Автор: Алибеков Самат Азаматович
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: филиал ГБПОУ ЗАПК с.Ургаза
Населённый пункт: с. Ургаза
Наименование материала: Методическая разработка по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов
Тема: Техническое обслуживание тракторов
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Зауральский агропромышленный колледж с. Ургаза
Методическая разработка по выполнению выпускной квалификационной
работы для студентов 4 курса филиала ГБПОУ ЗАПК с.Ургаза по
специальности.
35.02.16. Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования
Аналитические и технологические части ВКР.
с.Ургаза 2021
Рассмотрены
на
заседании
предметной
(цикловой)
комиссии
общепрофессиональных и специальных дисциплин
Протокол № ______ от «____» __________________ 2021 г.
Председатель _____________/Алибеков С.А./
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Зауральский агропромышленный колледж с. Ургаза
Разработчик:
1.
Алибеков С.А. преподаватель специальных дисциплин.
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС в
части подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. В ходе
выполнения дипломного проекта студенты колледжа должны использовать
свои теоретические и практические знания, полученные в процессе учебы.
Цели подготовки дипломной работы систематизация и закрепление
знаний выпускника по специальности при решении конкретных
профессиональных задач. развитие навыков ведения самостоятельной
работы по овладению методикой теоретических, практических
исследований.
Задачи дипломной работы: самостоятельно решать теоретические и
практические задачи в области переработки сельскохозяйственной
продукции и сырья. закрепить полученные в процессе обучения умения и
навыки
ПРИМЕР:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………….
1.1 Общая характеристика хозяйства………………………………..
1.2 Краткие сведения о хозяйстве……………………………………
1.3. Состав машинно-тракторного парка……………………………….
1.4. Анализ существующей технологии и организации технического
обслуживания МТП……………………………………………………………
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………..
2.1 Техническое обслуживание тормозной системы КамАЗ-55102….
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы к производству продуктов сельского хозяйства
увеличивается спрос со стороны государства, оно заинтересовано чтобы на
прилавках оказались больше товаров Российского производства. ведь не
секрет, что товары зарубежного производства произведены с применением
многих вредных компонентов, которые отрицательно влияют на здоровье
людей. У нас в Зауралье тоже существуют специальные программы для
развития сельскохозяйственного сектора экономики, это и гранты, субсидии.
Для ВКР выбран ООО «Юрта», которая находится на территории
Зилаирского сельского совета. Основные цели:
произвести планирование и организацию технического обслуживания
тракторов в условиях общества с ограниченной ответственностью «Юрта»
Баймакского района.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Краткие сведения о хозяйстве
ООО «Юрта»
расположено в степной зоне юго-восточной части
республики Башкортостан, на территории Баймакского района в с.Ургаза, в
44
км
от
районного
центра
г.Баймак,
в
50
км
от
ближайшей
железнодорожной станции в г.Сибай,и в 500 км от г. Уфа – республиканского
центра. Удаленность от рынков сбыта и баз снабжения небольшая, т.к.
основная продукция реализуется в г.Баймак и в г.Сибай, там же можно
приобрести необходимые запасные части и, горюче-смазочные материалы.
Основная продукция товарного зерна в сдаётся на элеватор г.Сибай.
По территории хозяйства рядом проходит шоссейная трасса, с асфальтовым
покрытием ( Сибай-Акьяр) хозяйственные дороги в основном грунтовые (по
производственным объектам).
1.2. Общие сведения о хозяйстве
Таблица 1
№
п/п
Содержание основных сведений
о (хозяйстве)
1.
Наименование
ООО «Юрта» Баймакского района
2.
Место расположения
Баймакский район с.Ургаза
3.
Производственное направление
Растениводство
4.
Расположение хозяйства (км) от
5.
Районного центра
44 км
6.
Пункты сбыта продукции
Предприятия переработки с/х
продукции г.Сибай
г.Магнитогорск
50км
160км
7.
ж/д станции
50км
8.
Тип дорог. Твердое покрытие
асфальт. Состояние
Удовлетворительное
По данным таблицы видно, что хозяйство находится в удобном
месторасположении. Так как пункты сбыта продукции находятся рядом,
поэтому
не
требуется
перевозить
зерно
на
далекие
расстояния,
минимальные затраты на транспортные расходы.
Структура посевных площадей
Таблица 2
Вид угодий
Площадь га
Структура %
1
2
3
Всего
земельных участков
800
100
Пашня
700
90
Сенокосы
100
10
Исходя из данных таблицы, наблюдается, что посевные площади
позволяют
выполнить
весь
комплекс
сельскохозяйственных
работ.
Хозяйство обладает всеми видами сельскохозяйственного оборудования,
которая позволяет в агротехнические сроки провести полевые работы.
Наличие земли 01.01.2017
Та
блица 3
Наименование
В собственности и в аренде, га
2016
2017
Всего земли
В
том
числе
сельхозугодий
Из них пашня
700
700
Пшеница твердая
300
300
Пшеница мягкая
300
300
ячмень
100
100
Как видно из таблицы, хозяйство специализируется в основном на
производстве продукции растениеводства, некоторые хозяйства района
имеют меньше площадей.
Основные экономические показатели
Таблица 4
Показатели
Годы
2015
2016
2017
Валовая продукция
в тыс.руб.
5450
8970
11340
Денежная
выручка
от
реализации
с.-х.
продукции, тыс.руб.
6579
9870
13500
Прибыль
от
реализации
с.-х.
продукции, тыс.руб.
3200
4560
6500
Площадь
с.-х.
угодий, га
980
1230
1300
в т.ч. пашни, га
870
1100
1140
Среднегодовая
стоимость
производствен-ных
основных
средств,
тыс.руб.
13456
14340
14670
Среднегодовое
количество работников,
чел.
в т.ч. занятых в с.-х.
производстве, чел.
4
5
7
Как видно из таблицы, экономические показатели в последние годы,
улучшаются. Это связано с благоприятными погодными условиями, с
увеличением инвестиций в сельское хозяйство, также с применением
интенсивных технологий.
1.3 Состав машинно-тракторного парка
Таб
лица 5
Наименова
ние машин
марка
Кол
ичество
машин в
различн
ых ед.
Среднегодовая
наработка
на
единицу машины
План за
2017
год
Факт за
2017 год
1
2
3
4
5
Тракторы
МТЗ-80
1
118
0
110
0
МТЗ-82.1
1
125
0
120
0
К-701
1
980
900
К-700A
1
900
800
Комбайн
СК-5 «Нива»
1
500
450
Енисей-1200
НР
1
700
700
Агромаш-3000
1
Пробег
на
один
автомобиль за год, км
Автомобили
КамАЗ-55102
1
110000
95700
Плуги
ПН-8-35
1
Сеялки
СЗС-2,1
11
По таблице мы видим, что машинотракторный парк в основном
состоит из старых марок, но есть, и приобретения.
По
данной
таблице
видно,
что
в
машинно-тракторном
парке
сельскохозяйственной техники очень мало. Я считаю, что нужно закупить
новые трактора и оборудования. Если в ООО появятся новые тракторы и
оборудования, это значит, что затрат станет меньше на запчасти. Применение
новой техники намного уменьшит затраты на топливо и время. Новые сеялки
на полях позволят за короткое время без поломок равномерно распределить
семена. В нынешнее время предприятие не имеет такой возможности
приобрести новую технику, из-за этого приходится арендовать.
1.4. Анализ существующей технологии и организации технического
обслуживания МТП.
В данном хозяйстве нет пункта технического обслуживания
тракторов, все обслуживания проводятся в полевых условиях, в связи с
этим ухудшается качество работы. Поэтому сложные операции приходится
выполнять в условиях в мастерской Зилаирского участка ГУСП МТС
«Зауралье-Агро» РБ, а это связано с лишними расходами денежных
средств. Чтобы добиться своевременного качественного проведения
периодического
технического
обслуживания
тракторов,
комбайнов,
сельскохозяйственных
машин
нужно
построить пункт
технического
обслуживания. Отдельного здания, которая подошла бы под ПТО в ООО
«ЮРТА» нет, поэтому я предлагаю построить пункт технического
обслуживания тракторов.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Техническое обслуживание тормозной системы КамАЗ-55102
При ТО-1 отрегулировать ход штоков тормозных камер с помощью
Ключа 10*12, линейки. Ход штоков должен быть не более 40 мм. При ТО-2
Проверить: Работоспособность тормозной системы манометрами по
контрольным выводам на стенде. –контрольные лампы на щитке приборов
должны погаснуть при давлении 4,5...5,5кгс/см²; - регулятор давления должен
срабатывать при давлении 6,2...7,5кгс/см²; - при нажатии на педаль тормоза
давление должно снизиться не более, чем на 0,5кгс/см². Шплинтовку пальцев
штоков тормозных камер. Отсутствие шплинтов не допускается. Закрепить
тормозные камеры и кронштейны тормозных камер. Момент затяжки гаек
крепления передних тормозных камер 14...16кгс ۰ м; момент затяжки гаек
крепления задних тормозных камер 18...22кгс ۰ м; момент затяжки гаек
болтов крепления кронштейнов 7,5...10кгс ۰ м. Обслуживание заключается в
осмотре, очистке механизмов и проверке креплений, а также в регулировке
зазоров между колодками и барабаном. При осмотре тормозных механизмов
необходимо проверить следующее.
Тормозной кран. Обслуживание двухсекционного тормозного крана
заключается в его периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке
герметичности и работы. Необходимо следить за состоянием защитного
резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как при
попадании грязи на рычажную систему и трущиеся поверхности тормозной
кран выходит из строя. Герметичность тормозного крана проверяют с
помощью мыльной эмульсии в двух положениях: в заторможенном и
расторможенном. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного
крана при этих положениях1 свидетельствует о том, что в одной из секций
либо пару» шилась герметичность впускного клапана, либо вышел из строя
выпускной клапан. Кран с такими дефектами необходимо заменить.
Разность давлении в секциях крана может составлять до 25 кгс/см2.
Обслуживание привода тормозного крана заключает в периодическом
осмотре, очистке и смазке шарнирных соединений. Следует проверить
состояние защитного чехла (он не должен иметь разрывов) и убедиться в том,
что он плотно прилегает к корпусу тормозного крана по всему периметру.
Необходимо следить за состоянием кронштейном, а также тяг и рычагов,
связывающих тормозную педаль с тормозным краном, периодически
очищать их от грязи и посторонних предметов (веток, проволоки и т. д.).
Полностью нажатая педаль тормоза не должна доводить до пола на 10—30
мм. Полный ход ее должен быть в пределах 100—130 мм, а свободный 20—
30 м. В случае необходимости следует отрегулировать ход педали тормоза,
изменяя с помощью регулировочном вилки длину тяги, соединяющей педаль
с первым промежуточным рычагом привода. Если по каким-либо причинам
разбирался привод тормозного крана, то при сборке надо добиться
совмещения нижнего отверстия промежуточного рычага с осью
опрокидывания кабины. Затем, изменяя длину тяги, идущей от педали к
переднему рычагу, установить педаль в требуемое положение по отношению
к полу кабины.
Регулятор тормозных сил. Обслуживание регулятора тормозных сил
заключается в осмотре его крепления, в проверке состояния тяги упругого
элемента и рычаги регулятора, в очистке от грязи и посторонних предметов..
Если мосты задней тележки тягача снимались для ремонта или замены, то
при последующем их монтаже необходимо отрегулировать длину рычага
регулятора. Эту операцию должен выполнять квалифицированный
специалист. Тормозные камеры. Обслуживание тормозных камер
заключается в проверке их крепления к кронштейну и герметичности. Для
проверки герметичности надо нажать на педаль тормоза, наполнить камеры
сжатым воздухом, покрыть мыльной эмульсией стягивающий хомут,
отверстие в корпусе и место присоединения трубопровода в камере. Утечку
обнаруживают по образованию мыльных пузырей. Ее устраняют
подтягиванием болтов хомута. Если при подтягивании болтов утечка не
устраняется, необходимо сменить диафрагму камеры. Срок службы
диафрагмы тормозных камер 2 года, по истечении этого срока диафрагму
надо заменить.
Цилиндры с пружинными энергоаккумуляторами. Обслуживание
цилиндров с пружинными энергоаккумуляторами заключается в
периодическом осмотре и очистке от грязи, а также в проверке их
герметичности и работы. Проверять герметичность этих камер следует при
наличии сжатого воздуха в контурах приводов стояночного тормоза и
рабочего тормоза задней тележки автомобиля. При этом необходимо
выключить стояночный тормоз — цилиндры энергоаккумуляторов
наполняются сжатым воздухом. Если воздух утекает через дренажное
отверстие или из-под винта устройства для механического растормаживания,
то неисправно уплотнение поршня энергоаккумулятора, а если через входной
штуцер диафрагменной тормозной камеры — нижнее уплотнение толкателя.
Утечку воздуха из-под фланца крепления цилиндра следует устранить
подтягиванием болтовых соединений. Если этим приемом не удастся
ликвидировать неисправность, то тормозные камеры следует заменить. Для
проверки герметичности диафрагменных тормозных камер следует нажать на
педаль рабочего тормоза. Если воздух будет выходить через входной штуцер
цилиндра энергоаккумулятора, неисправно нижнее уплотнение толкателя.
При выходе воздуха из-под хомута следует обстучать его молотком и
подтянуть болты крепления хомута. Если не герметичность не устраняется,
следует сменить диафрагму. Диафрагму также следует заменить при утечке
воздуха через отверстия в корпусе камеры. Срок службы диафрагмы 2 года,
по истечении его диафрагму следует заменить. Разбирать, осматривать,
чистить и смазывать детали цилиндра с пружинным энергоаккумулятором
должен квалифицированный механик только в условиях мастерской на
специальном приспособлении с соблюдением мер безопасности.
Соединительные головки. Обслуживание соединительных головок
заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи и проверке
герметичности соединения головок автомобиля и прицепа. Проверку
герметичности следует проводить при сцепке автомобиля с прицепом,
последовательно в заторможенном и в расторможенном положениях.
Эксплуатация автомобилей с негерметичными соединениями тормозных
магистралей запрещается. Для устранения негерметичности в
соединительных головках необходимо заменить уплотнительные кольца или
соединительные головки в сборе. При эксплуатации автомобиля без прицепа
нужно соединительные головки закрыть крышками, защищающими их от
попадания грязи, снега, влаги. Проверка работоспособности
пневматического тормозного привода заключается в определении выходных
параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных
манометров и штатных приборов, размещенных в кабине водителя
(двухстрелочный манометр и блок контрольных ламп тормозной системы).
Контрольные манометры устанавливают на клапанах контрольного
вывода, имеющихся во всех контурах пневмопривода, и соединительных
головках — типа «Палм» питающей (аварийной) и тормозной магистралей
двухпроводного привода и типа А соединительной магистрали
однопроводного привода тормозов прицепа. Клапаны контрольного вывода
смонтированы: на клапане ограничения давления — контура привода
тормозных механизмов колес передней оси; на левом лонжероне рамы в зоне
заднего моста — контура привода тормозных механизмов колес среднего и
заднего мостов; на правом лонжероне рамы в зоне заднего моста и
воздушном баллоне — контура привода механизмов стояночного и запасного
тормозов; в воздушном баллоне — контура привода механизма
вспомогательного тормоза и питания потребителей сжатого воздуха.
Перед проверкой работоспособности пневматического тормозного
привода следует устранить утечки сжатого воздуха из пневмосистемы.
Последовательность проверки.
1. Пустив двигатель, заполнить иневматическую систему воздухом (до
срабатывания регулятора давления). При этом давление во всех контурах
тормозного привода и соединительной головке (типа «Палм») питающей
магистрали двухпроводного привода тормозов прицепа должно находиться в
пределах 6,2—7,5 кгс/см2, а в соединительной головке (типа А)
однопроводного привода 4,8—5,3 кгс/см2. Сигнальные лампы блока
контрольных ламп тормозной си-, стемы должны погаснуть при достижении
давления в контурах 4,5—5,5 кгс/см2. Одновременно прекращает работу
шумовой сигнализатор (зуммер).
2.Нажать полностью педаль привода рабочих тормозов. Давление по
двухстрелочному манометру в кабине водителя должно резко снизиться, но
не более чем на 0,5 кгс/см2. При этом давление в клапане контрольного
вывода контура привода тормозных механизмов колес передней оси должно
быть равно показанию верхней шкалы двухстрелочного манометра в кабине
водителя. Давление в клапане контрольного вывода контура привода
тормозных механизмов колес среднего и заднего мостов должно быть не
менее 2,5 кгс/см2 (для незагруженного автомобиля). Поднять вверх
вертикальную тягу привода регулятора тормозных сил на величину прогиба
подвески под нагрузкой (40 мм для автомобилей мод. 5320) Давление в
тормозных камерах должно быть равным показанию нижней шкалы
двухстрелочного манометра, а в соединительной головке тормозной
магистрали двухпроводного привода 6,2 —7,5 кгс/см2; в соединительной
головке 36 соединительной магистрали —упасть до 0.
3. Рукоятку привода крана стояночного тормоза установить в переднее
фиксированное положение. Давление в клапане контрольного вывода
контура привода механизмов стояночного и запасного тормозов должно быть
равным давлению в воздушном баллоне стояночного и запасного контура и
находиться в пределах 6,2—7,5 кгс/см2, давление в соединительной головке
35 тормозной магистрали двухпроводного привода — равным 0, в
соединительной головке 36 — от 4,8 до 5,3 кгс/см2.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Водолазов М.К. Курсовое и дипломное проектирование по
механизации сельского хозяйства. - М.: Агропромиздат, 1991.
2.
Ленский
А.В.
Система
технического
обслуживания
машинно-тракторного парка.-М: Россельхозиздат,1982
3.
Бобриков Ф.А. Курсовое и дипломное проектироваине. –М:
Колос,1975
4.
Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика. – М.:
Высшая школа, 2001.
5.
Ульман И.Е. и др. Техническое обслуживание и ремонт
машин.- М.: Агропромиздат, 1990.
6.
Устюгов И.И. Детали машин. – М.: Высшая школа, 1981.