Напоминание

"Формирование успешности обучения учащихся средствами современных педагогических технологий в рамках ФГОС НОО"


Автор: Масутова Римма Джумашевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 18 имени 28 Армии"
Населённый пункт: г.Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование успешности обучения учащихся средствами современных педагогических технологий в рамках ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование успешности обучения учащихся средствами

современных педагогических технологий в рамках ФГОС НОО

Р.Д. Масутова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени 28 Армии» Астрахань

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема организации учеб-

ного процесса, приобщения к сложной интеллектуальной деятельности

младших школьников. Особое внимание уделяется развитию

познавательных интересов. Статья посвящена актуальной на сегодняшний

день проблеме. Проблему актуализируют требования ФГОС для начальной

школы,

где активно используется речевые средства и средства

информационных и коммуникационных технологий для решения

коммуникативных и познавательных задач; использование различных

способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном

информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного

предмета; фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые

величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и

выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать

нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Обсуждается формирование развивающей образовательной среды,

современную систему контроля и оценки начального образования, роль

дополнительного образования и ИКТ технологий в обеспечении успешной

реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: начальное образование, педагогические технологии,

ФГОС, обучение, коллективный способ обучения, межпредметные связи.

Слова Б.Т. Лихачёва» Педагогические технологии - совокупность психолого-

педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку

форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она

есть организационно-методический инструментарий» - стали основным

правилом в работеучителя.

С приходом ребёнка в школу ведущим видом деятельности становится

учёба. Но как организовать учебный процесс и коллективный способ

обучения. Этот вопрос один из главных, волнующих современную

педагогическую общественность. Поэтому чтобы увлечь детей, приобщить к

сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с внедрения

в элементы урока современные технологические образования, чтобы потом,

когда интерес будет сформирован и удовольствие будет доставлять сам

процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам.

Работая с детьми, наблюдая, педагоги приходят к определённые выводу,

что учащиеся не всегда активно принимают участие в процессе обучения.

Дети в младшем школьном возрасте учебную деятельность осваивают не

всегда одинаково.

У них нет ещё необходимых умений и навыков, не у всех одинаково развиты

внимание, усидчивость, работоспособность. В современных условиях только

активная жизненная позиция, повышение профессиональной компетентности

педагогов в рамках введения ФГОС НОО, самообразование, чтение

методической литературы, посещение уроков учителей своей школы и

других школ, помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав

обучающихся – право на качественное образование.

Формировать устойчивый интерес к учению, снять напряжение, связанное

с изучением нового материала, развить познавательные процессы.

Создание непосредственности обучения детей новому сотрудничеству

развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает

усталость, позволяет удерживать внимание.

Современные педагогические технологии – это сложное, многогранное

явление. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре

современных технологий, идей, школ, направленных не тратить время на

известное. Требует также теоритической подготовки. Много времени

занимает подбор дидактического материала, пособий для проведения урока.

Проблему воспитания людей новой формации нужно решать в школе с

первых дней обучения. Условия демократизации дали учителю широкие

возможности для творчества: вносятся коррективы в учебные программы с

учётом индивидуальных особенностей учащихся и степени их

подготовленности. При проведении уроков искать оптимальные формы,

методы, приёмы обучения. Возникает при этом ситуация своеобразной

инграции внутри интеграции, эксперимента в эксперименте. Важнейшим

условием интеграции, близость содержания ведущих тем разных предметов,

их взаимосвязь, их изучение строится на взаимном переплетении элементов

разных знаний на каждом этапе урока. При этом высвободившееся время

необходимо использовать для развивающей деятельности учащихся.

Проведение интегративных уроков требует чёткости, продуманности и

логической взаимосвязи изучаемого материала программы, кроме того,

подключение некоторых способов организации и изучение учебного

материала. Вот к примеру, один из интегрированных уроков: урок чтения и

урок русского языка. Здесь сочетаются работа с пословицами, работа со

словарём, первичное чтение рассказа, беседа по впечатлениям от

прочитанного. Пословицы записываются в тетрадь по русскому языку,

подчёркивается глагол, объясняется правописание окончания глагола. При

повторном чтении проводятся: лексическая работа, выборочное чтение,

выразительное чтение, работа по тексту над грамматическим значением

слов, работа над основой мыслью рассказа (мини-сочинение).

Вот фрагмент интегрированного урока чтения и русского языка:

Чтение стихотворения учителем.

«Есть в осени первоначальной» звучит музыка (слайд)

Словарная работа с последующей записью в тетради.

Чтение 1 абзаца

Разбор и объяснение значения незнакомых слов? (слайд)

дивная, лучезарный, хрусталь

- Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его. (Воздух

прозрачный, чистый. Видно далеко-далеко. На небе нет ни облачка. )

- Хрустальный, это еще и - хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют

холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».

Работа со 2 абзацем

- Прочитайте второй абзац

- Объяснение и толкование слов серп, борозда, праздный (слайд)

- Прочитайте 3-й абзац

Словарная работа:

- Найдите устаревшие слова боле, лазурь (слайд)

В каком темпе нужно читать стихотворение? (Неторопливо, не спеша)

- С какой интонацией?(Торжественно, но не громко)

- Прочитаем хором

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно

сынтегрировать не только два, но и три, даже и четыре на одном и

нескольких уроках. Приведём пример урока. Природоведение «Дикие

животные» - 3 класс (1-4) можно сынтрегрировать с уроком труда по теме:

«Лепка диких животных» и уроком ИЗО-рисование с натуры чучела птиц. А

урок чтения, на котором изучается стихотворение Аксакова «Буран»

сынтегрирован с уроком русского языка по теме: «Правописание падежных

окончаний имён прилагательных» уроком музыки, используя «Времена года»

Чайковского, также с уроком ИЗО – рисованием пейзажа – зарисовок степи

во время и после бурана.

Выше изложенные задачи можно решить при помощи современных

технологий. Особо хотелось отметить: применение ИКТ на уроках в

начальных классах, помогает учителю по-новому организовать учебный

процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным. Как

показывает практика, без новых информационных технологий уже

невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием

ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы.

Для успешного осуществления учебной деятельности необходим

определённый уровень сформированный у учащихся механизмом

мышления памяти. Проведение интегрированных уроков в начальной школе

позволяет решать все воспитательные и учебные задачи. Они играют

огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе

младшего школьника.

В заключении отметим, что интеграция – средство интенсификации

урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно

новой ступени. Межпредметные связи можно использовать для дополнения,

подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.

Интеграция является источником нахождения новых факторов, которые

подтверждают, или углубляют определённые наблюдения, выводы учащихся

в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение

учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.



В раздел образования