Автор: Тоницкая Алёна Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ Муринский ЦО 1
Населённый пункт: Г. Мурино
Наименование материала: Статья
Тема: Психологические особенности младшего школьника
Раздел: начальное образование
Психологические особенности младшего школьника
С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их
психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного
мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если
раньше дети просто играли, то теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят,
чтобы они получали и могли применить знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое
внимание, волю, поведение.
Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности в
каждый возрастной период: младенцы – непосредственно эмоциональное общение; раннее детство –
манипулятивная деятельность; дошкольники – игровая деятельность; младшие школьники – учебная
деятельность; подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;
старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу.
Начальный период школьной жизни в среднем занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4
классы). Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением
социальных границ ребенка и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои
способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным
человеком. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
Младший школьный возраст является
периодом интенсивного развития и качественного
преобразования познавательных процессов
: они начинают приобретать опосредствованный
характер и становятся осознанными и произвольными.
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять
восприятием, вниманием, памятью. Первоклассник по уровню своего психического
развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие
дошкольному возрасту. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте
становиться
мышление
. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные
процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается
переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
. У ребенка
появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом,
что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые
два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах
объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше
оказывается необходимым в учебной деятельности.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия:
среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко
решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на
наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У
большинства детей
наблюдается относительное равновесие между разными видами
мышления
.