Автор: Иванова Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 имени А.Г. Сапрунова
Населённый пункт: ст. Гиагинская Республика Адыгея
Наименование материала: учебная программа
Тема: Адаптированная программа по письму и развитию речи 5 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.Г. Сапрунова»
Рассмотрено
Согласовано:
Утверждаю:
на заседании МО
Зам.директора по УВР
Приказ
пр. №___от_____
____________________
№____от____________
_______________
Сапельникова Н.Н.
Директор школы
____________________
Воробьёва Е.В.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
5 класс
учителя русского языка и литературы
Ивановой Л.А.
на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. под редакцией
И.М. Бгажноковой, М. «Пр.»,2015г.
При планировании использован материал учебника русского языка 5 класс для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы /Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.- М., «Просвещение», 2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающийся 5-го класса научится:
-различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;
-анализировать слова по звуковому составу;
-разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- производить разбор предложения по членам;
- составлять предложения на заданную тему, текст по серии картинок;
-производить редактирование текста;
- восстановление деформированного текста;
-писать сочинения и изложения по плану и опорным словам.
Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:
-различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
-проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём
изменения формы слова;
-обозначать мягкость согласных буквой ь;
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное как часть речи;
-строить простое распространённое предложение;
-связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
-пользоваться школьным орфографическим словарём.
Содержание учебного предмета
№
Тема.
Количество
часов.
Контрольные
работы.
Развитие
речи.
1.
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
14
1
2
2.
Предложение. Текст.
17
1
2
3.
Состав слова. Текст.
36
2
3
4.
Части речи. Текст.
8
1
5.
Имя существительное.
15
3
6.
Род имени существительного.
12
1
1
7.
Имя прилагательное.
17
1
1
8.
Глагол.
14
1
2
9.
Предложение. Текст.
17
1
2
10.
Повторение.
20
1
2
Всего за год:
170
9
19
Содержание тем учебного предмета.
Звуки и буквы. Текст (14 ч) Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая
роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие).
Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости
согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения
согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя
раздельного произношения согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление
несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и
несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка
написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.
Выделение основной мысли.
Предложение. Текст (17ч) Предложение как единица речи. Его смысловая и
интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и
второстепенные члены предложения.
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить
мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление
текста на предложения. Границы предложений. Установление
последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте
(нахождение местоимений и текстовых синонимов — без называния терминов).
Слово. Текст (36 ч) Состав слова Корень и однокоренные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных
в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с
непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные
в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за
единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел
на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с
уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и
др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке
текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о
предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или
основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).
Части речи (8ч.). Слово как название предмета, его признака или действия.
Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и
вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное(27 ч.). Значение в речи. Разделение существительных
на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные,
растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные
по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование
сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как
бусинки).
Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная
открытка. Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у
существительных женского рода.
Изменение существительных по падежам (склонение). Склонение
существительных в единственном числе с ударным окончанием.
Выделение из предложений различных словосочетаний с именем
существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и
определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную
форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в
предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы
существительного после предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное
восстановление текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной
мысли (из ряда предложенных).
Имя прилагательное(17 ч.). Значение в речи (оценить предмет, определить
его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет,
размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная
характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование
имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок),
художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и
коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных.
Наблюдение за родовыми окончаниями.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их
согласование с существительным.
Распространение предложений именами прилагательными.
Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне
словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по
опорным словосочетаниям.
Глагол (14 ч.). Значение в речи.
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда,
чувства).
Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных
временных категорий.
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по
опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на
картинку или вопросы.
Предложение. Текст (17 ч) Нераспространенное и распространенное
предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без деления на
виды). Распространение предложения. Использование структурных схем с
изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного
слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный,
восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление
вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них.
Правильное интонирование.
Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в
восклицательном предложении.
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение
речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем,
рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или
словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости
от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация
перечисления.
Структура текста. Части текста, красная строка. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь
частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз.
Работа с деформированным текстом.
ПОВТОРЕНИЕ (20 ч)
Связная речь (19 ч) Составление рассказа по серии сюжетных картинок с
обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание
текста в связи с выделенной темой. Запись текста в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы.
Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными
средствами языка. Запись каждой части с опорой на выделенные слова.
Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным
словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста.
Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в
качестве опорных слов. Запись текста в тетрадях.
Составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры
текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста
в тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением
темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений,
использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Запись
начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей
текста (наиболее простых).
Изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и
средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части.
Использование изобразительных средств языка.
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и
выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись
основной части.
СЛОВАРЬ: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе,
внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота,
здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор,
корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута,
область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа,
салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный (48
слов).
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
№
п/п
Тема урока
кол-во
часов
дата
по плану
по факту
1
ПОВТОРЕНИЕ. (14 ч.)
Звуки и буквы. Текст.
Звуки речи: гласные и согласные.
Алфавит.
1
2
Гласные и согласные. Несовпадение звука
и буквы в слове.
1
3
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё,
Ю, Я.
1
4
Мягкий знак на конце и в середине слова.
1
5
Правописание слов с разделительным
мягким знаком.
1
6
Р.Р. Текст. Различение текста и не текста.
1
7
Парные звонкие и глухие согласные, их
правописание на конце слова.
1
8
Гласные ударные и безударные.
1
9
Проверка написания безударных гласных
путем изменения слова.
1
10
Правописание безударных гласных в
корне слова.
1
11
Р.Р. Текст. Определение темы текста.
Заголовок.
1
12
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
1
13
Контрольная работа по теме «Звуки и
буквы».
1
14
Работа над ошибками.
1
Предложение. Текст.
15
Предложение. Текст. Выражение в
предложении
законченной мысли.
1
16
Распространение предложений.
1
17
Порядок слов в предложении.
1
18
Р.Р. Составление рассказа по опорным
словам.( упр.41)
1
19
Связь слов в предложении.
1
20
Главные и второстепенные члены
предложения.
1
21
Главные члены предложения. Сказуемое.
1
22
Главные члены предложения.
Подлежащее.
1
23
Второстепенные члены предложения.
1
24
Р.Р. Текст. Отличие предложения от
текста. Деление текста на предложения.
1
25
Наблюдение за знаками препинания в
конце предложения.
1
26
Вопросительные предложения.
1
27
Восклицательные предложения.
1
28
Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения.
1
29
Предложение. Закрепление знаний.
1
30
Контрольная работа по теме
«Предложение».
1
31
Работа над ошибками.
1
Состав слова. Текст.
32
Корень и однокоренные слова.
1
33
Практические упражнения в
определение корня в родственных
словах.
1
34
Общее и различия в значении
однокоренных слов.
1
35
Включение однокоренных слов в
предложение.
1
36
Р.Р. Сочинение по рисунку(стр. 60.Упр.
81).
1
37
Окончание – изменяемая часть слова.
1
38
Установление связи между словами с
помощью окончания.
1
39
Приставка как часть слова.
1
40
Изменение значения слова в зависимости
от приставки.
1
41
Приставка и предлог.
1
42
Суффикс как часть слова.
1
43
Изменение значения слова в зависимости
от суффикса.
1
44
Образование слов помощью приставок и
суффиксов.
1
45
Разбор слова по составу.
1
46
Контрольный диктант по теме «Состав
слова».
1
47
Работа над ошибками.
1
48
Изменение формы слова для проверки
безударной гласной в корне.
1
49
Единообразное написание гласных в корне
однокоренных слов.
1
50
Слово-корень с ударной гласной.
1
51
Проверяемые и проверочные слова в
группе однокоренных слов.
1
52
Проверка безударных гласных в корне
слова.
1
53
Проверка безударных гласных в корне
путём подбора однокоренного слова.
1
54
Р.Р. Изложение по вопросам.
1
Правописание парных звонких и глухих
согласных в корне слова
55
Изменение формы слова для проверки
парных звонких и глухих согласных в
корне.
1
56
Единообразное написание парных звонких
и глухих согласных в корне
однокоренных слов.
1
57
Проверяемые и проверочные слова.
1
58
Проверка парных звонких и глухих
согласных в корне путём подбора
однокоренного слова.
1
59
Проверяемые гласные и согласные в корне
слова.
1
60
Упражнение в подборе слов для проверки
сомнительных согласных.
1
61
Р.Р. Изложение по вопросам.
1
62
Непроверяемые написания в корне слова.
1
63
Единообразное написание корня в группе
однокоренных слов.
1
64
Состав слова. Закрепление знаний.
1
65
Подготовка к контрольному диктанту.
1
66
Контрольный диктант по теме
«Правописание гласных и согласных в
корне слова».
1
67
Работа над ошибками.
1
Части речи. Текст.
68
Названия предметов, действий, признаков.
1
69
Общее понятие о частях речи. Имя
существительное.
1
70
Глагол.
1
71
Имя прилагательное.
1
72
Различение частей речи по вопросам и
значению.
1
73
Употребление разных частей речи в
предложении и тексте.
1
74
Практические упражнения в различии
частей речи по значению и вопросам
1
75
Р.Р. Составление рассказа на тему
«Поздняя осень» ( по упр. 159).
1
Имя существительное
76
Грамматическое определение имени
существительного. Значение имён
существительных в речи.
1
77
Роль имен существительных в речи.
1
78
Одушевлённые имена существительные.
1
79
Неодушевленные имена существительные.
1
80
Закрепление изученного по теме
«Одушевленные и неодушевленные
существительные».
1
81
Нарицательные имена существительные .
1
82
Собственные имена существительные.
1
83
Правописание имён собственных.
1
84
Собственные имена существительные,
обозначающие названия газет, журналов,
книг, кинофильмов, фабрик, их
правописание.
1
85
Р.Р. Текст. Тема и основная мысль текста.
1
86
Понятие о единственном и
множественном числе.
1
87
Употребление имён существительных в
единственном и множественном числе.
1
88
Практические упражнения в определении
имен существительных по вопросам и
значению.
1
89
Изменение имён существительных по
числам.
1
90
Р.Р. Сочинение «Зима в окно стучится».
1
Род имён существительных
91
Знакомство с понятием рода
1
92
Мужской род имён существительных
1
93
Женский род имён существительных
1
94
Средний род имён существительных.
1
95
Различение имён существительных по
родам.
1
96
Правописание имен существительных
мужского и женского рода с шипящей (Ж,
Ш, Ч, Щ) на конце.
1
97
Мягкий знак после шипящих в конце слов
у существительных женского рода и его
отсутствие у существительных мужского
рода.
1
98
Правописание имѐн существительных ж.р.
и м.р. с шипящей на конце.
1
99
Р.Р. Изложение по вопросам (упр. 201).
1
100
Существительное. Закрепление знаний.
1
101
Контрольное списывание с
грамматическим заданием «Мягкий знак
после шипящих на конце
существительных».
1
102
Работа над ошибками.
1
Имя прилагательное
103
Грамматическое определение имени
прилагательного.
1
104
Значение имени прилагательного в речи.
1
105
Определение признаков, обозначаемых
именами прилагательными.
1
106
Выделение словосочетаний имён
прилагательных с именами
существительными в тексте.
1
107
Зависимость рода имён прилагательных от
рода имён существительных
1
108
Р.Р. Изложение по рассказу с оценкой
описываемых событий «Пичугин мост».
1
109
Мужской род имён прилагательных
1
110
Окончания имён прилагательных
мужского рода.
1
111
Женский род имён прилагательных
1
112
Окончания имён прилагательных
женского рода
1
113
Средний род имён прилагательных.
1
114
Окончания имён прилагательных среднего
рода
1
115
Окончания прилагательных мужского,
женского и среднего рода.
1
116
Изменение имён прилагательных по
родам.
1
117
Прилагательное. Закрепление знаний.
Подготовка к контрольному диктанту.
1
118
Контрольный диктант по теме «Род имён
прилагательных»
1
119
Работа над ошибками. Закрепление
изученного материала.
1
Глагол
120
Грамматическое определение глагола
1
121
Значение глаголов в речи.
1
122
Различение действий, обозначаемых
глаголами.
1
123
Настоящее время глаголов
1
124
Прошедшее время глаголов
1
125
Будущее время глаголов
1
126
Различение глаголов по временам
1
127
Употребление глаголов разного времени в
предложении
1
128
Р.Р. Текст. Отбор примеров и фактов для
подтверждения основной мысли
1
129
Р.Р. Изложение с изменением лица
«Раненые деревья».
1
130
Закрепление знаний по теме «Глагол» .
1
131
Повторение по теме «Глагол».
1
132
Контрольная работа по теме «Глагол».
1
133
Работа над ошибками.
1
Предложение. Текст
Главные и второстепенные члены
предложения
134
Главные члены предложения .
1
135
Подлежащее и сказуемое – главные члены
предложения.
1
136
Второстепенные члены предложения.
1
137
Постановка вопросов от главных членов
предложения к второстепенным.
1
138
Различение нераспространённых и
распространённых предложений.
1
139
Распространенные предложения.
1
140
Распространение предложений
второстепенными членами.
1
141
Р.Р. Изложение с изменением времени
«Смелый поступок».
1
Однородные члены предложения
142
Практическое знакомство с однородными
членами предложения.
1
143
Конструирование предложений с
однородными членами.
1
144
Дополнение предложения однородными
членами по вопросу .
1
145
Постановка вопроса к однородным членам
предложения.
1
146
Повторение по теме «Предложение».
1
147
Закрепление знаний по теме. Подготовка к
контрольному диктанту.
1
148
Контрольный диктант по теме
«Предложение».
1
149
Работа над ошибками .
1
150
Р.Р. Составление рассказа по сюжетной
картинке и данному плану.
1
Повторение материала, пройденного за
год
151
Состав слова
1
152
Правописания в корне слова
1
153
Части речи
Имя существительное
1
154
Изменение существительных по родам.
1
155
Части речи. Имя прилагательное.
1
156
Окончания прилагательных.
1
157
Р.Р. Изложение по опорным словам
(упр.297).
1
158
Глагол.
1
159
Изменение глаголов по временам.
1
160
Предложение. Подготовка к контрольному
диктанту.
1
161
Контрольный диктант по теме «Состав
слова. Части речи. Предложение».
1
162
Работа над ошибками. Закрепление
материала.
1
163
Р.Р. Текст.
1
164
Закрепление материала по теме «Части
речи».
1
165
Закрепление материала по теме
«Предложение» .
1
166
Закрепление материала по теме «Состав
слова».
1
167
Закрепление материала по теме «Состав
слова», «Предложение», «Части речи».
1
168
Закрепление материала по теме «Состав
слова», «Предложение», «Части речи».
1
169
Обобщение изученного в 5 классе.
1
170
Итоговый урок.
1