Напоминание

Особенности обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) игре на фортепиано


Автор: Болгова Надежда Александровна
Должность: Преподаватель отделения "Фортепиано"
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ №1 г.Белебея"
Населённый пункт: г.Белебей
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Особенности обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) игре на фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




0

МАУ ДО ДШИ №1 г.БЕЛЕБЕЯ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И

ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

РАЗРАБОТАЛА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО ПРОГРАММЕ

«ФОРТЕПИАНО» БОЛГОВА Н.А.

БЕЛЕБЕЙ 2021г.

1

Проблема обучения детей с дефицитом внимания и гиперактивностью

(СДВГ) в настоящее время является очень актуальной. Установлено, что

синдром

дефицита

внимания

является

одним

из

распространённых

неврологических заболеваний у детей младшего школьного возраста.

Проблема становится социальной, ибо есть научные подтверждения, что до

20 % школьников подвержены СДВГ, болен почти каждый 5 ребёнок.

К сожалению, диагноз СДВГ часто ставится позже, чем синдром

проявил себя в первый раз, или не ставится вовсе. Даже самые типичные

проявления СДВГ у детей зачастую объясняют недостатками дисциплины и

воспитания, «трудным» характером ребенка. В результате лечение не

проводится, и драгоценное время бывает упущено – ребенок становится

«хронически отстающим» в школе, родители детей с СДВГ чувствуют

неоправданную вину за «плохое воспитание», качество жизни семьи

ухудшается.

Факторы, ведущие к СДГ, могут быть различными:

1.

Генетические

(неврологические

патологии

родителей,

наследственная предрасположенность)

2.

Биологические

(осложнённая

беременность,

токсикозы,

внутриутробная

гипоксия

плода,

осложнения

при

родах,

перенесённые в младенчестве заболевания)

3.

Психосоциальные

(стресс,

психологические

травмы,

психологический микроклимат в семье).

Всё это может привести к минимальным повреждениям мозга. Нередко

СДВГ сопровождается нарушениями речи, зрения, слуха, расстройством

письма (дисграфией), нарушением чтения (дислексией), сложностями со

счётом и математикой (дискалькулией). Многие отстают в развитии на 1-1.5

года.

К основным проявлениям заболевания относятся:

- невнимательность (повышенная отвлекаемость, снижение концентрации

внимания). Такие дети, как будто

всё время «витают в облаках», не

слушают, что им говорят взрослые, тут же забывают сказанное, не способны

ни на чём сосредоточиться, пассивны и безучастны к происходящему.

- гиперактивность (повышенная двигательная активность, двигательное

беспокойство, навязчивые движения)

- импульсивность (невозможность контроля над импульсами, когнитивными

или поведенческими, необдуманность поведения)

- болтливость

- агрессивность

- нарушение сна.

2

Основные признаки заболевания выявляются ещё в младенчестве, уже в 3-4

года возможна точная диагностика. Дошкольный и младший школьный

возраст (5-8лет) – время наиболее частого обращения к врачам и психологам,

в связи с тем, что у ребёнка появляются сложности запоминания, проблемы

сохранения внимания, завершения начатых дел. Надо помнить, что диагноз

СДВГ является медицинским. Педагоги, воспитатели, и психологи могут

лишь предположить его наличие и порекомендовать родителям обследование

у невролога, невропатолога.

В то же время дети с СДВГ могут иметь достаточно высокий уровень

интеллекта, предрасположенность к творческой деятельности, одарённость в

художественных сферах. Среди детей с СДВГ встречаются, так называемые,

дети – индиго, исключительно одарённые и неординарные дети, дети «новой

расы».

Приходится констатировать, что чрезмерная интенсификация учебного

процесса, рост психических и эмоциональных перегрузок приводят к тому,

что современные дети эмоционально нестабильны. Увеличение нагрузок на

нервную систему учащихся может привести к усилению проявлений

симптомов СДВГ, поэтому так важна

своевременная диагностика и

комплексная коррекция (медицинская, психологическая, педагогическая).

Зачастую коррекцию СДВГ сводят к медикаментозному лечению,

используя специальные препараты для лечения неврологических проблем,

что не может не вызывать противоречивых мнений. Между тем, «…

зарубежными

исследователями

было

показано,

что

психолого-

педагогические методы позволяют достаточно успешно и более длительно

корректировать

нарушения

поведения

и

трудности

в

учёбе,

чем

использование лекарств».

Музыкотерапия и обучение игре на фортепиано – прекрасный метод

коррекции для детей с СДВГ.

Музыкотерапия включает:

- прослушивание музыкальных произведений;

- пение песен

- собственное исполнение музыкальных произведений

- музыкальное творчество

- ритмичные движения под музыку

- сочетание музыки и живописи

Всеми этими видами деятельности занимаются дети, учась в музыкальной

школе, то есть в течение семи-восьми лет проходят курс музыкотерапии, без

особых затрат, совмещая приятное с полезным. Уже через год занятий

родители ребёнка с гиперактивностью замечают, что он стал гораздо

3

усидчивее и собраннее, а стеснительный и замкнутый стал более раскован и

приветлив.

Прислушаемся к мнению видного педагога – музыканта Т.Юдовиной-

Гальпериной: «…я не отрицаю успехи, как традиционной, так и не

традиционной медицины, но бывают ситуации, когда та и другая бессильны.

Между тем в многочисленных случаях именно музыка способна избавить

человека от различных недугов. Вот почему функция оздоровления через

игру на фортепиано ввиду важности для всей дальнейшей жизни ребёнка

представляется мне наивысшим благом, и в первую очередь, для тех детей,

кто нуждается в подобной помощи». Ведь игра на фортепиано – это своего

рода массаж всех десяти пальцев, что и стимулирует мозг.

Научно доказано, что всего через год обучения игре на фортепиано,

соединительная лента между правым и левым полушарием становится на

25% больше. В результате развивается воля, концентрация произвольного

внимания, воображение, детальное восприятие структурных моментов, что

особенно важно для учащихся с СДВГ. Об этом сказала в одном из своих

интервью проректор Российской Академии музыки им. Гнесиных, доктор

искусствоведения и доктор психологических наук Дина Кирнарская.

Обучение игре на фортепиано осуществляется индивидуально, таким

образом, педагог имеет большие возможности для оказания коррекционной

помощи, индивидуально подбирая материал для работы, определяя темп

работы, следя за эмоциональным состоянием учащегося.

Особенности обучения детей с СДВГ и методические рекомендации:

1. Произведения в программе учащихся с СДВГ не могут быть слишком

большими по объёму и без особых технических трудностей. Полезно от

урока к уроку для быстрого выучивания на

память давать небольшие

песенки, пьески.

2. Часто импульсивные дети стремятся реализоваться за инструментом,

сочиняют музыку, любят помузицировать с педагогом. Необходимо дать

учащемуся эту возможность и предоставить свободу творчества.

3. Нельзя переутомлять ребёнка с диагнозом СДВГ, так как заболевание

сопровождается частыми головными болями, повышенной утомляемостью и

даже такими неврологическими проявлениями, как тики.

4. Необходимо дозировать нагрузки, не допускать завышенных требований

к ребёнку, избегать длительного умственного напряжения.

5. Учёные установили: характерная черта умственной деятельности детей с

синдромом СДВГ – цикличность. Время, в течение которого они могут

продуктивно работать, не превышает 5-15 минут. По истечении этого

времени они теряют контроль над умственной активностью.

4

Какое-то время (3-7мин) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для

следующего рабочего цикла. В моменты отключения ребёнок занимается

посторонними делами, а на слова учителя не реагирует.

Отсюда обязательное требование к уроку фортепиано для с СДВГ – паузы и

физкультминутки

для переключения внимания, отдыха, физической и

умственной разрядки. Также необходимо учитывать, что учащимся с СДВГ

трудно долго оставаться без движения. Двигательная активность - это

своеобразный защитный механизм переутомлённого организма, поэтому ещё

одно требование к уроку фортепиано с такими детьми - не подавлять

двигательную активность, а создавать

условия для её удовлетворения,

эмоциональной, физической «разрядки» учащегося.

В качестве физкультминутки приветствуются движения под музыку, ведь

танец – сильное терапевтическое средство.

Можно предложить задание на передачу различных образов в движении

(дирижёра, футболиста, пловца, птицы, барабанщика, цыганки, балерины).

После

физкультминутки

полезно

послушать

в

исполнении

педагога

медленную, спокойную музыку, она успокаивает и настраивает на рабочий

лад.

6. В рамках коррекционной работы с ребёнком с СДВГ можно использовать

релаксационные упражнения на снятие мышечных зажимов.

Игровые упражнения для снятия напряжения с глаз

«Бабочка» - расслабить глаза. Затем быстро и легко похлопать веками, как

бабочка крыльями.

«День – ночь» - на слово «ночь» крепко зажмурить глаза на 5 секунд, на

слово «день» - открыть глаза на 5 секунд. Повторить 5-8 раз.

«Стрельба глазами» - двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз.

«Письмо носом» - закройте глаза. Используйте нос, как длинную ручку.

Пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе.

Упражнение для расслабления мышц шеи:

«Любопытная Варвара»

Преподаватель проговаривают стихотворение, а ребенок исполняет то, о чем

в нем говорится. Играть нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки

опущены и расслаблены. Выполнять упражнение рекомендуется медленно,

лучше вместе с ребенком.

«Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед

- тут немного отдохнет. Вот Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше

всех! Возвращается обратно - расслабление приятно! А теперь посмотрит

вниз - мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно - расслабление так

приятно!»

5

Упражнения на расслабление мышц плечевого пояса.

«Ленивые коты и кошечки»

Представьте, что вы – ленивые коты и кошечки и вам хочется потянуться.

Вытяните руки вперед, поднимите их высоко над головой откиньте назад.

Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь, как можно сильнее, до

сильного напряжения в мышцах. Теперь уроните руки вдоль туловища.

Не правда ли, как хорошо

чувствовать расслабление! Стало уютно, тепло и

лениво, как котяткам.

«Пугливые черепашки»

Представьте, что вы – маленькие черепашки, которые сидят на берегу речки

и греются, расслабившись, на солнышке. Вам приятно, тепло и спокойно. Но

вдруг вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову под

панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть

в плечи. Но вот опасность миновала, вы можете вытащить голову, снова

расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Почувствуйте,

насколько лучше это ощущение расслабленности, чем когда вы были сильно

напряжены.

Упражнение на релаксацию дыхания

«Задуй свечу

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем,

вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, держа

перед собой тонкую полоску бумаги – свечу.

Упражнения на расслабление мышц рук.

«Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон,

из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее

правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем

бросить «лимон» и расслабить руку. Можно при этом читать стихотворение:

«Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю -

сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку

расслабляю». (Выполнить это же упражнение левой рукой).

Упражнение на расслабление мышц ног.

«Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить

ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу -

перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога

напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается

пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать

левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

6

- Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

- Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Упражнения на расслабление всего организма.

«Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них - большая снежная баба. У нее есть

голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких

ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и

снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба.

Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку

начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу,

растекшуюся по земле.

7.Для учащихся с СДВГ характерно неумение следить за своими

двигательными реакциями, недостаточное владение мелкой моторикой в

связи с повышенным мышечным тонусом. При обучении игре на фортепиано

это ведёт к дополнительным трудностям. Кроме этого, учащиеся с СДВГ

зачастую выполняют действия небрежно, неряшливо, поспешно, что в

выработке игровых навыков сказывается не лучшим образом. Достижение

координации рук, выработка точных движений, пальцевого и мышечного

контроля должны постоянно находиться в поле зрения педагога. Необходимо

регулярное проведение пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук.

Примеры пальчиковой гимнастики:

«Многоножки»

Перед началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу взрослого

многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в

любом другом, заданном, направлении. В движении принимают участие все

пять пальцев.

«Двуножки»

Игра проводится аналогично предыдущей игре, но в гонках участвуют

только 2 пальца: указательный палец и средний. Остальные прижаты к

ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки.

«Слоны»

Средний палец правой или левой руки превращается в хобот, остальные - в

“ноги слона”. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли,

при ходьбе он должен опираться на все 4 ноги. Возможны также гонки

слонов.

«Марширующие гномы».

Пальцы шагают, как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3

и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3. Нужно рассказать ребенку историю о

7

забавных гномах, которые шагают ножками, сидя на стульчиках, не

подпрыгивая. Теперь ученику понятно, что кисть остается в спокойном

состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.

8. Перед учащимися с СДВГ необходимо всегда ставить одну задачу, не

распылять внимание на множество моментов. Все замечания педагога

должны быть краткими и немногословными (по мнению психологов не более

10 слов). В то же время необходимо постоянно напоминать поставленную в

работе цель, так дети с СДВГ её часто забывают и отвлекаются на иные

вещи.

9. Работать с учащимися с СДВГ очень трудно, но педагог должен помнить,

что главная его задача – оказание помощи таким детям, формирование

гармоничной личности. Обладая повышенной чувствительностью, дети с

СДВГ считывают эмоциональное состояние взрослых, поэтому педагог

должен быть всегда позитивно настроен по отношению к учащемуся,

проявлять

терпение,

последовательность,

настойчивость.

Это

будет

способствовать нормализации эмоционального фона занятий, понижению

тревожности учащихся.

10. В случае, когда поведение ребёнка становится неконтролируемым,

возможно применение методики временной изоляции (своеобразный тайм-

аут), когда педагог на несколько минут покидает класс. За это время ребёнок

выходит из волнительной ситуации, и занятие продолжается на позитивной

волне.

11. Педагог должен знать, что порог чувствительности к отрицательным

стимулам у детей с СДВГ очень низок, они плохо реагируют на критику и

назидания, просто их не воспринимают. Наказания в работе с детьми с СДВГ

должны быть исключены, в то же время нельзя допускать вседозволенности.

12. Особое внимание следует уделить такому вопросу, как обучение

учащегося с СДВГ навыкам самостоятельной работы. Ребёнку с таким

диагнозом

сложно

самому

организовывать

занятия,

рационально

распределять время и силы на заданные виды работ. Поэтому, значительная

часть работы уже на самом уроке должна быть выстроена так, чтобы

последовательность и ход этой работы были образцом того, что конкретно

ребёнок должен затем делать дома. Записи в дневнике должны содержать

подробные и детальные указания. Очень важно, чтобы родители на

начальном этапе обучения контролировали добросовестное выполнение

указаний преподавателя. Если ребёнок будет знать, что его дневник

просматривается родителями, то он будет относиться к занятиям с большим

вниманием. Желательно, чтобы ребёнок с СДВГ занимался дома всегда в

8

одно и то же время, перед приготовлением уроков по общеобразовательному

циклу.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что обучение детей с

СДВГ имеет свои особенности, специфику.

Проблема в том, что мы, педагоги ДШИ, как правило, недостаточно

осведомлены в данном вопросе. В связи с тем, что число детей с СДВГ

неуклонно растёт, важно каждому преподавателю изучать необходимую

информацию о физиологических и психологических особенностях этих детей

и разрабатывать свои методы и приёмы обучения детей с СДВГ.

В целом, если преподаватель с пониманием относится к особенностям

развития

таких учащихся

и вырабатывает индивидуальный подход с

подбором соответствующих произведений, ученики с СДВГ довольно

успешно выступают на сцене и без особых затруднений переходят из класса

в класс, выполняя надлежащие программные требования.

Работая с детьми с СДВГ, преподаватель учится сам. Учится любви к

детям в её высшем, безусловном смысле, когда не ждёшь от учеников

великих достижений и побед, а просто открываешь удивительный мир

маленького человека. Желаю всем коллегам-музыкантам огромного терпения

и здоровья!

ЛИТЕРАТУРА

9

1.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или всё о

гиперактивных детях. М., 2008г.

2.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986г.

3.Заваденко Н.Н.,

Синдром дефицита внимания

с гиперактивностью:

современные принципы диагностики и лечения.

Журнал «Вопросы

практической педиатрии». 2014г. №4

4.Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 2006г.

5.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1999г.

6.Сиротюк

А.Л.,

Синдром

дефицита

внимания

с

гиперактивностью.

Практические рекомендации для родителей и педагогов. М., 2002г.

7.Юдовина-Гальперина

Т.Б.

Музыка

и

здоровье.

Ранняя

диагностика

функциональных заболеваний. СПб. 2002г.



В раздел образования