Напоминание

Специфика проведения учебных занятий по иностранным языкам в высшем военном учебном заведении


Автор: Ковалева Светлана Сергеевна
Должность: доцент кафедры иностранных языков
Учебное заведение: МВОКУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Специфика проведения учебных занятий по иностранным языкам в высшем военном учебном заведении
Раздел: высшее образование





Назад




СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

В

современных

условиях

развития

общества

реализация

модернизационных аспектов системы отечественного военного образования

находится в процессе сложного качественного роста и поиске новых парадигм.

Внедрение

новых

образовательных

технологий

является

объективной

социальной потребностью как ответ вызовам ХХI века. В ежегодном

обращении Президента РФ Федеральному Собранию РФ подчеркивается

необходимость поэтапного укрепления Вооруженных Сил, сопоставления задач

по

их

модернизации

с

социально-экономическими

возможностями,

с

культурными традициями, а также характером потенциального риска и

динамикой

международной

социальной,

политической

обстановки.

В

настоящее время основные направления модернизации военного образования

это оптимизация всех сетей высших учебных заведений, соединение и сплав

образования и науки, повышение уровня качества образования. Знания и

профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы

образования,

подготовки

и

переподготовки

кадров.

В

этом

контексте

подготовка высококвалифицированных военных специалистов со знанием

иностранных языков – веление времени.

Процессы,

происходящие

в

системе

высшего

образования,

характеризуются масштабными и разноплановыми изменениями. Постоянное

обновления содержания образовательных программ, решение педагогических

задач, которые возникают перед участниками образовательного процесса,

дифференциация и гуманизация обучения,

возрастающие требования к

личности педагога, степень ответственности и его позиция; меняющиеся

методы и средства обучения, система контроля и оценки качества образования

влияют на уровень подготовки преподавателя и курсантов.

Для

обеспечения

непрерывного

процесса

совершенствования

профессионально направленного обучения курсантов иностранному языку

необходима постоянная связь содержания учебно-методических материалов с

результатами работы. В то же время методическая работа носит опережающий

характер и отвечает за развитие и совершенствование всей обучающей

деятельности, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и

психологической

науке.

Поэтому

важность

постоянного

мониторинга

образовательных технологий в области преподавания иностранных языков

заключается не только в корректировании приемов и методов в обучающей

деятельности педагога, но и в оказании реальной, действенной и своевременной

помощи при обучении курсантов высших учебных заведений.

Очевидно, что модернизация и внедрение современных образовательных

технологий в военном вузе обусловлены следующими особенностями и

тенденциями высших учебных заведениях:

‒ новым социальным заказом, предъявляющим особые требования

в

подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации

военных кадров;

‒ всевозрастающий темп старения знаний и их практического приложения;

‒гуманизация,

гуманитаризация,

демократизация,

психологизация

образовательных систем;

‒ создание системы непрерывного образования;

‒ все ускоряющееся вхождение в мировую культуру;

‒ потребности высшей школы в повышении гуманитарной и психолого-

педагогической подготовки педагогических кадров;

‒ деятельностная парадигма образования

‒ потребности общества в педагоге нового типа, умеющем не только

обучать, но и воспитывать конкурентоспособную личность специалиста, и

выдвижением в связи с этим новых требований к деятельности и личности

преподавателя и т. д.

Значительное внимание ученых и практиков в педагогической системе

«военный вуз» уделяется разработке и использованию ключевых положений

непрерывности и преемственности в изучении иностранного языка с учетом

исходного уровня знаний, умений и навыков курсантов - выпускников средних

школ и требований квалификационных характеристик выпускников военного

вуза.

Ведущая форма обучения иностранному языку - практическое занятие,

которое

можно

рассматривать

как

систему

учебно-воспитательной

деятельности

преподавателя

в

единстве

с

учебно-познавательной

деятельностью обучаемых.

Проведение

эффективных

практических

занятий

предполагает

конкретизацию языкового и речевого репертуара курсанта относительно

специфики будущей специальности, использование элементов мультимедийных

технологий

и

компьютерных

сетевых

программ

для

обучения

языку

специальности в искусственной языковой среде.

Основными требованиями к современному занятию по иностранному

языку являются следующие:

структура занятия должна быть адекватной целям занятия;

содержание

(языковой,

речевой

материал)

занятия

подчинено

формированию,

развитию

и

совершенствованию

запланированных

навыков и умений, к коим относятся:

- учебно-коммуникативные умения (умения при аудировании и чтении

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

элементами

содержания,

а

также

между

языковыми

явлениями,

умения

дифференцировать и обобщать),

- учебно-информационные умения (умения классифицировать информацию

на основную и второстепенную, отбирать нужную информацию из

различных источников, пользоваться справочной литературой, понимать

невербальные средства кодирования информации – схемы, диаграммы,

графики, чертежи и т.д.),

-

учебно-коммуникативные

умения

(умение

принимать

участие

в

обсуждении проблемы, составлять план устного высказывания, тезисы

прочитанного, реферат и т.п.).

занятие должно иметь обучающий характер;

речевая направленность обучения, доминирование упражнений над

разъяснением и показом;

основное содержание занятия должна определять коммуникативная

направленность

обучения,

т.е.

овладение

основами

иноязычного

общения,

в

процессе

которого

происходит

воспитание,

развитие,

образование личности обучаемого. Овладение иноязычным общением

предполагает

достижение

определенного

уровня

коммуникативной

компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное

общение в ситуациях, определенных программой;

использование

на

занятии современных

форм,

приемов,

методов,

технологий обучения, методически оправданных на определенном этапе

обучения;

занятие отличает строгий и логический переход от этапа к этапу;

занятие должно быть обеспечено методически целесообразным учебно-

наглядным материалом и современными техническими средствами;

задания и упражнения, выполняемые на занятии, должны способствовать

поддержанию интереса к изучению иностранного языка;

создание

положительного

психологического

климата

на

занятии,

располагающего к обучению;

занятие – это не самостоятельная единица процесса обучения, а звено в

цикле занятий по тематике, определенной программой;

преемственность занятий, которая позволяет сформировать основные

навыки и умения.

На подготовительную часть практического занятия отводится 5-15 мин. В

ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность

курсантов к занятию и проведению методической практики, определяются

основные требования к качеству выполнения заданий.

Основная часть проводится в течение 70-80 мин. В нее включаются

учебные вопросы, соответствующие тематическому плану. В качестве примера

рассмотрим практическое занятие по теме «Взаимодействие военнослужащих с

представителями СМИ» в рамках раздела «Международное гуманитарное

право». Данная тема является одной из важных и достаточно трудной в этом

разделе, поскольку предполагает знание, как юридической лексики, так и

лексики масс медиа, а также ранее пройденного лексико-грамматического

материала. Это подчеркивает глубокую взаимосвязь выбранной тематики с

другими

аспектами

дисциплин

и

указывает

на

применение

дифференцированного подхода с различными категориями курсантов. Цель

данного занятия заключается в формировании умений и навыков по теме.

Первый учебный вопрос предполагает введение и закрепление новой лексики.

На данном этапе осуществляется введение и активизация новых лексических

единиц с использованием методов дефиниций и синонимичной подстановки.

Для отработки лексики применяются следующие виды коммуникативных

упражнений: словарная эстафета, кроссворды, исчезнувшие слова, упражнения

на нахождение соответствия.

Занятие проводится в лингафонном кабинете с широким применением

мультимедийных технологий. На любом этапе урока, используя аудиофайлы

можно поработать над произносительными навыками, слушая и повторяя за

диктором фразы с опорой на текст. При работе с учебным видео можно

выполнить задания различного уровня сложности. Видео включает в себя

зрительные образы и необходимый аудиоматериал, что делает процесс

запоминания эффективным и легким. Оно может использоваться на уроке для

ознакомления и изучения нового материала, а также для повторения. С этой

целью на кафедре разработан ряд пособий, в частности электронное учебное

пособие «Практическая грамматика немецкого языка», которое широко

используется в учебном процессе. В частности, например, в ходе изучения

темы «Артикль» курсанты смотрят видеофильм, посвященный данному

вопросу, а затем заполняют таблицу на отработку данного правила. С учетом

того, что грамматика иностранного языка является сложной областью для

изучения в неязыковых вузах, задача преподавателя – сделать ee изучение

максимально наглядным, доступным и интересным.

В

рамках

занятия

по

теме

«Взаимодействие

военнослужащих

с

представителями СМИ» руководитель практического занятия использует

аудиофрагменты по теме «Взаимодействие военнослужащих с представителями

СМИ»

с

заполнением

анкеты

в

ходе

прослушивания

и

дальнейшем

воспроизведением фрагментов аудиозаписи. Поскольку основной задачей

практического

занятия

является

активизация

речевой

и

мыслительной

деятельности курсантов, в ходе данного этапа курсанты отрабатывают

упражнение на составление монологического высказывания по теме с

использованием новых лексических единиц. Данное задание выполняется с

учётом разного уровня подготовленности курсантов и степени усвоения ими

лексического материала.

Обучающийся во время работы с видео имеет возможность работать в

своем темпе, а учитель контролировать процесс обучения. Возможность

использования видео помогает развитию различных видов психической

деятельности, в первую очередь внимания и памяти. Во время демонстрации

видео в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

В

таких

условиях

даже

невнимательный

курсант

становится

более

внимательным. Таким образом мультимедийный лингафонный кабинет с

возможностью трансляции видеозаписей на уроках иностранного языка создает

условия для индивидуализации обучения и способствует мотивации речевой

деятельности обучаемых.

На заключительную часть практического занятия отводится 5-10 мин. В

ней подводятся итоги, оценивается уровень подготовленности обучаемых,

дается задание на самостоятельную работу. Руководитель занятия отвечает на

вопросы, напоминает тему и цели занятия, оценивает работу группы и каждого

курсанта в отдельности, ставит задачи на подготовку к следующему занятия.

Необходимо отметить, что подготовка к занятию это сложный процесс

состоящий, из нескольких компонентов: личной подготовки преподавателя,

подготовки учебно-методических материалов и материальной базы, а также

подготовки курсантов.

Таким образом, рассмотренные в статье некоторые аспекты проведения

практического занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» позволяют

повысить эффективность организации и качество образовательного процесса в

высшем военном учебном военном заведении.



В раздел образования