подобрать
приемы и методы с целью максимального, по их возможностям усвоения материала.
Каждому обучающемуся со своим заболеванием требуется свой подход, свои методы и
приемы обучения.
Проведение уроков с обучающимися, имеющими те или иные нарушения в
здоровье, требует специфических подходов к организации и проведению уроков
географии, на примере слабослышащих обучающихся.
Психологически учащиеся с нарушением слуха отличаются от сверстников с
нормальным
слухом,
они
более
замкнуты
и
обидчивы,
нередко
страдают
от
соприкосновения с внешним миром. Причина одна – взаимное непонимание. У детей с
нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания,
восприятия, речи, памяти, мышления. У таких обучающихся понижена инициатива
общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация
движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата), но
они гораздо более тщательно и ответственно относятся к учебе, ведь ребенок с
нарушением слуха рано приучается к самостоятельности и дисциплине.
Устная и письменная речь обучающихся с отклонениями слуха страдает
пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно
разбирать с ними значение термина с последующим неоднократным повторением. Такие
обучающиеся
запоминают
тексты
дословно,
употребляют
в
речи
однотипные
грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.
Обучающиеся, имеющие нарушение слуха, плохо воспринимают устную речь
зрительно (чтение с губ). Такие ребята обязательно должны иметь индивидуальные
слуховые аппараты.
Преподаватель, работающий с данным контингентном, должен знать определенные
приемы и методы:
посадить обучающегося за первую парту;
не поворачиваться спиной к обучающемуся;
чётко задавать вопросы, обращаясь к нему;
разрешать обучающемуся оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего
человека;
широко применять наглядные пособия в целях более полного и глубокого
осмысления учебного материала.
Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого
развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному
со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное
обучение, но с категорией этих детей работают свои приемы и методы обучения.
Любое занятие необходимо начинать с материала повторения предыдущего,
причем желательно повторять одни и те же вопросы несколько раз. В своей работе
обязательно учитывать, что усвоение абстрактных понятий глухими детьми затруднено,
часто допускаются грубые ошибки, типичные именно для данного контингента детей. Все
эти ошибки в зависимости от их характера можно разделить на четыре группы.
Первая и наиболее распространенная из них характеризуется тем, что обучающиеся
неправильно соотносят названия индивидуальных географических объектов с общим
географическим понятием. Например, к городам России ученики относят Крым, Донбасс,
Волгу, Румынию, к горам – реку Ангару, полуостров Ямал, к океанам – Урал, к частям
света – Францию, Украину и т.п. Сюда же можно отнести ошибки, вызванные тем, что
ученики путают географические понятия, например, остров и полуостров, город и
государство.
Ошибки второй группы возникают при отнесении конкретного объекта к
несоответствующей административной или территориальной категории. Например, среди
рек России дети называют Конго, Нил, к островам нашей родины относят Индонезию, к
городам России – Париж, Лондон и т.п.
Третью
группу
ошибок
составляют
несуществующие,
придуманные
обучающимися названия. Они возникают вследствие каких-то случайных ассоциаций.
Например, ученик, перечисляя горы – Памир, Казбек – сюда же добавляет и название
«Прима». Называя моря России – Черное, Белое, ошибочно сюда же относит Красное и
Желтое моря, а затем придумывает несуществующее Синее море. В ряде случаев к
появлению несуществующих названий приводит и грубое искажение слов-названий. Так
возникает вместо Франции – Рация, вместо Северный Ледовитый океан – Северный
Ядовитый океан, вместо Антарктида – Антрактида и т.п.
Четвертая группа ошибочных ответов характеризуется тем, что ученики в качестве
названия конкретного объекта употребляют общие географические понятия: к названиям
гор причисляются такие понятия, как пик, вулкан, к названиям частей света – север, юг,
экватор и т.д. Очень часто эта категория обучающихся допускает большое количество
ошибок, часто довольно грубых, в написании географических названий, особенно
сложных в фонетическом отношении. Изученные географические названия часто
забываются,
и
по
мере
отдаления
от
времени
изучения
процент
ошибок
в
воспроизводящих ответах заметно возрастает. В работе с этой категорией обучающихся
необходимо использовать
опорные конспекты, которые дают возможность хорошо
запомнить материал и быстро вспомнить его по прошествии некоторого времени. Очень
помогают и словари, составленные специально по географическим терминам.
Изучение нового материала – один из самых сложных этапов занятия. Для этого
нужно учитывать много факторов:
материал необходимо сделать максимально доступным (нужно очень часто
использовать наглядные пособия для изучения нового - рисунки с подписями,
карточки, карточки с написанными основными понятиями и т. д.);
способ подачи материала должен учитывать особенности психологии детей, их
культурный и общеобразовательный уровень (дети с нарушениями слуха имеют
большие сложности с усидчивостью, устойчивым вниманием, быстро теряют
интерес, поэтому работа с ними должна проводиться с помощью красочных
карточек, беседы с учителем, совместного проговаривания сложных для
произношения и запоминания терминов);
для преодоления трудностей в запоминании понятий используется отдельный
терминологический
словарь,
и
конспект
занятия
(с
этим
возникают
определенные трудности, так как дети почти не слышат и не умеют быстро
писать, поэтому конспекты занятий особенно в сложных темах подготовлены
заранее и раздаются каждому индивидуально).
Закрепление нового материала – важный этап занятия. Этот этап проводится в
форме вопросов на индивидуальных карточках, которые обучающиеся должны заполнить.
Очень хорошо работают карточки, где пропущен термин, который необходимо вписать,
тестовые задания. Тесты помогают выяснить уровень подготовки обучающихся, и
возможность помочь по тем темам которые обучающийся считает наиболее трудными.
Таким образом, благодаря применению различных методов и приемов для разных
категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дети не только
усваивают материал, но и по-другому относятся к географии.
Ответы обучающихся свидетельствуют о том, что многие открыли для себя по-
новому знакомый со школы предмет, узнали много нового и интересного. Все почти
уверены, что знания географии пригодятся им в дальнейшей жизни. Они говорят, что в
будущем
хотели
бы
побывать
в
других
странах
туристами
и
понимают,
что
предварительно надо больше узнать о стране, в которую собираешься поехать, чтобы
поездка прошла интересно и чтобы не попасть в неприятную ситуацию в чужой стране.
Отмечают, что стали интересоваться международными новостями и смотреть передачи с
географической тематикой.