Авторы: Кладова Ольга Николаевна, Галущак Татьяна Вячеславовна
Должность: директор,учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п.Дубовое"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Раздел: начальное образование
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
КЛАДОВА О.Н.
директор, МОУ «Начальная школа п. Дубовое», Россия, п. Дубовое
ГАЛУЩАК Т.В..
учитель-дефектолог, МОУ «Начальная школа п. Дубовое», Россия, п.
Дубовое
В
настоящее
время
в
современном
мире инклюзивное
образование развивается с интенсивной скоростью. В обычной среде сегодня
оказываются дети не только с нарушениями слуха, зрения, опорно-
двигательной системы, но и дети, у которых практически не было
возможности
адаптироваться
к
условиям
обычной
жизни-
это
дети
с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Присоединение
России
к
конвенции
ООН
о
правах
инвалидов,
государства-участники
которой
развивают инклюзивное
образование,
привело
и
к преобразованию
российского
образования
в
Инклюзивное (включенное) образование.
Инклюзивное (включенное) образование –это
процесс
совместного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями
здоровья с детьми нормальным развитием, в ходе которого у них есть
возможность достигать наиболее высокого прогресса в социальном развитии.
Основой
системы
психолого-педагогической
помощи
лицам
с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ)
должны
быть
именно
социальная
реабилитация
и
адаптация.
Данный
подход
позволяет
нам рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как
конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и
эффективного вхождения ребенка или подростка в социальный мир.
Одним из важнейших принципов инклюзивного образования является
предоставление права ребенку с ограниченными возможностями здоровья на
получение инклюзивного образования по месту жительства, а родителям на
выбор образовательного учреждения для своих детей.
В одну из категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
входят дети с расстройствами аутистического спектра.
Расстройство аутистического спектра (РАС) —это нарушение нервного
развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, а
также ограниченными, повторяющимися моделями поведения.
В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения
(искажения)
психического
развития
выделяется четыре
группы
детей,
различающихся целостными системными характеристиками поведения:
характером
избирательности
во
взаимодействии
с
окружающим,
возможностями произвольной организации поведения и деятельности,
возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции,
уровнем психоречевого развития.
Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в
контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они
практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни
невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется
как отрешенность
от
происходящего. В
зависимости
от
уровня
интеллектуального развития обучающиеся этой группы могут осваивать
варианты 8.3 или 8.4. образовательной программы.
Вторая группа.
Дети имеют лишь самые простые формы активного
контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе
речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в
окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном
негативизме (отвержении).
Третья группа.
Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы
контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие
программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к
меняющимся обстоятельствам, и стереотипные увлечения. Это создаёт
экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами,
их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными
интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.
Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень
сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и
перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания,
сосредоточения
на
речевой
инструкции,
ее
полного
понимания.
Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии.
В нашей области вместе с фондом содействия решению проблем
аутизма «Каждый особенный» и Белгородской
региональной общественной
организацией помощи людям с расстройствами аутистического спектра и
другими ментальными нарушениями «Мир без границ» реализуется проект
по созданию
и внедрению
системы
образования,
социализации
и комплексного
сопровождения
детей
с РАС,
и их
семей.
Одно
из направлений проекта – создание ресурсных классов и ресурсных групп
для обучения детей с РАС в инклюзивной образовательной среде.
С 1 сентября 2020 года на базе нашего учреждения открылся
ресурсный
класс для детей с РАС. В ресурсный класс зачислены шесть обучающихся с
РАС, прошедших обследование на ТПМПК, которым рекомендовано
обучение в ресурсном классе в условиях инклюзии по программе АООП
НОО для детей с ОВЗ (РАС), варианты 8.1.,8.2,8.3,8.4, в сопровождении
тьютора, с последующим выходом в регулярный (общеобразовательный
класс).
Отличительной особенностью организации образовательного процесса по
данной форме обучения является обучение ребенка на начальном этапе в
ресурсной зоне с целью формирования учебного поведения и устранения
нежелательного поведения, а также формирование дефицитарных навыков, с
последующим выводом ребенка в регулярный класс.
Инклюзия для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе и для детей с аутистическими расстройствами, должна осуществляться
с помощью сотрудничества многих специалистов: учителей, психологов,
дефектологов, логопедов, тьюторов, кураторов, супервизоров, а также
родителей и даже учеников, обучающихся в классе вместе с аутичным
ребенком. Доказано, что дополнительный стимул для социального развития
аутистическому ребенку дает совместное его обучение со сверстниками. Их
совместная деятельность должна быть специальным образом организована и
происходить при поддержке взрослого, так как дети с РАС испытывают
затруднения в имитации, повторении какого-то действия по наблюдению,
чтобы в итоге социальный навык формировался.
Таким образом основной целью образовательного учреждения, перед
которым в рамках инклюзии стоит задача обучения детей с РАС, является
создание специальных условий для развития, социализации и усвоения
учебной программы каждым обучающимся ребенком. Реализация программы
инклюзии для аутичного ребенка является сложным, но перспективным
процессом всестороннего развития, так как интеграция детей с аутизмом в
массовую общеобразовательную систему в школьном возрасте может оказать
значительное влияние на улучшение навыков социализации, повышение
уровня речевых и коммуникативных навыков, а также интеллектуального
уровня.