Автор: Сидорова Людмила Леонидовна
Должность: преподаватель народного отделения
Учебное заведение: МБУДО "Красненская ДШИ"
Населённый пункт: с.Красное
Наименование материала: учебная программа
Тема: ДПОП Ансамбль в области музыкального искусства "Народные инструменты"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Красненская детская школа искусств»
ПРОГРАММА ПО.01.УП.02
«АНСАМБЛЬ»
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области
музыкального искусства
«Народные инструменты»
с.Красное, 2018 г.
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
-
Срок реализации учебного предмета;
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-
Цели и задачи учебного предмета;
-
Обоснование структуры программы учебного предмета;
-
Методы обучения;
-
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
-
Сведения о затратах учебного времени;
-
Годовые требования по классам;
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-
Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
-
Методические рекомендации педагогическим работникам;
-
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI.
Списки рекомендуемой литературы
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во всех времена, при
каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали
почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для
интенсивного обучения и концертных выступлений.
В
общей
системе
профессионального
музыкального
образования
значительное
место
отводится
коллективным
видам
музицирования:
ансамблю,
оркестру.
В
последние
годы
увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки
коллективного музицирования формируются и
развиваются на
основе
и
параллельно
с
уже
приобретенными
знаниями
в
классе
по
специальности.
Смешанные
ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной
практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие
классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра. Успешный опыт
смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива
с преподавателями по специальности.
Срок
реализации
учебного
предмета
для
детей,
поступивших
в
образовательное
учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8
лет. Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в
первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Учебный предмет
«Ансамбль» по 8 летнему сроку обучения предусмотрен с 4 года обучения и составляет с 4 по 8
год обучения 1 час в неделю, 9 год обучения - 2 часа в неделю; по 5 летнему сроку обучения со
2 класса и составляет со 2 по 5 год обучения 1 час в неделю, 6 год обучения - 2 часа в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом составляет:
5 лет
обучения
6 год
обучения
8 лет обучения
9 год обучения
Максимальная учебная
нагрузка
264
132
330
132
Количество часов на
аудиторные занятия
132
66
165
66
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную)
132
66
165
66
работу
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, т.к. позволяет
преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности,
эмоционально-психологические особенности.
Цель учебного предмета:
- сформированный комплекс навыков и умений в области ансамблевого исполнительства,
позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и
реализацию исполнительского замысла.
Задачи учебного предмета:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- приобретение ансамблевого репертуара для народных или национальных инструментов;
- подготовка детей к исполнению музыкальных произведений, в ансамбле на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- выработать умение грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле на
народном или национальном инструменте;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль».
Программа содержит:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам;
- требования к уроню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок.
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются словесный метод
обучения (объяснение), наглядны метод (демонстрация) и практический.
Следует признать целесообразной практику совместного руководства работы в классе
ансамбля и специальности, т.к. Большое значение имеет контроль за работой в классе ансамбля
и со стороны педагогов по специальности (проверка партий, работа над отдельными
элементами техники и т.п.).
Материально-техническая
база
Образовательного
Учреждения
должна
соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий
по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м. и звукоизоляцию. В
образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания
и ремонта музыкальных инструментов.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение учебного предмета
«Ансамбль» срок обучения 5(6):
Распределение по годам
Класс
2
3
4
5
6
Продолжительность учебных занятий (в нед.)
Количество часов на аудиторные занятия
1
1
1
1
2
Общее количество часов на аудиторные занятия
132
66
198
Количество часов на внеаудиторные занятия в
неделю
1
1
1
1
1
Общее количество часов на внеаудиторные
занятия по годам
Общее количество часов на внеаудиторные
занятия
132
66
198
Максимальное количество часов занятия в
неделю
Общее максимальное количество часов по годам
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения
264
132
396
Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение учебного предмета
«Ансамбль» срок обучения 8(9):
Распределение по годам
Класс
4
5
6
7
8
9
Продолжительность учебных занятий (в нед.)
32
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия
1
1
1
1
1
1
Общее количество часов на аудиторные занятия
165
66
231
Количество часов на внеаудиторные занятия в
неделю
1
1
1
1
1
1
Общее количество часов на внеаудиторные
занятия по годам
Общее количество часов на внеаудиторные
занятия
165
66
231
Максимальное количество часов занятия в
неделю
Общее максимальное количество часов по годам
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения
330
132
462
Годовые требования по классам
Срок обучения – 8(9)
Четвертый год обучения (1 час в неделю)
В течение года пройти с учащимися 6-8 ансамблей в разной степени готовности. Игра
двумя руками простейших ансамблей совместно с педагогом, добиваясь при этом одинаковых
ощущений характера и темпа произведения.
Развитие
умения
учащегося
передать
в
пьесе
замысел
композитора
за
счёт
средств
музыкальной выразительности (штрихов, динамики). Во втором полугодии учащиеся сдают
зачет, на котором они должны исполнить 2 разножанровых произведения. По мере готовности
репертуара учащихся, рекомендуется участие ансамбля в школьных мероприятиях.
Пятый год обучения (1час в неделю)
В течение года пройти с учащимися 6-8 ансамблей. Развить навыки игры в дуэте с
педагогом или другим учащимся: умение слушать себя и партнёра, ясно прослушивая главную
мелодическую
линию,
чтобы
фактура
не
заглушала
мелодию,
а
бас
давал
хорошую
метроритмическую основу. Работать над средствами музыкальной выразительности (темп,
динамика, ритм, фразировка, штрих).
Ознакомление
с
пьесами
с
элементами
полифонии:
подголосками,
с
имитационной
полифонией,
остинато
в
басу.
Приобретение
навыков
чтения
нот
с
листа.
Во
втором
полугодии учащиеся сдают зачет на котором исполняют 2 разножанровых произведения.
Шестой год обучения (1 час в неделю)
В течение года пройти с учащимися 8-10 разножанровых ансамблей. Знакомство с
вариационной формой с включением технических сложностей (восьмые, шестнадцатые,
тридцатьвторые). Совершенствование навыков ансамблевой игры: продолжение развития
умения учащихся играть вместе, добиваясь единства поставленных художественных задач
и эмоционального состояния произведения. Развитие
умения технического овладения
произведением: определять характер и форму музыки, тональность, выявить главные и
побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп, уяснить смысл и
функцию каждой партии ансамбля.
Совершенствование навыков чтения нот с листа. Во втором полугодии учащиеся сдают
зачет, на котором исполняют 2 разнохарактерных произведения.
Седьмой год обучения (1 час в неделю)
В течение года пройти с учащимися 8-10 ансамблей. Продолжение работы над
произведениями различных жанров: полифония, обработки народных песен и танцев,
популярные
мелодии,
эстрадные
пьесы.
Формирование
двигательных
навыков.
Продолжение
развития
умения
технического
овладения
произведением:
тщательная
проработка текста, анализ его фактуры, штрихов, ритма, определение аппликатуры.
Продолжение
работы
над
средствами
музыкальной
выразительности:
стремление
воспроизвести все динамические и агогические оттенки и фразировку.
Необходимо также научиться свободно и выразительно петь каждую партию ансамбля и
общую мелодическую
линию
произведения
с
обязательным
тактированием.
В
конце
учебного
года
учащиеся
сдают
экзамен,
где
предусматривается
исполнение
2х
разножанровых произведений.
Восьмой год обучения (1 час в неделю)
В течение учебного года пройти с учащимися до 10 ансамблей. Продолжение
работы
в
музыкальном
произведении
над
ритмом,
динамикой,
рациональной
аппликатурой,
едиными
штрихами
с
партнёром.
Развивать
умения
анализировать
функцию своей партии по отношению к партии партнёра, определяя, чем каждая из них
дополняет
друг друга.
Развивать
умения определять
какой
голос
должен звучать
на
первом плане, какой на втором. Продолжение работы над синхронностью исполнения
произведений. Промежуточная аттестация не предусмотрена.
Девятый год обучения (2 часа в неделю)
В течение учебного года с учащимися пройти да 12 разножанровых ансамблей.
Продолжать закрепление всех выше указанных навыков ансамблевой игры, полученных с 4-8
годы обучения в рамках программы «Ансамбль».
Активная концертная и конкурсная деятельность учащихся. В конце учебного года на зачете
учащиеся сдают 2 разнохарактерных произведения.
Срок обучения – 5(6)
Второй год обучения (1 час в неделю)
В течение года пройти с учащимися 6-8 ансамблей в разной степени готовности. Игра
двумя руками простейших ансамблей совместно с педагогом, добиваясь при этом одинаковых
ощущений характера и темпа произведения. Развитие умения учащегося передать в пьесе
замысел композитора за счёт средств музыкальной выразительности (штрихов, динамики). Во
втором полугодии учащиеся сдают зачет, на котором они должны исполнить 2 разножанровых
произведения. По мере готовности репертуара учащихся, рекомендуется участие ансамбля в
школьных мероприятиях.
Третий год обучения (1 час в неделю)
В течение года пройти с учащимися 6-8 ансамблей. Развить навыки игры в дуэте с
педагогом или другим учащимся: умение слушать себя и партнёра, ясно прослушивая главную
мелодическую
линию,
чтобы
фактура
не
заглушала
мелодию,
а
бас
давал
хорошую
метроритмическую основу. Работать над средствами музыкальной выразительности (темп,
динамика, ритм, фразировка, штрих).
Ознакомление
с
пьесами
с
элементами
полифонии:
подголосками,
с
имитационной
полифонией,
остинато
в
басу.
Приобретение
навыков
чтения
нот
с
листа.
Во
втором
полугодии учащиеся сдают зачет на котором исполняют 2 разножанровых произведения.
Четвертый год обучения (1 час в неделю)
В течение года пройти с учащимися 8-10 разножанровых ансамблей. Знакомство с
вариационной формой с включением технических сложностей (восьмые, шестнадцатые,
тридцатьвторые). Совершенствование навыков ансамблевой игры: продолжение развития
умения учащихся играть вместе, добиваясь единства поставленных художественных задач
и эмоционального состояния произведения. Развитие
умения технического овладения
произведением: определять характер и форму музыки, тональность, выявить главные и
побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп, уяснить смысл и
функцию каждой партии ансамбля.
Совершенствование навыков чтения нот с листа. Во втором полугодии учащиеся сдают
зачет, на котором исполняют 2 разнохарактерных произведения.
Пятый год обучения (1 час в неделю)
В течение учебного года пройти с учащимися до 10 ансамблей. Продолжение
работы
в
музыкальном
произведении
над
ритмом,
динамикой,
рациональной
аппликатурой,
едиными
штрихами
с
партнёром.
Развивать
умения
анализировать
функцию своей партии по отношению к партии партнёра, определяя, чем каждая из них
дополняет
друг друга.
Развивать
умения определять
какой
голос
должен звучать
на
первом плане, какой на втором. Продолжение работы над синхронностью исполнения
произведений. Промежуточная аттестация не предусмотрена.
Шестой год обучения (2 часа в неделю)
В течение учебного года с учащимися пройти да 10 разножанровых ансамблей.
Продолжать закрепление всех выше указанных навыков ансамблевой игры, полученных с 4-8
годы обучения в рамках программы «Ансамбль».
Активная концертная и конкурсная деятельность учащихся. В конце учебного года на зачете
учащиеся сдают 2 разнохарактерных произведения.
Репертуарный список ансамблей
Срок обучения 8(9)
4 класс
1.
Ах вы, сени. Русская народная песня (12).
2.
Беляев Г. Два ковбоя (43).
3.
Веселые гуси. Украинская народная песня (12).
4.
Мазурка. Польский народный танец (12).
5.
На горе, горе. Украинская народная песня, обработка Н. Лысенко (58).
6.
Ой, пiд вiшнею. Украинская народная песня, обработка А. Тарасова (65).
7.
Перевоз Дуня держала. Русская народная песня (65).
8.
Фрике Р. Веселая кукушка (58).
9.
Чайкин Н. Полька (65).
10.
Шаинский В. Песенка о кузнечике (58).
5 класс
1.
Андреев В. Вальс «Грезы» (13).
2.
Асафьев Б. Танец из балета «Кавказский пленник» (59).
3.
Беляев Г. Осенний вальс (43).
4.
Беляев Г. Сюита «Теремок» (43)
5.
Бухвостов В. Незабудка (42).
6.
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня (12).
7.
Гедике А. Сарабанда (12).
8.
Листов В. В землянке, обработка Г. Шахова (13).
9.
Мотов В. Веселый танец (59).
10.
Флис Б. Колыбельная (12).
11.
Янка. Белорусский народный танец (12).
6 класс
1.
Беляев Г. Маленький Париж (42).
2.
Лоу Ф. Фокстрот из оперетты «Моя прекрасная леди» (14).
3.
Ой, лопнув обруч. Украинская народная песня (12).
4.
Поппури из вальсов И. Штрауса (13).
5.
Пьерпонт Д. Рождественские колокольчики (42).
6.
Тирольский вальс (12).
7.
Чайкин Н. Лихачев В. Вальс (53).
8.
Шаинский В. Лихачев С. Песня про кузнечика (53).
9.
Шахов Г. Маленькая танцовщица (14).
10.
Эстонская полька (12).
7 класс
1.
Бах И.С. Скерцо (13).
2.
Григ Э. Утро из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» (14).
3.
Дунаевский И. Дальняя сторожка, обработка В. Мотова (13).
4.
Дунаевский И. Школьный вальс (14).
5.
Иванов В. Вариации на тему русской народной песни «не будите меня молоду» (14).
6.
Ой, лопнув обруч. Украинская народная песня, обработка С. Жукова (42).
7.
Перевоз Дуня держала. Музыкальная картинка Е. Левина на обработку Д.
Самойлова (42).
8.
Свиридов Г. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина
«Метель» (13).
9.
Стенгач К. Лихачев С. Галоп (53).
10.
Шостакович Д. Охота из музыки к трагедии В. Шекспира «Гамлет» (14).
11.
Шостакович Д. Романс из музыки к кинофильму «Овод» (14).
8
класс
1.
Бекман Л. Лихачев С. В лесу родилась елочка (44).
2.
Беляев Г. Полька-родндо (40).
3.
Бланк С. Тирольская полька (34).
4.
Веласкес К. Бесаме мучо (40).
5.
Дербенко Е. Joke (30).
6.
Дербенко Е. Старый мотив (30).
7.
Лярканж М. и Р. Большой вальс (40).
8.
Пиццигони П. Свет и тени (34).
9.
Приват Д., Виттнэ М. Колдунья.
10.
Хромушин О. Часы (34).
9 класс
1. Глазунов «Пиццикато» из балета Раймонда (74)
2. А. Д. Львов – Компанеец За околицей (75)
3. Украинский народный танец «Гопак» - обработка С. Рубинштейна (77)
4. Э. Григ Вальс – каприс (74)
5. Украинская народная песня «Ой, на гори да женци жнуть» - обработка В. Алехина (76)
6. Белорусская народная песня «Прилетели гуси» - обработка С. Рубинштейна(77)
7. Ф. Шуберт Музыкальный момент (75)
8. Русская народная песня «Не слышно шуму городского» - обработка А.Шалаева (78)
9. Русская народная песня «В хороводе были мы» - обработка Ф. Бушуева (76)
10. Русская народная песня «Светит месяц» - обработка С. Павина (76)
11. С. Рахманинов Итальянская полька (75)
12. «Ливенская полька» - обработка С. Рубинштейна (77)
13. Д. Скарлатти Соната (74)
14. А. Бородин «Хор девушек» из оперы Князь Игорь (74)
15. А. Холминов «Фрагмент» из музыки к кинофильму Сергей Есенин (77)
16. В. Моцарт « Дивертисмент» I часть (77)
17. М. Глинка Патриотическая песня (75)
18. Русская народная песня «Тонкая рябина» - обработка А. Шалаева (78)
19. Русская народная песня «У зори-то, у зореньки» - обработка А. Шалаева (78)
Срок обучения – 5(6)
Репертуарный список ансамблей
2 класс
1.
Ах вы, сени. Русская народная песня (12).
2.
Беляев Г. Два ковбоя (43).
3.
Веселые гуси. Украинская народная песня (12).
4.
Мазурка. Польский народный танец (12).
5.
На горе, горе. Украинская народная песня, обработка Н. Лысенко (58).
6.
Ой, пiд вiшнею. Украинская народная песня, обработка А. Тарасова (65).
7.
Перевоз Дуня держала. Русская народная песня (65).
8.
Фрике Р. Веселая кукушка (58).
9.
Чайкин Н. Полька (65).
10.
Шаинский В. Песенка о кузнечике (58).
3 класс
1.
Андреев В. Вальс «Грезы» (13).
2.
Асафьев Б. Танец из балета «Кавказский пленник» (59).
3.
Беляев Г. Осенний вальс (43).
4.
Беляев Г. Сюита «Теремок» (43)
5.
Бухвостов В. Незабудка (42).
6.
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня (12).
7.
Гедике А. Сарабанда (12).
8.
Листов В. В землянке, обработка Г. Шахова (13).
9.
Мотов В. Веселый танец (59).
10.
Флис Б. Колыбельная (12).
11.
Янка. Белорусский народный танец (12).
4 класс
1.
Беляев Г. Маленький Париж (42).
2.
Лоу Ф. Фокстрот из оперетты «Моя прекрасная леди» (14).
3.
Ой, лопнув обруч. Украинская народная песня (12).
4.
Поппури из вальсов И. Штрауса (13).
5.
Пьерпонт Д. Рождественские колокольчики (42).
6.
Тирольский вальс (12).
7.
Чайкин Н. Лихачев В. Вальс (53).
8.
Шаинский В. Лихачев С. Песня про кузнечика (53).
9.
Шахов Г. Маленькая танцовщица (14).
10.
Эстонская полька (12).
5 класс
1.
Бах И.С. Скерцо (13).
2.
Григ Э. Утро из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» (14).
3.
Дунаевский И. Дальняя сторожка, обработка В. Мотова (13).
4.
Дунаевский И. Школьный вальс (14).
5.
Иванов В. Вариации на тему русской народной песни «не будите меня молоду» (14).
6.
Ой, лопнув обруч. Украинская народная песня, обработка С. Жукова (42).
7.
Перевоз Дуня держала. Музыкальная картинка Е. Левина на обработку Д.
Самойлова (42).
8.
Свиридов Г. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина
«Метель» (13).
9.
Стенгач К. Лихачев С. Галоп (53).
10.
Шостакович Д. Охота из музыки к трагедии В. Шекспира «Гамлет» (14).
11.
Шостакович Д. Романс из музыки к кинофильму «Овод» (14).
6
класс
1.
Бекман Л. Лихачев С. В лесу родилась елочка (44).
2.
Беляев Г. Полька-родндо (40).
11.
Бланк С. Тирольская полька (34).
12.
Веласкес К. Бесаме мучо (40).
13.
Дербенко Е. Joke (30).
14.
Дербенко Е. Старый мотив (30).
15.
Лярканж М. и Р. Большой вальс (40).
16.
Пиццигони П. Свет и тени (34).
17.
Приват Д., Виттнэ М. Колдунья.
18.
Хромушин О. Часы (34).
Виды внеаудиторной работы:
- подготовка к контрольным урокам, зачетам, экзаменам;
- самостоятельные занятия по подготовке учебной работы;
- посещение учреждений культуры ( филармоний, театров, концертных залов, музеев);
-
участие
учащихся
в
творческих
мероприятиях
и
культурно-просветительской
деятельности образовательного учреждения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара и возможность индивидуального
подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на формирование комплекса
художественно-исполнительских и теоретических навыков и умений в области ансамблевого
исполнительства.
Реализация данной программы обеспечивает:
-
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,
ансамблевому
исполнительству;
- знание репертуара для ансамблевого исполнения;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям
народных и национальных инструментов;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-
нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментах
(баяне,
аккордеоне,
балалайке,
домре,
гуслях,
гитаре)
позволяющих
творчески
исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- наличие умений чтения с листа музыкальных произведений;
-
навыки
по
использованию
музыкально-исполнительских
средств
выразительности,
выполнение
анализа
исполняемых
произведений,
владению
различными
видами
техники
исполнительства.
Формы и методы контроля, система оценок
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества занятий по учебному предмету «Ансамбль» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов. Зачёты и экзамены
могут
проходить
в
виде
академических
концертов,
исполнения
концертных
программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих
полугодие
учебных занятиях
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По
завершении
изучения
учебных
предметов
по
итогам
промежуточной
аттестации
обучающимся
выставляется
оценка,
которая
заносится
в
свидетельство
об
окончании
Образовательного Учреждения.
2.
Критерии оценки.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
качества
приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Критерии качества исполнения на народных инструментах
Оценка
Критерии оценивания исполнения
Отлично
Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран
безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных
средств, владение исполнительской техникой и звуковедением
позволяют говорить о высоком эстетическом и художественном
уровне игры.
Хорошо
Хорошая, «крепкая» с ярким художественно-музыкальным
намерением; не все технически проработано, определенное
количество погрешностей. Музыкально одаренный ученик, но
интонационная и ритмическая картина сыгранных произведений не
очень устойчивая, наблюдаются «пустые» музыкальные эпизоды.
Удовлетворительно
Слабое, не выразительное выступление, технически вяло,
музыкально пассивно, пусто (либо с намерением сыграть
выразительно, но с чрезмерным количеством недоработок,
текстовых неточностей). Средние музыкальные и
профессиональные данные, исполняемой программе не уделялось
должного внимания.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на зачете или экзамене;
- другие выступления ученика на разных этапах обучения.
3. Контрольные требования на разных этапах обучения: оценки выставляются по
окончании четверти и полугодий учебного года.
Методическое обеспечение учебного процесса
Важнейшими задачами преподавателя по учебному предмету «Ансамбль» являются:
воспитание у учащихся сознательной творческой дисциплины, формирование высоких
эстетических представлений и вкусов, привитие любви к музыкальному творчеству
народов нашей Родины; раскрытие перед учащимися художественного совершенства
изучаемых произведений русских и зарубежных композиторов.
Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен прежде всего
дать общие представления о характере его музыкального содержания. С этой целью
следует проиграть пьесу целиков, либо проиллюстрировать её с помощью технических
средств обучения (в записи). Затем следует рассказать о значении функций каждой из
партий в общей партитуре, причем качественная сторона исполнения каждого из голосов
должна определяться трактовкой произведения в целом.
На занятиях в классе ансамбля основное внимание педагог обязан уделять работе над
чистотой интонации (мелодической, гармонической), ровностью и характером звучания,
динамическим соотношением голосов, над ритмической дисциплиной ансамбля,
единством штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность и
подчиняя работу над техникой целями выразительной передачи музыкального
произведения.
Помимо этого педагогу следует ознакомить учащихся с автором, эпохой, с
содержанием, формой и стилем изучаемого произведения. Одним из важных условий
работы в классе ансамбля является работа с учащимися, что позволяет более тщательно
заняться интонацией, штрихами, ритмом и т.д.
Большое значение имеет контроль за работой в классе ансамбля со стороны педагогов
по специальности (проверка партий, работа над отдельными элементами техники и т.п.).
Следует признать целесообразной практику совместного руководства работы в классе
ансамбля двумя и даже тремя преподавателями одной или различных специальностей.
Список литературы
1.
Аккордеон.
3-5
классы
ДМШ.
Пьесы.
Этюды.
Ансамбли.
Народные
песни.
Хрестоматия. «Кифара», 2003.
2.
Аккордеон.
5-7
классы
ДМШ.
Пьесы.
Этюды.
Ансамбли.
Народные
песни.
Хрестоматия. «Кифара», 2003.
3.
Аккордеон. Ансамбли 1-3 классы ДМШ. Москва «Кифара», 1998.
4.
Аккордеон. Хрестоматия 3-5 классы ДМШ. М., 2003.
5.
Аккордеон. Хрестоматия 5-7классы ДМШ. М.,2003.
6.
Альбом для юношества / произведения для аккордеона. В.5. М., «Музыка» 1990.
7.
Альбом для юношества /произведения для баяна. В. 2. М., «Музыка» 1985.
8.
Альбом для юношества. Произведения для аккордеона. В.3. М.,1986.
9.
Альбом для юношества/произведения для аккордеона В.2. М., «Музыка» 1985.
10.
Альбом начинающего аккордеониста. В. 29. М., 1985.
11.
Альбом начинающего аккордеониста. В.24.М., 1984.
12.
Ансамбли для баянов и аккордеонов. «Композитор», С.-Петербург, 2001
13.
Бажилин
Р.
Хрестоматия
педагогического
репертуара
для
аккордеона
(баяна)
/
произведения крупной формы. Издательский дом В. Катанского.
14.
Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. М., 2002.
15.
Бажилин. Р. Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стилях популярной музыки.
М.,2000
16.
Баян 1-3 класс. В.1. Киев, 1998.
17.
Баян 3 класс. Издание13. Киев, 1990.
18.
Баян 4 класс. Издание 10. Киев, 1985.
19.
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-5 классов. В.63.М., 1988.
20.
Баянисту – любителю. В. 19. М., 1996.
21.
Баянисту-любителю. В.15. М., 1995.
22.
Бланк. С. Юный аккордеонист. Пьесы. Ростов на Дону. 2001.
23.
Брызгалин В. Я играю на баяне. Альбом юного баяниста. М., 2004.
24.
Булгаков. Д. Детский альбом для баяна и аккордеона. Белгород 1999.
25.
Векслер Б. Концертные пьесы для аккордеона. Издательства В. Катанского, М., 2000.
26.
Двилянский М. Этюды для аккордеона. Издательство «Музыка» М., 1981.
27.
Дербенко Е. Произведения для двух баянов. Тернополь, 2005
28.
Доренский А. Виртуозные пьесы. 4-5 класс. В.3 Ростов-на-Дону,1998.
29.
Доренский А. Музыка для детей. 2-3 классы ДМШ. Ростов на Дону, 2002 г.
30.
Доренский А. Пять ступеней мастерства/первая ступень/этюды для баяна. Издательско
«Феникс», Ростов-на-Дону, 2000.
31.
Иванов
Аз.
Руководство
по
игре
на
аккордеоне
/под
редакцией
П.Говорушко.
Ленинград, 1990.
32.
Играем вместе: сборник ансамблей для баяна (аккордеона)/исп. редакция Е. Левина.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2011 г.
33.
Играем с оркестром. Концертный репертуар для баяна (аккордеона) в сопровождении
виртуального оркестра 1-5 классы ДМШ. Ростов-на Дону «Феникс» 2012
34.
Коробейников А. Альбом для детей и юношества. С-Пб., 2003.
35.
Лондонов П. Школа игры на аккордеоне М., 2002.
36.
Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. В. 21 М., 1985.
37.
Народные песни и танцы в обработке для баяна. В.30. М., 1986.
38.
Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам /5-6
класс ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс», 2010.
39.
Педагогический репертуар аккордеониста 3-5 класс ДМШ. В. 8 М., 1978.
40.
Педагогический репертуар аккордеониста 3-5 класс ДМШ. В. 8.1979.
41.
Полифонические пьесы 1-3 класс/сост. Д. Самойлов. Ростов-на-Дону, 1998.
42.
Пьесы для ансамблей аккордеонов. В.1. «Композитор» С.-Петербург, 1999
43.
Пьесы для ансамбля аккордеонов. Издательство В. Катанского, Москва, 2000 г.
44.
Пятнадцать уроков игры на аккордеоне/сост. Самойлов Д. Ростов-на-Дону, 2005.
45.
Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов) Часть 2.
4-6 классы ДМШ/учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону «Феникс», 2011 г.
46.
Хрестоматия
аккордеониста
1-2
классы
ДМШ /сост.
и исполнительская редакция
В.Гусева. М., 1989.
47.
Хрестоматия аккордеониста 3-4 класс. М., 1987.
48.
Хрестоматия аккордеониста 3-5 классы ДМШ. В.1 ,М., 1987.
49.
Хрестоматия аккордеониста 5 класс ДМШ. М., 1982.
50.
Хрестоматия аккордеониста. 2 курс музыкальных училищ /сост. и исполнительная
редакция. М. Двилянского. М., 1981.
51.
Хрестоматия баяниста / педагогический репертуар 5 класс ДМШ. М., «Музыка» 1985.
52.
Хрестоматия баяниста для ДМШ 3-5 класс. В. 1.М., 1980.
53.
Хрестоматия
баяниста.
1-2
классы
ДМШ
/Сост.
и
исполнительская
редакция
А.
Крылоусова. М., 1995
54.
Хрестоматия баяниста. Старшие классы ДМШ. Пьесы. Часть 2.М., 2003.
55.
Хрестоматия
педагогического
репертуара для
баяна.
5
класс ДМШ. Издательство
«Музыка» М., 1968.
56.
Хрестоматия
аккордеониста/1-3
классы
ДМШ/упражнения,
этюды.
М.,
«Музыка»
1995.
57.
Хрестоматия
баяниста/упражнения,
этюды/составитель
А.
Судариков.
М.,
Издательство «Музыка», 1983.
58.
Этюды для баяна на разные виды техники. 2 класс. Киев,1979.
59.
Этюды для баяна. В. 10. Издательство «Советский композитор», 1981.
60.
Этюды для баяна на разные виды техники 1 класс. Киев, «Музична Украiна» 1984.
61.
«Ансамбли баянов в музыкальной школе» выпуск 3 / Составитель В.И. Розанов -
Москва: «Советский композитор», 1985
62.
«Ансамбль баянистов и аккордеонистов» / Составитель В. Иванов - М.: «Музыка»,
1990г
63.
«Ансамбли аккордеонов» выпуск 2 / Составитель В. Розанов - М., 1971
64.
«Пособие для руководителей ансамблей баянистов» выпуск 1 /Составитель С.
Рубинштейн - М., 1970
65.
«Избранные произведения для дуэта баянов» / Составитель А. Шалаев - Москва, 1990.