Автор: Дремина Зульфира Камилловна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ Туймазинская коррекционная школа интернат №2
Населённый пункт: Республика Башкоротостан город Туймазы
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии
Раздел: среднее образование
Министерство Образования Республики Башкортостан
ГБОУ Туймазинская коррекционная школа-интернат № 2
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Тема: «
Арт-терапия в
системе психокоррекционной помощи детям с
проблемами в развитии
»
Дремина З.К.
Учитель технологии
Содержание
Введение
1. История возникновения арт- терапии
2. Теория арт- терапии
3. Суть, подходы, цели арт- терапии
4. Примерные конспекты НОД.
Заключение
Список литературы
Термин «арт-терапия » стал использоваться в нашей стране сравнительно
недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-
реабилитационной,
педагогической
и
социальной
работы,
которое
он обозначает . С английского языка- это понятие можно перевести как
«лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным)
творчеством...»
Однако на практике арт- терапия далеко не всегда связана с лечением в
строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей
свойственны,
существует
много
примеров
применения
1
арт- терапии скорее как средства психической гармонизации и развития
человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению
социальных конфликтов или с другими целями.
Все еще существующий в нашей стране вакуум информации об арт-
терапевтическом направлении порождает много домыслов и произвольных
толкований
этого
понятия.
Так,
один
художник
назвал
«арт-
терапевтической» коллекцию своих работ — он был убежден, что она дает
зрителю возможность испытать ощущение мира, гармонии, тишины и
эстетической радости. Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют
оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев,
вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое
определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности
и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов
искусства на человека.
Действительно, за рубежом, особенно в странах континентальной
Европы, термин «арт- терапия» при его использовании во множественном
числе (arts therapies) нередко несет именно такой смысл, однако для
обозначения частных форм терапии творчеством, как правило применяются
понятия арт- терапия (психотерапия посредством визуального, пластического
искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства
и ролевой игры), музыкальная терапия ( психотерапия посредством
музыки), танцедвигательная терапия и т. д.
Современное понимание арт- терапии
предполагает ,
во-первых,
использование языка
изобразительной экспрессии
(т.
е.
может
использоваться музыка , драматическое искусство, движение, танец и другие
формы
творческой
активности
человека,
но
при
этом,
однако,
изобразительная деятельность является основополагающей); во-вторых,
непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.
Арт- терапия обладаем очевидными преимуществами перед другими –
основанными исключительно на вербальной коммуникации – формами
психотерапевтической работы.
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного
опыта и социального положения) может участвовать в арт- терапевтической
работе,
которая
не
требует
от
него
каких-либо
способностей
к
изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый,
будучи
ребенком,
рисовал,
лепил
и
играл.
Поэтому
арт- терапия
практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить
и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в
арт- терапевтическом процессе.
Арт-терапия
является
средством
преимущественно
невербального
общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо
владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо,
2
напротив, чрезмерно связан с речевым общением (что характерно, например,
для представителей западной культуры). Символическая речь является одной
из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более
точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и
житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
Изобразительная деятельность является мощным средством сближения
людей, своеобразным «мостом» между специалистом (психотерапевтом,
психологом, педагогом и т. д) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях
взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в
общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить
«цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для
исследования
бессознательных
процессов,
выражения
и
актуализации
латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения,
которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в
повседневной жизни.
Арт-терапия
является
средством
свободного
самовыражения
и
самопознания.
Она
имеет
«личностно-ориентированный»
характер;
предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к
внутреннему миру человека.
Продукты
изобразительного
творчества
являются
объективным
свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать
их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения
соответствующих
исследований
и сопоставлений.Яркие эмоции, краски,
помогают преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более
активную жизненную позицию.
Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека,
внутренних
механизмов, саморегуляции и
исцеления.
Она
отвечает
фундаментальной потребности в самоактуализации — раскрытии широкого
спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-
неповторимого способа бытия в мире.
Важные изменения
в
деятельности
арт- терапевтов
выражаются
в
оформившейся
за
последние годы
ориентации
на « внегоспитальную» сферу: все больше
специалистов
работает при
социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного
пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что
заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить
работу с амбулаторными психиатрическими
пациентами , подростками,
бездомными,
безработными,
лицами
с
алкогольной
и
наркотической
зависимостью
и
т.
д.
Одной
из
важных
областей
использования
арт- терапевтического метода в последнее время становится работа с
правонарушителями,
предпринимаются
попытки
осуществлять
ее
непосредственно в местах лишения свободы, в условиях надзора и
реабилитации. Все это предполагает большую мобильность арт-терапевтов,
3
умение организовать работу и дифференцировать используемые приемы в
зависимости от поставленных целей и особенностей контингента клиентов.
Среди многочисленных изменений в деятельности арт- терапевтов за
последние годы следует также отметить повышение их роли в социальной
и
образовательной
сферах.
Речь
идет,
главным
образом,
о
работе
в специализированных
школах и
с
детьми,
посещающими
общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и
поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-
терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога: даже в
развитых странах статус арт- терапевта пока ниже статуса его коллег,
занятых в здравоохранении, а его профессиональная роль и нормы оплаты
труда четко не определены. Нередко арт- терапевты трудоустраиваются в
качестве
арт- педагогов,
социальных
работников
или
инструкторов
по групповой работе. Такое положение вещей вряд ли можно признать
нормальным , и в настоящее время профессиональные арт- терапевтические
организации
добиваются
такого
же
признания
их
деятельности
в
образовательной и социальной сферах, как и в сфере здравоохранения.
Многие знают арт- терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо
творческого
самовыражения
с
помощью
материала,
в
арт- терапии
приветствуются и игровые приемы коррекции – сказкотерапия , психодрама .
Эффективностью
работы
последних
очень
заинтересованы
сегодня
отечественные
психологи.
По-видимому,
российские
дети
более
восприимчивы к игровым видам коррекции
Одним
из
главных
моментов
арт- терапии,
влияющим
на
ее
эффективность, является личность арт- терапевта. Здесь, больше, чем в
работе
со
взрослым,
важны
и
непринужденная
атмосфера,
и эмпатия (умение
переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно
рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-
терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его
стороне, говорить с ним в одной плоскости. Ребенок-дошкольник зачастую
слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо,
мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что
эмоциональный
контакт
с
малышом
достигается
с
использованием
невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены,
открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний ) и т.п.
Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические
приемы работы с дошкольниками. Внутренний мир ребенка с проблемами в
развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития,
умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен.
Как
помочь
таким
детям
увидеть,
услышать,
почувствовать
все
многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть
его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в
нем?
4
В этом им может помочь нестандартный ,творческий вид деятельности ,как
арт-терапия.
Конспекты занятий с элементами арт-терапии по разным возростам.
Интеграция
–
коммуникация, арт-терапии
в
первой
младшей группе.социализация, познание,изобразительная деятельность.
Тема «Котята»
Цель: снятие физического и психического напряжения.
Задачи:
развивать
способность
детей
к
образному
восприятию,
умение
перевоплощаться, используя приём арт-терапии – работа с гримом;
побуждать детей к активной игровой деятельности, используя музыкальные
и
литературные
приёмы;
показать преимущества коллективной работы, используя нетрадиционные
приёмы рисования (пальчиковая живопись);
развивать фантазию, воображение;
создать детям радостное настроение.
Оборудование: иллюстрации с изображением кошек, грим и ватные палочки,
салфетки для снятия грима; игрушки – большая собака, мышка с
привязанной к ней ниткой, норка-корзинка для мышки; для рисования: фон –
«аквариум» для коллективной работы, губки, гуашь красного, жёлтого,
синего цветов; влажные салфетки, полотенца; аудиозапись: «Танец котят»,
«Колыбельная»; угощение – печенье «рыбки».
Ход занятия.
Психолог :Здравствуйте, ребятки. Отгадайте-ка загадку:
Хвост пушистый и усы – нет приятнее красы.
Лапки –мягкие подушки, кверху поднятые ушки.
Ну ,подумайте немножко. Догадались? Это… кошка.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Кошка – домашнее животное. Любит бегать, прыгать. Что едят кошки?
Кошки – охотники. Кто учит котят охотиться? Вы хотите узнать, чему кошка
учит своих котят? (предлагаю превратиться в котят – нарисовать усы,
посмотреться в зеркало). Я буду мама кошка, а вы мои котята
Игра «Точит кошка коготки»
Точит кошка коготки, сидя на окошке (имитируют движения по показу).
Ах ,какие же они острые у кошки. (царапают правый, затем левый бочок)
В этих лапках до поры дремлют цап -царапки. (сжимают и разжимают
пальцы руками перед собой)
Весь день мама-кошка учит котят,
И каждый котёнок как мама усат.
Котёнок (имя ребёнка) – рук перед собой). Ах , какие у неё мягонькие
лапки, (плавные движения
самый белый,
самый смелый,
самый чистый,
5
самый
быстрый,
самый пушистый,
самый когтистый, самый усатый, самый полосатый! И т.д. (похвалить всех).
Мама кошка всех гладит по головке.
Скоро пойдём гулять. Я буду учить вас охотиться и защищаться.
Когда собака залает ,шипите и выпускайте коготки, вот так, а когда увидите
мышку – ловите её.
Игра с мышкой и собачкой.
Мяу ! Мама зовёт котят домой, пора спать.
(Звучит колыбельная, котята отдыхают). Мама будит своих котят, гладит их.
Ну, вот и проснулись.
На столе стеклянный пруд, в нём рыбки живут. Это аквариум.
Все котята любят наблюдать за рыбками. Посмотрите, какой большой
аквариум. В нашем аквариуме только водоросли и галька. Нарисуем рыбок.
Только не кисточкой, а лапкой-ладошкой. Хотите, я вас научу?
Работа детей, помощь при необходимости.
Сколько
красивых
рыбок
появилось
в
нашем
аквариуме!
Они
все
яркие, нарядные , разноцветные. Плавают наши рыбки по всему аквариуму,
прячутся в водорослях . Хотя все кошки любят есть рыбку, мы своих рыбок
есть не будем. Мы будем ими любоваться!
А я угощу вас другими рыбками – печеньем. (котята моют лапки в тазиках с
водой) .Вам понравилось быть котятками? Давайте я вас сфотографирую на
память.
Превращение в детей: стираем грим с помощью влажных салфеток.
Конспект занятия с элементами арт- терапии с детьми старшего
дошкольного возраста "Моё настроение"
.
Цель: гармонизация
личности.
Задачи:
-Развитие
и
умение
выражать
свои
эмоции
и
чувства
-Развитие
фантазии,
воображения
-Развитие
уверенного
поведения
-Снятия
напряжения.
Материалы: вырезанный
из
бумаги
круг,
листы
бумаги,
карандаши,
акварельные краски, фотографии с изображением на них предметов,
имеющих
форму
круга,
магнитофон.
Ход
занятия:
Приветствие
Психолог: -"Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас , а вы рады видеть
друг друга? Покажите как вы рады встречи с друзьями: повернитесь к соседу
справа- улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева -улыбнитесь ему.
Проводится
беседа
"Настроение
по
цвету"
Ребята, забота о своем настроении также важна, как и забота о своем
теле, о своем здоровье. Необходимо научится радоваться жизни. Вот что
6
способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, музыка, что ещё?
Ответы
детей."
Психолог: -"А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас
представьте
себе
цвет,
соответствующий
вашему
настроению."
-
Представили ?
-Теперь возьмите акварельные краски и нанесите его (цвет) на бумагу.
Основная
часть.
Упражнение
"Волшебный
круг"
Психолог: -" Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим
нечто такое, что с очень давних времен считалось людьми особенным. А для
начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии? ( Детям
демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы
имеющие
форму
круга.)
Ответы
детей"
Психолог: - "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что
круг по праву считается одной из самых добрых фигур? в нем нет острых
углов, он напоминает собой Солнце- символ жизни, удачи и счастья. с
древних времен люди, изображая круг, наделяли его особой силой."
И сейчас мы с вами это проверим-создадим свой волшебный круг.
-"Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и нарисовать
внутри
него
рисунок,
посвященный
чему-то
доброму,
радостному."
Пока
дети рисуют играет
спокойная
музыка.
Обсуждение
рисунков:
-Почему
решил
(а)
нарисовать
именно
это?
-
Понравилось
ли
рисовать?
Довольны
ли
результатом?
-Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как есть?
Ответы
детей.
Этап
вербализации
и
рефлексивного
анализа
Психолог:
-"Давайте потрем свои ладони ,одну об другую -чувствуете, какие они стали
горячие? Теперь прикоснемся кончиками пальцев к своему кругу, закроем
глаза и мысленно предадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы
поделились частичкой своей доброты, а значит, наделили эти круги особой,
волшебной силой. Ведь именно Добро творит Настоящие чудеса!"
Занятие
в
подготовительной
группе
с
элементами
арт-терапии
«Снеговик»
Задачи игротерапии:
Коррекция поведенческих проблем;
Снятие повышенной тревожности;
Укрепление собственного Я -ребенка.
Задачи музыкотерапии:
Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить, или,
наоборот, активизировать настроение, заинтересованность;
Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают
навыки взаимодействия с другими людьми;
7
Улучшается речевая функция.
Задачи арт-терапии:
Научить
детей
определять
свое
внутреннее
состояние
и
понимать
эмоциональное состояние другого человека;
Обучение в работе в парах, группе;
Привитие навыка следовать инструкции взрослого;
Создание общего фона.
Материалы: гуашь,
листы
стекла (с
обработанными
краями) с
нарисованными на них снеговиками, крепления, музыка, аксессуары для
игры, тряпочки с тарелочками, открытки с изображением снеговика.
Ход занятия
1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев).
Цель: создание атмосферы доверия и безопасности.
Психолог: Давайте поздороваемся друг с другом.
Игра “Я рад тебя видеть…”.
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Все встают круг, по кругу каждый говорит соседу справа следующую фразу,
“Я рад тебя, видеть Сережа…”
Психолог задает вопросы:
Какое
сейчас
время
года
на
улице? (зима)
Зима, какая? (белая,
морозная,
веселая, красивая, снежная,
холодная)
Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий,
скрипучий,
мягкий)
Зима, веселое или грустное время года?
Песня “ Что нам нравится зимой?”
Психолог загадывает загадку о снеговике:
Человечек
непростой:
появляется
зимой,
А
весной
исчезает,
потому
что
быстро
тает.
С метлой в руке, с ведром на голове, стою зимой я на дворе.
Психолог предлагает детям рассмотреть открытки, на которых изображен
снеговик?
-
Какого
он
цвета?
Что
у
них
общего?
Какое
у
него
лицо?
- Давайте сейчас поиграем в игру про снеговика
Песня-игра “Снеговик”
Психолог проводит беседу о зиме:
- У каждого времени года - свои любимые цвета. Есть они и у зимы.
-
Как
вы
считаете,
какие
самые
любимые
краски
Феи
зимы?
- Конечно - это белая, голубая, серая…
2. Этап изобразительной работы.
Психолог предлагает детям раскрасить каждому своего снеговика (в
зависимости от их настроения).
- Но наши снеговики необычные. Их мороз и Фея зима нарисовали на
маленьких
окошках. (Вот
посмотрите
на
окошки)
- Работать будем в парах, окошко для двух человек. Один рисует с одной
стороны окошка, второй садится напротив и рисует с другой стороны.
- И нашими помощниками будут баночки с гуашью и ваши пальчики. Этот
8
метод
называется
пальчиковое
рисование.
- На предыдущих занятиях мы с вами так уже рисовали. Вспомнили?
Пальчиками
печатали
красивые
листочки.
- Перед вами окошки с нарисованными на них снеговиками. Ваша задача
раскрасить с помощью пальчиков: нарисовать им лицо, украсить их.
Рисование проходит под музыку.
3. Обсуждение.
Психолог благодарит всех детей за работу.
-
Молодцы!
Все
справились
с
заданием.
-Давайте пройдем по кругу и посмотрим на всех наших снеговиков.
Нравятся?
Ритуал прощания:
-Встаем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу “Спасибо” и “До
свидания” (сначала все говорится громко в большом кругу, а потом все
подходят к середине и говорят шепотом)
Заключение.
В настоящее время арт- терапия приобретает все большую
популярность. Творя
и
созидая, человек
высказывает
свои страхи, опасения, проблемы и тревоги. Здесь не нужно подбирать
слова и с оглядкой на других думать: «А вдруг меня не поймут, засмеют или
осудят?»
Методы арт- терапии выносят во внешний мир все то ,что наиболее вас
беспокоит и происходит мягкая проработка и коррекция всех тревожных
событий.
Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой
только традиционным лечением: выписать для тела таблетку или микстуру, а
для
души- антидепрессанты. Необходимо
подходить
к
решению
интегрально. Арт- терапия –это прежде всего интегральное лекарство, без
ограничения в возрасте и побочных эффектов.
Я считаю, что терапия творчеством – очень прогрессивное направление и
постепенно займет свое достойное место среди других терапевтических
методов.
Литература
Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб.,
2002.
Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. —
М., 2003.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ
Сфера, 2004.
Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.
Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб.,
2001
9
Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. —
Феникс, 2008.
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство
Пирожкова, 2002 г.
Ссылки
Сайт об использовании арт-терапии в работе с детьми
Российская арт-терапевтическая ассоциация
10