Напоминание

Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии


Автор: Дремина Зульфира Камилловна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ Туймазинская коррекционная школа интернат №2
Населённый пункт: Республика Башкоротостан город Туймазы
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство Образования Республики Башкортостан

ГБОУ Туймазинская коррекционная школа-интернат № 2

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Тема: «

Арт-терапия в

системе психокоррекционной помощи детям с

проблемами в развитии

»

Дремина З.К.

Учитель технологии

Содержание

Введение

1. История возникновения арт- терапии

2. Теория арт- терапии

3. Суть, подходы, цели арт- терапии

4. Примерные конспекты НОД.

Заключение

Список литературы

Термин «арт-терапия » стал использоваться в нашей стране сравнительно

недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-

реабилитационной,

педагогической

и

социальной

работы,

которое

он обозначает . С английского языка- это понятие можно перевести как

«лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным)

творчеством...»

Однако на практике арт- терапия далеко не всегда связана с лечением в

строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей

свойственны,

существует

много

примеров

применения

1

арт- терапии скорее как средства психической гармонизации и развития

человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению

социальных конфликтов или с другими целями.

Все еще существующий в нашей стране вакуум информации об арт-

терапевтическом направлении порождает много домыслов и произвольных

толкований

этого

понятия.

Так,

один

художник

назвал

«арт-

терапевтической» коллекцию своих работ — он был убежден, что она дает

зрителю возможность испытать ощущение мира, гармонии, тишины и

эстетической радости. Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют

оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев,

вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое

определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности

и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов

искусства на человека.

Действительно, за рубежом, особенно в странах континентальной

Европы, термин «арт- терапия» при его использовании во множественном

числе  (arts therapies) нередко несет именно такой смысл, однако для

обозначения частных форм терапии творчеством, как правило применяются

понятия арт- терапия (психотерапия посредством визуального, пластического

искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства

и ролевой игры), музыкальная терапия ( психотерапия посредством

музыки), танцедвигательная терапия и т. д.

Современное понимание арт- терапии

предполагает ,

во-первых,

использование языка

изобразительной экспрессии

(т.

е.

может

использоваться музыка , драматическое искусство, движение, танец и другие

формы

творческой

активности

человека,

но

при

этом,

однако,

изобразительная деятельность является основополагающей); во-вторых,

непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.

Арт- терапия обладаем очевидными преимуществами перед другими –

основанными исключительно на вербальной коммуникации – формами

психотерапевтической работы.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного

опыта и социального положения) может участвовать в арт- терапевтической

работе,

которая

не

требует

от

него

каких-либо

способностей

к

изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый,

будучи

ребенком,

рисовал,

лепил

и

играл.

Поэтому

арт- терапия

практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить

и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в

арт- терапевтическом процессе.

Арт-терапия

является

средством

преимущественно

невербального

общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо

владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо,

2

напротив, чрезмерно связан с речевым общением (что характерно, например,

для представителей западной культуры). Символическая речь является одной

из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более

точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и

житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

Изобразительная деятельность является мощным средством сближения

людей, своеобразным «мостом» между специалистом (психотерапевтом,

психологом, педагогом и т. д) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях

взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в

общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.

Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить

«цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для

исследования

бессознательных

процессов,

выражения

и

актуализации

латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения,

которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в

повседневной жизни.

Арт-терапия

является

средством

свободного

самовыражения

и

самопознания.

Она

имеет

«личностно-ориентированный»

характер;

предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к

внутреннему миру человека.

Продукты

изобразительного

творчества

являются

объективным

свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать

их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения

соответствующих

исследований

и сопоставлений.Яркие эмоции, краски,

помогают преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более

активную жизненную позицию.

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека,

внутренних

механизмов, саморегуляции и

исцеления.

Она

отвечает

фундаментальной потребности в самоактуализации — раскрытии широкого

спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-

неповторимого способа бытия в мире.

Важные изменения

в

деятельности

арт- терапевтов

выражаются

в

оформившейся

за

последние годы

ориентации

на « внегоспитальную» сферу: все больше

специалистов

работает при

социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного

пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что

заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить

работу с амбулаторными психиатрическими

пациентами , подростками,

бездомными,

безработными,

лицами

с

алкогольной

и

наркотической

зависимостью

и

т.

д.

Одной

из

важных

областей

использования

арт- терапевтического метода в последнее время становится работа с

правонарушителями,

предпринимаются

попытки

осуществлять

ее

непосредственно в местах лишения свободы, в условиях надзора и

реабилитации. Все это предполагает большую мобильность арт-терапевтов,

3

умение организовать работу и дифференцировать используемые приемы в

зависимости от поставленных целей и особенностей контингента клиентов.

Среди многочисленных изменений в деятельности арт- терапевтов за

последние годы следует также отметить повышение их роли в социальной

и

образовательной

сферах.

Речь

идет,

главным

образом,

о

работе

в специализированных

школах и

с

детьми,

посещающими

общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и

поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-

терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога: даже в

развитых странах статус арт- терапевта пока ниже статуса его коллег,

занятых в здравоохранении, а его профессиональная роль и нормы оплаты

труда четко не определены. Нередко арт- терапевты трудоустраиваются в

качестве

арт- педагогов,

социальных

работников

или

инструкторов

по групповой работе. Такое положение вещей вряд ли можно признать

нормальным , и в настоящее время профессиональные арт- терапевтические

организации

добиваются

такого

же

признания

их

деятельности

в

образовательной и социальной сферах, как и в сфере здравоохранения.

Многие знают арт- терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо

творческого

самовыражения

с

помощью

материала,

в

арт- терапии

приветствуются и игровые приемы коррекции – сказкотерапия , психодрама .

Эффективностью

работы

последних

очень

заинтересованы

сегодня

отечественные

психологи.

По-видимому,

российские

дети

более

восприимчивы к игровым видам коррекции

Одним

из

главных

моментов

арт- терапии,

влияющим

на

ее

эффективность, является личность арт- терапевта. Здесь, больше, чем в

работе

со

взрослым,

важны

и

непринужденная

атмосфера,

и эмпатия (умение

переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно

рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-

терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его

стороне, говорить с ним в одной плоскости. Ребенок-дошкольник зачастую

слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо,

мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что

эмоциональный

контакт

с

малышом

достигается

с

использованием

невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены,

открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний ) и т.п.

Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические

приемы работы с дошкольниками. Внутренний мир ребенка с проблемами в

развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития,

умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен.

Как

помочь

таким

детям

увидеть,

услышать,

почувствовать

все

многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть

его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в

нем?

4

В этом им может помочь нестандартный ,творческий вид деятельности ,как

арт-терапия.

Конспекты занятий с элементами арт-терапии по разным возростам.

Интеграция

коммуникация, арт-терапии

в

первой

младшей группе.социализация, познание,изобразительная деятельность.

Тема «Котята»

Цель: снятие физического и психического напряжения.

Задачи:

 развивать

способность

детей

к

образному

восприятию,

умение

перевоплощаться, используя приём арт-терапии – работа с гримом;

 побуждать детей к активной игровой деятельности, используя музыкальные

и

литературные

приёмы;

показать преимущества коллективной работы, используя нетрадиционные

приёмы рисования (пальчиковая живопись);

 развивать фантазию, воображение;

 создать детям радостное настроение.

Оборудование: иллюстрации с изображением кошек, грим и ватные палочки,

салфетки для снятия грима; игрушки – большая собака, мышка с

привязанной к ней ниткой, норка-корзинка для мышки; для рисования: фон –

«аквариум» для коллективной работы, губки, гуашь красного, жёлтого,

синего цветов; влажные салфетки, полотенца; аудиозапись: «Танец котят»,

«Колыбельная»; угощение – печенье «рыбки».

Ход занятия.

Психолог :Здравствуйте, ребятки. Отгадайте-ка загадку:

Хвост пушистый и усы – нет приятнее красы.

Лапки –мягкие подушки, кверху поднятые ушки.

Ну ,подумайте немножко. Догадались? Это… кошка.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Кошка – домашнее животное. Любит бегать, прыгать. Что едят кошки?

Кошки – охотники. Кто учит котят охотиться? Вы хотите узнать, чему кошка

учит своих котят? (предлагаю превратиться в котят – нарисовать усы,

посмотреться в зеркало). Я буду мама кошка, а вы мои котята

Игра «Точит кошка коготки»

Точит кошка коготки, сидя на окошке (имитируют движения по показу).

Ах ,какие же они острые у кошки. (царапают правый, затем левый бочок)

В этих лапках до поры дремлют цап -царапки. (сжимают и разжимают

пальцы руками перед собой)

Весь день мама-кошка учит котят,

И каждый котёнок как мама усат.

Котёнок (имя ребёнка) – рук перед собой). Ах , какие у неё мягонькие

лапки, (плавные движения

самый белый,

самый смелый,

самый чистый,

5

самый

быстрый, 

самый пушистый,

самый когтистый, самый усатый, самый полосатый! И т.д. (похвалить всех).

Мама кошка всех гладит по головке.

Скоро пойдём гулять. Я буду учить вас охотиться и защищаться.

Когда собака залает ,шипите и выпускайте коготки, вот так, а когда увидите

мышку – ловите её.

Игра с мышкой и собачкой.

Мяу ! Мама зовёт котят домой, пора спать.

(Звучит колыбельная, котята отдыхают). Мама будит своих котят, гладит их.

Ну, вот и проснулись.

На столе стеклянный пруд, в нём рыбки живут. Это аквариум.

Все котята любят наблюдать за рыбками. Посмотрите, какой большой

аквариум. В нашем аквариуме только водоросли и галька. Нарисуем рыбок.

Только не кисточкой, а лапкой-ладошкой. Хотите, я вас научу?

Работа детей, помощь при необходимости.

Сколько

красивых

рыбок

появилось

в

нашем

аквариуме!

Они

все

яркие, нарядные , разноцветные. Плавают наши рыбки по всему аквариуму,

прячутся в водорослях . Хотя все кошки любят есть рыбку, мы своих рыбок

есть не будем. Мы будем ими любоваться!

А я угощу вас другими рыбками – печеньем. (котята моют лапки в тазиках с

водой) .Вам понравилось быть котятками? Давайте я вас сфотографирую на

память.

Превращение в детей: стираем грим с помощью влажных салфеток.

Конспект занятия с элементами арт- терапии с детьми старшего

дошкольного возраста "Моё настроение"

.

Цель: гармонизация

личности.

Задачи:

-Развитие

и

умение

выражать

свои

эмоции

и

чувства

-Развитие

фантазии,

воображения

-Развитие

уверенного

поведения

-Снятия

напряжения.

Материалы: вырезанный

из

бумаги

круг,

листы

бумаги,

карандаши,

акварельные краски, фотографии с изображением на них предметов,

имеющих

форму

круга,

магнитофон.

Ход

занятия:

Приветствие

Психолог: -"Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас , а вы рады видеть

друг друга? Покажите как вы рады встречи с друзьями: повернитесь к соседу

справа- улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева -улыбнитесь ему.

Проводится

беседа

"Настроение

по

цвету"

Ребята, забота о своем настроении также важна, как и забота о своем

теле, о своем здоровье. Необходимо научится радоваться жизни. Вот что

6

способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, музыка, что ещё?

Ответы

детей."

Психолог: -"А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас

представьте

себе

цвет,

соответствующий

вашему

настроению."

-

Представили ?

-Теперь возьмите акварельные краски и нанесите его (цвет) на бумагу.

Основная

часть.

Упражнение

"Волшебный

круг"

Психолог: -" Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим

нечто такое, что с очень давних времен считалось людьми особенным. А для

начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии? ( Детям

демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы

имеющие

форму

круга.)

Ответы

детей"

Психолог: - "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что

круг по праву считается одной из самых добрых фигур? в нем нет острых

углов, он напоминает собой Солнце- символ жизни, удачи и счастья. с

древних времен люди, изображая круг, наделяли его особой силой."

И сейчас мы с вами это проверим-создадим свой волшебный круг.

-"Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и нарисовать

внутри

него

рисунок,

посвященный

чему-то

доброму,

радостному."

Пока

дети рисуют играет

спокойная

музыка.

Обсуждение

рисунков:

-Почему

решил

(а)

нарисовать

именно

это?

-

Понравилось

ли

рисовать?

Довольны

ли

результатом?

-Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как есть?

Ответы

детей.

Этап

вербализации

и

рефлексивного

анализа

Психолог:

-"Давайте потрем свои ладони ,одну об другую -чувствуете, какие они стали

горячие? Теперь прикоснемся кончиками пальцев к своему кругу, закроем

глаза и мысленно предадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы

поделились частичкой своей доброты, а значит, наделили эти круги особой,

волшебной силой. Ведь именно Добро творит Настоящие чудеса!"

Занятие

в

подготовительной

группе

с

элементами

арт-терапии

«Снеговик»

Задачи игротерапии:

Коррекция поведенческих проблем;

Снятие повышенной тревожности;

Укрепление собственного Я -ребенка.

Задачи музыкотерапии:

Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить, или,

наоборот, активизировать настроение, заинтересованность;

Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают

навыки взаимодействия с другими людьми;

7

Улучшается речевая функция.

Задачи арт-терапии:

Научить

детей

определять

свое

внутреннее

состояние

и

понимать

эмоциональное состояние другого человека;

Обучение в работе в парах, группе;

Привитие навыка следовать инструкции взрослого;

Создание общего фона.

Материалы: гуашь,

листы

стекла (с

обработанными

краями) с

нарисованными на них снеговиками, крепления, музыка, аксессуары для

игры, тряпочки с тарелочками, открытки с изображением снеговика.

Ход занятия

1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев).

Цель: создание атмосферы доверия и безопасности.

Психолог: Давайте поздороваемся друг с другом.

Игра “Я рад тебя видеть…”.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Все встают круг, по кругу каждый говорит соседу справа следующую фразу,

“Я рад тебя, видеть Сережа…”

Психолог задает вопросы:

Какое

сейчас

время

года

на

улице?  (зима)

Зима, какая? (белая,

морозная,

веселая, красивая, снежная,

холодная)

Снег, какой?  (белый, пушистый, холодный, липкий,

скрипучий,

мягкий)

Зима, веселое или грустное время года?

Песня “ Что нам нравится зимой?”

Психолог загадывает загадку о снеговике:

Человечек

непростой:

появляется

зимой,

А

весной

исчезает,

потому

что

быстро

тает.

С метлой в руке, с ведром на голове, стою зимой я на дворе.

Психолог предлагает детям рассмотреть открытки, на которых изображен

снеговик?

-

Какого

он

цвета?

Что

у

них

общего?

Какое

у

него

лицо?

- Давайте сейчас поиграем в игру про снеговика

Песня-игра “Снеговик”

Психолог проводит беседу о зиме:

- У каждого времени года - свои любимые цвета. Есть они и у зимы.

-

Как

вы

считаете,

какие

самые

любимые

краски

Феи

зимы?

- Конечно - это белая, голубая, серая…

2. Этап изобразительной работы.

Психолог предлагает детям раскрасить каждому своего снеговика (в

зависимости от их настроения).

- Но наши снеговики необычные. Их мороз и Фея зима нарисовали на

маленьких

окошках. (Вот

посмотрите

на

окошки)

- Работать будем в парах, окошко для двух человек. Один рисует с одной

стороны окошка, второй садится напротив и рисует с другой стороны.

- И нашими помощниками будут баночки с гуашью и ваши пальчики. Этот

8

метод

называется

пальчиковое

рисование.

- На предыдущих занятиях мы с вами так уже рисовали. Вспомнили?

Пальчиками

печатали

красивые

листочки.

- Перед вами окошки с нарисованными на них снеговиками. Ваша задача

раскрасить с помощью пальчиков: нарисовать им лицо, украсить их.

Рисование проходит под музыку.

3. Обсуждение.

Психолог благодарит всех детей за работу.

-

Молодцы!

Все

справились

с

заданием.

-Давайте пройдем по кругу и посмотрим на всех наших снеговиков.

Нравятся?

Ритуал прощания:

-Встаем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу “Спасибо” и “До

свидания” (сначала все говорится громко в большом кругу, а потом все

подходят к середине и говорят шепотом)

Заключение.

В настоящее время арт- терапия приобретает все большую

популярность. Творя

и

созидая, человек

высказывает

свои страхи, опасения, проблемы и тревоги. Здесь не нужно подбирать

слова и с оглядкой на других думать: «А вдруг меня не поймут, засмеют или

осудят?»

Методы арт- терапии выносят во внешний мир все то ,что наиболее вас

беспокоит и происходит мягкая проработка и коррекция всех тревожных

событий.

Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой

только традиционным лечением: выписать для тела таблетку или микстуру, а

для

души- антидепрессанты. Необходимо

подходить

к

решению

интегрально. Арт- терапия –это прежде всего интегральное лекарство, без

ограничения в возрасте и побочных эффектов.

Я считаю, что терапия творчеством – очень прогрессивное направление и

постепенно займет свое достойное место среди других терапевтических

методов.

Литература

Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.

Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб.,

2002.

Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. —

М., 2003.

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.

Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ

Сфера, 2004.

Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.

Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб.,

2001

9

Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.

Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. —

Феникс, 2008.

Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство

Пирожкова, 2002 г.

Ссылки

Сайт об использовании арт-терапии в работе с детьми

Российская арт-терапевтическая ассоциация

10



В раздел образования