Напоминание

Специфика оценивания детей, прошедших обучение по ДООП стартового уровня


Авторы: Берсенева Маргарита Александровна, Биркина Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Выступление на городском методическом обЪединении по музыке, вокалу и фольклору
Тема: Специфика оценивания детей, прошедших обучение по ДООП стартового уровня
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Секция музыки, вокала, фольклора

Специфика оценивания детей, прошедших обучение по ДООП стартового

уровня

Берсенева Маргарита Александровна,

педагог дополнительного образования,

Биркина Светлана Викторовна,

концертмейстер, МБУ ДО «ЦВР»

Оценивание деятельности детей является важным элементом педагогического

процесса. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или

педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их

взаимодействие в ходе образовательного процесса. Педагог оценивает ребенка и весь

процесс с позиции продвижения к запланированным результатам, обозначенным в

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

В системе дополнительного образования детей оценивание рассматривается как

инструмент мониторинга образовательных достижений учащихся, результативности

практической деятельности, а также личностное развитие учащихся.

Специфика деятельности дополнительного образования предлагает творческий

подход к выбору форм педагогического контроля, а их перечень зависит от возраста,

целей, задач, выбора педагога.

В нашем коллективе реализуются образовательные программы, рассчитанные

на разный возраст и уровень подготовки:

-

«Домисолька», стартового уровня для учащихся 6-8 лет;

-

«Музыкальная волна», базового уровня для учащихся 7-12 лет;

-

«Лира», базовый уровень для учащихся 10-18 лет;

-

«В унисон», продвинутый уровень для учащихся 13-17 лет.

Исходя из этого, предполагаются различные формы оценивания в соответствии

с возрастными особенностями:

-

для детей младшего возраста (7-9 лет) - это игры и викторины;

-

для детей среднего возраста (10-12) - тестирование и устный опрос;

-

для детей старшего возраста (13-17) - зачет и экзамен.

Текущий контроль качества знаний, уровня умений и навыков, осуществляется

на каждом занятии в индивидуальной, групповой, фронтальной и комбинированной

форме.

Педагогический анализ и оценка учебно-воспитательного процесса происходит

посредством педагогического наблюдения.

1

По

итогам

полугодия

проводится

промежуточная

аттестация

в

форме

контрольного занятия, которая позволяет определить степень освоения программного

материала и уровень развития умений учащихся (в форме устного опроса и

тестирования, выполнения практических заданий, а также оценка участия учащегося

в культурно-массовых, воспитательных, конкурсных мероприятиях различного

уровня).

По

окончании

программы

проводится

итоговая

аттестация,

предусматривающая проверку теоретических знаний и практических умений и

навыков (оценка участия учащегося в концертной и конкурсной деятельности

коллектива).

Сегодня мы более подробно остановимся на оценивании результатов обучения

детей младшего возраста, осваивающих программы стартового уровня.

В наш вокальный коллектив мы принимаем всех желающих детей без

специального отбора (прослушивания), следовательно, исходные данные могут быть

абсолютно разными.

Оценивание происходит, в первую очередь, с позиции личностного развития

ребенка в отношении самого себя, т.е. мы сравниваем исходные знания, умения и

способности в начале освоения и по окончанию обучения по ДООП.

В процессе обучения происходит оценивание предметных и личностных

результатов детей, обучающихся по программе стартового уровня. Для контроля

теоретических знаний по окончании обучения мы разработали тест – презентацию с

использованием мультипликационного персонажа, который своими эмоциями тоже

даёт оценку ответам детей. И тогда даже неправильный ответ воспринимается ими

легко, без обид и даже со смехом. Занятие проходит по следующей схеме:

- у каждого ребёнка на столе имеются три карточки с вариантами ответов «А»,

«Б» и «В»;

- на экране появляется вопрос, который зачитывается вслух педагогом. Затем

также вслух озвучиваются предлагаемые варианты ответов. Даётся несколько секунд

на обдумывание, затем снова зачитывается вопрос и ответы;

- детям предлагается выбрать и поднять вверх ту карточку, на которой

изображена буква, соответствующая, по их мнению, правильному варианту ответа;

- далее поочередно проверяем в презентации варианты ответов. Если ответ

верный, то появляется весёлый персонаж с поощрительной надписью, если же ответ

неверен, то появляется грустное изображение персонажа;

- за каждый правильный ответ ребёнок получает поощрительную карточку.

Таким же образом дети отвечают на все предлагаемые вопросы. В конце

занятия педагог может подвести итоги по количеству поощрительных карточек у

каждого

ребёнка

и

оценить

полученный

результат

по

теоретической

части

образовательной программы.

Оценивание практической части программы осуществляется посредством

педагогического наблюдения на учебных занятиях и по итогам участия в концертной

деятельности.

2

В нашем учреждении существует фестиваль-марафон под названием «Все

звёзды к нам», в котором принимают участие все дети начального уровня обучения.

Фестиваль

представляет

собой

концерт

из

творческих

номеров

вокальных,

танцевальных и театральных коллективов. Такая форма даёт возможность каждому

ребёнку получить положительные эмоции от выхода на сцену, поделиться своими

результатами и достижениями со зрителями, родителями и друзьями, получить

стимул и мотивацию для дальнейшего обучения. Педагогам данный фестиваль

позволяет оценить уровень умений и навыков учащихся, достигнутых за период

обучения. По окончании фестиваля коллективам вручается свидетельство участника

марафона и памятные подарки.

Результаты оценивания теоретических знаний и практических умений каждого

ребёнка вносятся в карту контроля ЗУН. Данная карта заполняется на каждого

ребенка в начале и в конце каждого учебного года. Оценка каждого критерия в карте

осуществляется по 3-х бальной шкале, где 1 балл – низкий уровень, 2 балла – средний

уровень, 3 балла – высокий уровень.

Таким образом, педагог может отследить и проанализировать развитие каждого

учащегося по нескольким критериям, заложенным в таблицу как планируемые

результаты по ДООП.

Регулярно в объединении проводится диагностика индивидуально-личностного

развития учащихся, позволяющая проследить динамику личностных изменений,

своевременно скорректировать учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, мы пришли к выводу, что работая с детьми младшего возраста,

необходимо обязательно учитывать возрастные особенности детей не только в

процессе обучения, но и при оценивании результатов. Итоговые занятия проводятся в

игровой форме, не вызывая страха и стресса у ребёнка. Такая форма позволяет

педагогу эффективно оценить развитие учащегося и направлена на поддержание

интереса ребёнка к выбранному направлению деятельности. А участие начинающих

артистов в фестивале даёт возможность получить массу положительных эмоций,

способствует сплочению коллектива, тем самым мотивируя детей

на дальнейшее

обучение.

3



В раздел образования