Автор: Дюрягина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Приемы работы над словарными словами
Раздел: начальное образование
Приемы работы над словарными словами
Работа над словарными словами- это систематическая работа учителя. Сделать процесс
усвоения данной орфограммы эффективным, интересным – задача каждого учителя.
Предлагаю некоторые приемы, используемые на уроках.
1.
Игра «Отгадай секрет»
На доске «засекречены» слова. В каждый из них вставлен лишний слог:
макашина, берероза, карарандаш,веретер и т.д.
2.
Игра «Распутай слово»
Какие слова можно составить из трех слогов?
Ва, у, о ро,ко, си, ник, на, че, (ворона, корова, ученик, осина)
Какое слово лишнее? Почему?\
3.
Игра «Кто больше придумает слов»
Дано несколько букв. Используя эти буквы, нужно как можно больше составить
слов. Одну и ту же букву можно брать несколько раз.
А,в,д,е,и,к,м,н,о,р,с,т,ь (диван, тетрадь, метро, коньки, родина и др.)
4.
Игра «Подбери слова» по теме
Например «Школа»
_е_ _а_ _ (тетрадь)
У_е_и_ (ученик)
_е_а_ (пенал)
_а_а_ _ а_ (карандаш)
5.
Игра «Цепочка слов»
Первое слово называет учитель , следующее слово начинается с последней буквы
предыдущего. Например,
Береза, апельсин, народ, деревня, яблоко, отец .
6.
Игра «Расшифруй»
На доске записаны числа, ученики заменяют буквами алфавита
Например.
3,1,4,16,15 (вагон)
1,3,20,16,14,16,2,10,13,30 (автомобиль)
12,1,18,20,16,22,6,13,30 (картофель)
7.
Игра «Угадай»
1.
_ _ _ _ ль
2.
_ _ _ _ль
3.
_ _ _ _ _ ль
4.
_ _ _ _ _ _ _ _ль
5.
_ _ _ _ль
1.Название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной
стеной с бойницами и башнями
2. Травянистое растение с продолговатыми съедобными кислыми листьями.
3. Третий месяц зимы
4. Овощ, растение со съедобными клубнями
5. Четвертый месяц года
8.
Подбери антонимы:
Сзади-…, завтра-…, трусость -…, жаркий-…, поражение - …
9.
Игра «Увеличь на одну букву»
В каждом следующем слове на 1 букву больше, чем в предыдущем. Например,
Шел, ужин, шоссе , восток, картина, карандаш, компьютер, приветливо,
понедельник
10. Игра «Схема-угадайка»
___сс______(шоссе, трасса, масса),
__О____О____(горох, сорока, морковь)
11.Игра «Новое слово»
Из каждого слова взять только один слог.
1.
Корыто, рога, вата (корова)
2.
Калина, пустырь, таракан (капуста)
3.
Дом, родственник, газета (дорога)
12.Игра «Восстанови слова»
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки,
От слов начало откусили
Из книжки в норку утащили.
…тофель
…ковь
…вес
…бина