Автор: Мельникова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Урок по литературе 10 класс
Тема: «Система образов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 10 классе
Составила: Мельникова Е.В., учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь
Тема. Система образов в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, экран, аудиозаписи,
раздаточный материал.
Предполагаемые результаты
Личностные
1.Воспитание чувства уважения к старшим поколениям, толерантности к
людям, имеющим другую систему ценностей.
2. Осмысление своей жизненной позиции.
Предметные
1. Выяснить, каково значение системы образов в структуре романе
Тургенева «Отцы и дети»,
2. Определить, какое место в системе образов занимает главный герой –
Евгений Базаров.
3. Увидеть, как проявляется мастерство писателя в создании образов.
Метапредметные
1. Развитие различных видов мышления: наглядно-действенного,
творческого, ассоциативно-аналитического.
2. Развитие коммуникативной компетенции.
3. Развитие навыков работы с текстом.
Основные понятия.
1.
Литературоведческие: образ, тема, идея, проблема, композиция,
конфликт.
2.
Метапредметные: система, единица, связь, развитие, образ, старое,
новое.
Ход урока
I.
Организационный момент.
–Доброе утро! Проверьте готовность к уроку: тексты художественного
произведения, раздаточная схема должна быть у каждого, письменные
принадлежность.
II.
Мотивация
Аналитическая беседа.
Ребята, вы уже познакомились с историей создания романа великого
писателя И.С.Тургенева «Отцы и дети».
С какими образами мы встретились на страницах произведения?
Какое впечатление произвели на Вас эти герои?
Каждый из образов наделён своими, особыми четами. Можно ли понять
характер каждого из них без взаимосвязи с другими персонажами?
Когда мы анализируем образ во взаимодействии с другими, как называется
этот процесс?
III. Формулировка темы. Целеполагание.
- Что такое система: совокупность признаков, процесс, итог
взаимодействий?
- Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?
( Обучающиеся сами формулируют тему. Записывают.)
- В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение:
«Система образов - совокупность литературных героев в художественном
произведении, их взаимодействие между собой»
(Определение выводится на слайде)
Для чего в художественном произведении важно
анализировать не
единичный персонаж, а именно систему образов?
Коллективный вывод. Рассматриваем систему образов для понимания темы,
идейного смысла, проблематики произведения, особенностей конфликта,
художественного своеобразия.
(Понятия выводятся на слайде).
IY. Учебная задача. Аналитическая беседа.
-Какого цвета, по-вашему, могла бы быть ткань времени, которое отразил
И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети»? Почему? Докажите свою точку
зрения.
- Вероятнее всего, зелёная. Цвет ассоциируется с жизнью, развитием. Так
как то время конца 50-х – начала 60-х годов характеризуется бурными
событиями в общественно-политической , научной и культурной жизни
страны.
Время написания романа: 1860- 1862
Общественная жизнь:
революционная ситуация 1859-1861гг, отмена
крепостного права, развитие либерализма и демократического движения.
Научные открытия: выдающиеся открытия в области естественных наук.
1854 год А..Бутлеров защищает диссертацию «Об эфирных маслах».
И.М.Сеченов,
духовными
учителями
которого
были
философы-
материалисты А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский сделали ряд величайших
открытий в области физиологии в результате исследований рефлексов
головного мозга. Уже снискал себе мировую известность Д.И.Менделеев.
Культурные события: развитие реалистического искусства (художники-
передвижники И.Шишкин, И.Левитан, И.Суриков) и
демократического
направления
в
литературе
(Н.А.Добролюбов,
Н.Г.Чернышевский, .Е.Салтыков-Щедин, Н.А.Некрасов) .
Y. Учебная ситуация. Выявление конфликта в процессе анализа системы
образов.
Сопоставительный анализ образов «отцов» и «детей» в романе.
Работа с презентацией.
На слайде
последовательно «появляются»
предложения, в которых дана характеристика героев. Учащиеся отвечают
на вопросы, говорят, о ком идёт речь?
- О ком из героев романа идёт речь?
- На что обращает внимание писатель?
- С какими понятиями ассоциируется слово отец? Чего мы ждём от наших
родителей?
Вывод:
вступая во взаимоотношения с родителями, ожидая от них
понимания, заботы, поддержки, мы стремимся к гармоничным отношениям,
способствующим, первую очередь, духовному и душевному развитию.
- Кто из «отцов» стремится к такой модели взаимоотношений?
- Какими были Николай Петрович и Павел Петрович двадцать лет назад?
(На слайде - история жизни «отцов»)
- Смогли они реализовать себя в полной мере, раскрыть внутренний
потенциал?
- Почему такое смятение происходит в лагере отцов с появлением Базарова?
Вывод. Образ Базарова – динамичный. Этот персонаж наделён теми
чертами, которые не смогли развить себе «отцы» в силу условий развития
и особенностей характера, порождённых этими же условиями. Именно
поэтому борьба между старым и новым так яростна.
- Каждый из героев – обобщённый образ, обладающий типичными чертами
того или иного общественного класса. Представителями каких общественных
сил являются те герои, о которых мы говорим на уроке?
Вывод: в основе произведения лежит непримиримый конфликт между
старым и новым: дворянством, не имеющим стимулов к развитию, и
разночинцами - демократами, стремящимися к коренному переустройству
общественного строя.
YI. Учебная ситуация. Анализ системы взглядов главного героя.
Групповая работа. Класс делится на группы (по 4 человека). Каждой группе
даётся лист бумаги, на котором напечатана фраза Базарова.
Задание.
- Сформулируйте ваше мнение о данном высказывании Базарова. Насколько
оно могло быть актуальным для той эпохи, в которую жил герой?
Включается (фоном) песня В.Цоя «Мы ждём перемен». Обучающиеся
работают в группе в течение 3 минут – формулируют и записывают свои
доказательства.
Затем
«представители»
групп
читают
результат
коллективной работы.
- А кем сейчас для нас является Евгений Базаров? Есть ли в его системе
взглядов те, которые мы можем «взять на вооружение»?
Обучающиеся
читают те высказывания, которые коррелируют с их
системой взглядов.
YII. Подведение итогов.
Работа со схемами. На слайде презентации последовательно «появляются»
портреты героев романа.
- Сегодня мы проследили основные коллизии в романе И.С.Тургенева «Отцы
и дети». Чем характеризуются эти отношения: Базаров – Павел Петрович,
Базаров – Николай Петрович, Николай Петрович – Павел Петрович?
(Ученики «на стрелках» обозначают особенности взаимоотношений).
- Какими ещё взаимоотношениями можно расширить систему образов в
романе?
- На какие проблемы «выводит» нас анализ этих коллизий?
YIII. Рефлексия.
Говоря о социальных явлениях, отражённых в романе, мы переходили на
ценностный уровень. Ценности – это основа жизни, основа развития. А
жизнь – это долгая и длинная дорога, двигаясь по которой мы развиваем в
себе различные качества. Представим, что вагончики поезда жизни и есть
те самые качества. Напишите два из них: одно, которому вы хотели бы
научиться у Базарова, другое, которое вам помогают развить родители.
IX. Оценки.
XX. Домашнее задание (записано на доске).
Всем: - знать содержание глав: 5,7,16-19;
- закончить работу со схемой, начатую на уроке.
Индивидуально:
- подготовить сообщения «Базаров и родители», «Базаров и Одинцова»,
«Базаров и псевдонигилисты»