Напоминание

«Обучение детей дошкольного возраста игре на скрипке. Из опыта работы»


Автор: Салихова Гельшат Ибрагимовна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №4"
Населённый пункт: ГОРОД КАЗАНЬ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Обучение детей дошкольного возраста игре на скрипке. Из опыта работы»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №4» Советского района г. Казани

Методическая статья

«Обучение детей дошкольного возраста игре на скрипке.

Из опыта работы»

Автор-составитель:

Салихова Гельшат Ибрагимовна

преподаватель ДШИ №4

г. Казань, 2021 г.

Введение

В последние годы придается особенно большое значение преобразованиям в духовной

сфере жизни общества. Повышается роль искусства в нравственном воспитании

молодежи. Приобщение к музыкальному искусству также способствует воспитанию

нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов и убеждений.

Выполнение таких важных задач, как осуществление связи музыкального воспитания с

жизнью, развитие интереса к музыкальному искусству, усиление его воспитательного

воздействия, требует от преподавателя музыки хорошего знания своего предмета и

постоянного внимания к личности воспитанника. Важно не только дать ребенку знания о

музыке и умения играть на музыкальном инструменте, но и пробудить постоянную

потребность в общении с ней, творческую активность.

По мнению нейробиологов, игра на скрипке улучшает внимание и память. Действительно,

согласно нескольким исследованиям, определенные области мозга музыканта растут

лучше и быстрее. Например, у опытных скрипачей область мозга, контролирующая

подвижность указательного пальца, более развита.

Чем больше скрипач занимается, тем важнее такие изменения. Возраст также играет роль

в этих изменениях. Маленький ребенок учится быстрее и, следовательно, быстрее

развивает свои физические и умственные способности, чем взрослый. Практика игры на

скрипке также позволяет улучшить координацию, поскольку связь между двумя

полушариями мозга важнее.

С другой стороны, мы также можем наблюдать у ребенка-музыканта лучшую

двигательную активность, которая проявляется в быстром овладении языком и чтении.

Ведь ребенок-музыкант в три раза быстрее учится читать и писать. Некоторые

исследования, в частности, показывают, что эти дети легче осваивают иностранные языки,

лучше

усваивают

математику

и

быстрее

совершенствуют

свои

мыслительные

способности.

Исследования ученых, занимающихся проблемами обучения и образования показывают,

что занятия музыкой с раннего детства дают прекрасные результаты. У детей повышается

эмоциональное восприятие окружающего мира, они в повседневной жизни более

дисциплинированны, самостоятельны, отзывчивы на чужую радость и горе, общительны и

, как правило, чаще входят в число лидеров среди своих сверстников. Возникает вопрос :

когда лучше всего начинать занятия на скрипке? У каждого музыканта – настаника есть

свое представление об идеальном возрасте, чтобы начать играть на скрипке. Важно

помнить, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а развивающаяся структура со

своими собственными законами. Каждый должен знать, что в развитии ребенка есть

естественные этапы, составляющие своего рода решающие временные рамки, незнание

которых может иметь серьезные последствия. Для того, чтобы научить ребенка играть на

скрипке, нужно почувтсвовать и не упустить момент начала обучения на инструменте.

Учитель должен проявлять бдительность, позволять ребенку участвовать по собственному

желанию и, прежде всего, уважать его темп. Одна из его основных обязанностей в

качестве педагога - уметь адаптировать свои требования к уровню зрелости каждого

ребенка.

1.

Характеристика детей дошкольного возраста

Большая часть детей пяти-шестилетнего возраста, проявляя желание играть на том или

ином музыкальном инструменте еще не в состоянии, в силу своего возраста, осознавать,

что для этого надо прилагать большие волевые усилия. Каждый ребенок в своем развитии

проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям в

освоении того или иного вида деятельности. Важно отметить, что эти периоды особой

готовности

к

овладению

специальными

видами

деятельности

рано

или

поздно

заканчиваются. Если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный

период, впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе

невозможно. Поэтому предпочтение должно отдаваться обучению с раннего детства.

Современные дети по сравнению со сверстникми тридцати-сорокалетней давности, по

мнению ученых-психологов, взрослее по многим психо-физическим параметрам и готовы

к любому образовательному процессу. Педагогическая практика также показывает, что

пяти-шестилетний возраст ребенка – наиболее лучшее время для начала занятий музыкой

и обученния игре на музыкальном инструменте.

У детей этого возраста развито мышелние, цепкая память, яркое образное воображение,

любознательность, уже сложились определенные представления об окружающем мире,

большая любознательность, почти сформирован костно-мышечный аппарат, сохранена

склонность к игре. Через игровые формы они способны усваивать даже сложный

материал.

Однако надо помнить, что в данном возрасте еще имеются и слабые стороны, которые

характерны

для

маленьких

детей.

Это

быстрая

физическая

утомляемость

от

однообразного положения тела во время занятий и умственная утомляемость в связи с

возможностью сохранения внимания толко в течение 5-7 минут и проблемы с

координацией

движения.

Преобладает

непроизвольное

внимание,

требующее

его

активизации путем переключения на разные виды деятельности.

Важным моментом в работе педагога является знание личностной характеристики ребенка

: его темперамента, интересов, привычек, а также состояния здоровья. Здесь речь идет о

возможностях ребенка участвовать в тех или иных видах деятельности, связанных с

развитием индивидуально-психических свойств, о возможностях обучения, участия в

творчесвтве и т.д.

Многие дети данного возраста обладают музыкальной памятью : хорошо запоминают

песни из детских мультфильмов и популярную музыку, имеют хороший ритмический

слух и навыки пения.

Первое занятие в музыкальной школе для ребенка является волнительным и необычным

событием в его жизни, которое может повлиять на его желание заниматься музыкой в

будущем. Поэтому перед педагогом стоит задача с первой минуты постараться вызвать у

ребенка интерес к предмету и ко всему тому, что будет происходить в классе. Достичь

этого возможно, если относиться к ребенку с теплотой, радушием, вниманием для того,

чтобы ребенок почувствовал, что здесь его не обидят.

Детям дошкольного возраста еще не приходилось надолго оставаться в обществе с

чужими взрослыми людьми. Поэтому лучше, чтобы дети в первое время заходили в класс

с родителями. Целесообразно начинать урок с доверитольной беседы с ребенком, что

позволит педагогу почувствовать настроение и готовность малыша к занятию.

Преподаватель должен принимать ребенка как личность, с которым необходимо строить

отношения на основе любви и взаимопонимания. Чтобы поддержать ребенка, одобряя его

старание, можно приобнять его, подержать детскую ладошку в своей руке. Это нужно для

того, чтобы малыш привык к рукам учителя, поскольку процесс обучения игре на

музыкальном инструменте предполагает касание рук педагога во время постановочного

процесса.

Некоторые дети не сразу проявляют интерес к скрипке. В таких случаях не следует

торопить его, а подбирать такие подходы, которые пробудят в нем детское любопытсво.

Это могут быть рассказы о скрипке в сказочной форме, подбор красивых и выразительных

мелодий, видео-записи концертных выступлений детей, приглашение на урок учеников,

уже владеющих навыками игры на скрипке, посещение концертов изестных исполнителей

и т.д.

Во время общения преподавателю важно выражать свои мысли понятным для ребенка

языком, следить за своими жестами, взлядом, мимикой. Не следует забывать похвалить

ребенка на каждом уроке. Благодаря похвале и поддержке ребенок становиться более

увереннным

в

своихсилах,

что

может

помочь ему

в дальнейшем

быть более

сомостоятельным. Педагог не должен оставлять без внимания такие моменты, как

появления малыша в новой обуви, красивой одеже, новой прическе.... Если не делать

этого, малыш будет беспокоиться, о том что учитель безразличен к нему, не любит его.

Эти мысли будут мешать ему во время урока. Все это говорит о том, что грамотное

владение знаниями психо-физических особенностей ребенка способствует успешной

педагогической работе.

2.

Работа педагога с родителями детей дошкольного возраста.

Важную роль в обучении ребенка музыке играют их родители, так как они в большей

степени, чем дети, заинтересованы в их музыкальном образовании. Поэтому они сами

должны принимать активное участие в прецессе приобщения ребенка к музыке. Первую

втречу педагога с родителями желательно организовать до начала активных занятий с

ребенком. Необходимо проводить разьяснительные беседы с родителями о том, что

музыка и занятие на музыкальном инструменте ускоряют умственное развитие ребенка,

приучают к дисциплине, трудолюбию, терпению, воспитывают волевые качества в

достижении намеченных целей в жизнедеятельности ребенка и выборе будущей

профессии. Многие авторитетные фирмы, компании,

крупные банки предпочитаю

принимать людей с музыкальным образованием, так как считают, что музыка расширяет и

усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Некоторые тесты

показывают, что у детей занимающихся музыке более высокий IQ, чем у детей, не

занимающихся музыкой.

Важно учиться музыке не только для того, чтобы стать

музыкантом, но и быть востребованным, успешным человеком в другой специальности.

В процессе общения с родителями необходимо в первую очередь ознакомить их с

режимом школьных и домашних занятий; дать рекомендации по созданию необходимых

условий для занятий дома и по способам координации своего личного времени чтобы

оказывать необходимую помощь и поддержку своему ребенку. Педагог должен выяснить,

имеются ли какие-нибудь отклонения в здоровье и физическом развитии ребенка.

Родители должны понимать,

что занятия музыкой с раннего детства является

неотъемлимой частью общего развития личности ребенка. Лучше начинать их до начала

обучения в общеобразовательной школе, так как это способствует адаптации к

дополнительным физическим и умственным нагрузкам в будущем. Родители должны

проявлять терпение и понимание, когда речь идет о результатах развития их детей, так как

это постепенный процесс, порой даже назаметный, скрытый. Его результаты проявляются

только через определенное время, иногда довольно продолжительное. К сожалению,

незнание этого в некоторых случаях становится причиной завышенных требований со

стороны родителей к детям, что приводит к угасанию у малыша интереса к урокам. В

таких

случаях

необходимо

находить

пути

воздействия

на

сознание

родителей.

Преподаватель, как человек, имеющий специальную подготовку и профессионально

занимающийся педагогической деятельностью, должен объяснить им специфику обучения

детей дошкольного возраста и темпы музыкального роста.

Таким образом, можно сказать, что работа, построенная на основе сотрудничества и

взаимоуважения

педагога,

ребенка

и

родителей,

является

гарантом

успешного

музыкального образования детей.

3.

Фрагменты практических занятий с детьми дошкольного возраста

Уроки

проводятся

дважды

в

неделю

по

0,5

часа.

Чаще

всего

уроки

носят

импровизационный характер, поэтому элементы урока можно переставлять или убирать,

либо вводить что-то по ходу урока – это зависит от фантазии преподавателя, от его

экспериментаторских способностей в достижении педагогических задач и развитии

музыкальных способностей у ребенка.

Важно, чтобы ребенок не уставал на занятиях, так как это ведет к снижению внимания и

интереса к происходящему. Чтобы вывести ребенка из такого состояния желательно

устраивать физкультминутки, предлагая ребенку подвигаться под музыку.

До постановки игрового аппарата следует подобрать ребенку инструмент, подушечку

или мостик к нему, смычок в соответствии с физическими данными ребенка.

Левая рука.

Перед тем, как поставить скрипку на плечо отрабатываем движение левой руки :

поднимаем руку с одновременным разворотом ладошки к себе, пальчики при этом

спокойно «смотрят» вниз. Обращаем внимание на то, чтобы первый пальчик слегка был

отодвинут от второго. Затем, со скрипкой: стараемся разместить ее на плече, опираясь на

предыдущее упражнение и повторяем несколько раз, но чтобы ребенок не уставал. Что

касается постановки пальцев на грифе, мы начинаем с такого упражнения: «надо

посчитать большим пальчиком другие четыре пальчика», чтобы развить подвижность в

пястной части ладони и активность пальцев. Затем, это упражнение выполняем на грифе,

добиваясь четкого опускания пальцев на струну без нажима и затем легкого отскока от

нее «как будто отдернули пальчик от горячего предмета», дети знают из своей жизни что

это такое. Преподаватель слегка помогает ребенку, придерживая инструмент, чтобы не

было зажима со стороны большого пальца. Действия пальчиков сравниваем с работой

молоточков внутри пианино.

Правая рука.

При постановке рук надо знать и помнить что у ребенка 5-6 лет еще остался

выраженный хватательный рефлекс рук, потому важно донести до него, что смычок надо

придерживать легко, нежно, мягкими пальчиками, иначе звучание будет не певучим, а со

скрипом,

как-будто

сделали скрипке больно…

Положим пальчики на смычок и

установим его по центру на струне ля. Расположим руку: плечо, предплечье, трость

таким образом, чтобы получилась «рамочка» и перекатываем всю руку по струнам: вверх

к Соль и вниз к Ми. «Ах, рука машет как крыло птицы, полетели, полетели!» Пробуем,

не убирая смычок с игровой точки, движением всей руки сделать движение вперед и

назад, показывая этим ребенку, что от него самого будет зависеть уйдет ли рука в сторону

спины или будет сохраняться параллельность смычка к подставке и грифу: «давай

постараемся, чтобы расстояние между смычком и подставкой везде была одинаковое!»

Затем начинаем осваивать игру смычком от середины вниз или вверх, постепенно

увеличиваем плотность его прилегания к струне, постепенно говорим о роли каждого

пальчика. Проверяем большой палец руки, чтобы он находился под тросточкой. Слова

«освободи руку и не зажимайся» стараемся не произносить.

В концу каждого урока необходимо оценивать работу ученика, объясняя ему его

достижения на данном занятии. Для этого используются «оценки-смайлики», которые

выставляются в дневнике и показывают его успехи.

На уроке также используются различные игровые задания, просмотр мультфильмов,

пение знакомых мелодий.

Таким образом, дети дошкольного возраста могут заниматься музыкой, в частности,

обучаться игрой на скрипке. Любовь к профессии и увлеченность своим делом могут

способствовать воспитанию юного скрипача.



В раздел образования