Автор: Марина Викторовна Антоненко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 им. С. Т. Куцева
Населённый пункт: Краснодарский край Кущевский район
Наименование материала: презентация
Тема: "Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Развитие логического
мышления на уроках
математики в
начальной школе»
Презентацию подготовила
учитель МАОУ СОШ № 6
им. С. Т. Куцева
Антоненко Марина Викторовна
Новые цели начального образования
По новым образовательным стандартам в
начальной школе ребёнка должны научить не
только читать, считать и писать. Ему должны
привить две группы новых умений. Речь идёт:
- об универсальных учебных действиях,
составляющих умения учиться: навыках решения
творческих задач и навыка поиска, анализа и
интерпретации информации
;
-
о формировании у детей мотивации к
обучению, саморазвитию, самопознанию.
К логическим универсальным действиям
относятся:
•
Анализ объектов с целью выделения существенных
признаков
К логическим универсальным
действиям относятся:
•
Синтез – составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание , с восполнением
недостающих компонентов
К логическим универсальным
действиям относятся:
•
Сравнение
В ходе обучения приему дети
овладевают следующими
умениями:
а) выделение признаков;
б) установление общих
признаков;
в) выделение основания для
сравнения;
г) сопоставление по данному
основанию.
К логическим универсальным действиям
относятся:
•
Обобщение
Умения необходимые для
овладения этого приёма:
•
Относить конкретный
объект к заданному
классу.
•
Группировать объекты на
основе самостоятельно
найденных общих
признаков.
К логическим универсальным
действиям относятся:
•
Классификация -
•
мысленное
распределение
предметов на классы в
соответствии с наиболее
существенными
признаками
К логическим универсальным
действиям относятся:
•
Закономерность –
•
умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять
эти признаки с обобщенными признаками объектов
второго ряда.
•
2, А, 4, Б, 6, В, … , …, …, … .
8
Г
10 Д
Причины, способствующие необходимости развития
логического мышления у детей младшего школьного
возраста
•
появились новые учебники, требующие активной мыслительной
деятельности для усвоения их содержания,
•
учащиеся начальных классов принимают активное участие в
различного уровня интеллектуальных конкурсах, в основе
которых необходимо не только знание предмета, но и умение
нестандартно мыслить, значит необходимо усилить логическую
подготовку учеников младших классов;
•
изменения парадигмы образования, связанные с достижением
нового образовательного стандарта: всестороннее развитие
личности обеспечивается единством нравственного,
умственного, эстетического и физического воспитания.
Умственное воспитание выступает как формирование у детей
интеллектуальных умений, в состав которых входят логические
приёмы мышления.
Основные задачи логического
развития у детей
•
воспитать умение самостоятельно применять доступные
способы познания (сравнение, измерение,
классификацию и др.) с целью освоения зависимостей
между предметами, числами;
•
строить простые высказывания о сущности выполненного
действия;
•
находить нужный способ выполнения задания, ведущий к
результату наиболее экономным путем;
•
активно включаться в коллективную игру, предлагать
нестандартные способы решения игровых задач;
•
свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр,
творческих задач и способов их решения.
Задания, направленные на
развитие логического мышления:
•
Задачи-шутки
•
Задачи с геометрическим
•
содержанием
•
Математические игры
•
Кроссворды и ребусы
Задачи шутки
Ты да я, да мы с тобой. Сколько
нас всего?
ПРОВЕРКА
Задачи шутки
•
Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько
кошек во дворе?
•
Две девочки шли в парк, им повстречались ещё 5
подруг. Сколько всего девочек шли в парк?
•
Собачка, когда она «служит», весит
3килограмма. Сколько она будет весить, если
встанет на все лапы?
Математические игры
•
Игра «Назови число».
•
Играющие становятся в круг, учитель с мячом в
руках - внутри круга. Он бросает мяч то одному,
то другому участнику игры, а те возвращают его
обратно, бросая мяч учителю. Учитель называет
какое-либо число, например, 7. Играющий
должен быстро назвать «соседние» числа - 6 и 8,
причем сначала назвать меньшее, а потом
большее число. Кто ошибается, тот выходит.
Итак, остается один игрок - победитель.
Математические игры
Математические игры
Запишите в строчку только первую букву ответа.
•
Полевой цветок народный, для гадания пригодный.
•
Домашний бассейн для рыб.
•
Куколка-неваляшка, по-другому…
•
Зимой и летом одним цветом.
•
У Буратино длинный …..
•
Все мы ночью видим….
•
Инструмент дровосека.
•
Синий полевой цветок, имя мальчика.
•
Доктор птичек и зверей, лечит маленьких детей.
Р
А
В
Е
Н
С
Т
В
А
Математические игры
Найди лишнее
Задачи
с геометрическим содержанием
Задачи с геометрическим
содержанием
Задачи
с геометрическим содержанием
Проведите два
отрезка так, чтобы
получилось восемь
одинаковых
треугольников
Задачи
с геометрическим содержанием
Проведите одну линию так, чтобы получилось
девять треугольников
Ребусы
Головоломки
«Путалки гнома»
•
Как всегда, Путалка одну из цифр записал
неверно. Исправьте ошибку.
Развитие логического мышления
Расширяет
математический
кругозор младших
школьников
Позволяет уверенно
ориентироваться в
простейших
закономерностях
окружающей
действительности
Активнее использовать
математические знания в
повседневной жизни
Используемая литература:
.
1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры
с элементами логики" для первых классов начальной
школы. // Психологическое обозрение.
2. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического
мышления детей. Ярославль: "Академия развития"
3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших
школьников. М.: Просвещение, Владос
4. Липина И. Развитие логического мышления на уроках
математики // Начальная школа.
5. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи.
Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик",