Напоминание

"Работа с датами при подготовке к ЕГЭ по истории"


Автор: Гайдарова Светлана Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Кочубейская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Кочубей Тарумовский район РД
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Работа с датами при подготовке к ЕГЭ по истории"
Раздел: полное образование





Назад




Из опыта работы с датами при подготовке к ЕГЭ по истории.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей

Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам

общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и

всемирной

истории

в

их

взаимосвязи

и

хронологической

последовательности;

овладение

элементарными

методами

исторического

познания,

умениями

работать

с

различными

источниками

исторической

информации;

формирование

ценностных

ориентаций

в

ходе

ознакомления

с

исторически

сложившимися

культурными,

религиозными,

этно-

национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся

системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,

полиэтничном

и

многоконфессиональном

обществе,

участия

в

межкультурном

взаимодействии,

толерантного

отношения

к

представителям других народов и стран.

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать:

основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до

наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

уметь:

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;

определять последовательность и длительность важнейших событий

отечественной и всеобщей истории.

Хронология - это последовательность исторических событий во времени, а

также сам перечень дат этих событий. История без обозначения времени во-

шедших в нее фактов, событий, лет жизни и деятельности личностей и т.д.

существовать не может. Педагоги стремятся, чтобы даты попали в поле

зрения, слуха, внимания учащихся, которые в свою очередь должны выучить

и осознанно запомнить даты и оперировать ими.

При отборе дат на урок надо помнить, что необходимо различать опорные и

второстепенные даты. Опорные даты локализуют во времени главные исто-

рические

факты

и

важны

для

запоминания.

Второстепенные

даты

привлекаются на уроке для иллюстрирования опорных дат и для более

лучшего понимания учебного материала, их запоминание не обязательно.

Актуальность

и

перспективность

работы

по

хронологии:

-

Историю

невозможно

изучать

без

знания

дат.

-

Сопоставить

события

в

разных

странах

формирует

общеучебные

компетенции

обучающихся.

- Без знания исторических дат сегодня невозможно качественно сдать ЕГЭ.

Довольно большой процент тестов основан на заданиях по хронологии.

- Постоянная тренировка в работе с хронологией – это одно из условий

успешной сдачи ЕГЭ.

Работа с хронологическими данными

должна проводиться при

комплексном

использовании

трёх

типов

восприятия

информации:

визуального, аудиального, кинестетического.

Дату исторического события необходимо:

чётко и громко озвучить (аудиалы);

написать на доске и записать в тетрадь (визуалы);

эмоционально окрасить (кинестетики).

Специфическую роль в изложении хронологического материала выполняют

схемы. Схемы-лесенки, выстраивают цепочку дат и событий, которые не-

посредственно привели к тому или иному значительному факту истории. В

более крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы, вехи

становления

определенного

исторического

феномена

и

являются

альтернативным вариантом графического оформления хронологических

комплексов:

1497 г. Судебник Ивана Третьего (введение Юрьева дня).

1550 г. Судебник Ивана Грозного (ограничение Юрьева дня).

1581 г. введение «Заповедных лет».

1597 г. Указ об «урочных летах».

1649 г. Соборное уложение (отмена Юрьева дня, бессрочный сыск крестьян.

Важную роль в работе с хронологией играют процессы памяти, через

которые проходит любой человек, чтобы запомнить нужную информацию, а

впоследствии ее воспроизвести. Именно запоминание – главный процесс

памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность

хранения информации. Поэтому в работе с хронологией первостепенное

внимание нужно уделять процессу запоминания.

Многие выпускники общеобразовательных школ не хотят сдавать ЕГЭ по

истории, так как в ней очень много дат. Как их учить, чтобы они точно

запомнились? Существует много способов запоминания дат.

Запоминание дат основано на смысловых связях и связях с событием, когда

дата заучивается чисто механически. Но чтобы, она закрепилась в памяти

ученик, должен хорошо знать факты и причинно-следственные связи,

изучаемого события, и должен понимать, что знание временного периода

определяет в целом его понимание исторического курса. Учитель должен

разнообразить формы работы с датами, на каждом уроке выделять время на

эту работу.

При запоминании дат можно порекомендовать учащимся следующие

методики:

Стикеры.

Расклеенные

по всей

квартире

стикеры

дают

результат.

Вряд ли

ученик забудет что принятие введение патриаршества произошло

в1589

году, если этот факт полгода провисел на холодильнике. Чем чаще

исторические даты и события попадаются на глаза, тем больше вероятность,

что они всплывут в памяти на экзамене по истории.

Аудиозаписи.

Если сложно запоминать визуальную информацию, можно начитать даты

на диктофон и прослушивай в свободное время. Делать паузы при записи,

чтобы аудио было удобно приостановить и повторить про себя.

Фильмы, картины, фото.

Ученикам будет полезно посмотреть в интернете архивные фото, картины

и документальные фильмы, посвящённые историческим событиям. Так

в памяти останутся не только строчки и иллюстрации из учебника, но и яркие

образы. Пусть визуализируют битвы, восстания, войны, революции.

Ассоциации.

Создавать красочные картинки в памяти можно и самостоятельно. Причём

метод

подойдёт

как

для

запоминания

дат

и событий,

так

и другой

информации, необходимой к экзамену по истории.

Поиск закономерностей.

Запоминать даты поможет поиск закономерностей между ними. К примеру,

Люблинская уния была заключена в 1569 году. Переставим две последние

цифры — и перед нами дата заключения Брестской церковной унии (1596).

Территория СССР была оккупирована немецкими захватчиками с 1941

по 1944 год, в то время как война между Византией и Русью проходила с 941

по 944 годы.

Метод фона.

Главная задача данного метода: попытаться провести аналогию между

историческими датами и событиями, которые происходят с человеком в

реальной жизни. Это могут быть дни рождения родственников или друзей,

какие-то особо значимые даты для самого человека или праздники какой-

либо страны. Если на историческое событие не получается вспомнить ни

одного памятного дня в нынешней жизни, то можно просто запомнить, как

конец, середина или начало определенного месяца или сезона.

Карточки.

На одной стороне карточки записать дату, на другой — событие. Перемешать

карточки и проверять, насколько хорош

уровень подготовки к экзамену

по истории. Разделить карточки на три группы: «знаю на зубок», «всегда

забываю», «ещё не выучил». В идеале первая группа карточек — самая

многочисленная.

Таблицы.

Мозг проще запоминает структурированную информацию. Составь таблицу

с датами, которые необходимо выучить к экзамену по истории. Это удобнее,

чем выуживать сведения из учебников.

При подготовке к ЕГЭ можно предложить учащимся разделить даты на

несколько блоков.

Первый блок – это события, которые произошли ровно через 10, 20 или

100, 200 лет.

1549 год – первый Земский собор, ровно через 100 лет – 1649 год – Земский

собор, на котором было принято Соборное уложение, окончательно

оформившее крепостное право.

1380 год – Куликовская битва. Ровно через 100 лет – 1480 год – стояние на

реке Угре.

1037 год – строительство Софийского собора в Киеве, через 200 лет –

нашествие монголо-татар на Русь.

1861 год – отмена крепостного права и через 20 лет – 1881 год – убийство

Александра Второго.

Второй блок – это даты-цепочки, которые отражают события в какой-либо

одной проблеме.

Например, даты, связанные с борьбой против монголо-татар: 1377 –

поражение русских войск на реке Пьяне, 1378 год – битва на реке Воже,

разгром войск Бегича русским войском, 1380 год – Куликовская битва,

русские войска по командованием князя Дмитрия Ивановича разгромили

орды Мамая, 1382 год – набег Тохтамыша, 1480 год – стояние на реке Угре,

свержение монголо-татарского ига.

Третий блок – даты, в которых присутствуют одинаковые цифры. 1147 год

– первое упоминание Москвы в летописи, 1547 год – венчание на царствие

Ивана Грозного, 1947 год – доктрина Трумэна.

Четвертый блок – даты, в которые произошло несколько событий: 1054 год

– конец правления Ярослава Мудрого и в тот же год раскол христианской

церкви на католическую и православную.

1453 год – падение Византийской империи, смерть Дмитрия Шемяки и

окончание Феодальной войны и окончание Столетней войны.

Кроме того предлагаю ученикам ассоциации русской и всемирной истории,

например, один век:

X

век:

945-964 – правление Ольги и 962 год –

образование Священной Римской империи; XV век: 1448 год – получение

автокефалии русской митрополией и 1445 год – изобретение книгопечатания

Иоганном Гуттебергом; 1497 год – Судебник Ивана Третьего и 1497 – Васко

да Гама открыл морской путь в Индию. Или один год: 1572 год – битва при

Молодях и Варфоломеевская ночь во Франции; 1649 год – Соборное

уложение Алексея Михайловича и казнь английского короля Карла Первого,

провозглашение Англии республикой.

Все представленные здесь методы точно помогут с легкостью и в игровой

форме запомнить важные исторические даты. Какая техника запоминания

самая лучшая? Нет хороших или плохих методов, но вы должны знать и

пробовать их, потому что каждый человек будет работать лучше, в

зависимости от наших способностей. Лучше всего то, что вы знаете, как

каждый из них работает, чтобы применить их на практике, и видите тот,

который подходит вам лучше всего. Главное — это систематическое

повторение и закрепление уже выученных событий, чтобы они как можно

дольше задерживались в памяти.



В раздел образования