Напоминание

Психологические особенности младшего школьника


Автор: Тоницкая Алёна Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ Муринский ЦО 1
Населённый пункт: Г. Мурино
Наименование материала: Статья
Тема: Психологические особенности младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Психологические особенности младшего школьника

С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их

психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного

мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если

раньше дети просто играли, то теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят,

чтобы они получали и могли применить знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое

внимание, волю, поведение.

Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности в

каждый возрастной период: младенцы – непосредственно эмоциональное общение; раннее детство –

манипулятивная деятельность; дошкольники – игровая деятельность; младшие школьники – учебная

деятельность; подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;

старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу.

Начальный период школьной жизни в среднем занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4

классы). Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением

социальных границ ребенка и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои

способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным

человеком. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Младший школьный возраст является

периодом интенсивного развития и качественного

преобразования познавательных процессов

: они начинают приобретать опосредствованный

характер и становятся осознанными и произвольными.

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять

восприятием, вниманием, памятью. Первоклассник по уровню своего психического

развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие

дошкольному возрасту. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте

становиться

мышление

. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные

процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается

переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

. У ребенка

появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом,

что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые

два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах

объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше

оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия:

среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко

решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на

наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У

большинства детей

наблюдается относительное равновесие между разными видами

мышления

.



В раздел образования