Напоминание

Организация работы с одарёнными обучающимися вСПО


Автор: Белякова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ "СТПТ"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с одарёнными обучающимися вСПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация работы с одаренными учащимися в ГОУ СПО

"Старооскольский индустриальный техникум" (из опыта

работы)

Стадниченко Валентина Владимировна

, заместитель

директора по учебно-методической работе,

преподаватель химии и биологии

Разделы: Администрирование школы

В последние годы в связи с демократизацией общества, переходом к рыночным

отношениям наметилась тенденция к интеграции научной и учебной деятельности в

профессиональной подготовке специалистов всех уровней. Сегодня особо остро стоит

вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень

современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Поэтому общество

предъявляет новые возросшие требования к знаниям учащихся, их творческому развитию,

умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические,

организационные и экономические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной

информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы.

Одной из острых проблем учреждений среднего и начального профессионального

образования является низкое качество общеобразовательной подготовки учащихся

первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений,

навыков самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость

коммуникативной культуры. Опираясь на опыт работы, мы пришли к выводу о том, что

именно самостоятельная поисковая работа - существенный фактор формирования

целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому

важно обучить учащихся рациональным и эффективным приемам ее выполнения.

Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к построению

модели профессиональной подготовки студентов, который обеспечивает формирование у

них целого спектра умений и навыков. В основе такого подхода лежит системная

организация учебного процесса, при которой осуществляется интеграция дисциплин,

происходит постановка поисковых целей и задач по определенным проблемам, что дает

возможность формировать профессиональные качества будущего специалиста с учетом

перспектив развития отрасли, на которую он ориентирован.

В Государственном образовательном учреждении среднего профессионального

образования "Старооскольский индустриальный техникум" (ГОУ СПО СИТ) разработана

программа "Одаренные дети", целью которой является выявление, обучение, воспитание

и поддержка одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности;

создание условий для развития творческой одаренности учащихся.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации программы:

формирование творческой разносторонне развитой личности;

целостное развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти,

внимания, воображения учащихся и мотивация к самосовершенствованию в

образовании;

раскрытие творческих способностей учащихся путем освоения различных видов

творческой деятельности;

приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной экспериментальной и

исследовательской деятельности;

ознакомление учащихся с современными достижениями науки;

стимулирование учащихся к познанию мира, себя и себя в этом мире;

научить учащихся приобретать опыт сотрудничества с различными организациями

при написании работ;

научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

научить программной аргументации и культуре рассуждения.

При обучении и воспитании одаренных детей техникум решает следующие проблемы:

формирование из числа поступающих учащихся творческих групп, объединений по

интересам, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных

потребностей;

подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических

кадров (ИПР);

укрепление и расширение сотрудничества ГОУ СПО СИТ с высшими учебными

заведениями и различными культурными центрами города;

расширение системы дополнительного образования;

введение факультативных и специальных курсов;

индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания.

Основные этапы организации исследовательской деятельности

1. Подготовительный этап.

отбор желающих обучающихся по внесенному вкладу: участие в проведении опытов,

наблюдений, экспериментов при выполнении летних заданий или во время учебного

процесса;

выбор темы - по желанию руководителя или учащегося, учитывая наличие

возможностей для выполнения работы;

работа с литературой, информационными, лабораторными источниками,

анкетирование учащихся, родителей, общественности;

выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить;

определения цели исследования;

определения путей решения и составление плана проведения работ;

распределение заданий;

составление графика выполнения работ.

2. Исследовательский этап.

На этом этапе закладываются опыт, эксперимент, проводятся фенологические наблюдения

или мониторинг, разрабатывается техническая документация. Фенологические

наблюдения могут проводиться с разными целями:

с целью составления графика изменений, наблюдения проводится группой учащихся

или индивидуально;

с целью изучения влияния экологических факторов на явления природы. В данном

случае пользуются интегральным методом. Наблюдения проводятся через каждые

семь дней;

с целью сравнения изменений фенологических явлений у различных видов растений в

одном месте.

3. Завершающий этап.

Этот этап характеризуется разнообразной деятельностью учащихся: проводится анализ

выполненных работ, делаются обобщения, составляются сводные таблицы,

информационные листки, экологические карты, списки литературы, банки данных.

По итогам проведения исследования обучающиеся оформляют письменную работу.

Классификация письменных работ учащихся:

1. "Творческие работы" - сочинения, описание на заданную тему, критические заметки и

т.п. Подобные работы не подпадают под понятие учебно-исследовательских работ, если в

них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала и в

связи с ненаучностью изложения.

2. Реферативные работы - литературный обзор по любой теме. При написании реферата

подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и

статей, в которых содержится материал по интересующей его теме. Так для учащихся

возможность работы в хороших научных библиотеках ограничена, то обычно при

написании реферата используется несколько статей и т.п., имеющихся в наличии у самого

или его руководителя.Хороший реферат - тоже научная работа.

3. Отчеты об экспедициях и поездках- содержат интересный фактический материал,

собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Но

собранный излагается в виде перечисления увиденного или представляет собой текст,

переписанный из дневников походов, без какого-либо обобщения, систематизации и

обработки собранных данных.

4. Исследовательские работы - включают обязательные элементы научного

исследования: постановка цели; формулирования задач; выбор методов сбора и обработки

фактического материала; проведения наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и

обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы

на поставленные в задачах вопросы. К той же группе можно отнести некоторые курсовые

и дипломные работы студентов.

В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются такие умения как:

самостоятельное генерирование идей; поиск недостающей информации в

информационном поле; выдвижение гипотез и поиск нескольких путей решения

проблемы; установление причинно-следственных связей; менеджерские умения и навыки;

отстаивание своей позиции, поиск компромисса; презентационные навыки и др.

Но, организовывая научно-исследовательскую работу в учебном заведении, необходимо

помнить, что любая образовательная технология имеет свои "плюсы" и "минусы". Наряду

с большим количеством положительных моментов надо учесть, что исследовательская

деятельность имеет свои негативные стороны. По-нашему мнению,это: 1)

неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; 2)

сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (если в разработке темы

принимает участие несколько человек); 3) риск неудачного окончания работы; 4)

невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в ГОУ СПО

"Старооскольский индустриальный техникум" осуществляется через организацию работы

НОО "Эрудит", руководитель Умеренкова Т.И., клуб "Малое КБ", руководитель

Миронникова Е.Н.

В техникуме разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность

объединений обучающихся:

О научно-исследовательской работе обучающихся;

О научном объединении обучающихся "Эрудит";

О научно-практической конференции обучающихся и педагогов "Наука - практике".

Комплекс мероприятий по работе с одаренными детьми состоит из трех этапов:

Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых

тестирований, социальных групповых листов.

Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывая их и интересы.

Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на

развитие и углубление их способностей.

С каждым годом в нашем техникуме к исследовательской деятельности привлекается все

больше учащихся. В 2003 году научное объединение обучающихся (НОО) "Эрудит"

состояло из 13 учащихся, к 2011 его состав вырос до 30 человек. С помощью психолога

создан банк данных одаренных детей, который ежегодно корректируется. При выборе

тематики исследования инженерно-педагогические работники ориентируются на

конкретных учащихся, учитывая их интересы, будущую профессию и специальные

способности.Работа осуществляется по трем направлениям: техническое,

естественнонаучное, гуманитарное.

Исследовательская деятельность составляет в техникуме особое направление внеклассной

работы, тесно связанное с учебным процессом. Она является инструментом повышения

качества образования.

Преподаватели и мастера, являющиеся руководителями исследований учащихся,

объединились в творческую микрогруппу, которая работает над реализацией

методической темы "Исследовательская деятельность обучающихся как необходимое

условие подготовки конкурентоспособного выпускника".

Прогрессивно-результативный характер исследовательского сознания инженерно-

педагогического коллектива содействует общему интеллектуальному обогащению

обучающихся, формированию их личностной и профессиональной компетентности на

учебных практических и лабораторных занятиях, в ходе учебной и производственной

практики, на факультативах, в научном обществе учащихся (НОО "Эрудит").

Главной целью создания НОО "Эрудит" является воспитание и развитие обучающихся,

создание условий для их самоопределения и самореализации. Для достижения

поставленной цели определены конкретные задачи.

Исследовательские работы, выполняемые под руководством ИПР, носят практический

характер, связаны с будущей профессией, раскрывают проблемы современного общества.

При проведении исследований осуществляется сотрудничество с образовательными,

культурными и промышленными учреждениями города: Санэпидемстанцией,

Гидрохимлабораторией, лабораторией мониторинга окружающей среды, Историческим

музеем, Драматическим театром.

К исследовательской деятельности привлекаются обучающиеся разных курсов.

Традиционно в конце каждого учебного года в техникуме проводится научно-

практическая конференция "Наука - практике", где члены НОО выступают с защитой

своих работ. Предварительно разрабатывается программа конференции и составляется

план мероприятий по подготовке и проведению. В ходе научно-практической

конференции подводятся итоги работы НОО "Эрудит".

Полное описание исследовательских работ публикуется во внутренних сборниках по

итогам конференции.

Лучшие исследовательские работы принимают участие в конкурсах, конференциях,

выставках технического творчества различного уровня:

1.

2007г.- Всероссийский конкурс "Лучший экспонат по истории профобразования

России", г.Подольск был представлен экспонат "Токарный станок с ножным

приводом"(руководитель Миронникова Е.Н., учащийся Маснев А),диплом "За

оригинальность конструкции";

2.

2004-2011 г.г. - Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ

учащихся "Портфолио". За последние шесть лет в фестивале приняли участие 34

исследовательских работы. Участники фестиваля имеют сертификаты и дипломы.

3.

2008 г. - Областная и Всероссийская выставки детского технического творчества

"Дети, техника, творчество", номинация "Радиоэлектроника и вычислительная

техника", диплом 1-ое место

4.

2009 г. - Форум юношеских талантов, Соревнование молодых исследователей

программы "Шаг в будущее" в Центральном федеральном округе РФ, Московская

открытая конференция школьников "НТТМ- Москва-2009", работа "Определение

кислотности среды косметических средств, ее влияние на кожу человека"

(руководитель Стадниченко В.В., учащаяся Копейкина Е.), отмечена дипломом.

5.

2009 г. - Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической

направленности среди учащихся и студенческой молодежи "Юность. Наука.

Культура", диплом

6.

2011 г.- V-ой открытой международной научно-исследовательской конференции

молодых исследователей (старшеклассников и студентов) "Образование, наука,

профессия", секция "Экология", работа по теме "Экологические аспекты дефицита

йода в питании человека" (руководитель Умеренкова Т.И., учащаяся Сорокина А.)

отмечена дипломом 3-ей степени.

Одним из направлений повышения качества профессионального образования является

техническое творчество учащихся. В целях развития технического мышления в техникуме

в 2002 году создан кружок технического творчества "Малое Конструкторское Бюро".

Создание кружка было вызвано необходимостью реализации творческого подхода к

выполнению практических дипломных работ и повышению профессионализма

выпускника в целом.

Цель создания: повышения уровня профессиональной подготовки через развитие

творческих, рационализаторских, исследовательских способностей личности,

формирование личностной профессиональной направленности, стимулирование

познавательной деятельности, повышение профессионального уровня выпускника,

развитие коммуникативных качеств личности. В состав кружка входят учащиеся разных

курсов, что способствует выполнению работ разных уровней сложности и

преемственности поколений.

В основе работы "Малого КБ" лежит структура формирования творческих групп по

"горизонтали" (из учащихся одного курса) и по "вертикали" (из учащихся разных курсов).

Процесс обучения учащихся в "Малом КБ" осуществляется через различные формы и

методы обучения:

лекционные занятия;

консультации;

собеседования;

практические занятия;

заседания "Малого КБ" с заслушиванием творческих отчетов учащихся;

конкурсы на лучшее рацпредложение;

встречи с новаторами труда;

решение творческих задач;

поисково-исследовательская деятельность.

Для выполнения целей и задач программ "Малого КБ" применяются развивающие

технологии: проблемно-поисковый метод, система малых творческих групп,

саморазвивающее обучение. За основу берется методика коллективных творческих дел.

Учащиеся члены "Малого КБ" совместно проводят анализ выбранной конструкции

приспособлений и устройств, отбор лучших рацпредложений и творческих идей.

Ежегодно работу начинаем с выявления творчески одарённых учащихся путём опроса

мастеров и преподавателей, анкетирования психологом, анализа рацпредложений на

уроках производственного обучения. Из отобранных учащихся формируются творческие

микрогруппы (состав 2-3 человека) схожих по интересам, которые работают в различных

направлениях.

В работе кружка используем различные формы и методы: решение проблемных ситуаций,

коллективный поиск, защита творческих проектов, изучение передовых технологий и

методов труда, разработка проектной документации. В процессе занятий в кружке

технического творчества влияние насущных жизненных потребностей в техникуме и на

производстве осознаются учащимися как общественно значимые потребности. Они

порождают такие оригинальные идеи, осуществление которых на более или менее

длительный срок отодвигает целый ряд трудностей, которые имеются в каждом учебном

заведении. Преддипломная производственная практика - благоприятная пора для

массового технического творчества учащихся. Учитывая это, деятельность "Малого КБ"

нашего учебного заведения основана на выполнении творческих дипломных работ.

Учащимся выдаются творческие задания, которые решают технологические и технические

проблемы производственного обучения, заключающиеся в оснащении пособиями и

средствами обучения мастерских техникума. Свой творческий потенциал учащиеся

реализуют при изготовлении устройств, приспособлений, действующих моделей станков

по заранее разработанной проектной документации Данные работы имеют практическую

направленность и используются для оснащения материально-технической базы

техникума.

Итоги работы "Малого КБ" подводим на заседаниях кружка, открытых мероприятиях,

научно-исследовательских конференциях, выставках технического творчества разного

уровня. Работы представляются в виде готовых изделий, презентаций с использованием

интерактивных графических программ. В настоящий время наш кружок технического

творчества работает над новым проектом. Эта тема представляет собой интерес, так как

изготовление изделия является совместным российско-германским проектом, над

которым работали учащиеся 3-4 курсов в составе творческих микробригад. По итогам

работы в мае 2011г. проведена международная конференция с участием учащихся школы

Фреденберг (Германия) и ГОУ СПО "Старооскольский индустриальный техникум", где

были представлены изготовленные изделия от обеих сторон и произошел обмен

мнениями.

За весь период работы кружка технического творчества имеются определённые

достижения и успехи:

Участие на городских, областных и Всероссийских выставках технического творчества

молодежи (2007 г., Всероссийский конкурс "Лучший экспонат по истории

профобразования России",г. Подольск - экспонат "Токарный станок с ножным приводом"

удостоен диплома за оригинальность конструкции.

Использование образцов творческих работ в учебно-производственном процессе в

качестве наглядных пособий, рабочего инструмента и приспособлений.

Члены кружка являются призерами конкурсов профессионального мастерства:

Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства -2009г-

1 место (учащийся Моногаров Максим)

Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства-2010г-1

место( учащийся Моногаров Максим)

Всероссийская олимпиада профессионального мастерства- 2010 год - 4 место

(учащийся Моногаров Максим)

Совместный международный проект по металлообработке (Германия, школа Фреденберг,

ГОУ СПО СИТ)

Техническое творчество является эффективным средством повышения качества

профессиональной подготовки учащихся, так как активизирует формирование у учащихся

профессиональных знаний, умений, навыков. Не случайно учащиеся, активно

занимающиеся техническим творчеством, чаще, чем другие оканчивают учебное

заведение с повышенными квалификационными разрядами.

Научно-исследовательская деятельность учащихся приносит положительные результаты:

формируется опыт научного мышления, расширяется кругозор, приобретаются

коммуникативные умения и навыки, что важно для развивающейся личности.

Исследовательская деятельность открывает большие возможности для приобретения

личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и

умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения.

От исследовательской и творческой деятельности учащиеся получают импульс и желание

расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но,

возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а все время действовать.

Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, манере говорить и умению

общаться. При этом приобретается навык содержательного общения, значимого для

учащихся, их педагогов и родителей, который можно использовать как действенное

средство повышения учебной, творческой и интеллектуальной активности. А лучшей

наградой служит возрастающий интерес учащихся к изучаемым предметам, увеличение

числа желающих заниматься исследовательской деятельностью, повышение мотивации

обучения.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что занятие творческой исследовательской

деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в

будущем продолжить свое профессиональное образование в высших учебных заведениях.

Задача, преподавателя, организатора исследовательской работы, - выявить одаренных

учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли

проявить себя в том или ином направлении деятельности, раскрыть свои способности и

приобрести ту базу умений и навыков, которые станут профессиональных качеств

будущего специалиста.

Поделиться…



В раздел образования