Напоминание

Уроки в классе фортепиано ДМШ как основа развития музыкально-исполнительской культуры учащихся-пианистов


Автор: Латыпова Алина Аликовна
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская музыкальная школа" №3
Населённый пункт: города Альметьевска
Наименование материала: статья
Тема: Уроки в классе фортепиано ДМШ как основа развития музыкально-исполнительской культуры учащихся-пианистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Уроки в классе фортепиано ДМШ как основа развития музыкально-

исполнительской культуры учащихся-пианистов

Многокомпонентность состава исполнительской деятельности в школе определяет

отличие процесса обучения в классе основного музыкального инструмента. Если в

последней содержание обучения сконцентрировано на совершенствование концертно-

исполнительских качеств будущего музыканта, то инструментальное обучение в школе

имеет значительную психолого-педагогическую составляющую (способность не только

исполнять произведения, но и преподносить музыкальный материал школьной аудитории,

умение общаться с детьми, учитывая их возрастные особенности и др.).

Кроме этого, к числу осваиваемых в классе основного музыкального инструмента умений

и навыков относятся: владение методикой самостоятельной работы над произведениями,

различные виды творческой и ансамблевого музицирования, умение играть незнакомый

нотный текст «с листа».

Совершенствование инструментальной подготовки в условиях модернизации системы

образования обусловливает поиск эффективных путей обучения. За последние годы в

музыкальной педагогике высшей школы было сделано немало для обоснования

специфики фортепианной подготовки. Можно констатировать, что к настоящему времени

сложилась определенная система взглядов на формы и методы работы с учащимися в

индивидуальном инструментальном классе.

В исследованиях определены задачи развивающего обучения учащихся (Г. М. Цыпин),

освещены некоторые виды музыкально-познавательной деятельности и проблемы

оптимизации музыкального обучения (Г. А. Верхолаз, Из. С. Квасница, Г. Ф. Климеклис,

Г. Н. Падалка), вопросы развития музыкального мышления (Н. П. Антонец, Ж. М.

Упитанная, М. А. Зильберквит, Е. Ф. Карпова, Н. М. Перельштейн, Л. А. Рахимбаева, Г. В.

Яковлева, С. Л. Антонюк), активизации памяти, воли, воображения (в. И. Муцмахер),

формирование интеллектуальной активности (И. Н. Немыкина).

В своих работах, посвященных исполнительской деятельности, Л. Г. Арчажникова

существенное внимание уделяет инструментальной подготовки. Автор утверждает, что

«овладение

навыками

исполнительской

и

концертмейстерской

деятельности

детерминирована спецификой профессии педагога общеобразовательной школы» [2; 15].

Действительно, рассуждая об исполнительской функции учителя, следует подчеркнуть,

что имеется в виду не выполнения «вообще», а для детей (игра должна быть яркой,

образной, эмоциональной, в постоянном контакте с классом).

Особенности музицирования на уроке в музыкальной школе вызывают необходимость

находить

эмоциональный

контакт

с

детской

аудиторией

посредством

особой,

подчеркнуто-выразительной, «преувеличенной» манеры игры учителя, а также умение

фрагментарно исполнять музыкальные произведения или выполнять определенные их

части. Далее обратимся к мнению Д. Б. Кабалевского - талантливого автора и исполнителя

собственных фортепианных произведений.

Из всех умений, которые должны быть у учителя музыки, он выделял умение владеть

инструментом: «Любой механический запись должен быть только дополнением к живому

исполнению, а не заменой его.

Это очень важно, так как живое исполнение связано с большим эмоциональным

воздействием музыки на учащихся; кроме того, при живом исполнении учитель может

2

остановиться, повторить какое-либо место, обращая внимание на отдельные моменты

музыкальной выразительности и, наконец, играть учитель всегда должен на глазах

учеников с большим авторитетом, чем неиграющий» [3,с. 66].

Очевидно, что исполнительство – один из значимых компонентов профессионального

комплекса подготовки музыканта. Доступность звуковоспроизводящей аппаратуры и

широчайший выбор аудиозаписей объективно являются факторами, снижающими

исполнительская активность учителя музыки, формируя у него привычку заменять живое

исполнение воспроизведением записи.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью современной школы в

учителях музыки, способных «свободно» музицировать, то есть не зависеть от нотного

текста, с одной стороны, и существующей практикой профессиональной подготовки

специалистов данного профиля, способных исполнять только выученный текст, или,

которые ориентируются на воспроизведение музыки в звукозаписи. Выступая на уроке в

роли исполнителя, иллюстратора, аккомпаниатора, учитель музыки и внеклассной

музыкально-образовательной работе должен использовать свое умение играть на

музыкальном инструменте.

В исполнении музыкального произведения на фортепиано тончайшая и разнообразная

динамика

играет

решающую

роль.

Звуковые

образы,

возникающие

в

процессе

воспроизведения идей, мыслей и чувств, содержащихся в произведении, включаются в

музыкально-слуховые представления, которые формируются у исполнителя в процессе

работы. По мере технического овладения произведением, что помогает осмыслить его

содержание, эти музыкально-слуховые представления начинают приобретать более

конкретную и яркую звуковую форму. Окраска звучания, тонкое сочетание света и теней,

соотношение динамических оттенков, отвечающих замыслу произведения, осмысленность

фразировки, – вот что является решающим в определении музыкальности исполнения.

Музыкально-слуховые представления – понятие достаточно широкое. К ним можно

отнести представления звуковых образов в их комплексах и сочетаниях, объединяющих в

себе звуковысотные, ритмические и тембровые представления. Если они (музыкально-

слуховые представления) предваряют и формируют звучание, то полученное вслед за этим

правильное звучание совершенствует слуховые представления. Уметь «взять», например

первый звук музыкальной фразы – это значит представить себе не только его, но и весь

комплекс звуков, связанный с содержанием этой музыкальной мысли.

В использовании художественного звукоизвлечения для передачи мыслей и чувств,

заложенных даже в самой элементарной четырёх тактовой мелодии можно раскрыть связь

исполнительских навыков со слуховыми представлениями. Любой из этих навыков не

только связан с другими, но и обусловливает их. Так, верная аппликатура целиком и

полностью зависит не только от фразировки, но и от таких «технических» моментов, как

пластичность движений рук и «независимость» пальцев, как правильный перенос рук и их

координация и, конечно, от правильного звукоизвлечения.

Огромная активность музыкально-слуховых представлений требуется при применении

педали – этой «души» фортепиано. Особенности педали в том, что она не только

превращает быстро затухающий звук в продолжительный, но и окрашивает его, обогащает

за счёт гармонических призвуков, придаёт игре живое дыхание. Художественное

применение педали – многогранное искусство.

3

Всё дело в умении заранее представить себе необходимую окраску звука и вовремя и

соответствующим образом взять педаль. Навыки применения педали имеют огромное

художественно-воспитательное значение: воспитывается внимание (его произвольность и

умение распределить его в процессе исполнения), обостряется слух и отношение к звуку

становится более тонким.

Наиболее

важными

среди

исполнительских

навыков

пианиста

являются

навыки

звукоизвлечения. Известные пианисты-педагоги всегда придавали огромное значение

красоте звучания, его тембровому разнообразию. Воспитание тончайшего слухового

внимания к качеству звука и к фортепианным колоритам занимало исключительно

большое место в их педагогике. Пианист должен уметь «писать» фортепианным звуком,

как живописец – красками, извлекать не только тихие и громкие, но и тёмные, густые,

мрачные, глубокие, прозрачные, яркие, светлые звуки. Вопросы «палитры звучания» и так

называемого туше всегда занимали видное место в педагогической практике по обучению

игре на фортепиано.

Термин «туше» всегда обозначал красочность исполнения, тонкость нюансировки, живой

колорит звучания, соответствующие сущности исполняемого. В работе важно добиваться

певучести звука в противовес «ударности» фортепиано. « Не форсировать звук, не

«колотить», хотя фортепиано и ударный инструмент, а помнить, что рояль красиво звучит

только при бархатном туше» - говорила блестящая пианистка и выдающийся русский

педагог А.Н.Есипова.

Раскрывая особенности формирования фортепианных умений и навыков, мы имеем в виду

главным образом первоначальный период обучения. Этот период имеет решающее

значение для всего последующего продвижения учащихся. Нельзя строить фундамент для

дальнейшего музыкального обучения,

если в работе педагога не будет чёткой

направленности на создание глубокой связи процесса формирования исполнительских

навыков с задачами музыкального развития ученика.

Здесь очень важно уделить большое внимание развитию творческого восприятия

музыкальных образов, воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, воле к

преодолению трудностей, а главное - формированию сознательного отношения к

исполняемому и пониманию его эстетической сущности.

Особую роль в обучении игре на музыкальном инструменте играет взаимосвязь всех

исполнительских навыков, их «комплексность». Все они не только связаны между собой,

но и взаимодействуют друг на друга. Это первая черта игровых навыков. Первичные

технические навыки, неизбежно «повторяясь» в любой исполнительской ситуации (но

всегда в новом соотношении), совершенствуются в процессе работы и приобретают всё

более

очерченный

характер,

всё

большую

гибкость

и

художественную

целенаправленность. Это вторая и важнейшая черта исполнительских навыков. Третья их

особенность заключается в том, что они тесно связаны с характером звучания, служат ему,

способствуя тем самым наиболее верному воплощению художественных образов музыки

в процессе её исполнения.

Без звукового образа, без яркого и полного представления о конечном звуковом

результате не может быть художественного исполнения. При этом решающим является

умение тонко чувствовать и различать особенности исполнения, как бы внутренне их

слышать до того, как они будут воплощены в звучании. Эти представления связаны с

характером звучания, они формируются как представления, отражающие тембровые

4

звучания того или иного инструмента. Именно тембровые представления помогают

отбору соответствующих исполнительских приёмов и навыков.

Правильное

звукоизвлечение,

его

характер

и

окраска

органически

связаны

с

предварительным слуховым представлением о нём, певучесть звучания как первооснова

формирования фортепианных навыков обеспечит не только выразительность исполнения,

но и творческое развитие всего комплекса разнообразной фортепианной техники. В

систему игровых умений и навыков входят ряд компонентов, включающих как элементы

техники, так и средства выразительного исполнения. При этом способы и приёмы,

объединяющиеся

понятием

«техника»,

неразрывно

связаны

с

художественными

средствами исполнения. И не только связаны, но и взаимодействуют.

Основа формирования навыков – это взаимосвязь всех приёмов и умений, сознательность

в формировании их и неразрывное взаимодействие их со слуховыми навыками, с

действенным слуховым самоконтролем. Развитие музыкально-слуховых представлений –

не только предпосылка формирования исполнительских умений и навыков, но и следствие

правильного

их

применения.

Именно

характер

звуковых

образов

обусловливает

применение тех или иных навыков, которые всегда как бы вновь создаются.

Выработка навыков начинается с овладения умением. Упражняемость умений, их

постоянство и устойчивость – условие их автоматизации и превращения в навыки. Вместе

с

тем

процесс

автоматизации

навыков

органично

связан

с

сознательным

их

формированием. Только это и обеспечивает постоянное их совершенствование.

Сегодня в класс фортепиано приходят дети разного уровня одаренности и подготовки.

Задачи общего музыкального воспитания поставили перед педагогами необходимость

изменения методов музыкального обучения. Ученик формируется как музыкант в

процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Основой обучения является работа

над направлением на формирование его художественного опыта. В этой работе ученик

приобретает знания, умения и навыки, необходимые для его дальнейшего развития, и

главное, он должен овладеть умением самостоятельно изучать произведение.

Эффективность и качество усвоения теоретических и практических знаний при изучении

произведений в рамках дисциплины обусловлено тем уровнем самостоятельной учебно-

познавательной деятельности учащихся, на котором осуществляется этот процесс, и теми

психолого-педагогическими

условиями,

которые

создаются

с

целью

усвоения

разработанного преподавателем дидактико-технологического конструкта.

Достичь высокого уровня можно только за счет специального обучения учащихся умению

непосредственно

осуществление

при

изучении

музыкальных

произведений

и

самостоятельной учебно-познавательной

деятельности,

ее творческих операций и

действий.

То есть задача преподавателя в современных условиях заключается в необходимости

внедрения методики организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности

учащихся при изучении произведений, в процессе обучения предмету. Именно развитие

навыков любительского музицирования и творчества детей, сегодня является ядром всей

системы общего музыкального образования, которое объединяет профессиональную

работу преподавателя с запросами детей и их родителей, имеет практическое применение

в жизни и после окончания обучения.

5

Специфика заключается в том, что, опираясь на традиционные формы профессионального

обучения в ДМШ, ее деятельность направлена, прежде всего, на поиск новых форм и

методов

обучения

в

развитии

творчества,

свободного

музицирования

в

деле

общеэстетического, гуманитарного воспитания учащихся, развития художественного

вкуса, интеллектуальных способностей и приобщение к духовному и культурному

наследию.

При всем многообразии репертуара должен быть дифференцирован в зависимости от

степени одаренности ученика, его уровня развития, индивидуальных особенностей и, что

очень важно, работоспособности. Репертуар ученика должен быть разнообразным по

смыслу, форме, стилю, фактуре.

Преподаватели имеют право свободно дополнять и расширять репертуар, гибко относится

к программе, учитывая индивидуальные способности ученика. Недопустимо включать в

индивидуальный план произведения, превышающие возможности ученика. Очень важно

научить учащихся рационально использовать время для домашних занятий для

достижения лучших результатов.

Современная музыкальная педагогика с ее установкой на общее музыкальное воспитание,

музыкальную грамотность, всех без исключения, детей особое внимание обращает на

первый из этих способов.

Задача привлечения ребенка к радости самостоятельного и к тому же творческого по

своему характеру музицирования в течение значительного периода времени оказалось

центральной

задачей

в

мировой

музыкальной

педагогике.

Были

выработаны

и

многократно проверены на практике различные формы и методы активного образа

музыкального воспитания.

Знание психологических особенностей, умение использовать их инструментальной

подготовки во многом определяют характер, содержание и форму работы педагога в

классе фортепиано и служат ее активизации

.

6



В раздел образования