Автор: Макаренкова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1 имени М.И.Глинки"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна, аккордеона
Раздел: дополнительное образование
Основные этапы работы над музыкальным произведением
в классе баяна, аккордеона.
Содержание первого этапа работы над музыкальным произведением – знакомство с
материалами о произведении и с самим произведением. Знакомство начинается с рассказа
о композиторе или о народе, если это, например, народная песня, о времени создания, в
какую эпоху возникло произведение, о его содержании, стиле, характере, о форме и
структуре. Помогая проникать в содержание, характер произведения, преподаватель
должен научить обучающегося самостоятельно мыслить и эмоционально воспринимать
музыку.
После ознакомления с произведением обучающийся приступает к прочтению текста, к
его разбору. Значение грамотного, музыкально осмысленного разбора велико. Он является
основой для правильной дальнейшей работы. На данном этапе работы не должно быть
небрежности, неряшливости. Время, занимаемое разбором, будет самым разным для
обучающихся различной степени одарённости и музыкального развития.
Знакомство с нотным текстом начинается с его зрительного охвата. Просмотр текста без
инструмента даёт возможность устно проанализировать технические сложности и
соразмерить их со своими возможностями. Исполнительский анализ помогает понять
структурное строение произведения. Выразительные средства произведения, которые
определяются мелодической, ритмической, темповой структурой и т.д., помогают найти
верный путь к прочтению произведения. Знакомя с содержанием, характер произведения,
преподаватель должен научить обучающегося самостоятельно мыслить и эмоционально
воспринимать музыку.
Во время тщательного разбора текста необходимо подобрать верную аппликатуру.
Удачно подобранная аппликатура помогает лучшему решению художественных задач.
Важно,
чтобы
аппликатура
потом
не
переучивалась,
поскольку
это
чревато
последующими
запинками.
Аппликатура
должна
способствовать
свободному
исполнению.
Развитие таких качеств, как слуховые представления, слуховое внимание, слуховой
контроль поможет обучающемуся замечать неточности в своей игре, исправлять ошибки,
добиваться хорошего звучания.
Освоение тембра, динамики, штрихов составляет важную часть технических средств
музыкального исполнения.
Большое внимание в работе над музыкальным произведением необходимо уделять
фразировке. Овладение фразировкой является необходимым условием для достижения
исполнительского
мастерства.
Фразировка
является
средством
выражения
художественного образа сочинения.
Не менее важное место в работе над музыкальным произведением следует уделять
штрихам. Техническая сущность штрихов должна подчиняться художественной задаче
сочинения. Наряду с другими средствами выразительности штрихи способствуют
воплощению эмоционального содержания произведения.
Наряду с фразировкой, аппликатурой, штрихами для выразительного исполнения
большую роль играет движение меха. Приступать к освоению игровых навыков нужно с
объяснения, каким образом на баяне, аккордеоне извлекается звук. Громкость звука
зависит от интенсивности веления меха, а не от силы нажатия на клавишу. Необходимо,
чтобы, работая над музыкальным произведением, обучающийся помнил об этом. С
начального этапа обучения игре на инструменте необходимо формировать у обучающихся
навык плавной смены меха. В работе над музыкальным произведением необходимо
целесообразно распределить смену меха. Здесь важно учитывать не только строение
фразы, но и характер мелодического движения. Мех является одним из важных средств
выразительности. Это необходимо помнить на всех этапах работы над музыкальным
произведением.
Ещё одним средством художественной выразительности являются динамические
оттенки.
Шкала
динамических
градаций
очень
большая.
Необходимо
научиться
пользоваться всеми динамическими возможностями баяна. Работу над динамикой
целесообразно вести постоянно, на всём протяжении работы над музыкальным
произведением, не оставляя её на «потом», чтобы не возникала привычка играть на
бледном звуке.
Работа над музыкальным произведением в медленном темпе имеет своё положительное
значение. Здесь надо учитывать, что работа над технически сложными местами должна
сохранять ритмическую сторону, фразировку , ньюансы. Играть произведение в быстром
темпе можно только при достижении свободы и уверенности в игре. Проигрывание
выученного произведения в медленном темпе необходимо даже тогда, когда оно выучено
напамять и уверенно звучит в быстром темпе. Также необходимо уметь играть его с
любого места. Это позволит надолго и прочно сохранять его в памяти.
На заключительном этапе работы над музыкальным произведением необходимо
выработать общую линию развития произведения. Исполнительский план произведения,
его линия развития должны быть осмысленными. Для достижения исполнительской
свободы
обучающийся
должен
достаточно
много
выступать
на
сцене,
иметь
исполнительский опыт. Концертное выступление – это своеобразный итог долгой и
кропотливой работы педагога и обучающегося над музыкальным произведением. Оно
всегда будет иметь большое значение, становясь своеобразным стимулом и мощным
фактором в развитии обучающегося.