Напоминание

«Система образов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»


Автор: Мельникова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Урок по литературе 10 класс
Тема: «Система образов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 10 классе

Составила: Мельникова Е.В., учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь

Тема. Система образов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, экран, аудиозаписи,

раздаточный материал.

Предполагаемые результаты

Личностные

1.Воспитание чувства уважения к старшим поколениям, толерантности к

людям, имеющим другую систему ценностей.

2. Осмысление своей жизненной позиции.

Предметные

1. Выяснить, каково значение системы образов в структуре романе

Тургенева «Отцы и дети»,

2. Определить, какое место в системе образов занимает главный герой –

Евгений Базаров.

3. Увидеть, как проявляется мастерство писателя в создании образов.

Метапредметные

1. Развитие различных видов мышления: наглядно-действенного,

творческого, ассоциативно-аналитического.

2. Развитие коммуникативной компетенции.

3. Развитие навыков работы с текстом.

Основные понятия.

1.

Литературоведческие: образ, тема, идея, проблема, композиция,

конфликт.

2.

Метапредметные: система, единица, связь, развитие, образ, старое,

новое.

Ход урока

I.

Организационный момент.

–Доброе утро! Проверьте готовность к уроку: тексты художественного

произведения, раздаточная схема должна быть у каждого, письменные

принадлежность.

II.

Мотивация

Аналитическая беседа.

Ребята, вы уже познакомились с историей создания романа великого

писателя И.С.Тургенева «Отцы и дети».

С какими образами мы встретились на страницах произведения?

Какое впечатление произвели на Вас эти герои?

Каждый из образов наделён своими, особыми четами. Можно ли понять

характер каждого из них без взаимосвязи с другими персонажами?

Когда мы анализируем образ во взаимодействии с другими, как называется

этот процесс?

III. Формулировка темы. Целеполагание.

- Что такое система: совокупность признаков, процесс, итог

взаимодействий?

- Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

( Обучающиеся сами формулируют тему. Записывают.)

- В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение:

«Система образов - совокупность литературных героев в художественном

произведении, их взаимодействие между собой»

(Определение выводится на слайде)

Для чего в художественном произведении важно

анализировать не

единичный персонаж, а именно систему образов?

Коллективный вывод. Рассматриваем систему образов для понимания темы,

идейного смысла, проблематики произведения, особенностей конфликта,

художественного своеобразия.

(Понятия выводятся на слайде).

IY. Учебная задача. Аналитическая беседа.

-Какого цвета, по-вашему, могла бы быть ткань времени, которое отразил

И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети»? Почему? Докажите свою точку

зрения.

- Вероятнее всего, зелёная. Цвет ассоциируется с жизнью, развитием. Так

как то время конца 50-х – начала 60-х годов характеризуется бурными

событиями в общественно-политической , научной и культурной жизни

страны.

Время написания романа: 1860- 1862

Общественная жизнь:

революционная ситуация 1859-1861гг, отмена

крепостного права, развитие либерализма и демократического движения.

Научные открытия: выдающиеся открытия в области естественных наук.

1854 год А..Бутлеров защищает диссертацию «Об эфирных маслах».

И.М.Сеченов,

духовными

учителями

которого

были

философы-

материалисты А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский сделали ряд величайших

открытий в области физиологии в результате исследований рефлексов

головного мозга. Уже снискал себе мировую известность Д.И.Менделеев.

Культурные события: развитие реалистического искусства (художники-

передвижники И.Шишкин, И.Левитан, И.Суриков) и

демократического

направления

в

литературе

(Н.А.Добролюбов,

Н.Г.Чернышевский, .Е.Салтыков-Щедин, Н.А.Некрасов) .

Y. Учебная ситуация. Выявление конфликта в процессе анализа системы

образов.

Сопоставительный анализ образов «отцов» и «детей» в романе.

Работа с презентацией.

На слайде

последовательно «появляются»

предложения, в которых дана характеристика героев. Учащиеся отвечают

на вопросы, говорят, о ком идёт речь?

- О ком из героев романа идёт речь?

- На что обращает внимание писатель?

- С какими понятиями ассоциируется слово отец? Чего мы ждём от наших

родителей?

Вывод:

вступая во взаимоотношения с родителями, ожидая от них

понимания, заботы, поддержки, мы стремимся к гармоничным отношениям,

способствующим, первую очередь, духовному и душевному развитию.

- Кто из «отцов» стремится к такой модели взаимоотношений?

- Какими были Николай Петрович и Павел Петрович двадцать лет назад?

(На слайде - история жизни «отцов»)

- Смогли они реализовать себя в полной мере, раскрыть внутренний

потенциал?

- Почему такое смятение происходит в лагере отцов с появлением Базарова?

Вывод. Образ Базарова – динамичный. Этот персонаж наделён теми

чертами, которые не смогли развить себе «отцы» в силу условий развития

и особенностей характера, порождённых этими же условиями. Именно

поэтому борьба между старым и новым так яростна.

- Каждый из героев – обобщённый образ, обладающий типичными чертами

того или иного общественного класса. Представителями каких общественных

сил являются те герои, о которых мы говорим на уроке?

Вывод: в основе произведения лежит непримиримый конфликт между

старым и новым: дворянством, не имеющим стимулов к развитию, и

разночинцами - демократами, стремящимися к коренному переустройству

общественного строя.

YI. Учебная ситуация. Анализ системы взглядов главного героя.

Групповая работа. Класс делится на группы (по 4 человека). Каждой группе

даётся лист бумаги, на котором напечатана фраза Базарова.

Задание.

- Сформулируйте ваше мнение о данном высказывании Базарова. Насколько

оно могло быть актуальным для той эпохи, в которую жил герой?

Включается (фоном) песня В.Цоя «Мы ждём перемен». Обучающиеся

работают в группе в течение 3 минут – формулируют и записывают свои

доказательства.

Затем

«представители»

групп

читают

результат

коллективной работы.

- А кем сейчас для нас является Евгений Базаров? Есть ли в его системе

взглядов те, которые мы можем «взять на вооружение»?

Обучающиеся

читают те высказывания, которые коррелируют с их

системой взглядов.

YII. Подведение итогов.

Работа со схемами. На слайде презентации последовательно «появляются»

портреты героев романа.

- Сегодня мы проследили основные коллизии в романе И.С.Тургенева «Отцы

и дети». Чем характеризуются эти отношения: Базаров – Павел Петрович,

Базаров – Николай Петрович, Николай Петрович – Павел Петрович?

(Ученики «на стрелках» обозначают особенности взаимоотношений).

- Какими ещё взаимоотношениями можно расширить систему образов в

романе?

- На какие проблемы «выводит» нас анализ этих коллизий?

YIII. Рефлексия.

Говоря о социальных явлениях, отражённых в романе, мы переходили на

ценностный уровень. Ценности – это основа жизни, основа развития. А

жизнь – это долгая и длинная дорога, двигаясь по которой мы развиваем в

себе различные качества. Представим, что вагончики поезда жизни и есть

те самые качества. Напишите два из них: одно, которому вы хотели бы

научиться у Базарова, другое, которое вам помогают развить родители.

IX. Оценки.

XX. Домашнее задание (записано на доске).

Всем: - знать содержание глав: 5,7,16-19;

- закончить работу со схемой, начатую на уроке.

Индивидуально:

- подготовить сообщения «Базаров и родители», «Базаров и Одинцова»,

«Базаров и псевдонигилисты»



В раздел образования