Автор: Белякова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ "СТПТ"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с одарёнными обучающимися вСПО
Раздел: среднее профессиональное
Организация работы с одаренными учащимися в ГОУ СПО
"Старооскольский индустриальный техникум" (из опыта
работы)
Стадниченко Валентина Владимировна
, заместитель
директора по учебно-методической работе,
преподаватель химии и биологии
Разделы: Администрирование школы
В последние годы в связи с демократизацией общества, переходом к рыночным
отношениям наметилась тенденция к интеграции научной и учебной деятельности в
профессиональной подготовке специалистов всех уровней. Сегодня особо остро стоит
вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень
современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Поэтому общество
предъявляет новые возросшие требования к знаниям учащихся, их творческому развитию,
умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические,
организационные и экономические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной
информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы.
Одной из острых проблем учреждений среднего и начального профессионального
образования является низкое качество общеобразовательной подготовки учащихся
первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений,
навыков самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость
коммуникативной культуры. Опираясь на опыт работы, мы пришли к выводу о том, что
именно самостоятельная поисковая работа - существенный фактор формирования
целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому
важно обучить учащихся рациональным и эффективным приемам ее выполнения.
Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к построению
модели профессиональной подготовки студентов, который обеспечивает формирование у
них целого спектра умений и навыков. В основе такого подхода лежит системная
организация учебного процесса, при которой осуществляется интеграция дисциплин,
происходит постановка поисковых целей и задач по определенным проблемам, что дает
возможность формировать профессиональные качества будущего специалиста с учетом
перспектив развития отрасли, на которую он ориентирован.
В Государственном образовательном учреждении среднего профессионального
образования "Старооскольский индустриальный техникум" (ГОУ СПО СИТ) разработана
программа "Одаренные дети", целью которой является выявление, обучение, воспитание
и поддержка одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности;
создание условий для развития творческой одаренности учащихся.
Основные задачи, решаемые в ходе реализации программы:
формирование творческой разносторонне развитой личности;
целостное развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти,
внимания, воображения учащихся и мотивация к самосовершенствованию в
образовании;
раскрытие творческих способностей учащихся путем освоения различных видов
творческой деятельности;
приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной экспериментальной и
исследовательской деятельности;
ознакомление учащихся с современными достижениями науки;
стимулирование учащихся к познанию мира, себя и себя в этом мире;
научить учащихся приобретать опыт сотрудничества с различными организациями
при написании работ;
научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
научить программной аргументации и культуре рассуждения.
При обучении и воспитании одаренных детей техникум решает следующие проблемы:
формирование из числа поступающих учащихся творческих групп, объединений по
интересам, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных
потребностей;
подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических
кадров (ИПР);
укрепление и расширение сотрудничества ГОУ СПО СИТ с высшими учебными
заведениями и различными культурными центрами города;
расширение системы дополнительного образования;
введение факультативных и специальных курсов;
индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания.
Основные этапы организации исследовательской деятельности
1. Подготовительный этап.
отбор желающих обучающихся по внесенному вкладу: участие в проведении опытов,
наблюдений, экспериментов при выполнении летних заданий или во время учебного
процесса;
выбор темы - по желанию руководителя или учащегося, учитывая наличие
возможностей для выполнения работы;
работа с литературой, информационными, лабораторными источниками,
анкетирование учащихся, родителей, общественности;
выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить;
определения цели исследования;
определения путей решения и составление плана проведения работ;
распределение заданий;
составление графика выполнения работ.
2. Исследовательский этап.
На этом этапе закладываются опыт, эксперимент, проводятся фенологические наблюдения
или мониторинг, разрабатывается техническая документация. Фенологические
наблюдения могут проводиться с разными целями:
с целью составления графика изменений, наблюдения проводится группой учащихся
или индивидуально;
с целью изучения влияния экологических факторов на явления природы. В данном
случае пользуются интегральным методом. Наблюдения проводятся через каждые
семь дней;
с целью сравнения изменений фенологических явлений у различных видов растений в
одном месте.
3. Завершающий этап.
Этот этап характеризуется разнообразной деятельностью учащихся: проводится анализ
выполненных работ, делаются обобщения, составляются сводные таблицы,
информационные листки, экологические карты, списки литературы, банки данных.
По итогам проведения исследования обучающиеся оформляют письменную работу.
Классификация письменных работ учащихся:
1. "Творческие работы" - сочинения, описание на заданную тему, критические заметки и
т.п. Подобные работы не подпадают под понятие учебно-исследовательских работ, если в
них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала и в
связи с ненаучностью изложения.
2. Реферативные работы - литературный обзор по любой теме. При написании реферата
подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и
статей, в которых содержится материал по интересующей его теме. Так для учащихся
возможность работы в хороших научных библиотеках ограничена, то обычно при
написании реферата используется несколько статей и т.п., имеющихся в наличии у самого
или его руководителя.Хороший реферат - тоже научная работа.
3. Отчеты об экспедициях и поездках- содержат интересный фактический материал,
собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Но
собранный излагается в виде перечисления увиденного или представляет собой текст,
переписанный из дневников походов, без какого-либо обобщения, систематизации и
обработки собранных данных.
4. Исследовательские работы - включают обязательные элементы научного
исследования: постановка цели; формулирования задач; выбор методов сбора и обработки
фактического материала; проведения наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и
обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы
на поставленные в задачах вопросы. К той же группе можно отнести некоторые курсовые
и дипломные работы студентов.
В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются такие умения как:
самостоятельное генерирование идей; поиск недостающей информации в
информационном поле; выдвижение гипотез и поиск нескольких путей решения
проблемы; установление причинно-следственных связей; менеджерские умения и навыки;
отстаивание своей позиции, поиск компромисса; презентационные навыки и др.
Но, организовывая научно-исследовательскую работу в учебном заведении, необходимо
помнить, что любая образовательная технология имеет свои "плюсы" и "минусы". Наряду
с большим количеством положительных моментов надо учесть, что исследовательская
деятельность имеет свои негативные стороны. По-нашему мнению,это: 1)
неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; 2)
сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (если в разработке темы
принимает участие несколько человек); 3) риск неудачного окончания работы; 4)
невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Организация исследовательской деятельности обучающихся в ГОУ СПО
"Старооскольский индустриальный техникум" осуществляется через организацию работы
НОО "Эрудит", руководитель Умеренкова Т.И., клуб "Малое КБ", руководитель
Миронникова Е.Н.
В техникуме разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность
объединений обучающихся:
О научно-исследовательской работе обучающихся;
О научном объединении обучающихся "Эрудит";
О научно-практической конференции обучающихся и педагогов "Наука - практике".
Комплекс мероприятий по работе с одаренными детьми состоит из трех этапов:
Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых
тестирований, социальных групповых листов.
Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывая их и интересы.
Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на
развитие и углубление их способностей.
С каждым годом в нашем техникуме к исследовательской деятельности привлекается все
больше учащихся. В 2003 году научное объединение обучающихся (НОО) "Эрудит"
состояло из 13 учащихся, к 2011 его состав вырос до 30 человек. С помощью психолога
создан банк данных одаренных детей, который ежегодно корректируется. При выборе
тематики исследования инженерно-педагогические работники ориентируются на
конкретных учащихся, учитывая их интересы, будущую профессию и специальные
способности.Работа осуществляется по трем направлениям: техническое,
естественнонаучное, гуманитарное.
Исследовательская деятельность составляет в техникуме особое направление внеклассной
работы, тесно связанное с учебным процессом. Она является инструментом повышения
качества образования.
Преподаватели и мастера, являющиеся руководителями исследований учащихся,
объединились в творческую микрогруппу, которая работает над реализацией
методической темы "Исследовательская деятельность обучающихся как необходимое
условие подготовки конкурентоспособного выпускника".
Прогрессивно-результативный характер исследовательского сознания инженерно-
педагогического коллектива содействует общему интеллектуальному обогащению
обучающихся, формированию их личностной и профессиональной компетентности на
учебных практических и лабораторных занятиях, в ходе учебной и производственной
практики, на факультативах, в научном обществе учащихся (НОО "Эрудит").
Главной целью создания НОО "Эрудит" является воспитание и развитие обучающихся,
создание условий для их самоопределения и самореализации. Для достижения
поставленной цели определены конкретные задачи.
Исследовательские работы, выполняемые под руководством ИПР, носят практический
характер, связаны с будущей профессией, раскрывают проблемы современного общества.
При проведении исследований осуществляется сотрудничество с образовательными,
культурными и промышленными учреждениями города: Санэпидемстанцией,
Гидрохимлабораторией, лабораторией мониторинга окружающей среды, Историческим
музеем, Драматическим театром.
К исследовательской деятельности привлекаются обучающиеся разных курсов.
Традиционно в конце каждого учебного года в техникуме проводится научно-
практическая конференция "Наука - практике", где члены НОО выступают с защитой
своих работ. Предварительно разрабатывается программа конференции и составляется
план мероприятий по подготовке и проведению. В ходе научно-практической
конференции подводятся итоги работы НОО "Эрудит".
Полное описание исследовательских работ публикуется во внутренних сборниках по
итогам конференции.
Лучшие исследовательские работы принимают участие в конкурсах, конференциях,
выставках технического творчества различного уровня:
1.
2007г.- Всероссийский конкурс "Лучший экспонат по истории профобразования
России", г.Подольск был представлен экспонат "Токарный станок с ножным
приводом"(руководитель Миронникова Е.Н., учащийся Маснев А),диплом "За
оригинальность конструкции";
2.
2004-2011 г.г. - Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ
учащихся "Портфолио". За последние шесть лет в фестивале приняли участие 34
исследовательских работы. Участники фестиваля имеют сертификаты и дипломы.
3.
2008 г. - Областная и Всероссийская выставки детского технического творчества
"Дети, техника, творчество", номинация "Радиоэлектроника и вычислительная
техника", диплом 1-ое место
4.
2009 г. - Форум юношеских талантов, Соревнование молодых исследователей
программы "Шаг в будущее" в Центральном федеральном округе РФ, Московская
открытая конференция школьников "НТТМ- Москва-2009", работа "Определение
кислотности среды косметических средств, ее влияние на кожу человека"
(руководитель Стадниченко В.В., учащаяся Копейкина Е.), отмечена дипломом.
5.
2009 г. - Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической
направленности среди учащихся и студенческой молодежи "Юность. Наука.
Культура", диплом
6.
2011 г.- V-ой открытой международной научно-исследовательской конференции
молодых исследователей (старшеклассников и студентов) "Образование, наука,
профессия", секция "Экология", работа по теме "Экологические аспекты дефицита
йода в питании человека" (руководитель Умеренкова Т.И., учащаяся Сорокина А.)
отмечена дипломом 3-ей степени.
Одним из направлений повышения качества профессионального образования является
техническое творчество учащихся. В целях развития технического мышления в техникуме
в 2002 году создан кружок технического творчества "Малое Конструкторское Бюро".
Создание кружка было вызвано необходимостью реализации творческого подхода к
выполнению практических дипломных работ и повышению профессионализма
выпускника в целом.
Цель создания: повышения уровня профессиональной подготовки через развитие
творческих, рационализаторских, исследовательских способностей личности,
формирование личностной профессиональной направленности, стимулирование
познавательной деятельности, повышение профессионального уровня выпускника,
развитие коммуникативных качеств личности. В состав кружка входят учащиеся разных
курсов, что способствует выполнению работ разных уровней сложности и
преемственности поколений.
В основе работы "Малого КБ" лежит структура формирования творческих групп по
"горизонтали" (из учащихся одного курса) и по "вертикали" (из учащихся разных курсов).
Процесс обучения учащихся в "Малом КБ" осуществляется через различные формы и
методы обучения:
лекционные занятия;
консультации;
собеседования;
практические занятия;
заседания "Малого КБ" с заслушиванием творческих отчетов учащихся;
конкурсы на лучшее рацпредложение;
встречи с новаторами труда;
решение творческих задач;
поисково-исследовательская деятельность.
Для выполнения целей и задач программ "Малого КБ" применяются развивающие
технологии: проблемно-поисковый метод, система малых творческих групп,
саморазвивающее обучение. За основу берется методика коллективных творческих дел.
Учащиеся члены "Малого КБ" совместно проводят анализ выбранной конструкции
приспособлений и устройств, отбор лучших рацпредложений и творческих идей.
Ежегодно работу начинаем с выявления творчески одарённых учащихся путём опроса
мастеров и преподавателей, анкетирования психологом, анализа рацпредложений на
уроках производственного обучения. Из отобранных учащихся формируются творческие
микрогруппы (состав 2-3 человека) схожих по интересам, которые работают в различных
направлениях.
В работе кружка используем различные формы и методы: решение проблемных ситуаций,
коллективный поиск, защита творческих проектов, изучение передовых технологий и
методов труда, разработка проектной документации. В процессе занятий в кружке
технического творчества влияние насущных жизненных потребностей в техникуме и на
производстве осознаются учащимися как общественно значимые потребности. Они
порождают такие оригинальные идеи, осуществление которых на более или менее
длительный срок отодвигает целый ряд трудностей, которые имеются в каждом учебном
заведении. Преддипломная производственная практика - благоприятная пора для
массового технического творчества учащихся. Учитывая это, деятельность "Малого КБ"
нашего учебного заведения основана на выполнении творческих дипломных работ.
Учащимся выдаются творческие задания, которые решают технологические и технические
проблемы производственного обучения, заключающиеся в оснащении пособиями и
средствами обучения мастерских техникума. Свой творческий потенциал учащиеся
реализуют при изготовлении устройств, приспособлений, действующих моделей станков
по заранее разработанной проектной документации Данные работы имеют практическую
направленность и используются для оснащения материально-технической базы
техникума.
Итоги работы "Малого КБ" подводим на заседаниях кружка, открытых мероприятиях,
научно-исследовательских конференциях, выставках технического творчества разного
уровня. Работы представляются в виде готовых изделий, презентаций с использованием
интерактивных графических программ. В настоящий время наш кружок технического
творчества работает над новым проектом. Эта тема представляет собой интерес, так как
изготовление изделия является совместным российско-германским проектом, над
которым работали учащиеся 3-4 курсов в составе творческих микробригад. По итогам
работы в мае 2011г. проведена международная конференция с участием учащихся школы
Фреденберг (Германия) и ГОУ СПО "Старооскольский индустриальный техникум", где
были представлены изготовленные изделия от обеих сторон и произошел обмен
мнениями.
За весь период работы кружка технического творчества имеются определённые
достижения и успехи:
Участие на городских, областных и Всероссийских выставках технического творчества
молодежи (2007 г., Всероссийский конкурс "Лучший экспонат по истории
профобразования России",г. Подольск - экспонат "Токарный станок с ножным приводом"
удостоен диплома за оригинальность конструкции.
Использование образцов творческих работ в учебно-производственном процессе в
качестве наглядных пособий, рабочего инструмента и приспособлений.
Члены кружка являются призерами конкурсов профессионального мастерства:
Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства -2009г-
1 место (учащийся Моногаров Максим)
Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства-2010г-1
место( учащийся Моногаров Максим)
Всероссийская олимпиада профессионального мастерства- 2010 год - 4 место
(учащийся Моногаров Максим)
Совместный международный проект по металлообработке (Германия, школа Фреденберг,
ГОУ СПО СИТ)
Техническое творчество является эффективным средством повышения качества
профессиональной подготовки учащихся, так как активизирует формирование у учащихся
профессиональных знаний, умений, навыков. Не случайно учащиеся, активно
занимающиеся техническим творчеством, чаще, чем другие оканчивают учебное
заведение с повышенными квалификационными разрядами.
Научно-исследовательская деятельность учащихся приносит положительные результаты:
формируется опыт научного мышления, расширяется кругозор, приобретаются
коммуникативные умения и навыки, что важно для развивающейся личности.
Исследовательская деятельность открывает большие возможности для приобретения
личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и
умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения.
От исследовательской и творческой деятельности учащиеся получают импульс и желание
расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но,
возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а все время действовать.
Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, манере говорить и умению
общаться. При этом приобретается навык содержательного общения, значимого для
учащихся, их педагогов и родителей, который можно использовать как действенное
средство повышения учебной, творческой и интеллектуальной активности. А лучшей
наградой служит возрастающий интерес учащихся к изучаемым предметам, увеличение
числа желающих заниматься исследовательской деятельностью, повышение мотивации
обучения.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что занятие творческой исследовательской
деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в
будущем продолжить свое профессиональное образование в высших учебных заведениях.
Задача, преподавателя, организатора исследовательской работы, - выявить одаренных
учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли
проявить себя в том или ином направлении деятельности, раскрыть свои способности и
приобрести ту базу умений и навыков, которые станут профессиональных качеств
будущего специалиста.
Поделиться…