Напоминание

Адаптированная программа по письму и развитию речи 5 класс


Автор: Иванова Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 имени А.Г. Сапрунова
Населённый пункт: ст. Гиагинская Республика Адыгея
Наименование материала: учебная программа
Тема: Адаптированная программа по письму и развитию речи 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гиагинского района

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.Г. Сапрунова»

Рассмотрено

Согласовано:

Утверждаю:

на заседании МО

Зам.директора по УВР

Приказ

пр. №___от_____

____________________

№____от____________

_______________

Сапельникова Н.Н.

Директор школы

____________________

Воробьёва Е.В.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

5 класс

учителя русского языка и литературы

Ивановой Л.А.

на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. под редакцией

И.М. Бгажноковой, М. «Пр.»,2015г.

При планировании использован материал учебника русского языка 5 класс для

общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.

программы /Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.- М., «Просвещение», 2019 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающийся 5-го класса научится:

-различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;

-анализировать слова по звуковому составу;

-разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

- производить разбор предложения по членам;

- составлять предложения на заданную тему, текст по серии картинок;

-производить редактирование текста;

- восстановление деформированного текста;

-писать сочинения и изложения по плану и опорным словам.

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:

-различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;

-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

-проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём

изменения формы слова;

-обозначать мягкость согласных буквой ь;

-разбирать слово по составу;

-выделять имя существительное как часть речи;

-строить простое распространённое предложение;

-связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

-пользоваться школьным орфографическим словарём.

Содержание учебного предмета

Тема.

Количество

часов.

Контрольные

работы.

Развитие

речи.

1.

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

14

1

2

2.

Предложение. Текст.

17

1

2

3.

Состав слова. Текст.

36

2

3

4.

Части речи. Текст.

8

1

5.

Имя существительное.

15

3

6.

Род имени существительного.

12

1

1

7.

Имя прилагательное.

17

1

1

8.

Глагол.

14

1

2

9.

Предложение. Текст.

17

1

2

10.

Повторение.

20

1

2

Всего за год:

170

9

19

Содержание тем учебного предмета.

Звуки и буквы. Текст (14 ч) Повторение.

Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая

роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие).

Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.

Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости

согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.

Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения

согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя

раздельного произношения согласного и гласного.

Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление

несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на

конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и

несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка

написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.

Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.

Выделение основной мысли.

Предложение. Текст (17ч) Предложение как единица речи. Его смысловая и

интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и

второстепенные члены предложения.

Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить

мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление

текста на предложения. Границы предложений. Установление

последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте

(нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).

Слово. Текст (36 ч) Состав слова Корень и однокоренные слова.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных

в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Непроверяемые безударные гласные.

Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с

непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные

в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за

единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.

Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от

приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел

на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.

Разделительный ъ в словах с приставками.

Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с

уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и

др.)

Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке

текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о

предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или

основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).

Части речи (8ч.). Слово как название предмета, его признака или действия.

Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и

вопросы как средство для выявления этих частей речи.

Имя существительное(27 ч.). Значение в речи. Разделение существительных

на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные,

растения, явления природы, состояние и т. д.

Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные

по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование

сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как

бусинки).

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и

неодушевленные.

Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная

открытка. Правильное написание названий праздников.

Изменение имен существительных по числам.

Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у

существительных женского рода.

Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение

существительных в единственном числе с ударным окончанием.

Выделение из предложений различных словосочетаний с именем

существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и

определение падежа.

Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную

форму.

Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в

предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы

существительного после предлога.

Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное

восстановление текста по плану и опорным словам.

Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной

мысли (из ряда предложенных).

Имя прилагательное(17 ч.). Значение в речи (оценить предмет, определить

его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет,

размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная

характеристика.

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование

имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок),

художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).

Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и

коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.

Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных.

Наблюдение за родовыми окончаниями.

Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их

согласование с существительным.

Распространение предложений именами прилагательными.

Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне

словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по

опорным словосочетаниям.

Глагол (14 ч.). Значение в речи.

Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда,

чувства).

Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных

временных категорий.

Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по

опорным словам.

Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на

картинку или вопросы.

Предложение. Текст (17 ч) Нераспространенное и распространенное

предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на

виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с

изменением порядка слов в предложении.

Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного

слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.

Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный,

восклицательный знаки в конце предложения.

Выделение вопросительных слов в предложении. Составление

вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них.

Правильное интонирование.

Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в

восклицательном предложении.

Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение

речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем,

рассказываем).

Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или

словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости

от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация

перечисления.

Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в

соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь

частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз.

Работа с деформированным текстом.

ПОВТОРЕНИЕ (20 ч)

Связная речь (19 ч) Составление рассказа по серии сюжетных картинок с

обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание

текста в связи с выделенной темой. Запись текста в тетрадях.

Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы.

Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными

средствами языка. Запись каждой части с опорой на выделенные слова.

Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным

словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста.

Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в

качестве опорных слов. Запись текста в тетрадях.

Составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры

текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста

в тетрадях.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением

темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений,

использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Запись

начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей

текста (наиболее простых).

Изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.

Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и

средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части.

Использование изобразительных средств языка.

Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и

выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись

основной части.

СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе,

внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота,

здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор,

корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута,

область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа,

салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48

слов).

Календарно – тематическое планирование уроков русского языка

п/п

Тема урока

кол-во

часов

дата

по плану

по факту

1

ПОВТОРЕНИЕ. (14 ч.)

Звуки и буквы. Текст.

Звуки речи: гласные и согласные.

Алфавит.

1

2

Гласные и согласные. Несовпадение звука

и буквы в слове.

1

3

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё,

Ю, Я.

1

4

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1

5

Правописание слов с разделительным

мягким знаком.

1

6

Р.Р. Текст. Различение текста и не текста.

1

7

Парные звонкие и глухие согласные, их

правописание на конце слова.

1

8

Гласные ударные и безударные.

1

9

Проверка написания безударных гласных

путем изменения слова.

1

10

Правописание безударных гласных в

корне слова.

1

11

Р.Р. Текст. Определение темы текста.

Заголовок.

1

12

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

1

13

Контрольная работа по теме «Звуки и

буквы».

1

14

Работа над ошибками.

1

Предложение. Текст.

15

Предложение. Текст. Выражение в

предложении

законченной мысли.

1

16

Распространение предложений.

1

17

Порядок слов в предложении.

1

18

Р.Р. Составление рассказа по опорным

словам.( упр.41)

1

19

Связь слов в предложении.

1

20

Главные и второстепенные члены

предложения.

1

21

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

22

Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

23

Второстепенные члены предложения.

1

24

Р.Р. Текст. Отличие предложения от

текста. Деление текста на предложения.

1

25

Наблюдение за знаками препинания в

конце предложения.

1

26

Вопросительные предложения.

1

27

Восклицательные предложения.

1

28

Повествовательные, вопросительные и

восклицательные предложения.

1

29

Предложение. Закрепление знаний.

1

30

Контрольная работа по теме

«Предложение».

1

31

Работа над ошибками.

1

Состав слова. Текст.

32

Корень и однокоренные слова.

1

33

Практические упражнения в

определение корня в родственных

словах.

1

34

Общее и различия в значении

однокоренных слов.

1

35

Включение однокоренных слов в

предложение.

1

36

Р.Р. Сочинение по рисунку(стр. 60.Упр.

81).

1

37

Окончание – изменяемая часть слова.

1

38

Установление связи между словами с

помощью окончания.

1

39

Приставка как часть слова.

1

40

Изменение значения слова в зависимости

от приставки.

1

41

Приставка и предлог.

1

42

Суффикс как часть слова.

1

43

Изменение значения слова в зависимости

от суффикса.

1

44

Образование слов помощью приставок и

суффиксов.

1

45

Разбор слова по составу.

1

46

Контрольный диктант по теме «Состав

слова».

1

47

Работа над ошибками.

1

48

Изменение формы слова для проверки

безударной гласной в корне.

1

49

Единообразное написание гласных в корне

однокоренных слов.

1

50

Слово-корень с ударной гласной.

1

51

Проверяемые и проверочные слова в

группе однокоренных слов.

1

52

Проверка безударных гласных в корне

слова.

1

53

Проверка безударных гласных в корне

путём подбора однокоренного слова.

1

54

Р.Р. Изложение по вопросам.

1

Правописание парных звонких и глухих

согласных в корне слова

55

Изменение формы слова для проверки

парных звонких и глухих согласных в

корне.

1

56

Единообразное написание парных звонких

и глухих согласных в корне

однокоренных слов.

1

57

Проверяемые и проверочные слова.

1

58

Проверка парных звонких и глухих

согласных в корне путём подбора

однокоренного слова.

1

59

Проверяемые гласные и согласные в корне

слова.

1

60

Упражнение в подборе слов для проверки

сомнительных согласных.

1

61

Р.Р. Изложение по вопросам.

1

62

Непроверяемые написания в корне слова.

1

63

Единообразное написание корня в группе

однокоренных слов.

1

64

Состав слова. Закрепление знаний.

1

65

Подготовка к контрольному диктанту.

1

66

Контрольный диктант по теме

«Правописание гласных и согласных в

корне слова».

1

67

Работа над ошибками.

1

Части речи. Текст.

68

Названия предметов, действий, признаков.

1

69

Общее понятие о частях речи. Имя

существительное.

1

70

Глагол.

1

71

Имя прилагательное.

1

72

Различение частей речи по вопросам и

значению.

1

73

Употребление разных частей речи в

предложении и тексте.

1

74

Практические упражнения в различии

частей речи по значению и вопросам

1

75

Р.Р. Составление рассказа на тему

«Поздняя осень» ( по упр. 159).

1

Имя существительное

76

Грамматическое определение имени

существительного. Значение имён

существительных в речи.

1

77

Роль имен существительных в речи.

1

78

Одушевлённые имена существительные.

1

79

Неодушевленные имена существительные.

1

80

Закрепление изученного по теме

«Одушевленные и неодушевленные

существительные».

1

81

Нарицательные имена существительные .

1

82

Собственные имена существительные.

1

83

Правописание имён собственных.

1

84

Собственные имена существительные,

обозначающие названия газет, журналов,

книг, кинофильмов, фабрик, их

правописание.

1

85

Р.Р. Текст. Тема и основная мысль текста.

1

86

Понятие о единственном и

множественном числе.

1

87

Употребление имён существительных в

единственном и множественном числе.

1

88

Практические упражнения в определении

имен существительных по вопросам и

значению.

1

89

Изменение имён существительных по

числам.

1

90

Р.Р. Сочинение «Зима в окно стучится».

1

Род имён существительных

91

Знакомство с понятием рода

1

92

Мужской род имён существительных

1

93

Женский род имён существительных

1

94

Средний род имён существительных.

1

95

Различение имён существительных по

родам.

1

96

Правописание имен существительных

мужского и женского рода с шипящей (Ж,

Ш, Ч, Щ) на конце.

1

97

Мягкий знак после шипящих в конце слов

у существительных женского рода и его

отсутствие у существительных мужского

рода.

1

98

Правописание имѐн существительных ж.р.

и м.р. с шипящей на конце.

1

99

Р.Р. Изложение по вопросам (упр. 201).

1

100

Существительное. Закрепление знаний.

1

101

Контрольное списывание с

грамматическим заданием «Мягкий знак

после шипящих на конце

существительных».

1

102

Работа над ошибками.

1

Имя прилагательное

103

Грамматическое определение имени

прилагательного.

1

104

Значение имени прилагательного в речи.

1

105

Определение признаков, обозначаемых

именами прилагательными.

1

106

Выделение словосочетаний имён

прилагательных с именами

существительными в тексте.

1

107

Зависимость рода имён прилагательных от

рода имён существительных

1

108

Р.Р. Изложение по рассказу с оценкой

описываемых событий «Пичугин мост».

1

109

Мужской род имён прилагательных

1

110

Окончания имён прилагательных

мужского рода.

1

111

Женский род имён прилагательных

1

112

Окончания имён прилагательных

женского рода

1

113

Средний род имён прилагательных.

1

114

Окончания имён прилагательных среднего

рода

1

115

Окончания прилагательных мужского,

женского и среднего рода.

1

116

Изменение имён прилагательных по

родам.

1

117

Прилагательное. Закрепление знаний.

Подготовка к контрольному диктанту.

1

118

Контрольный диктант по теме «Род имён

прилагательных»

1

119

Работа над ошибками. Закрепление

изученного материала.

1

Глагол

120

Грамматическое определение глагола

1

121

Значение глаголов в речи.

1

122

Различение действий, обозначаемых

глаголами.

1

123

Настоящее время глаголов

1

124

Прошедшее время глаголов

1

125

Будущее время глаголов

1

126

Различение глаголов по временам

1

127

Употребление глаголов разного времени в

предложении

1

128

Р.Р. Текст. Отбор примеров и фактов для

подтверждения основной мысли

1

129

Р.Р. Изложение с изменением лица

«Раненые деревья».

1

130

Закрепление знаний по теме «Глагол» .

1

131

Повторение по теме «Глагол».

1

132

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

133

Работа над ошибками.

1

Предложение. Текст

Главные и второстепенные члены

предложения

134

Главные члены предложения .

1

135

Подлежащее и сказуемое – главные члены

предложения.

1

136

Второстепенные члены предложения.

1

137

Постановка вопросов от главных членов

предложения к второстепенным.

1

138

Различение нераспространённых и

распространённых предложений.

1

139

Распространенные предложения.

1

140

Распространение предложений

второстепенными членами.

1

141

Р.Р. Изложение с изменением времени

«Смелый поступок».

1

Однородные члены предложения

142

Практическое знакомство с однородными

членами предложения.

1

143

Конструирование предложений с

однородными членами.

1

144

Дополнение предложения однородными

членами по вопросу .

1

145

Постановка вопроса к однородным членам

предложения.

1

146

Повторение по теме «Предложение».

1

147

Закрепление знаний по теме. Подготовка к

контрольному диктанту.

1

148

Контрольный диктант по теме

«Предложение».

1

149

Работа над ошибками .

1

150

Р.Р. Составление рассказа по сюжетной

картинке и данному плану.

1

Повторение материала, пройденного за

год

151

Состав слова

1

152

Правописания в корне слова

1

153

Части речи

Имя существительное

1

154

Изменение существительных по родам.

1

155

Части речи. Имя прилагательное.

1

156

Окончания прилагательных.

1

157

Р.Р. Изложение по опорным словам

(упр.297).

1

158

Глагол.

1

159

Изменение глаголов по временам.

1

160

Предложение. Подготовка к контрольному

диктанту.

1

161

Контрольный диктант по теме «Состав

слова. Части речи. Предложение».

1

162

Работа над ошибками. Закрепление

материала.

1

163

Р.Р. Текст.

1

164

Закрепление материала по теме «Части

речи».

1

165

Закрепление материала по теме

«Предложение» .

1

166

Закрепление материала по теме «Состав

слова».

1

167

Закрепление материала по теме «Состав

слова», «Предложение», «Части речи».

1

168

Закрепление материала по теме «Состав

слова», «Предложение», «Части речи».

1

169

Обобщение изученного в 5 классе.

1

170

Итоговый урок.

1



В раздел образования