Автор: Самусенко Игорь Михайлович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: Научная статья
Тема: Эвристические игры как средство развития профессионально значимых качеств обучающихся на уроках гуманитарных дисциплин
Раздел: среднее профессиональное
Эвристические игры как средство развития профессионально значимых качеств
обучающихся на уроках гуманитарных дисциплин
Самусенко Игорь Михайлович
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Армавирский медицинский колледж»
Актуальность проблематики оптимизации интеллектуального развития и его форм
определяется возрастающей ролью интеллектуальной деятельности в информационном
обществе. Современное общество нуждается в активной и инициативной личности,
умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно
реагировать
на
ситуацию.
Это
требует
переориентации
задач
образования
на
необходимость не только сформировать навыки и развить умения, но и научить творчески
пользоваться ими, формируя профессионально значимые качества. Одним из путей
активизации педагогической деятельности по формированию интеллектальной культуры
личности может быть, на мой взгляд, эвристическая игровая деятельность.
В обобщенном виде педагогический аспект игры попал в фокус внимания
исследователей достаточно давно. К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А.
Сухомлинский в своих концепциях раскрыли дидактические возможности игры для
решения задач обучения и воспитания. Явление игры занимало особое место в
исследованиях представителей советской психологической школы: Л. С. Выготского, А.
Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина.
Проблема использования
интеллектуальных игр в учебно-воспитательном процессе в последнее время дважды
становилась объектом рассмотрения в диссертационных исследованиях. В диссертации Г.
В. Жаркова 2000 г. «Хронотоп в структуре личности девиантных подростков» глава 4
посвящена
программе
коррекции
девиантного
поведения
подростков
средствами
интеллектуальных и творческих игр. В диссертации Б. Р. Мандель рассматриваются
проблемы
использования
интеллектуальных
игр
в
процессе
профессиональной
подготовки будущего специалиста социально-культурной сферы. Но вопросы теории
интеллектуальной игры, учебной игровой деятельности, возможностей использования
интеллектуальных
игр
в
развитии
профессионально
значимых
качеств
будущих
специалистов остаются мало разработанными.
Суть
рассматриваемой
проблемы
состоит
в
педагогическом
поиске
технологического инварианта интеллектуальных эвристических игр как одного из средств
изучения дисциплин общепрофессионального цикла. Педагогическое решение проблемы
позволит преодолеть противоречия между традиционными методиками подготовки
кадров
и
необходимостью
системной
разработки
новых
подходов
к
обучению,
включающих игровые технологии, ориентированные на развитие профессионально
значимых качеств обучающихся.
На основе анализа теоретической литературы и педагогической практики можно
предложить следующее определение эвристической интеллектуальной игры - это игра, в
которой
результат
достигается
за
счет диалектического
единства
мыслительных способностей
человека
и,
часто,
игрового
коллектива,
универсализирующего единство умственного, духовного и практико-ориентированного
отношения к миру.
Понятие «профессионально значимые качества будущего специалиста» объемно и
многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой
способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, навыками
творчества, т.е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его
темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. Так,
способность к коммуникации, умение строить отношения с людьми вполне вписывается в
представление о творческой деятельности.
Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология
учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества,
историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения
изменений и коррекции в концепцию образования, в ее содержательные компоненты,
перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования.
На наш взгляд, формирование достаточно реалистического взгляда будущего
специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах
должны закладываться еще в процессе обучения. К сожалению, нестандартные задачи,
требующие не заучивания формул, а размышлений, видения задачи в целом, анализа
ситуации, понимания, что дано и что требуется, практически исключены из российской
системы образования. Замена рассуждений, обоснований, аргументации ответами на
тесты, характерные для западной дидактической парадигмы, плохо согласуется с
требованиями
к
формированию
творческих
способностей,
творческих
интересов.
Творчество всегда подразумевает собственный критический подход и собственное
критическое осмысление наблюдаемых явлений, а также любой информации, в том числе
– информации учебной.
Э. Карпенко отмечает, что причина невысокого уровня развития творческого
мышления учащейся молодежи кроется во многом в системе образования и более того —
порождается ею. Необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических
ценностей, переход от концепции, которая ориентирована на человеческие потребности и
их удовлетворение, к другому пониманию, в основе которого лежит человеческое
развитие, а главная цель — самовыражение, раскрытие потенциальных возможностей и
творческих способностей личности. [1, С. 36] Главной ценностью образования должно
стать формирование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы
изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей
жизни. Для определения направлений построения процесса обучения, ставящего своей
целью активизацию и развитие творческого мышления обучающихся, необходимо
выделить основные принципы построения учебного процесса. При этом большинство
современных исследователей сходятся в утверждении, что «творческое мышление
является не исключительным, а относительно универсальным психическим феноменом».
[8, С. 74]
Активизации творческого мышление личности, значительно способствуют и
эвристические методы и принципы, позволяющие повысить степень мотивации и
эмоциональности
студентов,
активности
и
самостоятельности
их
как
субъектов
педагогического процесса: «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод
аналогий, метод инверсии, перехода на другой уровень решения задачи и др.
Развитие
творческого
потенциала
в
течение
периода
обучения
поможет
обучающимся прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в
самостоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии
интеллектуальных качеств – практическая работа, т.к. главный инструмент этого
воспитания – творческое действие. Для развития творчества полезно в различные курсы
вводить практические задания и упражнения на совершенствование мыслительной
деятельности
и
сознания.
Высокий
уровень
развития
тесно
связан
с
умением
концентрироваться
и
переключать
внимание
на
различные
потоки
информации.
Недостатки в управлении вниманием отрицательно влияют на процесс мышления. Многие
ученые и изобретатели свои достижения и успехи в науке связывают с умением
длительное время концентрировать внимание на научных проблемах и задачах. Без
умения управлять своим вниманием не может быть успешной работы нашего сознания,
нашего мышления. Внимание проявляется в определенных конкретных психических
ситуациях, имеющих для личности определенную значимость. [2]
Творческий процесс представляет собой особую форму качественного перехода от
известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой
деятельности.
В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и
креативности личности, Е. П. Торренсом было выделено следующее: наличие творческих
способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень
проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех
трех факторов. [6]
И. В. Сумбаев впервые в советской психологии выделил в психике человека
сознание и подсознание и определил роль подсознания в творческом процессе. Его точка
зрения относительно стадий творческого процесса перекликается с мнением П. К.
Энгельмейра и М. А. Блоха: 1) вдохновение (деятельность воображения, возникновение
идеи), 2) логическая обработка идеи, 3) выполнение творческого замысла. Помимо этого,
автор выделил следующие характеристики научного творчества: сосредоточенность
внимания на определенной теме, накопление и систематизация материала, обобщение и
получение выводов. Я. А. Пономарев в своих работах указал принципиальное отличие
человеческого мышления от мышления «машинного» и подчеркнул, что для решения
творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме».[6]
Д. Б. Богоявленская выделяет в качестве единицы исследования творчества
интеллектуальную активность; вводит понятия «креативной активности личности» как
определенной психологической структуры, присущей креативному типу личности.
Данный тип личности, по ее мнению, присущ всем новаторам, независимо от рода
деятельности. [5]
Существует распространенное мнение о том, что творческий потенциал человека
не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения
некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования
творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует
существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление
таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность
к проблемам, высокая потребность в интеллектуальном творчестве.
Психологами также был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих
развитию творческого мышления: ситуации незавершенности или открытости, в отличие
от жестко заданных и строго контролируемых; создание, разработка приемов и стратегий,
предметов
и
инструментов
для
последующей
деятельности;
стимулирование
ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях,
чувствах, обобщениях.
С.
А.
Кравченко
отмечает,
что
современное
общество
характеризуется
внедрением принципов
игры
в
прагматические
жизненные
стратегии.
Этот
процесс,
который Кравченко
называет
«играизацией»,
позволяет
индивидам
достаточно
эффективно
выполнять
основные
социальные
роли,
а
также
адаптироваться к неравновесности,
инновациям, жизни в условиях плюрализации
систем знаний, многомерности времени и пространства. [3]
Это означает, что игра сегодня затрагивает практически все сферы жизни
человека и общества.
Игра содержит в себе огромные возможности по развитию
личности студента и его подготовке к профессиональной деятельности. Разнообразные
игры позволяют развить мыслительные способности, лучше узнать себя, приобрести
новые знания, отработать межличностные взаимодействия. Игра характеризуется
высокой степенью напряженности и высокой значимостью для участников, высоким
интересом
и,
как
следствие,
высокой
степенью
переживания
участниками
происходящих в игре событий. Глубокое погружение в события позволяет участникам
игры лучше усвоить и отрефлексировать новые знания и навыки.
Большими прогрессивными возможностями по развитию личности обладают
командные эвристические интеллектуальные игры. Они предполагают использование
эрудиции, логики, интуиции, воображения.
Особенностью
командных
эристических
интеллектуальных
игр
являются
вопросы. В них сформировался особый тип вопроса, ориентированный не столько на
эрудицию, сколько на логику, фантазию, изобретательность. Для ответа на вопрос
требуются сообразительность, командные взаимодействия. Вопросы могут быть как
легкими, так и трудными, могут быть рассчитаны на разный уровень сообразительности
и эрудиции, что делает интеллектуальные игры потенциально интересными для людей с
различным уровнем знаний и развития интеллекта. При этом, в отличие от, например,
шахмат, интеллектуальным играм не нужно долго учиться, студент может начать
играть без какой бы то ни было предварительной подготовки.
Большая ценность интеллектуальных игр обусловлена использованием в них
реальных знаний из различных областей: от культуры и искусства до политики и
спорта. Таким образом, участвуя в интеллектуальной игре, студент повышает свой
культурный капитан, пополняет багаж знаний, а также получает дополнительный
стимул для самостоятельного приобретения знаний.
Участникам эвристических интеллектуальных игр приходится использовать
командные взаимодействия, мыслить и принимать решения в условиях острого
дефицита
времени.
Это
способствует
развитию
стрессоустойчивости,
навыков
общения, формированию коммуникативной и конфликтологической компетентности.
При использовании в образовательном процессе интеллектуальных игр достигается
важная образовательная задача – не просто сформировать у студентов навыки и развить
умения, а научить их творчески пользоваться ими, формируя профессионально значимые
компетенции: инициативность, умение принимать нестандартные решения, быстро
разбираться в проблемной ситуации и реагировать на неё.
Таким образом, практика использования эвристических интеллектуальных игр
реально отвечает современным требования к формированию будущего выпускника как не
просто обладателя набора знаний, но и творческой личности, а так же способствует росту
его культуры, органично сочетая образование и воспитание.
.
Список литературы
1.
Карпенко
Э.
Проблема
формирования
творческого
мышления
у
студентов
//Социология. 2007. №5.
2. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - СПб.: ПЕРСЭ,
2002.
3. Кравченко С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход:
монография. - М: МГИМО-Университет, 2006.
4. Креатив как территория прогресса. Сибирь XXI века: Монография под ред. О.А.
Карловой. - Красноярск, 2007.
5. Курейчик В.М., Лебедев Б.К., Лебедев О.К. Поисковая адаптация: теория и практика. -
М., 2006.
6. Пономарев А. Я. Психология творения. – Воронеж, 1999.
7. Спасибенко С.Г. От обыденного понимания социальной реальности к её
социологическому осмыслению. // Социально-гуманитарные знания. – 2010- № 4.
8. Чернецкая Н. И. Формирование творческого мышления как интегрального
психологического феномена// Человек и образование. 2014. №2.