Напоминание

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


Авторы: Кладова Ольга Николаевна, Галущак Татьяна Вячеславовна
Должность: директор,учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п.Дубовое"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Раздел: начальное образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

КЛАДОВА О.Н.

директор, МОУ «Начальная школа п. Дубовое», Россия, п. Дубовое

ГАЛУЩАК Т.В..

учитель-дефектолог, МОУ «Начальная школа п. Дубовое», Россия, п.

Дубовое

В

настоящее

время

в

современном

мире инклюзивное

образование развивается с интенсивной скоростью. В обычной среде сегодня

оказываются дети не только с нарушениями слуха, зрения, опорно-

двигательной системы, но и дети, у которых практически не было

возможности

адаптироваться

к

условиям

обычной

жизни-

это

дети

с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Присоединение

России

к

конвенции

ООН

о

правах

инвалидов,

государства-участники

которой

развивают инклюзивное

образование,

привело

и

к преобразованию

российского

образования

в

Инклюзивное (включенное) образование.

Инклюзивное (включенное) образование –это

процесс

совместного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями

здоровья с детьми нормальным развитием, в ходе которого у них есть

возможность достигать наиболее высокого прогресса в социальном развитии.

Основой

системы

психолого-педагогической

помощи

лицам

с

ограниченными

возможностями

здоровья (ОВЗ)

должны

быть

именно

социальная

реабилитация

и

адаптация.

Данный

подход

позволяет

нам рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как

конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и

эффективного вхождения ребенка или подростка в социальный мир.

Одним из важнейших принципов инклюзивного образования является

предоставление права ребенку с ограниченными возможностями здоровья на

получение инклюзивного образования по месту жительства, а родителям на

выбор образовательного учреждения для своих детей.

В одну из категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья

входят дети с расстройствами аутистического спектра.

Расстройство аутистического спектра (РАС) —это нарушение нервного

развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, а

также ограниченными, повторяющимися моделями поведения.

В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения

(искажения)

психического

развития

выделяется четыре

группы

детей,

различающихся целостными системными характеристиками поведения:

характером

избирательности

во

взаимодействии

с

окружающим,

возможностями произвольной организации поведения и деятельности,

возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции,

уровнем психоречевого развития.

Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в

контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они

практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни

невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется

как отрешенность

от

происходящего. В

зависимости

от

уровня

интеллектуального развития обучающиеся этой группы могут осваивать

варианты 8.3 или 8.4. образовательной программы.

Вторая группа.

Дети имеют лишь самые простые формы активного

контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе

речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в

окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном

негативизме (отвержении).

Третья группа.

Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы

контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие

программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к

меняющимся обстоятельствам, и стереотипные увлечения. Это создаёт

экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами,

их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными

интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.

Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень

сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и

перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания,

сосредоточения

на

речевой

инструкции,

ее

полного

понимания.

Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии.

В нашей области вместе с фондом содействия решению проблем

аутизма «Каждый особенный» и Белгородской

региональной общественной

организацией помощи людям с расстройствами аутистического спектра и

другими ментальными нарушениями «Мир без границ» реализуется проект

по созданию

и внедрению

системы

образования,

социализации

и комплексного

сопровождения

детей

с РАС,

и их

семей.

Одно

из направлений проекта – создание ресурсных классов и ресурсных групп

для обучения детей с РАС в инклюзивной образовательной среде.

С 1 сентября 2020 года на базе нашего учреждения открылся

ресурсный

класс для детей с РАС. В ресурсный класс зачислены шесть обучающихся с

РАС, прошедших обследование на ТПМПК, которым рекомендовано

обучение в ресурсном классе в условиях инклюзии по программе АООП

НОО для детей с ОВЗ (РАС), варианты 8.1.,8.2,8.3,8.4, в сопровождении

тьютора, с последующим выходом в регулярный (общеобразовательный

класс).

Отличительной особенностью организации образовательного процесса по

данной форме обучения является обучение ребенка на начальном этапе в

ресурсной зоне с целью формирования учебного поведения и устранения

нежелательного поведения, а также формирование дефицитарных навыков, с

последующим выводом ребенка в регулярный класс.

Инклюзия для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том

числе и для детей с аутистическими расстройствами, должна осуществляться

с помощью сотрудничества многих специалистов: учителей, психологов,

дефектологов, логопедов, тьюторов, кураторов, супервизоров, а также

родителей и даже учеников, обучающихся в классе вместе с аутичным

ребенком. Доказано, что дополнительный стимул для социального развития

аутистическому ребенку дает совместное его обучение со сверстниками. Их

совместная деятельность должна быть специальным образом организована и

происходить при поддержке взрослого, так как дети с РАС испытывают

затруднения в имитации, повторении какого-то действия по наблюдению,

чтобы в итоге социальный навык формировался.

Таким образом основной целью образовательного учреждения, перед

которым в рамках инклюзии стоит задача обучения детей с РАС, является

создание специальных условий для развития, социализации и усвоения

учебной программы каждым обучающимся ребенком. Реализация программы

инклюзии для аутичного ребенка является сложным, но перспективным

процессом всестороннего развития, так как интеграция детей с аутизмом в

массовую общеобразовательную систему в школьном возрасте может оказать

значительное влияние на улучшение навыков социализации, повышение

уровня речевых и коммуникативных навыков, а также интеллектуального

уровня.



В раздел образования