Автор: Ковалева Светлана Сергеевна
Должность: доцент кафедры иностранных языков
Учебное заведение: МВОКУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Специфика проведения учебных занятий по иностранным языкам в высшем военном учебном заведении
Раздел: высшее образование
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕМ ВОЕННОМ УЧЕБНОМ
ЗАВЕДЕНИИ
В
современных
условиях
развития
общества
реализация
модернизационных аспектов системы отечественного военного образования
находится в процессе сложного качественного роста и поиске новых парадигм.
Внедрение
новых
образовательных
технологий
является
объективной
социальной потребностью как ответ вызовам ХХI века. В ежегодном
обращении Президента РФ Федеральному Собранию РФ подчеркивается
необходимость поэтапного укрепления Вооруженных Сил, сопоставления задач
по
их
модернизации
с
социально-экономическими
возможностями,
с
культурными традициями, а также характером потенциального риска и
динамикой
международной
социальной,
политической
обстановки.
В
настоящее время основные направления модернизации военного образования
это оптимизация всех сетей высших учебных заведений, соединение и сплав
образования и науки, повышение уровня качества образования. Знания и
профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы
образования,
подготовки
и
переподготовки
кадров.
В
этом
контексте
подготовка высококвалифицированных военных специалистов со знанием
иностранных языков – веление времени.
Процессы,
происходящие
в
системе
высшего
образования,
характеризуются масштабными и разноплановыми изменениями. Постоянное
обновления содержания образовательных программ, решение педагогических
задач, которые возникают перед участниками образовательного процесса,
дифференциация и гуманизация обучения,
возрастающие требования к
личности педагога, степень ответственности и его позиция; меняющиеся
методы и средства обучения, система контроля и оценки качества образования
влияют на уровень подготовки преподавателя и курсантов.
Для
обеспечения
непрерывного
процесса
совершенствования
профессионально направленного обучения курсантов иностранному языку
необходима постоянная связь содержания учебно-методических материалов с
результатами работы. В то же время методическая работа носит опережающий
характер и отвечает за развитие и совершенствование всей обучающей
деятельности, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и
психологической
науке.
Поэтому
важность
постоянного
мониторинга
образовательных технологий в области преподавания иностранных языков
заключается не только в корректировании приемов и методов в обучающей
деятельности педагога, но и в оказании реальной, действенной и своевременной
помощи при обучении курсантов высших учебных заведений.
Очевидно, что модернизация и внедрение современных образовательных
технологий в военном вузе обусловлены следующими особенностями и
тенденциями высших учебных заведениях:
‒ новым социальным заказом, предъявляющим особые требования
в
подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации
военных кадров;
‒ всевозрастающий темп старения знаний и их практического приложения;
‒гуманизация,
гуманитаризация,
демократизация,
психологизация
образовательных систем;
‒ создание системы непрерывного образования;
‒ все ускоряющееся вхождение в мировую культуру;
‒ потребности высшей школы в повышении гуманитарной и психолого-
педагогической подготовки педагогических кадров;
‒ деятельностная парадигма образования
‒ потребности общества в педагоге нового типа, умеющем не только
обучать, но и воспитывать конкурентоспособную личность специалиста, и
выдвижением в связи с этим новых требований к деятельности и личности
преподавателя и т. д.
Значительное внимание ученых и практиков в педагогической системе
«военный вуз» уделяется разработке и использованию ключевых положений
непрерывности и преемственности в изучении иностранного языка с учетом
исходного уровня знаний, умений и навыков курсантов - выпускников средних
школ и требований квалификационных характеристик выпускников военного
вуза.
Ведущая форма обучения иностранному языку - практическое занятие,
которое
можно
рассматривать
как
систему
учебно-воспитательной
деятельности
преподавателя
в
единстве
с
учебно-познавательной
деятельностью обучаемых.
Проведение
эффективных
практических
занятий
предполагает
конкретизацию языкового и речевого репертуара курсанта относительно
специфики будущей специальности, использование элементов мультимедийных
технологий
и
компьютерных
сетевых
программ
для
обучения
языку
специальности в искусственной языковой среде.
Основными требованиями к современному занятию по иностранному
языку являются следующие:
структура занятия должна быть адекватной целям занятия;
содержание
(языковой,
речевой
материал)
занятия
подчинено
формированию,
развитию
и
совершенствованию
запланированных
навыков и умений, к коим относятся:
- учебно-коммуникативные умения (умения при аудировании и чтении
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
элементами
содержания,
а
также
между
языковыми
явлениями,
умения
дифференцировать и обобщать),
- учебно-информационные умения (умения классифицировать информацию
на основную и второстепенную, отбирать нужную информацию из
различных источников, пользоваться справочной литературой, понимать
невербальные средства кодирования информации – схемы, диаграммы,
графики, чертежи и т.д.),
-
учебно-коммуникативные
умения
(умение
принимать
участие
в
обсуждении проблемы, составлять план устного высказывания, тезисы
прочитанного, реферат и т.п.).
занятие должно иметь обучающий характер;
речевая направленность обучения, доминирование упражнений над
разъяснением и показом;
основное содержание занятия должна определять коммуникативная
направленность
обучения,
т.е.
овладение
основами
иноязычного
общения,
в
процессе
которого
происходит
воспитание,
развитие,
образование личности обучаемого. Овладение иноязычным общением
предполагает
достижение
определенного
уровня
коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное
общение в ситуациях, определенных программой;
использование
на
занятии современных
форм,
приемов,
методов,
технологий обучения, методически оправданных на определенном этапе
обучения;
занятие отличает строгий и логический переход от этапа к этапу;
занятие должно быть обеспечено методически целесообразным учебно-
наглядным материалом и современными техническими средствами;
задания и упражнения, выполняемые на занятии, должны способствовать
поддержанию интереса к изучению иностранного языка;
создание
положительного
психологического
климата
на
занятии,
располагающего к обучению;
занятие – это не самостоятельная единица процесса обучения, а звено в
цикле занятий по тематике, определенной программой;
преемственность занятий, которая позволяет сформировать основные
навыки и умения.
На подготовительную часть практического занятия отводится 5-15 мин. В
ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность
курсантов к занятию и проведению методической практики, определяются
основные требования к качеству выполнения заданий.
Основная часть проводится в течение 70-80 мин. В нее включаются
учебные вопросы, соответствующие тематическому плану. В качестве примера
рассмотрим практическое занятие по теме «Взаимодействие военнослужащих с
представителями СМИ» в рамках раздела «Международное гуманитарное
право». Данная тема является одной из важных и достаточно трудной в этом
разделе, поскольку предполагает знание, как юридической лексики, так и
лексики масс медиа, а также ранее пройденного лексико-грамматического
материала. Это подчеркивает глубокую взаимосвязь выбранной тематики с
другими
аспектами
дисциплин
и
указывает
на
применение
дифференцированного подхода с различными категориями курсантов. Цель
данного занятия заключается в формировании умений и навыков по теме.
Первый учебный вопрос предполагает введение и закрепление новой лексики.
На данном этапе осуществляется введение и активизация новых лексических
единиц с использованием методов дефиниций и синонимичной подстановки.
Для отработки лексики применяются следующие виды коммуникативных
упражнений: словарная эстафета, кроссворды, исчезнувшие слова, упражнения
на нахождение соответствия.
Занятие проводится в лингафонном кабинете с широким применением
мультимедийных технологий. На любом этапе урока, используя аудиофайлы
можно поработать над произносительными навыками, слушая и повторяя за
диктором фразы с опорой на текст. При работе с учебным видео можно
выполнить задания различного уровня сложности. Видео включает в себя
зрительные образы и необходимый аудиоматериал, что делает процесс
запоминания эффективным и легким. Оно может использоваться на уроке для
ознакомления и изучения нового материала, а также для повторения. С этой
целью на кафедре разработан ряд пособий, в частности электронное учебное
пособие «Практическая грамматика немецкого языка», которое широко
используется в учебном процессе. В частности, например, в ходе изучения
темы «Артикль» курсанты смотрят видеофильм, посвященный данному
вопросу, а затем заполняют таблицу на отработку данного правила. С учетом
того, что грамматика иностранного языка является сложной областью для
изучения в неязыковых вузах, задача преподавателя – сделать ee изучение
максимально наглядным, доступным и интересным.
В
рамках
занятия
по
теме
«Взаимодействие
военнослужащих
с
представителями СМИ» руководитель практического занятия использует
аудиофрагменты по теме «Взаимодействие военнослужащих с представителями
СМИ»
с
заполнением
анкеты
в
ходе
прослушивания
и
дальнейшем
воспроизведением фрагментов аудиозаписи. Поскольку основной задачей
практического
занятия
является
активизация
речевой
и
мыслительной
деятельности курсантов, в ходе данного этапа курсанты отрабатывают
упражнение на составление монологического высказывания по теме с
использованием новых лексических единиц. Данное задание выполняется с
учётом разного уровня подготовленности курсантов и степени усвоения ими
лексического материала.
Обучающийся во время работы с видео имеет возможность работать в
своем темпе, а учитель контролировать процесс обучения. Возможность
использования видео помогает развитию различных видов психической
деятельности, в первую очередь внимания и памяти. Во время демонстрации
видео в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
В
таких
условиях
даже
невнимательный
курсант
становится
более
внимательным. Таким образом мультимедийный лингафонный кабинет с
возможностью трансляции видеозаписей на уроках иностранного языка создает
условия для индивидуализации обучения и способствует мотивации речевой
деятельности обучаемых.
На заключительную часть практического занятия отводится 5-10 мин. В
ней подводятся итоги, оценивается уровень подготовленности обучаемых,
дается задание на самостоятельную работу. Руководитель занятия отвечает на
вопросы, напоминает тему и цели занятия, оценивает работу группы и каждого
курсанта в отдельности, ставит задачи на подготовку к следующему занятия.
Необходимо отметить, что подготовка к занятию это сложный процесс
состоящий, из нескольких компонентов: личной подготовки преподавателя,
подготовки учебно-методических материалов и материальной базы, а также
подготовки курсантов.
Таким образом, рассмотренные в статье некоторые аспекты проведения
практического занятия по учебной дисциплине «Иностранный язык» позволяют
повысить эффективность организации и качество образовательного процесса в
высшем военном учебном военном заведении.